Использование проектных технологий в образовательном процессе
статья (4 класс)
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков,
необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.
Cуществует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.
Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе.
Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:
– Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
– Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
– Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologii_proektnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.docx | 318.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии проектного обучения
в начальной школе
Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.
Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
Я активно использую метод проектов в своей работе. Особенно на уроках окружающего мира, русского языка и литературы.
При использовании проектных технологий ставлю перед собой следующие задачи:
- Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- Самостоятельно конструировать свои знания и мысли;
- Умение ориентироваться в информационном пространстве;
- Критически мыслить.
Метод проектных технологий далеко не новый. Основоположником был американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.
Проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов).
Проекты бывают:
- Исследовательские;
- Творческие;
- Информационные;
- Монопроекты;
По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.
Так как работа с проектом - это очень сложная работа, поэтому готовить
учеников к ней нужно постепенно.
В своей работе я чаще использую творческие, групповые проекты. Над
индивидуальными проектами мы с учащимися работали дважды.
По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:
- краткосрочные (2–6 ч),
- среднесрочные (12–15 ч),
- долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.
В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
С 2019 года реализованы проекты:
- «Созвездия» - окружающий мир, 1 класс
- «Вода и лед» - окружающий мир, 1 класс.
- «Библиотека» - литературное чтение, 1 класс.
- «Мои любимые сказки о животных» - литературное чтение, 2 класс.
- «Моя семья» - русский язык, 2 класс
- «Сказки А.С. Пушкина» - литературное чтение, 3 класс
- «Заглянем в кладовые земли» - окружающий мир, 3 класс
- «Красная книга» - окружающий мир, 4 класс
- «Профессии» - окружающий мир, 4 класс
- «Моя родословная» - окружающий мир, 4 класс.
Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Моя задача, как учителя – не учить, а научить учиться!
Моя цель – стремиться обучать, воспитывать детей, создать такие условия, чтобы сформировалась личность, чтобы дети могли самостоятельно мыслить.
Я стараюсь изменить психологический климат в классе и направить работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности: поискового, исследовательского и творческого характера.
С применением проектных технологий изменилась самооценка учащихся.
После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:
– помочь ученикам произвести самооценку проекта;
– оценить процесс проектирования;
– подготовить проект к презентации.
Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".
Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач, а также активнее использовать проектные...
«Использование проектных задач в образовательном процессе»
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образоват...
Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"
Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...
"Использование проектных задач в образовательном процессе"
Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение е...
Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе
Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....
«Использование проектных задач в образовательном процессе»
В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, универсальное учебное...