Дидактический материал по ритмике
материал

Каюмова Ирина Александровна

Теория, практика. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал

1 год обучения

учитель

Каюмова И.А.

  • Введение

1.Элементы движений.

2.Стихотворный материал.

Мы шагаем в зоопарк,

 Побывать там каждый рад.

 Там медведи и пингвины,

 Попугаи и павлины.

 Там жирафы и слоны,

 Обезьяны, тигры, львы.

 Мы под музыку шагаем

 И движенья выполняем.

В первой клетке мы встречаем слона:

Очень умный, добрый слон

 Посылает всем поклон,

 Он кивает головой

 И знакомится с тобой.

В следующей клетке мы видим сову:

А вот умная сова,

 Только спит она с утра.

 Ничего не отвечает,

 Лишь плечами пожимает.

Мы играем целый день,

 Целый день играть не лень.

 Поскорее в круг вставайте –

 Все за мною повторяйте.

Как солдаты на параде,

 Маршируем ряд за рядом.

 А потом – прыжки, галоп,

 За подскоком бег пойдет.

 Но проверим мы сначала,

 Правильно ли мы стоим:

 Носик вверх, а спинка – прямо,

 За осанкой проследим.

Аист, аист длинноногий,

 Покажи домой дорогу?

 Топай правою ногой,

 Снова правою ногой.

 Теперь левою ногой,

 Снова левою ногой.

 Теперь – правой,

 Теперь – левой,

 Снова – правой,

 Снова – левой.

 Правой, левой,

 Правой. Стой!

 Вот мы и пришли домой!

  • Азбука музыкального движения

              1.Ориентировка в пространстве

Теория. 

Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи какой-либо системы отсчета. Ориентацию в пространстве можно определить, как процесс решения трех задач, которые принято называть “выбор направления”, “сохранение направления”, “обнаружение цели”. 

Практика.

Игра «Далеко — близко»

В эту игру на ориентировку в пространстве можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше игру усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.

Игра «Дотронься до…»

 Игра малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт такие задания:

  • дотянись правой рукой через голову до левого уха,
  • погладь левой рукой правое колено,
  • почеши левой рукой левую ногу,
  • надуй правую щёку и т.д.

Игра «Весёлая зарядка»

Заниматься можно под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде «Правая (левая) рука (нога) в сторону (вверх, вперёд) и т.д.» Далее следуют шаги: «Шаг назад, два шага вперёд, шаг вправо, четыре шага влево». Шаги можно заменить прыжками. Кроме ориентировки в пространстве дети учатся чётко выполнять команды

Игра «Куда змея ползёт»

Детям надо стать «змейкой». Ведущий даёт команды, а «змейка ползёт» в указанном направлении. Поменяйте «змейку» на другой движущийся предмет, и для ребёнка это будет новая игра. Малыши, например, любят «ездить в автомобиле».

Игра «Найди клад»

Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для ребёнка или просто конфеты (если игра, например, на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите, что это клад, и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: «Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад».

2.Упражнения с предметами

Теория. 

Одна из особенностей методики обучения упражнениям с предметами заключается в необходимости концентрировать внимание на предмете. Упражнения исполняются с мячом (мячами), скакалкой, обручем, лентой, вымпелом (вымпелами), шарфом и с булавами (булавой). Каждое упражнение должно выполняться в соответствии с музыкальным сопровождением. Эта задача решается не столько специальными средствами, сколько путем правильного использования музыки в процессе занятий.

Практика.

 с гимнастической палкой:

И. п. – О. с., палка в опущенных  руках

  • Палку поднять на грудь.
  • Палку поднять вверх, потянуться, посмотреть на палку.
  • Палку опустить на грудь.
  • И. п.
  •  И. п. – стоя ноги вместе, палка над головой широким хватом
  • Отставить левую ногу с наклоном туловища влево.
  • И. п.
  • То же, но в другую сторону.
  • И. п.
  • И. п. – О. с., палка в опущенных руках
  • Палку поднять вверх, левую ногу назад на носок; прогнуться, ноги прямые, смотреть вверх.
  • И. п.
  • То же, но с другой ноги.
  • И. п.
  • И. п. – стоя ноги на ширине плеч, палка в опущенных руках
  • Нагнуться, дотронувшись палкой до стоп (выдох).
  • Выпрямиться в И. п. (вдох).

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, палка в опущенных руках
  • Присесть, вытянув прямые руки с палкой вперёд (выдох).
  • Вернуться в И. п. (вдох).

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях, палка сзади в локтевых сгибах
  • Наклон вперёд.
  • Вернуться в И. п.
  • И. п. – ноги врозь, палка за головой, широкий хват
  • Поворот влево.
  • И. п.
  • Поворот вправо.
  • И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – лёжа на животе, руки вытянуты вперёд, палка впереди, хват широкий
  • Поднимая палку, прогнуться, ноги и руки ровные.
  • И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – О. с., палка на полу

Перепрыгивание палки на двух ногах: вправо – влево.

Продолжать 15 – 50 с.

с малым мячом:

  • И. п. – О. с., мяч в левой руке
  • Поднять руки вверх, потянуться, смотреть на мяч.
  • Передать мяч из левой руки в правую.
  • Вернуться в И. п.
  • – 5. То же, но в обратном направлении.

              6. И. п.

             Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки опущены; мяч в левой руке
  • Наклон вправо, ноги ровные, руки над головой; передать мяч из левой руки в правую.
  • И. п.
  • То же, но в другую сторону.
  • И. п.

Повторить 6 – 8 раз.

  • И. п. – стоя ноги вместе, руки в стороны на уровне плеч, мяч в правой руке
  • Присед, мяч на полу перекладывается из правой руки в левую.
  • И. п.
  • То же, но переложить мяч в правую руку.
  • И. п.

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки вдоль туловища, мяч в левой руке
  • Поворот туловища вправо, подбросить и поймать мяч одной (двумя) руками.
  • И. п.
  • То же, но в другую сторону.
  • И. п.

Повторить 5 – 7 раз.

  • И. п. – ноги врозь, руки на поясе. Мяч лежит между ногами

Прыжки над мячом в течении 15 – 20 с.

3.Музыкально-ритмические движения

Теория. 

Музыкально-ритмические движения - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. 

Практика.

Пляска «Стукалка», украинская народная мелодия в обработке Н. Метлова, автор движений Ф. Теплицкая.

        Программное содержание. Учить детей изменять движения с изменением громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные притопы одной ногой.

        Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

        Описание пляски. На 1—8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9—16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Игра «Зайцы и медведь», музыка Н. Римского-Корсакова и В. Ребикова, автор движений Н. Ветлугина

        Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с музыкой различного характера, заканчивать движение в момент окончания звучания музыки, эмоционально выполнять легкие прыжки зайцев, тяжелую поступь медведя.

        Задачи. Воспитывать слуховое внимание, выдержку; развивать творческую активность.

        Описание игры. Все дети - «зайцы». Один из детей - «медведь». «Зайцы» сидят на стульях (в «норках») у стены, «медведь» находится в одном из углов комнаты (в «берлоге»). На музыку Н. Римского-Корсакова «зайчики» выбегают из «норок» и прыжками двигаются по комнате. Когда начинает звучать пьеса В. Ребикова «Медведь», из «берлоги» выходит «медведь». Он ходит тяжело, переваливаясь. «Зайцы» при появлении «медведя» убегают в свои «норки».

Упражнение «Мельница», музыка Т. Ломовой, автор движений Е. Лубянская.

        Программное содержание. Учить детей различать и передавать в движениях динамические оттенки музыкального произведения; изменять движения в соответствии со строением фраз музыкального произведения.

        Содержание упражнения. На первую фразу музыкального произведения дети плавно покачивают вытянутыми вперед руками, скрещивая их перед собой. На вторую фразу делают круговые движения руками, поднимая их над головой и опуская вниз с постепенным нарастанием мышечного напряжения.

Пляска «Русский хоровод», русская народная мелодия «Возле речки, возле моста» в  обработке Н. Метлова, автор движений К. Сучкова

        Программное содержание. Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, изменять движения и их направление на запев и припев, выполнять сужение и расширение круга, плавный и дробный шаг.

        Задачи. Развивать слуховое внимание и эмоциональную отзывчивость на музыку, пространственную ориентировку.

        Содержание пляски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки.

1. На запев идут простым шагом. На припев продолжают идти дробным шагом в том же направлении.

2. На запев идут к центру круга плавным шагом, на припев отходят назад дробным шагом, останавливаясь лицом к центру. Круг расширяется до первоначального размера.

3. На запев дети идут по кругу простым плавным шагом, на припев, разомкнув руки и положив их на пояс, кружатся вокруг себя дробным шагом.

4. Музыкальные игры  

Теория. 

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Временное начало, ритмический рисунок составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного и того же.

        5.Танцевальные упражнения

Теория. 

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен. 

Практика.

Примерные упражнения:

- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;

- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;

- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);

- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;

- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;

- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;

- движения рук «волна»;

- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;

- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;

- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;

- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;

- пружинка на месте по VI позиции;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;

  • Творческая деятельность

1.Игровые этюды

Теория. 

Этюд (франц.) – изучение. Широко применяется в ритмике.  Этюдная работа, с одной стороны, направлена на развитие и совершенствование техники танца и актерского мастерства, с другой стороны помогает закреплению полученных знаний и умений.

Практика.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА

         

«Заколдованный ребёнок»

Ребенка заколдовали. Он не может говорить. На вопросы отвечает жестами. Указательным пальцем он показывает на различные предметы и указывает направления: шкаф, стол, внизу, вверх

«Тише!»

Два мышонка должны перейти дорогу, на которой спит коте
нок. Они, то идут на носочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу:  «Тише!»

Этюд сопровождается музыкой
Б. Берлина «Спящий котёнок».

Выразительные движения: Шея вытянута вперед, указательный палец приставлен к сжатым губам, брови «идут вверх».

«Не покажу!»

 Мама подарила девочке маленькое зеркальце, чтобы она могла пускать солнечные зайчики. Дети обступили девочку, просят показать, какое оно. Но девочка, прижав ладонями, зеркальце к груди и расставив локти, вертится из стороны в сторону: «Не покажу!»

ЭТЮДЫ НА ТРЕНИРОВКУ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП МЫШЦ

«Сосулька»

                 

                  У нас под крышей

                  Белый гвоздь висит,

                  Солнце взойдет,

                  Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвертая строчки: уронить расслабленные руки и присесть.

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене. Шалтай-Болтай Свалился во сне.

(С. Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

«Качели»

         Ребенок стоя качается на качелях.

Выразительные движения: 1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. 2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачиваться вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд сопровождается музыкой  Я. Степовой «На качелях».

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ

«Кузнечик»

     Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед, ступать на кончики пальцев.

«Раздумье»

Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился.  Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?

Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».

Выразительные движения: Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.

«Круглые глаза»

     Однажды первоклассник Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Я шел из школы. Я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».

Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаза были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЖЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЭМОЦИЙ

«Поссорились и помирились»

Два ребенка изображают сначала поссорившихся детей.

Выразительные движения: Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

Затем помирившихся.

Выразительные движения: Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

«Снегурочка»

 Ведущий рассказывает сказку «Снегурочка».

Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку.

Выразительные движения:

  • Удивление: раскрыть рот, приподнять брови.
  • Радость: широко улыбнуться.

«Два рыболова»

На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалеку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.

       

ЭТЮДЫ  НА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА

«Смелый заяц»

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения: Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.

«Вежливый ребенок»

 В зале на стульях сидят дети. Звучит музыка Э. Жака-Далькроза «Ритмический этюд». Входит ребенок и вежливо здоровается с каждым сидящим в зале.

«Кривляка»

Когда кто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривляться, ну, совсем как паяц из кукольного театра. Ему хочется, чтобы

новый человек смотрел только на него

одного.

Во время этюда звучит музыка Г. Окунева «Гримасы».

  • Музыкально - танцевальные игры

Теория. 

Обучение музыкально-ритмическим   движениям детей    направлено    на    закрепление   полученных знаний    и    является    известным    итогом работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)

"Занимательные примеры по математике" (дидактический материал для 1 класса)...

Дидактический материал по развитию речи. Тема: "Предложение. Текст."

Работа над связной речью в начальной школе требует отдельного внимания. Важную роль в этом процессе играют тренировочные упражнения. Цель представленных заданий: формирование умения отличать текст от ...

Тематическое планирование учебного материала программы «Ритмика» на 2012-2013 учебный год. Руководитель студии : Елисеева О.В.

Тематическое планирование программы «Ритмика»на 2012-2013 учебный год.Основная задача: Привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить уча...

Дидактический материал по ритмике

С теорией, практикой (элементы движений)...

Математическая игра от 1 до 10 "Цифра - слово - количество" (раздаточный дидактический материал для детей от 4 до 9 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

Данная игра поможет в игровой форме запомнить числовой ряд от 1 до 10 и обратно, учит детей соотносить цифру и количество предметов, соотносить цифру с её написанием, способствует развитию навыков счё...

Геометрическая игра "Чтение целыми словами и счёт фигур от 1 до 10" (раздаточный дидактический материал для детей от 5 до 11 лет). Авторская разработка. Иллюстративный материал из архива автора.

С помощью игры дети учатся распознавать геометрические формы и сопоставлять их. Расширяются знания об образах и свойствах фигур. Разнообразное расположение фигур на плоскости способствует ориентации в...

Дидактический материал (раздаточный материал)

Карточки с заданиями на повторение английского алфавита, буквосочетаний, новых слов....