Пояснительная записка ВД по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Умники и умницы» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями с 31.03.2015)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
- Планируемых результатов начального общего образования.
- Постановления от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях".
- Авторской программы под редакцией Виноградовой Н.Ф.
в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ Красноярской СОШ и
1. Пояснительная записка
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно- научную грамотность, финансовую грамотность.
Цель курса - развитие функциональной грамотности учащихся, умения применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах.
Задачи курса:
- формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
-учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- формировать представления о законах развития природы и возможностях использования их в современной среде ;
- формировать понимание значения денег в современной жизни, умение ими распоряжаться,
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
-учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
-распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут
быть решены средствами математики;
-формулировать эти проблемы на языке математики;
-решать проблемы, используя математические факты и методы;
-анализировать использованные методы решения;
-интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
-формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями
Учащиеся, овладевшие естественно-научной грамотностью, способны: использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
В 4 классе в программу добавляется модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения раздела «Финансовая грамотность» являются:
-развитие экономического образа мышления;
-воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
-формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 4 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
2 четверть – модуль «математическая грамотность».
3 четверть – модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 1-2 классах программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует технику чтения.
В 3-4 классах в программу включены модули «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественно - научная грамотность».
В 3-4 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» рассчитана на четыре года обучения, ориентирована на учащихся 1-4 классов, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Количество часов в год: в 1 классе 33 учебных часа из расчета 1 час в неделю, во 2 – 4 классах по 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с планом внеурочной деятельности.
2.Содержание курса внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Умники и умницы» с указанием форм организации и видов деятельности
Внеурочная деятельность по основам функциональной грамотности предусматривает различные формы деятельности: экскурсии, круглые столы, конференции, беседы литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии, проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы. Выполнение заданий из банка PISA, TIMSS и т.д.
И реализуется через следующие виды внеурочной деятельности:
игровая, проблемно-ценностное общение, познавательная деятельность, викторины, заочные, дистанционные конкурсы и т.д.
Все формы проведения занятий по программе внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предусматривают широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию
1-2 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (34 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (12 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (11 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?
Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (11 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
Раздел 1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
Распределение часов содержания программы
№п/п | Модуль | 1-2 класс | 3 класс | 4 класс | Всего | |
1 | «Основы читательской грамотности» | 34 | 12 | 9 | 45 | |
2 | «Основы математической грамотности» | - | 11 | 8 | 19 | |
3 | «Основы естественнонаучной грамотности» | - | 11 | 8 | 19 | |
4 | «Основы финансовой грамотности» | - | - | 9 | 9 | |
Всего | 33/34 | 34 | 34 | 92ч |
3.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»
Результаты внеурочной интеллектуальной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
приобретение школьниками знаний о правилах ведения здорового образа жизни, основных нормах гигиены, о технике безопасности на занятии; о приятных в обществе нормах отношения к природе, памятникам истории и культуры; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектных задач и организации досуга других людей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
2.Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Развитие ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к природе, к родному Отечеству, его истории и народу, к труду, к другим людям.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, общеобразовательной организации, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации
обще- интеллектуальной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации воспитанников. У обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия.
ЛИЧНОСТНЫЕ
.Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
3-4 класс
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ и ПРЕДМЕТНЫЕ результаты
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Находит и извлекает информацию из различных текстов | Находит и извлекает математическую информацию в различном контексте | Находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях из различных текстов | Находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
ЛИЧНОСТНЫЕ
Читательская грамотность | Математическая грамотность | Естественнонаучная грамотность | Финансовая грамотность |
Оценивает содержа-ние прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собст-венную позицию по отношению к прочи-танному; формулирует собст-венную точку зрения | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей | Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ.
В результате освоения программы внеурочной деятельности АООП НОО коррекционно-развивающей области для обучающихся с ЗПР будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные универсальные учебные действия включают:
сформированность у обучающихся мотивации к обучению и познанию, сформированность социально значимых личностных качеств, основ гражданской идентичности, сформированность ценностно-смысловых установок и навыков нормативного поведения.
внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
развитие потребности в сенсорно-перцептивной деятельности, способность к использованию адекватных учебным задачам способов чувственного познания;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
установку на здоровый образ жизни (в том числе охрану анализаторов и нарушенного зрения) и её реализацию в реальном поведении и поступках;
потребность в двигательной активности, мобильность;
ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в доступных видах деятельности;
принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
развитие чувство прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
овладение доступными видами искусства.
Регулятивные универсальные учебные действия представлены
следующими умениями:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов деятельности; различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать запись результатов решения задачи;
использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной деятельности;
осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Познавательные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
осуществлять запись выборочной информации, об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
использовать знаково символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии;
владеть рядом общих приёмов решения задач;
предупреждать вербализм знаний и умений; устанавливать связь чувственного и логического;
адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую роль зрения;
владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия представлены следующими умениями:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие
использовать невербальные средства общения для взаимодействия с
партнером.
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с ОВЗ:
• воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, любви к близким и уважения к окружающим, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися с ОВЗ социальных знаний (о Родине, о ближайшем окружении, о семье и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательной организации, т. е. в защищенной, дружественной среде, в которой обучающийся получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение обучающимися с ОВЗ начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательной организации, в открытой общественной среде.
4. Тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы курса по основам функциональной грамотности «Умники и умницы» (приложение 2)
- Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1 |
|
2 | Интернет-ресурсы |
| |
4 | Технические средства обучения |
| |
5 | Оборудование класса |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/02/picture-516030-1522677368.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 класс
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обу...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/21/picture-966116-1669036639.jpg)
Рабочая программа по основам функциональной грамотности "Читаем, считаем"
Программа внеурочной деятельности интеллектуального направления по основам функциональной грамотности «Читаем, считаем» составлена на основе Федерального государственного образовател...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/28/picture-1454589-1677553310.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ» (общеинтеллектуальное направление) 1 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-353171-1422727317.jpg)
КТП внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»
КТП внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности «Умники и умницы»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/08/picture-345445-1457451234.jpg)
Презентация "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности"
Предлагаю готовую презентацию по теме "Читательская грамотность - основа функциональной грамотности", в которой дается определение читательской грамотности, основные аспекты читательской гра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-599607-1424801021.jpg)
Читательская грамотность как основа функциональной грамотности
Функциональная грамотность школьников является важным показателем качества образования. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где ...