Методическая разработка конспект вводного занятия «История правил дорожного движения»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Методическая разработка конспект вводного занятия «История правил дорожного движения» составлена в целях активизации работы по профилактике детского дорожно-транспортною травматизма среди обучающихся.

Методическая разработка, адресована в первую очередь классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, воспитателям, направлена на организацию занятий с детьми в школе, учреждении дополнительного образования детей, в клубах по месту жительства, на площадках.

Предлагаемая методическая разработка поможет в преподавании правил безопасного поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в транспорте, на занятии по изучению истории возникновения правил дорожного движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

Областной конкурс

профессионального мастерства

«Лучший педагог по обучению

основам безопасного поведения на дорогах»

Номинация «Классный наставник безопасности дорожного движения»

Методическая разработка

конспект вводного занятия «История правил дорожного движения»

 

Целевая аудитория

Младший школьный возраст 7-10 лет

Автор составитель

                                                                            Васильева Ирина Николаевна, педагог   дополнительного образования

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

2023 г.

Аннотация.

Методическая разработка конспект вводного занятия «История правил дорожного движения» составлена в целях активизации работы по профилактике детского дорожно-транспортною травматизма среди обучающихся.

Методическая разработка, адресована в первую очередь классным руководителям, педагогам-организаторам, педагогам дополнительного образования, воспитателям, направлена на организацию занятий с детьми в школе, учреждении дополнительного образования детей, в клубах по месту жительства, на площадках.

Предлагаемая методическая разработка поможет в преподавании правил безопасного поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в транспорте, на занятии по изучению истории возникновения правил дорожного движения.

Составитель Васильева Ирина Николаевна, методист высшей квалификационной категории МАУДО «Центр детского творчества» п. Демянск Новгородской области.

1.1. Краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность)

Общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования являются основными звеньями системы обучения и воспитания детей и подростков, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина не соблюдения правил дорожного движения. За каждой из дорожных трагедий – трагедия семьи.

Предупреждение детского дорожно - транспортного травматизма является одним из важнейших аспектов деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Решение такой задачи, как формирование у обучающихся устойчивых знаний и навыков безопасного поведения на дорогах и улицах с помощью изучения Правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности.

Правила дорожного движения регламентируют единый порядок дорожного движения для всех его участников, в том числе и детей. Поэтому ребенок воспринимается водителем как «модель» взрослого человека, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям. Однако дети – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как ко взрослым, а потому дословная трактовка Правил дорожного движения для них неприемлема. Нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной, особенно младшим школьникам, лексике, затрудняет их обучение и воспитание.

Изучение правил дорожного движения невозможно без знания истории их возникновения.

 1.2 Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей проведения)

Целевая аудитория - основной целевой аудиторией методической разработки являются дети младшего школьного возраста. Младший школьный возраст современными учеными определяется как от 6-7 до 9-10 лет. В данном возрасте физическое развитие ребенка, определенный запас представлений о мире, уровень развития речи и мышления, социальное восприятие окружающего мира позволяют начать процесс систематического обучения.

С физиологической точки зрения это достаточно тяжелый период — происходит интенсивный  физический рост, за счет чего наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что влечет за собой  временное ослабление нервной системы (процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, что проявляется в повышенной утомляемости, сильной эмоциональной возбудимости и беспокойстве, повышенной потребности в движениях).

Детям младшего школьного возраста свойственно неразвитое правосознание и самосознание, которое проявляется в непонимании последствий своего поступка и ответственности за свое поведение на дороге, а также неразвитое произвольное неуправляемое поведение на дороге и импульсивность, что может привести к трагическим последствиям. Поэтому именно в младшем школьном возрасте необходимо прививать культуру правильного поведения на дорогах.

К тому же угол «бокового» зрения у детей на 30 градусов меньше, чем у взрослых. Реакция у детей более замедленная, поэтому им нужно больше времени, чтобы среагировать на возникшую опасность. У детей длина шага гораздо короче, чем у взрослых и поэтому они дольше переходят дорогу. К тому же у младших школьников вызывают большие затруднения в определении пространственных положений и скорости объектов на дороге, отсутствует чувство времени при переходе через дорогу или при движении по намеченному маршруту в различных погодных условиях.

Младший школьный возраст наиболее благоприятный период для изучения основ правил дорожного движения, целенаправленного развития навыков, благодаря которым дети смогут ориентироваться на дорогах и избежать опасных ситуаций.

1.3 Роль и место мероприятия в системе работы педагогического работника (связь с другими мероприятиями, субъектами образовательного процесса и дисциплинами)

Обучение младших школьников основам правил дорожного движения играет большую роль. Процесс усвоения знаний состоит не в механическом заучивании, а в формировании познавательного интереса, направленного на понимание опасности дорожной ситуации, последствий неправильного поведения на дороге, обучении навыкам безопасного поведения, воспитании таких личностных качеств, как внимательность, дисциплинированность, наблюдательность, аккуратность, осторожность, бдительность, самостоятельность и т.д.

Обучение детей правилам дорожного движения – жизненная необходимость, поэтому в любом образовательном учреждении регулярно проходят мероприятия, посвященные правилам дорожного движения. Для этого разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука безопасности», в ходе реализации которой проводятся занятия по изучению правил дорожного движения, экскурсии, викторины, конкурсы, игры и т.д. Чем разнообразнее формы работы по обучению детей правилам дорожного движения и поведения на дороге, тем активнее эти правила будут входить в привычку каждого ребенка

1.4. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия

Цель: расширить и углубить знания младших школьников по правилам безопасного поведения на дорогах, через знакомство с историей правил дорожного движения.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
  • повторить правила поведения на улице, вспомнить виды транспортных средств, дорожные знаки.

               Развивающие:

  • развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление, коммуникативные навыки, творческий потенциал;
  • развивать умения и навыки безопасного поведения младших школьников на улице и на дороге.

Воспитательные:

  • повышать мотивацию к изучению правил дорожного движения
  • воспитывать уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание соблюдать их;
  • воспитывать культуру общения обучающихся

Планируемые результаты:

  • развитие познавательной активности и повышение уровня мотивации к изучению правил дорожного движения;
  • повышение уровня знаний по истории возникновения правил дорожного движения;
  • закрепление навыков безопасного поведения на дороге и осознанного соблюдения правил дорожного движения;
  • расширение и закрепление знаний о различных видах транспорта, дорожных знаках, участниках дорожного движения;
  • уметь оценивать свое поведение на дороге

1.5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора

Занятие является введением в образовательную программу и проходит в форме беседы с детьми, с использованием подвижной игры в конце занятия. В ходе беседы используется презентация и демонстрация развивающего мультфильма по теме занятия.

Поскольку традиционные формы занятий по правилам дорожного движения не всегда эффективны и привлекательны для детей младшего школьного возраста, то комбинированная форма занятий, содержащая элементы игры, позволяет развить у детей неподдельный интерес к занятиям, дает возможность проявить себя, что делает процесс обучения более интересным, лёгким и увлекательным.

1.6. Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для

достижения планируемых результатов

Для достижения предполагаемых результатов используются следующие технологии:

  • информационная;
  • игровая;
  • технология сотрудничества.

Применение информативных технологий позволяет сделать занятие неповторимым, наглядным. При помощи проектора и компьютера ребята смотрят обучающие мультфильмы. Использование презентаций позволяет развить интерес к изучаемой теме. Новые знания закрепляются благодаря воздействию на несколько чувств восприятия.

Игровая технология доказала свою эффективность. Дети легко вовлекаются и в форме игры отдыхают и вместе с тем обучаются правилам дорожного движения.

В процессе реализации технологии сотрудничества овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; развивается умение оценивать свои достижения, закладывается основа адекватной самооценки.

Методы обучения:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (презентация, обучающие мультфильмы)

- практические (игровой метод, метод наблюдения, метод сравнения, метод повторения.).

Приемы обучения: игровые приемы, приём «ключевых слов», приём «логическая цепочка», приём «верные и неверные утверждения», прием «удивляй», прием «коротко и по существу».

1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия/занятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)

Кадровые: педагог, владеющий знаниями о правилах дорожного движения и умеющий пользоваться современными компьютерными технологиями.

Материально-техническое обеспечение. Площадка мероприятия: кабинет (мультимедийный кабинет), в котором находятся в необходимом количестве столы и стулья. Необходимое оборудование: компьютер, проектор или мультимедийная доска, фото аппаратура, специальный инвентарь.

Методические: конспект занятия, презентации PowerPoint (смена слайдов и эффектов анимации, выход фотографий происходит по щелчку мыши).

1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего БДД.

Данная разработка может быть использована классным руководителем, педагогом-организатором, педагогом дополнительного образования, воспитателями, педагогами начальной школы во внеурочной деятельности, при подготовке и проведению классных часов по изучению правил безопасного поведения детей и подростков на улицах, дорогах и в транспорте, на занятии по изучению истории возникновения правил дорожного движения.

Проведенная работа по обучению детей правилам дорожного движения оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения. В ходе проведения вводного занятия выделяются 4 составные части:

1. Рассказ педагога и его беседа с учащимися - педагогу необходимо поинтересоваться, какие правила дорожного движения знают учащиеся. В начале занятия педагог выясняет, знают ли ученики понятия улица, правила дорожного движения, пешеходный переход, светофор. Педагог просит вспомнить учеников, что они видели на улице по дороге в школу.

В процессе беседы педагог задаёт наводящие вопросы с целью добиться наиболее подробной информации, обращает внимание учащихся на самые сложные вопросы.

2. Практическое задание - педагог предлагает учащимся по представлению нарисовать предмет, который они хотели бы оставить в музее истории Правил дорожного движения. (Дети рисуют знаки, жезл, транспорт, светофор)

3. Игры:

  • «Кто самый внимательный.»

Учащиеся строятся. Педагог подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку. Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде педагога они должны показать правую или левую руку своего партнера.

Педагог спрашивает, с какой стороны находится дверь, доска. Ученики отвечают. Затем он подает команду повернуться на 180 градусов и снова просит определить, с какой стороны находится дверь, доска.

  •  «Шагомер», позволяющую вырабатывать у них чувство расстояния. Для этого они на глаз определяют, сколько шагов от их места до стены и т.д. Побеждают те ученики, которые более точно определяют расстояние.

4. Вопросы для закрепления знаний

2. Основная часть

2.1. Описание хода проведения мероприятия/занятия

ЗАНЯТИЕ  1.

Тема: Изучение истории возникновения правил дорожного движения.

Цель занятия: Сформировать у младших школьников понятие об истории возникновения правил дорожного движения и некоторых обобщенных понятиях, относящихся к ним.

Новые слова: Транспортные средства: автомобиль, гужевая повозка, паланкин. Участники дорожного движения: водитель, пассажир, пешеход.

  1. Содержание занятия

1. Рассказ педагога и его беседа с учениками

Педагог предлагает учащимся назвать виды транспорта, которые они знают и которые существовали в древности. Затем он рассказывает, какие ещё транспортные средства существовали и в чём их назначение.

Совсем древний человек передвигался исключительно на своих двух ногах, позднее, когда стали приручаться дикие животные, то стали ездить на лошадях.

Древний человек постоянно совершенствовал средства передвижения, стремился сделать их более быстрыми и удобными. Прежде всего, все началось с изобретения колеса, которое кто-то догадался прикрепить к повозке. Так были изобретены колесницы, тележки, тачки, различные повозки, которые таскали за собой лошади, а кое-где быки или олени. Для передвижения по рекам и морям люди древности придумали сперва плоты, потом небольшие лодки, выдолбленные из цельных стволов, потом все более совершенные корабли и даже придумали парус, на которых рисковали даже переплывать океаны. Также народы севера изобрели сани и лыжи, или что-то напоминающие снегоступы, для передвижения по снегу. Вот только для перемещения по воздуху древние люди не изобрели ничего, но очень мечтали о полетах.

Паланки́н — средство передвижения, носилки, кресла или кузов, (обычно) на двух жердях. Средство передвижения в виде укреплённого на длинных шестах крытого кресла или ложа, переносимого носильщиками.

У гужевых повозок в качестве тягловой силы используют лошадей, быков, волов.

К транспортным средствам можно отнести также вьючных животных -   верблюдов, яков, ослов, а в некоторых странах – слонов.

Было время, когда по улицам и дорогам ездили лишь всадники верхом на лошадях, колесницы и конные повозки. Их можно считать первыми транспортными средствами. Ездили они, не соблюдая никаких правил, и поэтому нередко сталкивались друг с другом. Ведь улицы городов в те времена обычно были узкими, а дороги извилистыми и ухабистыми. Стало ясно, что нужно упорядочить движение по улицам и дорогам, то есть изобрести правила, которые сделали бы движение по ним удобным и безопасным.

Педагог предлагает учащимся предположить, когда появились первые правила дорожного движения. Затем он рассказывает первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре.

Они помогали регулировать движение по улицам городов. Некоторые из этих правил дошли до наших дней.

Педагог предлагает учащимся предположить, какое правило дорожного движения существует до сих пор. Затем он рассказывает

Например, по его указу в 50-х годах до н. э. на некоторых улицах города было введено одностороннее движение. С восхода солнца и до конца «рабочего дня» (примерно за два часа до его захода) был запрещён проезд частных повозок, колесниц и экипажей. Приезжие были обязаны оставлять свой транспорт за чертой города и передвигаться по Риму пешком

Уже в те давние времена на многих улицах было разрешено только одностороннее движение.

Когда появились конные повозки, то при движении по дорогам навстречу друг другу они иногда сталкивались. Чтобы упорядочить движение конных упряжек и пешеходов, царские Указы требовали строго соблюдать правила езды и хождения по улицам и дорогам. Указы определяли правила езды конного транспорта и меры наказания нарушителей. Это и были первые правила дорожного движения.

В России дорожное движение регулировалось царскими указами. Так, в указе императрицы Анны Иоанновны от 1730 года говорилось: «Извозчикам и прочим всяких чинов людям ездить, имея лошадей в упряжи, со всяким опасением и осторожностью, смирно. А тех, кто не будет соблюдать сих правил, — бить кнутом и ссылать на каторгу». А в указе императрицы Екатерины II сказано: «На улицах ямщикам ни в коем разе не кричать, не свистеть, не звенеть и не бренчать».

Еще во времена Петра I, впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения.

Петр I издавал указы, вводил правила.

В середине XVIII в. указами установили ответственность за нарушение порядка движения:

«А ежели кто впредь, в противность Указа, дерзнет так резко и не смирно ездить... и плетьми кого бить, и санями и лошадьми травить, таким по состоянию вины их чинено будет жестокое наказание или смертная казнь...».

В 1812 г. в Москве уже действовали правила, которыми было установлено правостороннее движение, ограничение скорости, определялись места стоянок для экипажей и знаки для них.

В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки» — автомобили. Ездили они очень медленно и вызывали у многих критику и насмешки. Например, в Англии ввели правило, по которому впереди каждого автомобиля должен был идти человек с красным флагом или фонарём и предупреждать встречные кареты и всадников. А скорость движения не должна была превышать 3 километра в час; кроме того, водителям запрещалось подавать предупредительные сигналы. Вот такие были правила: не свисти, не дыши и ползи как черепаха.

Но, несмотря ни на что, автомобилей становилось всё больше и больше. И в 1893 году во Франции появились первые правила для автомобилистов. Сначала в разных странах были разные правила. Но это было очень неудобно.

Поэтому в 1909 году на Международной конференции в Париже была принята Конвенция по автомобильному движению, которая установила единые правила для всех стран. Эта Конвенция ввела первые дорожные знаки, установила обязанности водителей и пешеходов. Современным правилам дорожного движения почти 100 лет.

Время шло, появились тротуары и бордюрные камни, отделяющие пешеходную дорожку от булыжной мостовой, которая вскоре сменилась на асфальтовую дорогу, возникли дорожные разметки, первые знаки. Кстати  первые дорожные указатели появились практически одновременно с  появлением дорог, путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы, ставили столбы с табличками.

Прототипами современных дорожных знаков можно считать таблички, на которых указывалось направление движения к населённому пункту и расстояние до него.

Первые в мире дорожные знаки были утверждены на международной конференции автомобилистов в 1909 году. В числе участников были и представители Российской империи. Дорожных знаков того времени было четыре и все круглой формы: «перекресток», «шлагбаум», «двойной поворот», «препятствие в виде насыпи и канавы».

2. Практическое задание

        Педагог просит учащихся - дети, нарисуйте предмет, который вы хотите оставить в музее истории Правил дорожного движения. (Дети рисуют знаки, жезл, транспорт, светофор)

3. Игры (на выбор)

1. «Кто самый внимательный.»

Цель игры – научить быстро определять правую и левую стороны.

Учащиеся строятся. Педагог подает команду: поднять левую руку; поднять правую руку.

Затем учащиеся становятся парами, лицом к лицу. По команде педагога они должны показать правую или левую руку своего партнера.

Педагог спрашивает, с какой стороны находится дверь, доска. Ученики отвечают. Затем он подает команду повернуться на 180 градусов и снова просит определить, с какой стороны находится дверь, доска.

2. «Шагомер».

Цель - выработка чувства расстояния. Для этого они на глаз определяют, сколько шагов от их места до стены и т.д. Побеждают те ученики, которые более точно определяют расстояние.

4. Вопросы для закрепления знаний

Педагог предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Какие правила дорожного движения вы знаете? (ответы детей).
  2. Какие правила вы должны соблюдать, когда едите с родителями в машине (сидеть в специальном детском кресле, быть пристегнутым, не отвлекать разговорами, вы выглядывать в открытое окно, когда автомобиль едет и т.д.)
  3. Когда идете по улице в темное время суток, что нужно делать? (на рукав одежды одевается флигер). 
  4. Для чего нужны дорожные знаки?
  5. Когда впервые стали уделять внимание регулированию дорожного движения?
  6. Кто издавал указы, вводил правила?

2.2. Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия/занятия

Данная разработка занятия может быть использована как в урочное, так и во внеурочное время с учащимися младших классов. Конспект занятия - это педагогическая программа воздействия на участников. Существуют несколько факторов, которые влияют на yспешность проведения занятия.

Занятие должно обладать следующими характеристиками:

  • информативность - мы должны нести аудитории достоверную информацию, которая соответствует возрасту учащихся;
  • формирование ценностей - показ положительных и отрицательных сторон события;
  • использование мультимедийного оборудования и наглядности - данный прием позволит участникам быстрее включиться в происходящее действие;
  •  сочетание подвижных и статичных форм деятельности.

Общее время не должно превышать 40 минут. Необходимо четко соблюдать время проведения занятия.

Для подведения итогов занятия использовать вопросы, которые соответствуют содержанию и теме занятия.

1.3. Список использованной литературы:

1. Дмитрук, В.П. Правила дорожного движения для школьников/ Серия «Здравствуй, школа!»   /В.П. Дмитрук. – Ростов н/Д. Феникс, 2005. – 160 с.

2. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования/ под общ. ред. В.Н. Кирьянова. – М. Издательский Дом Третий Рим, 2005. – 80 с.

3. Жульнев, Н.Я. Правила дорожного движения: Учебник водителя /Н.Я. Жульнев. – М. ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. – 224 с.

4. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» с практическими комментариями / автор комментария Россинский Б.В. – М. Право и Закон, 1997. – 144 с.

5. История организации и безопасности дорожного движения - http://spectr-pdd.ru/history-BDD

6. История появления правил дорожного движения. История светофора - http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/pravila-bezopasnogo-povedenija-na-doroge/istorija-pojavlenija-pravil-dorozhnogo-dvizhenija-istorija-svetofora.html

7. История возникновения ПДД - http://moserov.ru/istoricheskaja-spravka

1.4. Презентация «История правил дорожного движения», мультфильм

3. Цифровой след реализации методической разработки (при наличии), в том числе, подтверждающие результативность ее реализации

Публикация в социальных сетях создаются с целью распространения информации о работе объединения среди большой аудитории. Публикации осуществляются в социальной сети ВКонтакте на официальной странице образовательного учреждения.

Публикации о работе объединения «Азбука безопасности» вы сможете найти по этим ссылкам:

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_375%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_376%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_323%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_322%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_279%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_269%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_260%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_151%2Fall

https://vk.com/centrdettv?w=wall-64493785_130%2Fall


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного занятия Тема: Правила дорожного движения.

Разработка внеурочного занятияТема: Правила дорожного движения....

Методический разработка "Детям и родителям о правилах дорожного движения."

1. Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий 2. Рекомендации по обучению детей ПДД. ...

Презентация к занятию ГПД "Правила Дорожного Движения". Своя игра.

Презентация к занятию ГПД "Правила Дорожного Движения". Своя игра....

Конспект воспитательного занятия "Увлекательные правила дорожного движения"

Конспект воспитательного занятия по правилам дорожного движения "Увлекательные правила дорожного движения"...

Конспект занятия " Знай, правила дорожного движения" (1 класс)

Современный мир предъявляет высокие требования к безопасному поведению на улице. Особую тревогу вызывает слабая подготовленность детей к безопасному  участию   в дорожно-транспортном пр...