Интеграция урочной и внеурочной деятельности
материал

Леонова Екатерина Николаевна

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СКАЗКИ  НА  УРОКАХ

И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integratsiya_leonova_e.n.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция урочной и внеурочной деятельности

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СКАЗКИ  НА  УРОКАХ

И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Под интеграцией в педагогическом процессе понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. 

Урочная деятельность – это деятельность, осуществляемая педагогами и обучающимися в рамках отведённого времени.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно - урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения общеобразовательной программы.

Внеурочная деятельность обладает потенциалом в развитии творческих способностей обучающихся. Совершенствование индивидуальных природных задатков и способностей в той или иной сфере деятельности, например – искусство, музыка, спорт. Участвуя в выставках, конкурсах, конференциях обучающиеся приобретают личный опыт социализации.

 Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное время должны совместно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.

Приведу пример интеграции урочной и внеурочной деятельности: «Литературное чтение» и «Воспитание сказкой».

 

«Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок».

А.С. Пушкин

    Едва ли найдётся среди нас кто-то, кто  не любил слушать сказки, читать их, мечтать о волшебных вещах, сказочных приключениях и чудесах. Это только на первый взгляд сказка - забава и развлечение для малышни. Даже взрослые могут найти в  сказках много поучительного для себя.

    Сказка - один из жанров фольклора, повествовательное произведение о выдуманных, фантастических событиях, которые воспринимаются и переживаются как реальные. Сказка входит в жизнь ребёнка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остаётся с ним на всю жизнь.

    В сказках всегда побеждает добро - это очень важно в воспитании детей. Жизнь внесёт свои коррективы, но в подсознании ничего не пропадёт. Тогда ему будет легче справляться с жизненными трудностями.  Сказка в полной мере должна использоваться в семье в воспитании ребёнка. Через сказку легче понять, что такое хорошо и что такое плохо.

     Как сделать обучение и воспитание наиболее эффективным? Какими  методами, средствами поддерживать интерес к учению?

     Всем известно, что использование игровой формы на уроках и во второй половине дня, особенно в 1-м классе, является необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят урок - экскурсия, урок - путешествие, урок - спектакль, урок - сказка. Они позволяют сделать обучение и воспитание доступными, помогают повысить активность детей.

   Умелое применение текстов сказок позволяет сделать урок ярче, содержательнее, интереснее. 

   Выполнение "сказочных” заданий помогает формированию учебной мотивации, сплочению коллектива, умению работать в команде.

   Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:

         Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель».  Детям может быть поставлена цель - помочь Машеньке обмануть медведя.

        «Волшебная палочка». Карандаш  передаётся по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу - правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 1  единицу больше (меньше) или числа в прямом и обратном порядке; на письме: заглавная - строчная буквы; на чтении: название сказки, короткого рассказа  - одного из персонажей этого произведения.

       Приём «Фантастическая добавка». Учащимся предлагается представить себя Колобком (Машей из сказки «Три медведя», дедушкой из «Репки» и т.п.), при помощи которого   попытаться пересказать эту историю с позиции колобка.       

     Приём «Сказочные пазлы».  Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:

-пересказ данного эпизода сказки, изображённой на картинке;

-описание персонажа;

-сочинение своего продолжения сказки.

     Приём «Знакомые герои в новых обстоятельствах»

Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка).

       Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём «Путешествие со сказочным героем» не даст ребёнку скучать на уроке. Петух, герой сказки «Кот, Лиса и Петух», оставляет послание, по которому его можно найти «за тёмными лесами, за высокими горами». Преодолевая препятствия - задания, дети перемещаются по сказочной карте и спасают Петушка. На пути нам встретятся различные препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть  смелыми, быстрыми, сообразительными, внимательными.

     Такие уроки способствуют развитию интереса к предмету, внимания и сопереживания литературным героям.

       Сказки должны входить в план воспитания детей как средство воспитания личности. Целью сказок должно быть развитие в ребёнке данных от природы эмоций. Действие таких книг должно быть направлено на развитие чувств детей, а не на их рассудок. Фантазию ребёнка легко направить как в положительное русло, так и в отрицательное русло развития. Воспитание сказкой должно способствовать воспитанию уверенности в себе и в своих силах.

    При чтении и разыгрывание сказок особым успехом пользуются сюжеты, в которых идёт речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости

 в сказках «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», торжестве правды над обманом «Лисичка со скалочкой», «Волк и семеро козлят» и др., об опасности зазнайства и стремлении «к лёгкому хлебу».

 

    Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогут показать:

-как дружба помогает победить зло («Зимовье») ;

-как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

- зло наказуемо («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

      Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребёнка уверенности в себе, в своём будущем, а не пугать его. Даже, если ребёнок уже научился читать, то не стоит прерывать традиции читать и рассказывать вслух. В любое время совместное чтение сказок дают очень много и маленькому, и взрослому человеку, помогают им сблизиться душой. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка, именно рассказанная малышу. В простой детской сказке содержится все самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

Хорошо организованная и систематическая внеурочная деятельность даёт возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на уроках.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности способствует более успешному формированию и развитию универсальных учебных действий обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирующих социальный опыт младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на первой ступени обучения

В работе представлена презентация и выступление по теме "Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе" в условиях введения ФГОС...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в образовательном процессе как основная характеристика развивающего пространства школьника.

      Умение учиться закладывается в начальной школе вместе с потребностью и желанием учиться. В УМК СРО Л.В.Занкова  выделена задача развития навыков самообразования,...

Реализация ФГОС на прмере интеграции урочной и внеурочной деятельности

В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения воспитывающей деятельности школьников уделено особое внимание.Это деятельность, для удовлетворения потребностей школьников в с...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности на примере проекта Моя семья

Как известно, в развитии любого ребенка основную роль играет познавательная деятельность, которая реализуется в образовании. За словом «образование», по сути, стоит весь жизненный мир ребенка за преде...

Организация проектной деятельности учащихся начальной школы при интеграции урочной и внеурочной деятельности

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.Задачи: - определение проблемы, темы целей проекта  в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся...

Статья "Интеграция урочной и внеурочной деятельности"

В статье представлен  педагогической опыт, который позволяет формировать ключевые компетентности через интеграцию урочных и внеурочных занятий школьников....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности как фактор успешной реализации ФГОС в начальной школе

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;улучшить ус...