Исследование учебной мотивации обучающихся .
учебно-методический материал (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_k_tablitse_7.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование учебной мотивации обучающихся .

Цель исследования: выявление уровня школьной мотивации учащихся

  Анкета   "Оценка уровня школьной мотивации" Н.Г. Лускановой

 

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом отражающих отношение детей к школе и учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию. Автор предложенной методики отмечает, что наличие у ребёнка такого мотива, как хорошо выполнять все предъявляемые школой требования и показать себя с самой лучшей стороны, заставляет ученика проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.

Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления:

  1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети должны написать те ответы, которые им подходят.
  2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы.

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы.

. Инструкция для групповой формы работы: «Прочитайте вопрос и из предложенных вариантов ответа выберите один и отметьте его буквенное значение на бланке ответов».

Вопросы анкеты:

1.Тебе нравится в школе?

 А -не очень

Б -нравится

В -не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью ждешь занятий?

А -чаще хочется остаться дома

Б -бывает по-разному

В -иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра не обязательно проводить уроки, ты был бы рад?

А - не знаю

Б - остался бы дома

В - пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда у тебя отменяют какие-нибудь уроки?

А - не нравится

Б - бывают по-разному

В - нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

А - хотел бы

Б - не хотел бы

В  - не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы было   больше перемен?

А - не знаю

Б - не хотел бы

В - хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о занятиях родителям?

А - часто

Б - редко

В - не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

А - точно не знаю

Б  - хотел бы

В  - не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

А - мало

Б  - много

В - нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

А - да

Б - не очень

В - нет

Для возможности дифференцировки детей по уровню мотивации была разработана система балльных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 балла.

Уровни сформированности школьной мотивации:

Высокий  уровень. 25-30 баллов ( высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

Средний  уровень. 15 – 24 балла – средняя школьная мотивация, положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у них сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень. Менее 15 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

В анкетировании принимали участие 4 человека. При подсчете анкетных данных получены следующие результаты:

п /п

ФИО

обучающегося

Кол-во

баллов сент.май 2020/2021 у.г.

Кол-во

баллов сент./май 2021/2022 у. г.

Кол-во

баллов

сент./май

2022/2023уч.г.

1

Александр Т.

14/14

17/18

20/20

2

Анастасия Т.

17/17

18/18

18/18

3

Наталья Т.

13/13

13/13

13/13

Учебный год

Класс

Кол-во об.

Диагностический материал.

Показатели, по которым отслеживалась эффективность деятельности

Результаты диагностики школьной мотивации

входной контроль

итоговый контроль

Уровни

 «Определение уровня школьной мотивации» (по Н.Г. Лускановой (%)).                          «Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности обучающихся».

Низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

2020-2021

5,6

3

66,6%

33,3%

0%

66,6%

33,3%

0%

2021-2022

6,7

3

66,6%

33,3%

0%

66,6%

33,3%

0%

2022-2023

7,8

3

66,6,%      

33,3%          

0%

33,3%      

66,6%          

0%

             

Высокий уровень-0%

Средний уровень-66,6%

Низкий уровень-33,3%

Исследования учеников по опроснику «Учебная мотивация»  (Карпова Г.А.)

Цель: выявление ведущих мотивов учебной деятельности.

Опросник нацелен на выявление осознаваемых учащимся мотивов учебной деятельности.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, касающихся Вашего желания  учиться в школе.   на которые необходимо ответить: «да»  если согласен, «нет» - не согласен и «не знаю»  если сомневаетесь. Старайтесь отвечать  на вопросы искренне и долго не задумываясь. Оцени, насколько значимы для тебя  причины, по которым     ты учишься в школе.   Для этого  напротив номера вопроса, который  будет зачитываться   зачеркни  нужный балл.

0 баллов – почти не имеет значения

1 балл – частично значимо

2 балла – заметно, значимо

3 балла – очень значимо        

Текст и бланк регистрации ответов.

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

1

2

3

4

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.

1

2

3

4

3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться

1

2

3

4

4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

1

2

3

4

5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.

1

2

3

4

6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

1

2

3

4

7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.

1

2

3

4

8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.

1

2

3

4

9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

1

2

3

4

10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

1

2

3

4

11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.

1

2

3

4

12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

1

2

3

4

13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

1

2

3

4

14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

1

2

3

4

15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.

1

2

3

4

16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную   с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).

1

2

3

4

17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

1

2

3

4

18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

1

2

3

4

19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

1

2

3

4

20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.

1

2

3

4

21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе

1

2

3

4

Ключ  к  опроснику "Учебная  мотивация"

Сложите количество баллов   по следующим  номерам  ответов:

1.

Познавательные мотивы

2    9    15

2.

Коммуникативные  мотивы

3   10   16

3.

Эмоциональные  мотивы

1    8    21

4.

Мотивы  саморазвития

6  13    19

5.

Позиция  школьника

7   14   20

6.

Мотивы  достижения успеха

5   12   18

7.

Мотивы одобрения (поощрения, наказания)

4   11   17

При подсчете анкетных данных получены следующие результаты.

Уч. год

Кол-во детей

Уровни (В-высокий,С- средний,Н-низкий)

В          С         Н

2020/2021уч.год

3

0%      33,3%      66,6%

2021/2022уч.год

3

0%      33,3%      66,6%

2022/2023уч.год

3

0%     66,6%     33,3%

                                                 

Уровни:

Высокий: 0%

Средний: 66,6%

Низкий:  33,3%

 

Заключение:

  1. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов   учения неизбежно приводит к снижению успеваемости, деградации личности.
  2. Мотивация является особо важным и специфическим компонентом учебной деятельности.
  3. Через мотивацию формируется определенное отношение учащихся к учебному предмету и осознается его ценностная значимость для личностного развития.

Вывод:

Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование учебной мотивации школьников по методике М . Р . Гинзбурга

Исследование учебной мотивации школьников  по методике  М . Р . Гинзбурга  для начальной школы.Определение мотивации. Виды мотивов. Возрастные характеристики младшего школьного возраста...

Родительское собрание Тема: «Учебная мотивация обучающихся».

   Сейчас педагоги и родители часто жалуются: дети ленятся, не хотят учиться, не стремятся узнать больше, у них пропадает интерес к учению, потребность в нем. В чем причины? Их немало...

Тема: «Учебная мотивация обучающихся».

Пополнение арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся....

Подготовка к проведению мониторинговых исследований учебных достижений обучающихся 4-ого класса.

В данном материале из опыта работы  рассказывается, как  учитель готовит  детей к  мониторингу в 4 классе....

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В стаье  рассматривается ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...

Исследование учебной мотивации обучающихся. Материал к таблице 7.

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...

Исследование учебной мотивации обучающихся .

Цель методики – определение уровня школьной мотивации. Проверка уровня школьной мотивации учащихся проводится по анкете Н.Г. Лускановой (1993), состоящей из 10 вопросов, наилучшим образом о...