Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука нравственности" (1-4 кл)
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Дыдыкина Ольга Михайловна

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности»  учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Администрация Бутурлинского муниципального округа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кочуновская основная общеобразовательная школа

                           Принято

на заседании педагогического совета

Протокол от                    №

    Приложение к ООП НОО      

    Утверждаю.

    Директор _________ Е.А.Рыжичкина

     Приказ                     №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности 

«Азбука нравственности»   

для обучающихся 1 – 4 классов

 (духовно-нравственное направление)

Срок реализации программы 4 года

                           

                                         Составитель: учитель начальных классов

                                                               Дыдыкина Ольга Михайловна,

                                                             I квалификационной категории

с. Кочуново

Планируемые результаты

В результате прохождения программы внеурочной деятельности «Азбука нравственности» предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

- сформировать позитивное отношение учащихся к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть  дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

          Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

В результате прохождения программного материала к концу 1-го класса обучающиеся должны  знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2.  Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

Уметь:

1.  Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

3.  Быть доброжелательными.

4. Сострадать животным, не обижать их.

5. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

6. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

В результате прохождения программного материала к концу 2-го класса обучающиеся должны  знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.

2. Правила этикета.

3.  О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отраженном в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X.Андерсена).

Уметь:

1. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

2. Выполнять обещания.

    3. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки.

В результате прохождения программного материала к концу 3-го класса обучающиеся должны   знать:

1. Каким должен быть воспитанный человек.

2. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

3.  Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждение своих нравственных убеждений.

4.  Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.

5. Правила вежливого отказа, несогласия.

Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

3. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

4. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

5.  Быть сострадательными к чужому горю.

6. Не обижать животных и птиц.

7. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

В результате прохождения программного материала к концу 4-го класса обучающиеся должны  знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.

3. О совести как основе нравственности.

4. Заветы предков. «Поучение» В. Мономаха.

5. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.

Уметь:

1. Различать хорошие и плохие поступки.

2. Воплощать свои этические знания в повседневном поведении,

    в привычках.

3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

4. Давать правильную оценку поступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя  в аналогичную ситуацию.

Ключевые компетенции

1. Ценностно-смысловая компетенция связана с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности.

2. Общекультурная компетенция

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные, семейные, социальные основы жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция

Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа,  рефлексии, самооценки деятельности.

4. Информационная компетенция

Эта компетенция обеспечивает навыки работы с информацией из различных образовательных областей.

5. Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Коммуникативная компетенция - это знания, умения и навыки, необходимые для понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватных целям, сферам, ситуациям общения. Реализация коммуникативной цели обучения предполагает, что речевая деятельность формируется во всех ее видах: чтении, говорении, письме, слушании.

6. Социально-трудовая компетенция

Означает владение знанием и опытом в роли наблюдателя, избирателя, представителя, в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных взаимоотношений и обязанностей. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие. Объектом здесь выступает сам ученик. К этой компетенции относятся, знание правил личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й класс (33 часа)

Раздел 1: Правила поведения в школе (8часов)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в гардеробе. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения в школьном дворе.

Раздел 2: О добром отношении к людям (10часов)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других - ты не один на свете.

Раздел 3: Как стать трудолюбивым (7 часов)

«Ученье - Свет, а неученье - тьма» Как быть прилежным и старательным. Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.

Правила опрятности и аккуратности. Культура внешнего вида. Каждой вещи свое место. Умейте ценить свое и чужое время.

Раздел №4  «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

Аккуратность, опрятность, бережливость - уважение человека к себе. Личная гигиена

Раздел 5: Правила поведения на улице и дома (3 часа)

Как вести себя на улице и дома.

Раздел 6: Школьный этикет (2 часа)

Как должны относиться ученики к учителю и почему? Этикет в общении с учителем. Содержание понятий «вежливость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и этикета. Как человек формирует «личный» этикет. Основные правила вежливости в общении.

2-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (9 часов)

Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Встреча и развлечение гостей. Поведение в гостях. Как дарить подарки.

Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

Заповеди. Дал слово - держи.

Раздел 3: Дружеские отношения (11 часов)

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна». Преданный друг.

 О доброте и бессердечии. Об уважительном отношении к старшим.

О зависти и скромности. О доброте и жестокосердии. В мире мудрых мыслей.

Раздел 4: Понять другого  (10 часов)

Золотые правила. Учимся понимать настроение другого по внешним признакам. О тактичном и бестактном поведении. Учимся находить хорошее в человеке, даже если он нам не нравится. В мире мудрых мыслей. Обзор курса этики за год.

3-й класс (34 часа)

Раздел 1: Культура общения (6 часов)

Этикет разговора. Обращение к разным людям. Вежливый отказ, несогласие. Этикетные ситуации. Афоризмы. Разговор по телефону. Играем роль воспитанного человека.

Раздел 2: Самовоспитание (8 часов)

Что значит быть вежливым? Мои достоинства и недостатки. Большое значение маленьких радостей. О хороших и дурных привычках. Афоризмы о самовоспитании.

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

Заповеди: как мы их исполняем. О сострадании и жестокосердии. Лгать нельзя, но если...? Всегда ли богатство счастье? Спешите делать добро. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Раздел 4: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? (8 часов)

Как сердцу высказать себя? В трудной ситуации, попытаемся разобраться. И нам сочувствие дается, как нам дается благодать. Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки. Диалоги о хороших манерах, добре и зле. Афоризмы. Чему научились на уроках этики

4 -й класс (34ч)

           Раздел 1: Культура общения (6 часов)

Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к ближним. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.

                      Раздел 2: Самовоспитание (8  часов)

Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (12 часов)

 Об источниках наших нравственных знаний. Совесть - основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость - золотой ключик, открывающий сердце людей.

Раздел 4: Искусство и нравственность (8 часов)

Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.

Тематическое планирование

Опираясь на рабочую программу воспитания школы, программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» включает в себя воспитательные компоненты в соответствии с модулем «Школьный урок»

- устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;

- побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);

- привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;

- использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;

- применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные

игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;

- инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность школьников.

1класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Правила поведения в школе

8

2

О добром отношении к людям

10

3

Как стать трудолюбивым

7

4

Правила опрятности и аккуратности

3

5

Правила поведения на улице и дома

2

6

Школьный этикет

3

Итого

33ч

2 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Культура общения

9

2

Общечеловеческие нормы нравственности

4

3

Дружеские отношения

11

4

Понять другого

10

Итого

34

3 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Культура общения  

9

2

Самовоспитание

7

3

Обобщение представлений о нравственных качествах

10

4

Как сердцу высказать себя? Другому,  как понять тебя?

8

Итого

34

4 класс

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1

Культура общения

6

2

Самовоспитание

8

3

Общечеловеческие нормы нравственности

12

4

Искусство и нравственность

8

Итого

34

Формы организации внеурочной деятельности

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.

Для успешности проведения занятий используются современные образовательные технологии (СОТ): работа в паре, группе;

- Ролевые игры;

- Беседы, викторины;

- Коллективные творческие дела;

- Смотры-конкурсы, выставки;

- Тренинги общения;

- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций и др.

В конце обучения начальной школы, обучающиеся  должны владеть, следующими видами образовательных компетенций:

Приложение

Тематическое планирование

1 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Дата провед.

Примечание

теор.

практ.

Раздел №1 «Правила поведения в школе» (8ч)

1

Вводное занятие.

1

2

Правила поведения на уроке

1

3

Правила поведения на перемене

1

4

Правила поведения в общественных местах

1

5

Правила поведения в гардеробе (раздевалке)

1

6

Правила поведения в столовой

1

7

Правила поведения в библиотеке. Урок-экскурсия

1

8

Правила поведения в школьном дворе. Урок – экскурсия (игры  во дворе)

1

Раздел № 2. «О добром отношении к людям» (10ч)

9.

Что такое «добро»

1

10.

Чтение рассказов В.Осеевой, Н.Носова, Е.Пермяка

1

11.

Каким бывает зло?

1

12

«Волшебные» (добрые) слова

1

13

Человек и его поступки. Хорошие и плохие черты характера,

1

14

Жадность и жадины

1

15

Добрые и недобрые дела Урок – беседа с элементами диспута и игры

1

16

Помни о других - ты не один на свете.

1

17

Ты и твои друзья Урок-беседа о литературных героях

1

18

Учимся дружить

1

Раздел №3 «Как стать трудолюбивым» (7 ч)

19

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

1

20

«Играй, играй.а дело знай»

1

21

Как быть прилежным и старательным

1

22

Наш труд в классе

1

23

О лени и лентяях

1

24

Кем быть?

1

25

Профессия моих родителей

1

Раздел №4  «Правила опрятности и аккуратности» (3ч)

26

Культура внешнего вида

1

27

Гигиена тела. «Не только платье красит человека»

1

28

Каждой вещи – своё место Урок – беседа с элементами инсценировки

1

Раздел № 5 «Правила поведения на улице и дома» (2 часа)

29

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающее занятие)

1

30

Безопасное общение с незнакомцами. Практикум

1

Раздел №6 «Школьный этикет» (3часа)

31

«Школа вежливых наук»

1

32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними. Язык, мимика и жесты

1

33

Игра-путешествие в страну Этикета

1

Тематическое планирование

2 класс

Тема занятий

Количество часов

Дата провед.

Примечание

теор.

практ.

Раздел 1.Культура общения (9 часов)

1.

Введение

1

2.

Что такое дисциплина в школе?

1

3.

Правила поведения в библиотеке

1

4.

Внимательность к окружающим (сопереживание, помощь)

1

5.

Правило обязательности: дал слово -держи его

1

6.

Доброжелательность в общении

1

7.

Ты и поступки окружающих

1

8.

Правдивость

1

9.

Поведение в гостях

1

Раздел 2. Общечеловеческие нормы нравственности (4 часа)

10

Заповеди

11

Земля – наш общий дом. Бережное отношение к природе

12

Дал слово - держи

1

13

Нравственные устои русского народа

1

Раздел 3. Дружеские отношения (11 часов)

14

«Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна»

1

15

Преданный друг

1

16

О доброте и бессердечии

1

17

Об уважительном отношении к старшим

1

18

О зависти и скромности

1

19

О доброте и жестокосердии

1

20

Хочешь иметь друга – будь им.

1

21 22

Чтение произведений Н.Носова, В.Осеевой

2

23

«Пословица недаром молвится». Пословицы и поговорки о дружбе

1

24

В мире мудрых мыслей

1

Раздел 4. Понять другого (10 часов)

25

Золотые правила

1

26

Учимся понимать настроение другого по внешним признакам.

1

27

О тактичности и бестактном поведении

1

28

Учимся находить хорошее в человеке

1

29

О чём говорят выразительные движения

1

30

На чём основано взаимопонимание

1

31 32

Чтение художественных произведений о детях и для детей.

2

33

«Да здравствует вежливость!»

1

34

Итоговое занятие.

1

Тематическое планирование

3 класс

Тема занятий

Количество часов

Дата

Примечание

теор.

практ.

Раздел 1.     Культура общения  (9 часов)

1

Этикет разговора

1

2

Обращение к разным людям

1

3

Вежливый отказ. Несогласие

1

4

Этикетные ситуации.

1

5

Афоризмы

1

6

Разговор по телефону

1

7

Играем роль воспитанного человека

1

8

Почему письмо – зеркало души?

1

9

Чтение книг о детях

1

Раздел 2. Самовоспитание (7 часов)

10

Что значит быть вежливым?

1

11

Мои достоинства и недостатки

12

Большое значение маленьких радостей

1

13

О хороших и дурных привычках

1

14

Афоризмы о самовоспитании

1

15

Точность: береги свое время и время других.

1

16

Твои друзья и ты

1

Раздел 3. Обобщение представлений о нравственных качествах(10 часов)

17

Заповеди: как мы их выполняем

1

18

О сострадании и жестокосердии

1

19

Лгать нельзя, но если...?

1

20

Всегда ли богатство счастье?

1

21

Спешите делать добро

1

22

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1

23

Т руд кормит, а лень портит

1

24

Организованность в труде. Кем хочу быть? Почему?

1

25

Чьим трудом славен наш город?

1

26

Герои русских былин

1

Раздел 4. Как сердцу высказать себя? Другому,  как понять тебя?(8 часов)

27

Как сердцу высказать себя?

1

28

Пытаемся разобраться в трудной ситуации

1

1

29

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать»

1

30

Думай хорошо – и мысли созревают в добрые поступки.

1

31

Слово лечит, слово ранит.

1

32

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

33

Афоризмы

1

34

Чему нас научили уроки нравственности?

              1

Учебно-тематическое планирование

4 класс

Тема занятий

Количество часов

Дата

Примечание

теор.

практ.

Раздел 1.Культура общения (6 часов)

1.

Традиции общения в русской семье. «Домострой»

1

2.

Этикет разговора.

1

3.

Обращение к разным людям.

2

4.

Этикетные ситуации

1

5.

О терпимости к ближним

2

6.

Культура спора

1

Раздел 2. Самовоспитание (8 часов)

7.

Что значит быть вежливым?

1

8.

Мои достоинства и недостатки.

1

9.

О хороших и дурных привычках.

1

10.

«Познай самого себя»

1

11.

Самовоспитание

1

12.

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю

1

13.

Как я работаю над собой

1

14.

О терпении

1

Раздел 3. Общечеловеческие нормы нравственности (12часов)

15.

Заповеди: как мы их исполняем

1

16.

О сострадании и жестокосердии

1

17.

Лгать нельзя, но если,..?

1

18.

Всегда ли богатство счастье?

1

19.

Спешите делать добро

1

20.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

1

21.

«Чем ты сильнее, тем будь добрее»

1

22.

«Досадно мне, что слово честь забыто»

1

23.

Россияне о любви к Родине

1

24

Твоя малая родина

1

25.

«Мой первый друг, мой друг бесценный»

1

26.

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей»

1

Раздел 4. Искусство и нравственность (8часов)

27.

Нравственное содержание древних мифов.  За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев

2

28.

Положительные герои в былинах и сказках

1

1

29.

Отрицательные герои в литературных произведениях

1

1

30.

Искусство и нравственность

1

1

31.

«Вот человек. Что скажешь ты о нем?»

1

32.

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1

33.

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

34.

Обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по направлению: духовно-нравственное «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» предназначен для реализации внеурочной деятельности обучающихся 5-х классов в условиях реализации ФГОС ООО. Основная миссия курса...

Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)

Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» (духовно-нравственное направление) 1 – 4 классы

Рабочая программа  внеурочной деятельности«Азбука нравственности»(духовно-нравственное направление)1 – 4 классы...