Адаптация первоклассников к школе.
презентация к уроку (1 класс)

Чурнусова Лада Александровна

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Период адаптации ребенка к школе длится до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.ppt.pptx78.08 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Период адаптации ребенка к школе длится до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т. д.

Слайд 2

Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как: личность педагога коллектив одноклассников новый режим дня ограничение двигательной активности новые обязанности. В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Почему нельзя разговаривать на уроке? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

Слайд 3

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь 1-ку сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания. Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним первые обиды и разочарования. И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно: неуспеваемость нежелание что-то делать негативизм демонстративность лень.

Слайд 4

Физическая адаптация первоклассников Учебные занятия требуют от ребенка удержание относительно неподвижной позы на протяжении урока. Сейчас ему приходится несколько часов в день просиживать за партой. Такая статическая нагрузка для 6-7 ребенка очень трудна. Двигательная активность становится фактически вполовину меньше, чем до момента поступления в школу. Но потребность в движении по-прежнему остается большой и теперь она не удовлетворяется. В возрасте 6 — 7 лет крупные мышцы созревают быстрее, чем мелкие. В связи с этим детям намного проще выполнять размашистые, сильные движения, чем те, для которых необходима большая точность – например, письмо. А значит , от выполнения мелких движений ребенок быстро устает.

Слайд 5

Физиологическая адаптация первоклассника к школе проходит несколько этапов: «Физиологическая буря» — так специалисты называют первые пару-тройку недель школьного обучения. Все системы организма ребенка в ответ на новые внешние воздействия сильно напрягаются, забирая значительную часть ресурсов крохи. В связи с этим многие первоклашки в сентябре начинают болеть. Далее начинается неустойчивое приспособление к новым условиям жизнедеятельности. Организм малыша пытается найти наиболее подходящие реакции на внешний мир. И только потом начинается фаза относительно устойчивого приспособления. Теперь организм уже понимает, чего от него хотят, и меньше напрягается в ответ на нагрузки. Весь период физической адаптации может длиться до 6 месяцев и зависит от исходных данных ребенка, его выносливости и состояния здоровья.

Слайд 6

Что посоветовать родителям с физиологической точки зрения? Формируйте режим дня первоклассника, отличный от режима дня дошкольника, постепенно. Возьмите за правило следить за сменой видов деятельности дома. Не забывайте о регулярных физкультминутках при выполнении домашнего задания. Следите за правильной осанкой ученика.

Слайд 7

Правильно освещайте место, где ребёнок делает уроки. Следите за правильным питанием первоклассника. По рекомендации врача – давайте витаминные препараты. Активизируйте двигательную активность ребёнка, закаливание . Придерживайтесь правил здорового сна ребёнка – не менее 9,5 часов. Ограничьте просмотр телепередач и игр за компьютером. Воспитывайте у ребёнка волю и самостоятельность.

Слайд 8

Социально-психологическая адаптация К 6 – 7-летнему возрасту устанавливается большее, чем ранее, равновесие между процессами возбуждения и торможения. Но все же, возбуждение пока превалирует над торможением, из-за чего первоклассники в основном очень активны, непоседливы, сильно возбудимы эмоционально. Через 25-35 минут урока работоспособность ребенка падает, и на втором уроке может вообще резко снизиться. При высоком эмоциональном насыщении уроков и внеурочных мероприятий дети могут сильно утомляться. С 7 до 11 лет ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. Главной психической функцией становится мышление , которое постепенно начинает определять работу всех остальных психических функций – восприятия, внимания, памяти, речи.

Слайд 9

Нельзя недооценивать всю трудность периода физиологической адаптации. Первоклашки к концу октября худеют, у многих проявляются признаки переутомления: снижение или повышение артериального давления. Дети жалуются на постоянное чувство усталости, головную или другие боли в первые два-три месяца школьного обучения. Дети могут стать капризными, частично утратить контроль над своим поведением, у них может часто и резко меняться настроение. Для многих детей школа сама по себе становится стрессогенным фактором, ведь требует повышенного напряжения и внимания. Порой дети уже утром грустны, выглядят опустошенными, могут жаловаться на боль в животе, появляется утренняя рвота. Как результат, уже к середине дня дети переутомляются, не имея возможности полного расслабления. Если же у крохи до поступления в школу имелись еще и какие-то сложности со здоровьем, адаптация может проходить нелегко.

Слайд 10

Благодаря быстрому и постоянному развитию мышления появляется такое новое свойство личности ребенка, как рефлексия – осознание себя, своего положения в группе – классе, семье, оценка себя с позиции «хороший – плохой». Такую оценку ребёнок берет из отношения к нему близкого окружения. И, в зависимости от того, принимают ли и ободряют ли его родные люди, транслируя посыл «ты хороший», или осуждают и критикуют — «ты плохой» — у ребенка формируется чувство психологической и социальной компетентности в первом случае или неполноценности во втором.

Слайд 11

В 6-7-летнем возрасте кардинально меняется эмоциональная сфера ребенка. Будучи дошкольником, малыш, переживая неудачу или услышав неприятные отзывы о своем внешнем виде, конечно, обижался или чувствовал досаду. Но такие эмоции не влияли радикально на становление его личности. Теперь же все неудачи переносятся ребенком гораздо острее, и могут привести к возникновению стойкого комплекса неполноценности. Чем чаще ребенок получает негативные оценки в свой адрес, тем более ущербным он себя чувствует. Такое «приобретение» способно негативно повлиять на самооценку ребенка и уровень его дальнейших притязаний и ожиданий от жизни.

Слайд 12

Необходимо: отмечать все достижения ребенка, даже самые незначительные; оценивать не личность ребенка, а я его поступки – вместо фразы «ты плохой», говорить «ты поступил не очень хорошо»; - общаясь с сыном или дочерью о неудачах, объяснять, что это временно, поддерживать стремление ребенка преодолевать различные трудности.

Слайд 13

Социально-психологическая адаптация первоклашек может протекать по-разному. Условно выделяют три вида адаптации: 1. Благоприятная адаптация : ребенок адаптируется к школьному обучению в течение двух первых месяцев; ему нравится ходить в школу, он не боится и не чувствует неуверенности; ребенок легко справляется со школьной программой; он быстро находит друзей, осваивается среди нового коллектива, хорошо общается с ровесниками, устанавливает контакт с учителем; у него фактически все время ровное хорошее настроение, он спокоен, приветлив, доброжелателен; он без напряжения и с интересом и желанием выполняет школьные обязанности.

Слайд 14

2. Средняя адаптация : время привыкания к школе затягивается до полугода; ребенок не может принять ситуацию учебы, общения с учителем, ровесниками — он может выяснять отношения с товарищем или играть на уроках, реагирует на замечания учителя обидами и слезами или не реагирует вообще; ребенку трудно усваивать учебную программу. Обычно привыкание к школе и подстройка под новый ритм жизни у таких детей происходит только к концу первого полугодия.

Слайд 15

3. Неблагоприятная адаптация: жалобы ребенка на требования учителей, на одноклассников; сложное привыкание к требованиям школы, обиды, капризы, сопротивление порядку; как следствие, трудности в учебе. Ребенку просто нереально со всем этим «букетом» еще и сосредоточиться на получении новых знаний. На таких деток нередко жалуются родители, одноклассники, учителя, они способны на непредсказуемые реакции, могут «мешать трудиться на уроке». Все это в сумме создает целый комплекс проблем.

Слайд 16

Причины социально-психологической дезадаптации неадекватные требования со стороны взрослых; ситуации постоянной неудачи; учебные проблемы ребенка; недовольство, наказания, упреки со стороны взрослых; состояние внутреннего напряжения, тревожности, настороженности у ребенка.

Слайд 17

Такое напряжение делает ребенка недисциплинированным, безответственным, невнимательным, он может отставать в учебе, быстро устает и просто не имеет желания ходить в школу. Непосильные дополнительные нагрузки – различные кружки и секции, которые постепенно создают стресс и «перегрузку» ребенка, он постоянно боится «не успеть» и в итоге жертвует качеством всей работы; отвержение школьников ровесниками. Такие ситуации в свою очередь порождают протест и плохое поведение. Важно помнить, что плохое поведение является сигналом тревоги. Надо проявить дополнительное внимание к ученику, разобраться в причинах затрудненной адаптации к школе.

Слайд 18

Самое главное – это воспитание у ребенка позитивного и радостного отношения к жизни в целом, и к ежедневной школьной деятельности в частности. Когда учеба начнет приносить ребенку радость и удовольствие, тогда школа перестанет быть проблемой.

Слайд 19

1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью. «Уроки задают тебе, ты их и делай», - заявляет усталая мама, приходя с работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше глубокое равнодушие к своим нуждам. «Ну, что нам сегодня задано?» - спрашивает бабушка, распаковывая портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают, нечего даже напрягаться. Лучший вариант – сидеть рядом с ребенком, наблюдать за его работой, быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что получилось хорошо, а что – не очень. Памятка родителям первоклассника

Слайд 20

2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы , когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений. 3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха. 4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных. 5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения задания попросите ребёнка проверить написанное. Если он сам нашел и исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет в привычку, можно прекратить напоминать. 6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять. Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»

Слайд 21

7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было самое интересное?» 8. После выполнения уроков похвалите ребенка : «Ты сегодня так быстро и хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты уже знаешь, как решать такие сложные задачи?» 9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми сложностями. 10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!» Ребенок больше всего нуждается в любви именно в то время, когда он меньше всего её заслуживает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Учитель : Шебина Маргарита Александровна                  ГБОУ школа №661   Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженнос...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существо...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...