Рабочая программа кружка "Копилка добрых дел"для 4 класса
рабочая программа (4 класс)

Программа кружка «Копилка добрых дел» реализует социальное и духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе. Программа связана с предметными областями учебного плана «Окружающий мир» и «Технология».  Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО. 

Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В программе внеурочной деятельности «Копилка добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа помогает включению обучающихся в дела класса, школы, поселка, ближайшего социума. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.pr_4_kl._kopilka_dobryh_del.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка «Копилка добрых дел»

Пояснительная записка

Программа кружка «Копилка добрых дел» реализует духовно-нравственное направление во внеурочной деятельности в 4 классе на 2021-2022 учебный год. Данная рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы  под редакцией  В.А. Горского. 

         Актуальной проблемой современного образования и воспитания является проблема духовно-нравственного воспитания и социализации обучающихся. Социализация относится к тем процессам, посредством которых люди научаются совместно жить и эффективно взаимодействовать друг с другом. Она предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определенных социальных норм, ролей и функций, приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для их успешной реализации.

В процессе духовно-нравственного воспитания и социализации  ребёнок становится  в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание окружающего мира, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Иными словами, речь идёт о формировании юного субъекта социальной  деятельности, социального творчества.

Социальная деятельность школьников - это добровольное и посильное участие детей в улучшении отношений и  ситуаций, складывающихся в окружающем их мире. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды социальной деятельности, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину. Преобразования, осуществляемые в процессе социальной деятельности, могут касаться любых сторон  общественной жизни: отношений между группами школьников, поддержки и взаимопомощи детям младшего возраста, или имеющим проблемы со здоровьем, защиты и развития культурной и природной среды и т.д.

При выполнении общественно-полезных дел успешно решаются многие воспитательные задачи: ребенок живет заботами о важном деле, стремится добиться определенных результатов в работе, знает, что для этого надо делать, проявляет инициативу, ответственность и самостоятельность.  Самое главное он учится  делать добро и принимать его.

Актуальность данной программы заключается в том, что она способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

В программе внеурочной деятельности по социальному направлению «Копилка добрых дел» предусмотрено выполнение школьниками творческих и проектных работ. Данная программа помогает включению обучающихся в дела класса, школы, села, ближайшего социума.  

Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социальной деятельности.

Задачи:

  • привлекать учащихся к активному участию в делах класса и школы.
  • обучать  навыкам общественно-полезной деятельности.
  • формировать у школьников способности и готовности к социально преобразующей добровольческой деятельности.
  • развивать организационные и коммуникативные компетенции,  механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения, основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.

Общая характеристика программы

Программа направлена на приобретение опыта актуализации деятельности в социальном пространстве, опыта волонтерской деятельности,  опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками и принятия на себя ответственности за других.

Программа внеурочной деятельности «Копилка добрых дел» основывается на следующих принципах:

Принцип неадаптивной социализации, который предполагает обеспечение возможности создания     школь-ником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Важным условием выступает создание специальных социальных ситуаций, где предусмотрена возможность самостоятельных проб, действий, имеющих реальный эффект. Это способствует повышению уровня социальной ответственности молодого поколения.

Принцип природосообразности предполагает, что социально-преобразующая деятельность школьников должна основываться на  понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Возрастосообразность - одна из важнейших конкретизаций принципа природосообразности. На каждом возрастном этапе перед человеком встаёт ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие. Это  и достижение определённого уровня физического развития, и формирование познавательных, морально-нравственных, ценностно-смысловых качеств, и становление самосознания личности, её самоопределение в жизни.

Принцип культуросообразности предполагает, что социальная деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и традиций.

Принцип коллективности применительно к социальной деятельности предполагает, что общественно-полезная добровольческая деятельность детей  даёт  опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Она может создавать условия для позитивно направленных гражданского самопознания, самоопределения и самореализации.

Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями.  Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и принятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечение в процессе социальной деятельности причастности младших школьников к народам России, российской культуре и истории. Это предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, исторических, гражданско-патриотических  явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству), описывающих действия на благо России.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и выведение школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел - реализация - рефлексия.

Принцип поддержки самоопределения воспитанника. Самоопределение в социальной деятельности - процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение младшими школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной со взрослым и сверстниками социально-значимой деятельности.

В ходе реализации программы  осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Программа предусматривает разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

На начальном этапе социально преобразующей добровольческой деятельности достижение результатов обеспечивается формой социальной пробы. В контексте социальной деятельности  социальная проба – это инициативное участие школьника в социально значимых делах, организованных взрослыми. На следующем  этапе особая роль в организации социальной деятельности младших школьников отводится коллективным творческим делам. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Обучающиеся достигают необходимого для жизни в обществе социального опыта,  формируют принимаемую обществом систему ценностей. Все это создает условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.  

В рамках программы «Копилка добрых дел» могут использоваться  следующие формы организации внеурочной деятельности: беседы; встречи с интересными людьми; просмотр и обсуждение видеоматериала;  экскурсии, конкурсы, выставки детских работ;  коллективные творческие дела, праздники; викторины, творческие проекты, презентации; мастерские подарков, аукционы добрых дел; трудовые десанты; общественно полезные практики; социально-значимые акции, социальные проекты  и т.п.

          Реализация данной программы  осуществляется в следующих видах деятельности младших школьников:

  • сотрудничество (коллективно-распределенная учебная деятельность, в том числе, коллективная дискуссия, групповая работа);
  • индивидуальная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • творческая и проектная деятельность (художественное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально значимых инициатив и др.);
  • исследовательская деятельность;
  • трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде, в социально значимых трудовых акциях);
  • спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях).

Процесс воспитания социальной активности строится на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия взрослых и детей. Чисто детских социальных инициатив не бывает. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.

Ценностные ориентиры

        В процессе реализации программы «Копилка добрых дел» предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного,  физического и  социально-нравственного здоровья;

- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Место кружка в учебном плане

Согласно учебному плану МБОУ Глинковская СШ занятия кружка «Копилка добрых дел» в 4 классе проводятся один раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели).

В отличие от учебных  дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области духовно-нравственного и социального образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам социализации личности воспитанников достаточное количество времени. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками

Содержание программы (34часа)

- Тема 1-2: Наша газета: «Любит лето детвора» (2ч.)

Рассказы о проведенном лете, с демонстрацией фотографий. Оформление газеты «Любит лето детвора». Презентация.

- Тема 3: Акция «Память жива» (2ч.)

Беседа о дате 17 сентября. Стихотворения к Уроку мужества. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику. Посещение памятника погибшим  в д. Новая.

- Тема 4: Конкурс «Батарейка».

Участие в сборе батареек.

- Тема 5: Акция «С любовью к вам, учителя»         (1ч.)        

Поздравления ко Дню учителя.

- Тема 6: Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистая планета» (1ч.)        

Уборка пришкольной территории

- Тема 7-8: Операция «Не жгите опавшей листвы!» (2ч.)

Просмотр видеоролика о лесных пожарах. Создание плакатов по теме. Прогулка – предостережение.

- Тема 9-10: Проект «Растения нашего класса» (2ч.)

Узнать интересные сведения о растения класса. Подготовка фотографий или рисунков. Сделать папку или создать презентацию. Общественно-полезная практика – озеленение  школы и класса

- Тема 11-13: Проект « Я + ты = Глинка» (3ч.)

Познавательная беседа. Работа над проектом. Подборка информации. Экскурсия по селу.  Презентация проекта - выставка фотографий.

- Тема 14-16 Работа в мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй» (3ч.)

Изготовление ёлочных украшений. Выставка новогодних игрушек и поделок. Оформление сцены для праздничного мероприятия.

- Тема 17: Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистота в нашем классе» (1ч.)

Уборка в классе. Взаимодействие со сверстниками.

- Тема 18:  Акция «Покормите птиц зимой»        (1ч.)        

Беседа о зимующих птицах. Кормление птиц в зимний период.

- Тема 19: Операция «Тихая перемена» (1ч.)

 Организация и проведение игр с учащимися начальных классов.

- Тема 20: Доброе дело для  класса(1ч.)

Индивидуальная, парная и групповая организация и проведение интересного и полезного дела для класса, одноклассника.

- Тема 21: Акция «Берегите лес!» (1ч.)

 Беседа по теме, изготовление листовок, сбор макулатуры.

- Тема 22-24: Операция «Подари тепло близким» (3ч.)        

Поздравительные открытки и  газеты к 23 февраля и 8 марта для своих близких, учителей и одноклассников. Участие в концертной деятельности.

- Тема 25: Акция «Домик для птиц»        (1ч.)

Беседа по теме. Сотрудничество со взрослыми: изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

- Тема 26: Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистая планета» (1ч.)

Уборка пришкольной территории

- Тема 27-29: Проект «Цветочная клумба» (3ч.)

Познавательная беседа. Создание эскиза клумб. Подготовка семян. Выращивание рассады цветов.

- Тема 30-31: Общественно-полезная деятельность:  «Мы помним ваш подвиг!» (2ч.)

Стихотворения, рассказы о воевавших родственниках к Уроку мужества. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику. Операция «Нет забытых могил». Выпуск газеты к 9 Мая. Участие в концертной деятельности.

- Тема 32: Социальная проба «Школьная клумба» (1ч.)        

Высадка рассады цветов на клумбы около школы.

- Тема 33: Наша газета «Четыре года вместе» (1ч.)        

Взаимодействие со сверстниками  и взрослыми в подборке сведений. Оформление газеты.

- Тема 34: Копилка добрых дел. (1ч.)

Самоанализ деятельности данного направления

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Копилка добрых дел»

   Личностными результатами освоения курса является:

• ценностное отношение к труду и творчеству, трудолюбие;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Метапредметные результаты:

  • приобретение школьником социальных знаний,
  • понимание социальной реальности и повседневной жизни;
  • приобретение навыков групповой работы;
  • получение опыта разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
  • поиск, нахождение и обработка информации  о принятых в обществе нормах поведения и общения; о толерантности к другим людям; о взаимопомощи и т.п.;
  • способность регулировать собственную деятельность;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в селе, т.д.);
  • приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
  • совершенствование в умениях слышать себя  и других;
  • приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт исследовательской и поисковой деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В процессе оценки достижения планируемых результатов используются такие методы, как наблюдение, анализа результатов деятельности, проекты, творческие работы, самоанализ и самооценка.  

Календарно-тематическое планирование

 

Дата

№ п/п

Тема занятия

Часы

Основные  виды деятельности учащихся

1

2

Наша газета: «Любит лето детвора»

2

Планировать работу. Находить и собирать информацию. Уметь взаимодействовать со сверстниками  и взрослыми. Оформление газеты «Любит лето детвора». Публичная демонстрация полученного результата.

3

Акция «Память жива» 

1

Подготовить стихотворения к Уроку мужества. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику. Социальная проба - операция «Нет забытых могил» - посещение памятника  в д. Новая.

4

Конкурс «Батарейка»

1

Сбор использованных батареек. Просветительская деятельность в 1-3 классах.

5

 Акция «С любовью к вам, учителя»

1

Подготовка и создание коллективного поздравления ко Дню учителя.

6

Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистая планета»

1

Участие в уборке территории родной школы

7

8

Операция «Не жгите опавшей листвы!»        

2

Подготовить сообщения о лесных пожарах. Создание плакатов и развешивание в общественных местах. Прогулка – предостережение.

9

10

Проект «Растения нашего класса»

2

Определение цели деятельности. Поиск информации по теме. Сбор материала. Презентация проекта. Общественно-полезная практика – озеленение  школы и класса.

11

12

13

Проект « Я + ты = Глинка»        

3

Познавательная беседа. Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками и взрослыми – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. Подборка информации. Экскурсия по селу.  Презентация проекта - выставка фотографий

14

15

16

Работа в мастерской Деда Мороза «Твори, выдумывай, пробуй».

3

Изготовление ёлочных украшений. Участие в выставках новогодних игрушек и поделок. Оформление сцены для праздничного мероприятия

17

Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистота в нашем классе»

1

Генеральная уборка в классе. Развивать умение взаимодействовать со сверстниками через участие в совместной деятельности.

18

Акция «Покормите птиц зимой»

1

Подготовка сообщения о зимующих птицах. Кормление птиц в зимний период.

19

Акция «Тихая перемена»

1

Организация досуга на перемене для 1-3 классов.

20

Доброе дело для класса

1

Подготовка сообщения «Мой вклад в жизни класса». Изготовление подарков одноклассникам, классу своими руками.

21

Акция «Берегите лес!»

1

Сбор макулатуры. Просветительская работа среди учащихся 1-3 классов

22

23

24

Операция «Подари тепло близким»

3

Создание поздравительных открыток и  газеты к 23 февраля и 8 марта для своих близких, учителей и одноклассников. Участие в концертной деятельности.

25

Акция «Домик для птиц»

1

Подготовка сообщения. Сотрудничество со взрослыми: изготовление и развешивание скворечников. Наблюдение за птицами.

26

Общественно-полезная деятельность - трудовой десант «Чистая планета»

1

Участие в уборке территории родной школы

27

28

29

Проект «Цветочная клумба».

3

Познавательная беседа. Создание эскиза клумб. Прогнозирование результатов деятельности Отбор семян. Посадка семян. Выращивание рассады цветов. Наблюдение и т д.

30

31

Общественно-полезная деятельность:  «Мы помним ваш подвиг!»

2

Подготовка стихотворений, рассказов о воевавших родственниках к Уроку мужества. Вахта памяти. Возложение цветов к памятнику. Операция «Нет забытых могил» - посещение памятника  в д. Новая. Выпуск газеты к 9 Мая. Участие в концертной деятельности.

32

Социальная проба «Школьная клумба».

1

Высадка рассады цветов на клумбы около школы.

33

Наша газета «Четыре года вместе»

1

Планировать работу. Находить и собирать информацию. Уметь взаимодействовать со сверстниками  и взрослыми. Оформление газеты. Демонстрация полученного результата.

34

Копилка добрых дел.

1

Самоанализ деятельности данного направления.

Список литературы

1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Методический конструктор. Москва «Просвещение»

2. Голуб Г.В., Перелыгина Е.А. Основы проектной деятельности школьника. Издательство «Учебная литература»

3.  Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности.

Ростов-на-Дону, «Феникс», 2009 г.

4. Мирошкина М. Учимся создавать социально значимые проекты. Нар. образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Делай добрые дела"

Рабочая программа внеурочной деятельноси начального образования художественного - эстетического направления "Делай добрые дела"  (1 - 4) срок реализации 4 года.  Данная программа р...

Рабочая программа "Азбука добра"

Рабочая программа "Азбука добра"...

рабочая программа "Школа добрых дел"

Внеурочная деятельность .Разработка программы курса "Школа добрых дел " 1 класс...

Рабочая программа "Школа добрых дел"

Курс «Школа добрых дел» реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности. Цель программы - формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людь...

Рабочая программа кружка "Добрая дорога детства" по внеурочной деятельности

Обучение детей младшего школьного возраста основам дорожной грамотности через создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накоплении нравственного и практического опыта...