Это было в старину ВНЕУРОЧКА
план-конспект занятия (3 класс)

Кубышкина  Екатерина Александровна

ВНЕУРОЧКА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_fragmenta_matematiki_v_3_klasse.docx85.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Это было в старину».

Цель : создание условий  для ознакомления  обучающихся со старинными единицами измерения длины.

Задачи:

Образовательные:

расширить кругозор, изучив историю происхождения названий старинных единиц измерения длины;

Развивающие:  развитие познавательного интереса к математике; развитие логического мышления,  внимания.

развитие поисковой, творческой, познавательной деятельности;

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи; воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе.

воспитание взаимной ответственности за результаты учебного труда, аккуратности и правильности в оформлении заданий.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать познавательный интерес к учебному материалу,  способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве,

Уметь определять и формулировать цель занятия, проговаривать последовательность действий на занятии,  оценивать правильность выполнения действия в соответствии с поставленной задачей,  высказывать свои предположения.

Коммуникативные УУД: формировать умение работать в парах,  группе,  находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Уметь выражать свои мысли полно и точно, управлять действиями товарища (оценивать, корректировать)

Познавательные УУД: познакомить  со старинными  единицами измерения длины,  формировать  умение переводить старинные меры длины в современные, научиться применять полученные знания.

Дидактический материал: раздаточный материал (линейка), презентация.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Вводный этап.

Приветствие.

- Здравствуйте ребята, сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Елизавета Николаевна. Сидите ровно, спина касается спинки стула.

2. Психологический настрой.

- Девизом нашего занятия будут эти слова:

В коллективе чужой работы не имеется.

-К чему призывают эти слова?

3. Самоопределение к деятельности.

- Объясните смысл пословицы.

От горшка три вершка, а уже указчик.

- Какое слово мы редко употребляем в современной речи ? Подчеркнём его.

- Что оно обозначает?

 -А хотите узнать?

- Мы к ней в конце занятия вернемся.

- Отгадайте ребус, чтобы определить о чем мы сегодня будем говорить.

- Вы помните правила отгадывания ребуса?

- А про какую конкретно длину вы определите, выполнив следующее задание.

- Уберите из списка лишнее: Сантиметр, метр, дюйм, дециметр.

-Молодцы!

4. Определение темы и задач занятия.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на занятие?

- Я немного уточню, тема нашего занятия: «Это было в старину».

-Какую мы поставим цель?

- Какие мы поставим задачи?

Научимся находить их значение.

Узнаем старинные меры длины

-Пронумеруйте задачи в той последовательности, в которой мы будет их выполнять.

Узнаем старинные меры длины

Научимся устанавливать соответствие старинных и современных мер длины

-Молодцы!

-Сегодня на занятие я предлагаю вам побыть исследователями, чтобы познакомиться с темой.

- На занятие мы будет использовать листы самооценки.

Приветствуют учителя.

-Призывают работать вместе.

Отвечают на вопросы.

-Не знаем.

-Длина.

-Дюйм.

-О длине.

-Узнать старинные меры длины.

- Научимся находить их значение.

Узнаем старинные меры длины

  1. Основной этап

1. Просмотр мультфильма.

- Кто-нибудь из вас смотрел мультфильм «38 попугаев» О чем он? Почему он так называется?  Посмотрите фрагмент мультфильма.

- Почему длина удава получилась разной?

- Какой выход можете предложить? (

- Зависит ли результат от мерки?

- Чтобы получить точные результаты измерения, нужна универсальная мерка.

- Молодцы. Отлично поработали и выполнили это задание. И как настоящие исследователи проявили такое качество, как внимательность.

-Оцените свою работу на листе самооценки. Если вы справились с заданием поставьте +, а если нет, то -.

2.Работа со сказкой «Дюймовочка».

2. Зачем надо знать старинные меры длины?

-Где они встречаются?

- В каких литературных произведениях вы их встречали? Назовите их.

- Как звучала первая задача? Как мы ее можем выполнить?

- Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек всегда «носит» их с собой и может пользоваться ими в любых условиях. Рассмотрим наиболее распространенные старинные меры длины, упоминания о которых часто встречаются в нашей речи.

1.Вспомним произведение «Дюймовочка». Почему эта сказка так называется? «… в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали…  Она так называется, потому что Дюймовочка была размером с наш большой палец. Давайте поработаем в парах – измерим длину большого пальца. Но для начала вспомним наш девиз. Как мы с вами будем работать?

- Сколько у вас получилось?

-1 дюйм равен 2 см 5 мм.

-Оцените свою работу на листе самооценки. Если вы справились с заданием поставьте +, а если нет, то -.

3. Рассказ про старинные меры длины.

-А теперь посмотрите на доску, сейчас я вам расскажу, какие еще есть старинные меры длины.

- Сейчас я вам раздам таблицу со значениями старинных мер длины. Вы ей можете пользоваться во время занятия.

1 пядь=18 см

1 локоть= 44см

1 аршин=71 см

1 сажень= 2м 10 см

1 верста=1 км 68 м

1 дюйм = 2 см 5 мм

1 вершок-4см 5 мм

4. Работа с произведением Петра Ершова «Конёк-горбунок».

- Прочитайте слова на слайде. Из какого это произведения строки?

«Да еще рожу конька

Ростом только 3 вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами».

- А сейчас мы самостоятельно поработаем в группах. Найдите рост конька горбунка и длину его ушей. Ребята, кто мне расскажет правила работы в группах?

-Сейчас мы поднесем вашу работу под документ камеру и проверим. Первая группа, проверьте есть ли ошибки у второй группы. Теперь вторая группа проверит первую. Есть ли ошибки? Теперь сверьте с эталоном.

Рост:  4 см 5мм • 3 = 13см 5мм. Длина ушей:  71 см .

1 вершок-4см 5 мм

- Оцените свою работу на листе самооценки. Поставьте оценки друг другу.  Если вы справились с заданием поставьте +, а. если нет, то -.

5. Работа со стихотворением Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

-Прочитайте слова на слайде. Откуда они?

… С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину».

- Найдите длину и ширину. Работаем самостоятельно. Если у вас возникнет трудность, то вы можете воспользоваться таблицей.

-Давайте проверим под докумен-ткамерой.

Длина меньше 2 м 10 см, ширина меньше 71 см.

3.  Работа с пословицами.

- А теперь выполним такое задание: соотнесите выражения, пословицы и поговорки с их значением на интерактивной доске.

Выражения, пословицы, поговорки

Значение

Общим аршином мерить.

Относиться ко всему как к обычным явлениям.

Быть на вершок от смерти.

Находиться в опасной ситуации.

От горшка два вершка, а уже указчик.

Говорят о самонадеянном человеке, не имеющем жизненного опыта.

-Оцените свою работу на листе самооценки. Если вы справились с заданием поставьте +, а если нет, то -.

6. Работа по соотнесению старинной меры длины и ее значения.

-Чтобы проверить как вы усвоили данную тему, выполните следующее задание: на доске записаны названия старинных мер длины и разбросаны их значения. Вам необходимо соотнести название и значение.

Дюйм   2 см  5 мм

Вершок   4 см 5 мм

Пядь   18 см

Сажень   2 м 10 см

Аршин   71 см

-Оцените свою работу на листе самооценки. Если вы справились с заданием поставьте +, а если нет, то -.

Ответы детей.

-Измеряли разными мерками.

-Мерка должны быть одинаковой.

-Разные мерки – разные результаты.

Ответы детей.

Слушают учителя.

Работают в парах.

-2 см 5 мм.

Оценивают работу.

Слушают учителя.

- Из сказки «Конек-горбунок».

Работают в группах.

Оценивают работу.

Отвечают на вопрос.

Работают самостоятельно.

Проверяют задание.

Работают на интерактивной доске.

Оценивают работу.

У доски соотносят меры длины и значение.

Оценивают свою работу.

  1. Заключительный этап.

1.Подведение итогов.

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой0

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять –

Щели в доме измерять.

В общем, жили не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди – мерою вещей!

- С чем мы сегодня познакомились?

- Почему эти меры длины исчезли? Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, тормозило развитие производства, мешало установлению торговых связей между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер. 
- Что вам понравилось больше всего?
- Какие мы ставили задачи? Мы их решили?

- Зачем современному человеку знать старинные меры длины?

2.Рефлексия.

-Оцените свою работу на занятие.

На слайде вы видите «птичку».

-Если вам было скучно и вы не узнали ничего нового на занятие, переместите птичку на землю.

-Если вам понравилось занятие и вы узнали что-то новое – переместите птичку на дерево.

Слушают стихотворение.

- Со старинными мерами длины.

- Потому что появились новые.

Ответы детей.

Оценивают свою работу на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим"

Викторина "Старину мы помним. Старину мы чтим" адресована учащимся 3-4 классов. Описание игры. Поле игры разбито на сектора тех цветов. Каждая команда запоминает  свой цвет, отвечает на вопрос. К...

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим"....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим", способствует привитию любви к культуре и традициям русского народа....

Старину мы помним, старину мы чтим.

Внеклассное мероприятие с приглашением бабушек и дедушек.Для гостей дети подготовили песни, прибаутками, танцы, чаепитие, соревновательные элементы....

Педагогическая кадриль "Дело было вечером, делать было нечего..."

Стихотворение о жизки учителей Кошехабльского района на  фестивале учительских клубов....

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим".

Внеклассное мероприятие "Старину мы помним, старину мы чтим". 4 класс.Это мероприятие направлено на приобщение ребят к национальной культуре и традициям русского народа, в процессе игры...