Использование проектных технологий в образовательном процессе
статья (4 класс)

Максимова Татьяна Александровна

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков,

необходимых в исследовательском поиске, – одна из основных практических задач современного образования.

 Cуществует необходимость использовать эту технологию для осуществления связи теории с практикой в начальной школе.

Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе.

Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:

– Раскрыть сущность и историю технологии проектного обучения.
– Дать классификацию учебных проектов, используемых в начальной школе.
– Определить специфику организации проектной деятельности учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проектного обучения

в начальной школе

Современная начальная школа – важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, а только в процессе собственной активной деятельности и происходит развитие ребенка. В настоящее время, когда в нашей стране возникла необходимость в качественно новых характеристиках образовательных систем, метод проектов снова востребован и популярен.

Используя проектную технологию в своей работе, приоритетным ставлю процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

Я активно использую метод проектов в своей работе. Особенно на уроках окружающего мира, русского языка  и литературы.

При использовании проектных технологий ставлю перед собой следующие задачи:

  • Развитие познавательных умений и навыков учащихся;
  • Самостоятельно конструировать свои знания и мысли;
  • Умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • Критически мыслить.

Метод проектных технологий далеко не новый. Основоположником был американский философ - идеалист Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его мировоззрениям, истинным и ценным является только то, что полезно людям, что дает практический результат и направлено на благо всего общества. Он считал, что вслед за человечеством ребенок должен повторить путь познания окружающего мира. В России метод проектов получил широкое распространение в Трудовой школе 20-х г.г. П.П. Блонским С.Т. Шацким. Они исходили из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности.

Проект -  это  совокупность  определенных действий, документов,  предварительных текстов,  замысел для создания реального объекта, предмета,  создание разного рода теоретического продукта.  Это всегда творческая деятельность.  В основе  метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков  учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания  и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления (Е.С. Попов).

Проекты бывают:

  • Исследовательские;
  • Творческие;
  • Информационные;
  • Монопроекты;

По степени включения есть индивидуальные и групповые проекты.

Так как работа с проектом  - это очень сложная работа, поэтому готовить

учеников к ней нужно постепенно.

В своей работе я чаще использую творческие, групповые проекты. Над

индивидуальными проектами мы с учащимися работали дважды.

        По затратам времени метод проектов является довольно трудоёмким, можно выделить:

  • краткосрочные (2–6 ч),
  • среднесрочные (12–15 ч),
  • долгосрочные (четверть, полугодие, год) проекты, требующие времени для поиска материала, его анализа и т. д.

В проектной деятельности младших школьников выделятся следующие этапы, соответствующие структуре учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

С 2019 года реализованы проекты:

  •  «Созвездия» - окружающий мир, 1 класс
  • «Вода и лед» - окружающий мир, 1 класс.
  • «Библиотека» - литературное чтение, 1 класс.
  • «Мои любимые сказки о животных» - литературное чтение, 2 класс.
  • «Моя семья» - русский язык, 2 класс
  • «Сказки А.С. Пушкина» - литературное чтение, 3 класс
  • «Заглянем в кладовые земли» - окружающий мир, 3 класс
  • «Красная книга» - окружающий мир, 4 класс
  • «Профессии» - окружающий мир, 4 класс
  •  «Моя родословная» - окружающий мир, 4 класс.

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний учитель превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Моя задача, как учителя – не учить, а научить учиться!

Моя цель – стремиться  обучать, воспитывать детей, создать такие условия, чтобы сформировалась личность, чтобы дети могли самостоятельно мыслить.

Я стараюсь изменить психологический климат в классе и направить работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности: поискового, исследовательского и творческого характера.

С применением  проектных технологий изменилась самооценка учащихся.

После выполнения проекта необходимо помнить, что нужно:

– помочь ученикам произвести самооценку проекта;

– оценить процесс проектирования;

– подготовить проект к презентации.

Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе младшие школьники приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Использование технологии проектного обучения в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

C:\Users\maximova.t\Desktop\8Tye0lEdzyE.jpg

C:\Users\maximova.t\Desktop\m0Pn-sTRIug.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....

Реферат "Использование проектных задач в образовательном процессе начальной школы".

Предлагаемый реферат поможет педагогу сориентироваться в теоретических основах учебного проектирования, определиться в различии учебных и проектных задач,  а также активнее использовать проектные...

«Использование проектных задач в образовательном процессе»

Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин, с использованием только классно-урочной формы организации образоват...

Статья "Использование проектной деятельности в образовательном процессе, в работе с родителями"

Статья посвящена проблеме использования метода проектов в начальной школе.Использование метода проекта в начальной школе - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять с...

"Использование проектных задач в образовательном процессе"

Что такое проектная задача? Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение е...

Методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе

Использую в своей работе рекомендации А.И.Савенкова. Разработала методические рекомендации по использованию проектной деятельности в образовательном процессе ....

«Использование проектных задач в образовательном процессе»

В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования, впервые рассматривается такое общеучебное, универсальное учебное...