Рабочая учебная программа начального общего образования по «Детской риторике» для 2 класса (УМК «Школа 21 века»)
методическая разработка (2 класс)

Ванюнина Анна Михайловна

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

 Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_ritorika_2_klass.docx49.2 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Программа принята на заседании педагогического совета школы

протокол

от _______________

Программа рассмотрена

на ШМО учителей начальных классов

протокол от ___________

               

Программа согласована 

зам. директора по УВР МБОУ  СОШ №10:

________Т.В.Кушнарева

« __ » __________2018

Программа  утверждена

директор школы МБОУ СОШ № 10 п.Чегдомын

_________Л.В.Назимова

приказ  от _____________

 «Средняя общеобразовательная школа №10»

Верхнебуреинского района р.п. Чегдомын

Рабочая учебная программа

 начального общего образования

по   Детской риторике

для 2 класса

(УМК «Школа 21 века»)

Учитель начальных классов

                                      Павлова А.М.

2022-2023 уч. год

       Пояснительная записка

Данная рабочая программа по риторике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторской программы по курсу «Риторика» авторов Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской.

 Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»[1].

Общая характеристика курса

  В программе каждого класса выделяются два блока: Первый блок – «Общение» даёт представление о

– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

– тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

– речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных

умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Место курса «Риторика» в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Риторики» во 2 классе выделяется 35 часов в год (1 ч в неделю, 35 учебных недель).  

Ожидаемые результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

 формулировать задачу чтения, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

 пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

 отличать подробный пересказ от краткого;

 пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

 реализовывать устные и письменные рассуждения как текстов определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить), формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

– при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

Формы контроля и оценки планируемых результатов.

Формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

        -публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время)

Содержание курса учебного предмета «Риторика» 2 класс (35 часов)

ОБЩЕНИЕ. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – что – с какой целью. Речевые роли (в семье, школе).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.

Перечень учебно-методического обеспечения

       Учебные пособия

  1. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник тетрадь для 2 класса. В 2 ч. – Изд. 2-е, / Т.А. Ладыженская и др. – М.: ООО  

«Баласс»; Издательство «Ювента», 2015.  

  1. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. – М. : Баласс; Ювента.
  2. Нечаева Н.В.  Изучение результативности развития речевой деятельности младших  школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

УУД

план

факт

1

Что такое успешное общение.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: Познакомятся с учебником  

 Умения: научатся объяснять

значение речи, общения в жизни людей

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу,  составлять план  действий  

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Коммуникативные:  Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

2

3

4

Наука риторика.

Компоненты речевой ситуации: кто (адресант) – кому (адресат) что (содержание высказывания)

Говорит–пишет.

Твои речевые роли.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: познакомятся с элементами учебной книги, условными знаками.

Умения: научатся анализировать речевую ситуацию, определять ее компоненты.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу

Познавательные: использовать общие приёмы решения учебно-практических задач.

Коммуникативные

Оценивать соответствие высказывания речевой ситуации, в частности его адресату. Создавать устные высказывания, учитывая адресата высказывания.

5

6

7

8

Темп. Громкость.

То же слово, да не так бы молвить (тон речи).

Настроение, чувства и тон говорящего. Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: научатся называть несловесные средства общения.

Умения:  

определять соответствие основного тона, темпа, громкости речи, выделенных смысловых ударений

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения  

Познавательные: смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. 

Коммуникативные: 

объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

9

10

11

12

13

Мы слушаем – нас слушают.

Сигнал принят, слушаю!

Слушаем и стараемся понять, выделяем непонятное.

Слушаем, как говорят. Слушаем на уроке, слушаем целый день!

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: научатся называть словесные и несловесные сигналы (средства)

Умения:  пользоваться приемами слушания в учебной деятельности: при объяснении материала, при восприятии на слух текстов и т.д.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения  

Познавательные: Выделять непонятное при слушании, спрашивать о незнакомых словах, выражениях.

Коммуникативные: 

Оценивать себя как слушателя в учебной и внеучебной деятельности.

14

15

Вежливая просьба.

Скрытая просьба.

Урок комбинированный

Знания: научатся называть речевые формулы вежливой просьбы Умения:   оценивать корректность речевого поведения, использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики  

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: 

применять установленные правила в планировании способа решения  

Познавательные: 

объяснять, какими правилами можно пользоваться, чтобы просьбу выполнили.

Коммуникативные:  моделировать просьбу (и скрытую просьбу) в различных ситуациях общения

16

17

О чём нам говорит шрифт.

Рисунки, иллюстрации,

таблицы, схемы…

Урок комбинированный

Знания: научатся объяснять роль шрифтовых выделений в учебных текстах.

Умения:   анализировать информацию, представленную на рисунках, схемах и т.д.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные:

реализовывать устные и письменные высказывания

Познавательные: 

рефлексия способов и условий действий; смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели. 

Коммуникативные:

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

18

19

20

Тема, основная мысль, заголовок. (Повторение) Опорные слова.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: научатся определять тему и основную мысль текста; выделять опорные слова в тексте.

Умения:  

Составление текста по ключевым словам.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: 

использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осознанно и произвольно строить сообщения в устной  форме, в том числе творческого  характера. 

Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров

21

22

23

Подробный пересказ.

Краткий пересказ.

План.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: знакомство с планом-оглавлением.

Умения:  пересказывать текст подробно;

реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа

Познавательные: осуществлять смысловое чтение,  составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.

Составлять план текста для пересказа.

Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь

24

25

Согласие или отказ.

Отказывай, не обижая.

Ответы на отказ.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания: знакомство со средствами, смягчающими отказ.

Умения:   оценивать корректность речевого поведения.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: 

выбирать действия в ситуации, в которых можно дать согласие или отказ на выполнение просьбы.

 Познавательные: 

использование этикетных форм вежливости, тона вежливой речи, вежливых жестов, мимики при обращении с просьбой и при вежливом отказе.

Коммуникативные: 

строить  этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие; просьба–отказ–ответ на отказ.

26

Типы текстов

Урок комбинированный

Знания:  Знакомство с объяснительно-доказательной частью рассуждения.

Умения:    определять задачу рассуждения: объяснить, доказать; различать точные и неточные рассуждения.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные:   

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

Познавательные: 

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные:  делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

27

28

29

Рассуждение.

Примеры в рассуждении.

Ссылка на правило, закон.

Точные и неточные объяснения.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания:  Знакомство с объяснительно-доказательной частью рассуждения.

Умения:    определять задачу рассуждения: объяснить, доказать; различать точные и неточные рассуждения.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные:   

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

Познавательные: 

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

Коммуникативные:  делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

30

31

Описание, признаки предмета.

Описание в объявлении,

загадки-описания, сочини

загадку.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания:  Знакомство с понятием о тексте описания, его отличительных признаков.

Умения:    сочинять загадку, в основе которой лежит описание

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: 

формулировать и удерживать учебную задачу, применять правила в планировании способа решения.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы

32

33

34

Было или придумано,

части рассказа.

Хочу вам рассказать.

Урок изучения нового материала и первичного закрепления  

Знания:  Знакомство с понятием о невыдуманном рассказе, его структуре.

Умения:     составлять невыдуманные рассказы о себе, о своих близких.

Текущий контроль (устный

опрос)

Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, предвосхищать результат. 

Познавательные:  при выполнении некоторых заданий  осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения, адекватно оценивать собственное поведение и  окружающих

Дополнительная литература

  1. Кульневич СВ., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. Ч. 1,2. Практическое  пособие.  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004.
  2. Ладыженская Т.А. Детская риторика в рассказах и рисунках- методические рекомендации для учителя 2 класс, М.: Ювента; Баласс, 2012 год.
  3. Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе: Книга для учителя. - М., 2011.
  4. Нечаева Н.В.  Изучение результативности развития речевой деятельности младших  школьников. – Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004. – 96 с.
  5. Сергеева Л.В. «Художественное слово на уроках чтения». // «Начальная школа». 2006 - № 2, С - 59-61.
  6. Свиридова Л.А. «Литературное образование младших школьников». // «Начальная школа плюс до и после». 2005 - № 10, С - 62-66.
  7. Тимофеева И.И. «Что и как читать вашему ребенку от года до десяти лет». // Санкт-Петербург. 2000, С - 62-76.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа начального общего образования на 2014 -2015 учебный год для 3 класса по иностранному языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский                    язык: Английский с...

Рабочая учебная программа начального общего образования на 2014 -2015 учебный год для 4 класса по иностранному языку

УЧЕБНИК: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н. Английский язык: Английский с удовольствием/Enjoy English: учебник для 4 кл. общеобраз.  учрежд.- Обнинск: Титул,2013...

Рабочая учебная программа начального общего образования 1класс

В материале представлена рабочая программа для 1 класса по программе "Школа России" по предметам: русский язык,литературное чтение,математика,окружающий мир,технология ,ИЗО...

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа рассчитана для учащихся 1 класса. Она включает разделы: пояснительная записка, содержание, планируемые результаты и календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Умелые ручки"(2 класс).

Программа рассчитана на учащихся 2 класса. Она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Информатика"(3 класс).

Программа рассчитана на учеников 3 класса. она содержит разделы: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....

Рабочая учебная программа начального общего образования по курсу внеурочной деятельности "Азбука Смоленского края "(4 класс).

Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Она включает: пояснительная записка, содержание курса, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....