проекты для демонстрационного экзамена
план-конспект занятия (2 класс)

Парспорт исследовательского проекта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon паспорт проекта 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Учебно-исследовательский проект

Структура исследовательского проекта

1. Актуальность проекта

2. Цель проекта

3. Задачи

4. Объект исследования

5. Предмет исследования

6. Гипотеза исследования

7.Методы исследования

8. Ожидаемый результат

9. Теоретическая часть (литобзор по теме исследования)

10. Практическая часть (ход и результаты исследования, ход эксперимента)

11. Аналитическая часть

   -  Результаты исследования

   - Практическое значение результатов исследования

   - Выводы по результатам исследования

12. Список источников

13. Приложения

Актуальность проекта

АКТУАЛЬНОСТЬ (от позднелатинского actualis - фактически существующий, настоящий, современный), важность, значительность чего-либо для настоящего момента, современность, злободневность.

Актуальность исследовательской темы характеризует ее востребованность и важность для решения определенной проблемы (задачи, вопроса), возникшей перед автором работы.
Актуальность исследования представляет собой описание основной проблемы, которую исследователь будет решать в данном проекте и которую поставил  еще до начала работы над проектом. 
 

План написания актуальности проекта может быть следующим:

1. Краткое описание обстоятельств, побудивших написать проект

2. Развернутое описание проблемы, поднимаемой (решаемой) в проекте, обозначение необходимости и значимости ее решения  для себя и для других

3. Описание того что произойдет, если данную проблему не решать

 Как сформулировать проблему 

 Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию работы.

Из формулировки темы должно быть понятно,

  • что не так
  • почему не так и
  • и что будет, если сделать как надо.

Требования к формулировке проблемы:

Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.

Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:

  • должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
  • в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.

При формулировке проблемы надо избегать следующих ошибок:

  • подмены проблемы вопросом:

                           Пример неправильной проблемы: "Как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?"

  • подмена проблемы задачей:

                          Пример неправильной проблемы: "Рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника".

  • подмена формулировки проблемы на область существования проблемы:

                          Пример неправильной проблемы: "Существует проблема общения в сети Интернет".

 Исправляем ошибки при формулировке проблемы:

 "Низкая мотивация учащихся вести здоровый образ жизни"

"Снижение здоровья современных школьников"

"С увеличением интенсивности виртуального общения снижается интенсивность реального общения, теряются навыки "живого" общения"

"Виртуальное общение привело с оскуднению и деградации языковых форм" 

Цель проекта

Как сформулировать цель проекта?

Цель проекта формулируется исходя из описания проблемы, решаемой в проекте (см. Актуальность проекта проекта)

Цель - это проблема "наоборот"

Например:

        

Цель - это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего''

 Лучше всего формулировки цели начинать с им. существительного, например:

- создание...

- развитие...

- разработка...

- изучение...

- определение...

- повышение...

- выявление...;

- установление...;

- обоснование...;

- уточнение...;

Примеры  целей исследования:

  • "Изучение существующих гипотез о зарождения жизни на земле"
  • "Исследование современных систем электронного образования и разработка предложений по их усовершенствованию

Задачи

Как сформулировать задачи проекта?

После формулирования цели формируются задачи проекта . Задачи проекта определяют основные этапы работы для достижения поставленной цели (задачи проекта - это шаги к достижению цели).

Чтобы сформулировать задачи, задайте себе вопрос:

          Что нужно сделать чтобы достичь цель?

При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач соответствует содержани  глав теоретической и практической части проекта, названия которых созвучно поставленным задачам. При определении задач необходимо разбить все исследование на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи.

Формулировка задач обычно начинается с глагола:

«Исследовать сущность»,

«уточнить определение»,

«систематизировать»,

«проанализировать»,

«уточнить и дополнить»,

«обосновать» и т.д. 

 Например:

1. Цель - исследование современных систем электронного образования и разработка способов  их усовершенствования.

Задачи:

    1. Изучить литературу о современных системах электронного образования.

    2. Привести классификацию систем электронного образования и провести сравнительный анализ представленных систем.

    3. Выделить плюсы и минусы наиболее востребованных систем электронного образования

    4. Предложить способы по улучшению систем электронного образования.

    5. Рассказать о перспективах развития данной отрасли образования

2. Цель - содействие улучшению взаимопонимания в семье между родителями и детьми-подростками.

Задачи:

     1. Исследовать психолого-педагогическую литературу, касающуюся взаимоотношения детей и родителей.

     2. Сформулировать основные термины и описать основные стратегии их взаимодействия.

     3. Выявить ключевые проблемы взаимоотношений детей и родителей с помощью  психолого-педагогического тестирования подростков и их родителей.

     4. Предложить способы улучшения взаимопониманию в семье между родителями и детьми-подростками.

 Другие примеры задач исследовательской работы

Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок
Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города
Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области
Выяснить, что такое магнит и магнитная сила
Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Изучить химические свойства пластиковых бутылок
Изучить деятельность декабристов, как первых исследователей
Изучить историю родной деревни
Изучить историю создания мультипликации
Изучить процесс создания мультфильма
Изучить исторические сведения о соли
Изучить состав мороженого
Изучить заболеваемость по медицинским карточкам
Изучить проблему появления социального сиротства
Изучить способы поедания корма
Изучить молодёжный сленг как лингвистическое явление
Изучить требования к школьному рюкзаку
Изучить ассортимент школьных рюкзаков
Изучить упражнения для сохранения и улучшения зрения
Изучить биографию моего прадедушки
Изучить информацию об инфляции и дефляции из различных источников
Изучить последствия инфляции
Изучить литературные и научные издания
Изучить литературу о жизни пчёл
Изучить условия Центра социальной помощи семье и детям города
Изучить научно-методическую и справочную литературу по вопросу создания программ в среде программирования Borland Delphi.

Провести анкетирование учащихся класса
Провести опыты с солью
Провести эксперимент "Шпионская записка"
Провести наблюдения за двигательной активностью тюленей
Провести химический эксперимент по определению наличия и количества железа и меди в яблочных соках
Провести измерения основных параметров микроклимата кабинетов школы
Провести качественный анализ продуктов быстрого приготовления
Провести статистические исследования по выявлению количества учащихся и учителей используюших СМС
Провести оценку удельной активности распада Cs-137 ряда пищевых продуктов.

Узнать какие пчёлы бывают и чем они занимаются
Узнать значение соли в жизни человека
Узнать сколько лет фантику и кто его придумал
Узнать где фантик можно использовать, когда конфета уже съедена
Узнать историю мороженого
Узнать виды мороженого
Узнать какими свойствами обладают магниты.

Проанализировать полученные результаты
Проанализировать творческое наследие А.С. Пушкина
Проанализировать экологическое состояние смешанного леса в зеленой зоне поселка
Проанализировать проблему экологической индикации почв
Проанализировать уровень инфляции в экономике Украины с 2005 года.
Проанализировать основные способы и механизмы решения проблем детей-сирот

Исследовать вес рюкзаков школьников
Исследовать экологическое состояние почвы на пришкольной территории
Исследовать плотность заселения леса муравьями
Исследовать распространение применения компьютерного сленга среди различных социальных групп с помощью интерактивных анкет и тестирующей программы, созданной в среде программирования Delphi.

Определить калорийность исследуемых продуктов питания.
Определить температурный режим наземной части гнезда рыжего муравья
Определить вес рюкзаков школьников
Определить художественную цель, которой руководствовался писатель
Определить наиболее рациональный способ отбора корней для каждого типа заданий.

Рассмотреть значение грибов в окружающей среде
Рассмотреть возможные дефекты зрения
Рассмотреть различные типы заданий, содержащие тригонометрические уравнения
Рассмотреть примеры решения систем уравнений, где необходимо выполнить отбор корней.

Найти информацию о соли
Найти информацию о пользе и вреде минеральной воды
Найти черты физиологического очерка в тексте
Найти полезное применение исследуемому предмету
Найти информацию о невидимках в научной, художественной литературе и интернете.

Предложить свои способы по улучшению состояния почвы
Предложить возможную замену продуктам быстрого приготовления
Предложить рекомендации по употреблению соков в асептической упаковке
Предложить биологические способы борьбы с вредителями леса для улучшения его состояния.

Выявить учащихся с нарушениями осанки
Выявить влияние различных компонентов пищи на функции органов человека
Выявить соки по системе рейтинга, наиболее употребляемые в нашей школе
Выявить причины, которые вызывают инфляционный процесс
Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз.

Измерить фоновый уровень гамма-излучения в жилых помещениях
Измерить плотность потока бета излучения от экранов работающих телевизоров и дисплеев компьютеров
Измерить основные параметры микроклимата кабинетов школы.

Сравнить данные анкетирования и медицинских карт
Сравнить полученные в результате наблюдений данные с литературными
Сравнить повесть с ее фольклорными источниками.

Показать роль деятелей, живших в нашем городе
Показать отношение общества к заслугам Карякина Д.И.

Собрать материал о различных видах грибов
Собрать легенды и мифы о ...
Собрать материал о плесневом грибе мукоре, изучив литературные источники.

Сделать сравнительный анализ ...
Сделать вывод по результатам работы.

Составить краткий словарь наиболее часто употребляемых слов молодежного компьютерного сленга
Составить методические рекомендации для решения уравнений.

Обобщить полученные результаты
Обобщить сведения об инфляции и дефляции.

Описать практический эксперимент
Описать аспекты влияния СМС на психику человека.

Установить основные причины ухудшения зрения.

Проследить литературные связи В. Даля с Башкирией.

Разработать план расселения рыжих лесных муравьев.

Согласовать план с лесничеством.

Получить новую информацию о горах.

Познакомиться с легендами о деревне.

Рассчитать суточный рацион учащихся.

Проработать детально химические методы качественного и количественного анализа железа и меди.

 Объект и предмет


Объект исследования- это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования. Это   может быть какой-либо неживой предмет, или живое существо, или группа предметов (существ, в том числе людей). Также объектом исследования может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается в проекте?

Предмет исследования— это  отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые,  будут исследованы в работе.

Обычноназвание предмета исследованиясодержится в ответе на вопрос: что изучается у объекта исследования?

Различия объекта и предмета исследования

  • объект всегда более полон, интересен и до конца непознаваем. В предмет входят лишь главные, наиболее существенные (с точки зрения данного исследования) свойства и признаки;
  • предмет исследования  отражает конкретные взгляды на исследуемый объект;

Предметом исследования могут быть признаки объекта исследования: свойства, действия, поведение и его состояние.  

Свойства объектов отвечают на вопросы: «Чем может отличаться один объект от другого?», «Что может измениться у объекта при выполнении действия?».

 Например, собаки могут отличаться друг от друга окрасом, города — численностью населения, реки — длиной; при редактировании документа его размер может уменьшиться, при нагревании воды увеличивается её температура.

Каждое свойство определяется некоторой величиной и тем значением, которое эта величина принимает.

Возможности объекта обозначаются именами действий, отвечающими на вопросы «Что он может делать?» (активное действие) или «Что с ним можно делать?» (пассивное действие).

Другими словами, именами действий обозначаются процессы, которые могут происходить с объектом.

Например, далматин бегает, операционная система управляет работой компьютера, воздушный шар можно надуть, файл — переименовать, модифицировать, удалить и т. д.

Чтобы описать поведение объекта,  нужно не просто назвать имена действий, а составить пошаговое описание каждого действия, свойственного этому объекту.

Без этого информация об объекте будет неполной. Ведь действие с одним и тем же именем различные объекты могут совершать по-разному. Например, птицы, воздушные шары и вертолеты неодинаково летают, а действие «строить» человек по-разному выполняет с домами, мостами и тоннелями.

 Говоря о состоянии объекта, человек называет или подразумевает определённое сочетание значений всех или некоторых свойств этого объекта. Например, под хорошей погодой человек может понимать определённую температуру воздуха (тепло), отсутствие сильного ветра (тихо) и осадков (солнечно).

 Когда с объектом выполняется действие, его состояние изменяется. Например, с воздушным шариком можно связать величины «объём» (в литрах), «высота» (в метрах над землей) и «повреждённость» (наличие дырок). Когда воздушный шар надувают, изменяется его объём. Во время полета шара будет увеличиваться высота, на которой он находится. А когда шарик лопнет и упадет, изменятся значения сразу всех тёх величин.

 Рассмотрим несколько примеров формулировки объекта и предмета исследования

 Пример 1

Объект исследования: чипсы.

Предмет исследования: влияние чипсов на здоровье детей.

Пример 2

Объект исследования: стерилизованные и профильтрованные яблочные соки в асептической упаковке.

Предмет исследования: содержание железа и меди в стерилизованных и профильтрованных яблочных соках.

Иногда вместо словосочетания "Объекты исследований" лучше подходит "Объекты наблюдений", например:

Пример 3

Объекты наблюдений: два тюлененка, привезенные в зоопарк с побережья Балтийского моря.

Предмет исследования: адаптация тюленей к условиям зоопарка.

Пример 4

Объекты наблюдений: микроклимат учебных кабинетов.

Предмет исследования: условия микроклимата в учебных кабинетах школы.

Гипотеза

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели.  

Гипотеза исследования определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении, это предполагаемое решение проблемы проекта.

Свойства гипотезы исследования.

Гипотеза должна быть:

  • быть проверяемой
  • содержать предположение
  • быть логически непротиворечивой
  • соответствовать фактам

Гипотезу можно формулировать, используя следующие шаблоны:

«Если …, то …»

 «Так…, как…»

 «При условии, что …»

Выделяют различные типы  гипотез.  
1)    научное предположение (теоретически обоснованное предсказание);
2)    эмпирическое предположение (связь между воздействием и результатом, если..., то...);
3)    рабочая гипотеза (первоначальный план, который мы намечаем, чтобы сделать то-то и то-то);
4)    нулевая гипотеза (что-то делаю, но не знаю, что получится) и др.

Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы.

При описании методов исследования необходимо дать пояснения обосновывающие ваш выбор методов исследования, т.е. почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели.

Методы теоретического исследования:

  • изучение и обобщение информации
  • абстрагирование - отвлечение от несущественных сторон в процессе изучения объекта (предмета, процесса или явления), его свойств, связей, поведения, состояния с целью выделения их существенных, закономерных признаков. 
  • идеализация -  в исследованиях усиленное абстрагирование, с целью более углубленного изучения существенных свойств объекта, а также мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
  • формализация - метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Для построения любой формальной системы необходимо:

  1. задать алфавит, то есть определенный набор знаков;
  2. задать правила, по которым из исходных знаков этого алфавита могут быть получены "слова", "формулы";
  3. задать правила, по которым от одних слов, формул данной системы можно переходить к другим словам и формулам.

В результате создается формальная знаковая система в виде определенного искусственного языка.

Достоинства этой системы:

  1. возможность проведения в ее рамках исследования объекта чисто формальным путем (оперирование знаками) без непосредственного обращения к этому объекту;
  2. обеспечение краткости и четкости записи научной информации, что открывает большие возможности для оперирования ею.
  • анализ -  метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения объекта исследования на составные его части.

В качестве таких частей могут быть использованы какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки, отношения.

Анализ занимает важное место в изучении объектов материального мира. Но он составляет лишь первый этап процесса познания. Для постижения объекта как единого целого нельзя ограничиваться изучением лишь его составных частей. В процессе познания необходимо вскрывать объективно существующие связи между ними, рассматривать их в единстве. Поэтому метод анализа дополняется другим методом - синтезом.

  • синтез  - метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Анализ и синтез как методы познания используются как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования.

  • библиографический анализ литературы и материалов сети Internet.
  • анализ результатов исследования
  • индукция -  метод теоретического познания, основывающийся на формально-логическом умозаключении, когда на основании знания части предметов класса делается вывод о классе в целом.
  • дедукция - метод теоретического исследования, когда вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
  • аксиоматика - это метод развития, построения и систематизации научно-теоретического знания в форме так называемых аксиоматических теорий, при котором некоторые истинные утверждения избираются в качестве исходных положений (аксиом), из которых затем логическим путём выводятся и доказываются остальные истинные утверждения (теоремы) данной теории.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Примеры записи методов исследования:
Пример 1.
Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2.
Методы исследования:
1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;
2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4.
Методы исследования:
1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;
2. проведение замеров температуры;
3. системный анализ;
4. выделение и синтез главных компонентов.

Пример 5.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы;
- опрос школьников;
- проведение замеров массы рюкзака;
- анализ полученных данных.
Пример 6.
Методы исследования:
1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.
2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ. 

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:
Пример 7.
Методы исследования:
1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.
2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.
3. Метод фотографирования.
4. Анализ полученных данных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сдаем экзамены без стрессов!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------...

Литературное чтение. 4 класс. Тематические тестовые задания в формате экзамена. / Авт. - сост.: Нянковская Н. Н., Танько М. А.

Пособие содержит задания по предмету «Литературное чтение» в 4 классе в формате экзамена. Задания предназначены для самостоятельной работы на уроках, для осуществления текущего и тематического контрол...

Рекомендации для родителей, чьи дети сдают экзамены в 4 классе

Рекомендации для родителей, чьи дети сдают экзамены в 4 классе...

«Как написать контрольные и экзамены без стресса?»

«Как написать контрольные и экзамены без стресса?»...

Материал для проведения устного экзамена по английскому языку во 2 классе.

Грамматические задания за курс 2 класса по английскому языку...

памятка по проведению регионального экзамена в 4, 7, 8 классах

Памятка предназначена для родителей, классных руководителей и учителей-предметников 4, 7, 8 классов по проведению регионального экзамена в 2016 году....

28.02.2014 № 84-п г. Нефтеюганск Об организации и проведении репетиционного экзамена по математике в форме единого государственного экзамена для обучающихся XI (XII) классов

28.02.2014№84-пг. Нефтеюганск Об организации и проведении репетиционного экзамена по математикев форме единого государственного экзаменадля обучающихся XI (XII) классов...