Программа "Социализация обучающихся"
рабочая программа (4 класс)

Епифанова Татьяна Анатольевна

Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе и направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsializatsiya_obuchayushchihsya.doc307.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Центр образования и развития «Особый ребенок» города Смоленска»

.

Рассмотрена на

заседание МО

Протокол № _1_

от «_28» 08 2021 г.

Руководитель МО

Принята на педагогическом совете

Протокол №1

от «28» 08 20_21г.

Утверждаю

Директор                    /С.А. Дюг/

Программа

«Социализации обучающихся»

Программу составила

 учитель первой категории

Епифаноа Т.А...

        Смоленск 2021

Программа составлена на основе пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме» допущенной Министерством образования Российской Федерации под редакцией Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычевой, Е.Ю.Селивановой, В.В.Титовой.

Программа воспитания и социализации

Пояснительная записка.

В современных условиях развития системы образования активизируется воспитательная функция образовательного учреждения в самых разных направлениях.

Программа воспитания и социализации обучающихся, воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, раскрывает роль и место социальной функции воспитания в системе и направлена на обеспечение единства обучения и воспитания, формирование единого воспитательного пространства образовательного учреждения.

Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой. Формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни. Самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности. Формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, толерантность, экологическое благополучие; знаний традиций, культуры своего народа, ответственности за будущее своей страны.

Исходя из неоднородности контингента обучающихся, воспитанников главный акцент принадлежит учету индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей и уровня развития ребенка.

Исходя из этого цель воспитательной работы – создание воспитательной среды, оптимально способствующей развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья с опорой на личностно-ориентированную педагогику для дальнейшей успешной социальной адаптации.

Задачи коррекционно-воспитательной работы:

  • Создание  коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с интеллектуальными нарушениями.
  • Формирование нравственности, становление и проявление их индивидуальности, способности к самоопределению, самореализации.
  • Развитие потребности в здоровом образе жизни.
  • Воспитание у учащихся качеств личности, позволяющих осуществить их социальную адаптацию, реабилитацию и интеграцию.
  • Формирование у воспитанников прочных профессионально-трудовых умений и навыков.  
  • Содействие творческому развитию личности воспитанников, их социальной активности, потребности в самореализации.

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы:

1. Совместное сотрудничество учителя  и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность взрослых и детей.

2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства гражданственности, ответственности, культуры общения.

3. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности - Отечество, Малая Родина, Семья, Человек, Труд, Знания, Культура, Мир, Добро, Красота.

Принципы и методы коррекционно-развивающего компонента

в воспитательном процессе:

1. Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у воспитанника к достижению цели, поставленной перед ним учителем.

2. Принцип развития и коррекции высших психических функций. Обязательное включение в занятия специальных упражнений, направленных на исправление недостатков какой-то конкретной психической функции, отдельной ее операции.

3. Принцип динамичности восприятия предполагает включение игр и упражнений, непосредственно развивающих процесс персептивного характера, корригирующих отклонения в его характеристиках.

4. Психолого-педагогическое сопровождение, обучение способам делать выбор в предстоящей взрослой жизни.

5. Формирование человека - трудолюбивого, физически развитого, самостоятельного, любящего свое Отечество, Гражданина, пробуждение национального самосознания

Основное содержание воспитательной деятельности отражено в программе и структурировано по основным направлениям:

Направления

Содержание

Познавательная деятельность.

  • занятия, способствующие развитию и коррекции ВПФ;
  • занятия по ознакомлению с окружающей действительностью

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия;
  • основы культурно - гигиенических навыков;
  • подвижные игры;
  • профилактика вредных привычек;
  • занятия по ОБЖ (основы медицинских знаний, безопасность и защита человека в природных, техногенных, социальных чрезвычайных ситуациях).

Культурно-досуговая деятельность.

  • Мероприятия, проводимые в рамках Центра;
  • Внешкольные мероприятия.

В Программе при отборе содержательных блоков воспитательного процесса учтены два момента: мотивы и ведущие виды деятельности ребенка.

Основные мотивы:

  • «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
  •  потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желание учиться, приобретать новые знания;
  • потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.

Ведущие виды деятельности:

  • игра в ее наиболее развернутой форме: предметная, сюжетно-ролевая, драматизация. Ролевая игра выступает как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, в самых основных сферах человеческой деятельности;
  • учебная деятельность как ведущая в умственном развитии детей младшего школьного возраста, т.к. через неё отрабатывается вся система отношений ребенка с окружающими взрослыми.

Прогнозируемый результат.

В целом решение задач коррекционно-воспитательной работы имеет три плана, обучающийся последовательно и постепенно осваивает:

  • мир (учится видеть, анализировать, давать оценку окружающей действительности);
  • человека и себя в этом мире (узнает себя, свои качества, учится видеть частное и общее в поведении человека, давать оценку своих нравственных качеств и окружающих);
  • деятельность (знакомство с окружающим миром, познание своего «Я» происходит через виды деятельности, в которой формируются умения и навыки, развиваются личностные качества, способность к творчеству).

Примерный перечень критериев сформированности навыков поведения у обучающихся :

 личностная идентификация

«Кто я?» - имя, пол, внешность. Знает свои желания, потребности, сильные и слабые стороны; имеет представление о чертах своего характера; знает о способах реагирования (рефлексии)

начальные представления и навыки коммуникативного поведения

человек – существо социальное; есть разные способы общения; владеет навыками речевого обращения в различных ситуациях; умеет использовать жесты, интонацию, мимику лица для выражения своих потребностей, желаний, просьб; умеет вести диалог, беседу; знает, что такое конфликт и как его можно избежать; знает и умеет следовать правилам поведения в различных ситуациях: в школе, на улице в магазине, в транспорте, в больнице и т. п.; отсутствует комплекс невостребованности, своей неполноценности; умеет и знает, как быть полезным другу, взрослому, пожилому человеку

 

Сроки реализации программы: 2021-2023 учебный год

Формы и режим занятий –  занятия  проводятся 1 раз в неделю продолжительность занятия составляет – 40 минут;

Тематический план (34 часа)

Направление

1

год
I

пол.

1

год
II

пол.

2

год
I

пол.

2

год
II

пол.

3 год
I

пол.

3 год
II

пол.

4

год

пол.

4

год

II 

пол

1

Познавательная деятельность 

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Физкультурно-оздоровительная деятельность

2

2

2

2

2

2

2

2

3

Культурно-досуговая деятельность.

2

2

2

2

2

2

2

2

Примерное календарно-тематическое планирование

Познавательная деятельность

Тема занятия

Цель

Срок проведения

Примечание

Игровое занятие «Ловкие пальчики».

Развитие сенсомоторных координаций, точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук и коррекции их недостатков.

Игровое занятие «Все мы слышим».

Развитие слухового восприятия и внимания, слухоречевой памяти, фонематического слуха и коррекции их недостатков.

Наша школа.

Закреплять знания детей о зданиях (здание снаружи, цвет, количество этажей); названиях и назначении кабинетов в школе (групповые, классы, спортзал, медпункт и т.д.)

Игровое занятие «Узнай по звуку».

Развитие слухового восприятия, наблюдательности, научить различать по характеру звуки.

Игра с предметами «Для чего нужен предмет?»

Развитие сообразительности, умственной и речевой активности; закрепление знаний детей о назначении предметов; воспитание бережного отношения к ним.

Наша одежда.

Закрепить знания о сезонной одежде. Уточнить название одежды, дать ее классификацию. Учить заботиться о своем здоровье, правильно одеваться по погоде.

Цвет, форма, величина.

Закрепление знаний детей о форме, величине и цвете предметов.

Игровое занятие «Я могу».

Развитие пространственной ориентации, оптико-пространственного анализа и синтеза и коррекции их недостатков.

Рассматривание картины и составление рассказа «Зимние забавы».

Формировать умение составлять небольшой сюжетный рассказ. Закреплять правильное и отчетливое произношение звуков. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях.

Упражнения кинезиологической программы.

Развивать моторику пальцев рук, согласованность действий, слуховое восприятие, внимание.

Игровое занятие «Все мы видим».

развитие зрительного восприятия и памяти, зрительного анализа и синтеза и коррекции их недостатков.

Составление рассказа по сюжетной картинке «Семья».

Формировать представление о семье, называя членов семьи, кто чем занимается.

Воспитывать уважение друг к другу, как к членам семьи.

Пересказ украинской народной сказки «Колобок».

Учить пересказывать сказку самостоятельно, передавать интонацию, характер героев, свое отношение к персонажу. Упражнять в составлении предложений.

Ориентировка в пространстве.

Учить ориентироваться в пространстве, правильно употреблять предлоги: в, над, под, за, между, на, около, перед.

Деревья и кустарники.

Закреплять знания о деревьях как представителей флоры Земли, их красоте и пользе.

Игра «Заметь все».

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти, запоминания числа и порядка расположения ряда предметов.

Экскурсия в парк.

Учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Физкультурно-оздоровительная деятельность

(Физкультурно-оздоровительная работа. Основы культурно-гигиенических навыков. Занятия по ОБЖ. Подвижные игры. Профилактика вредных привычек).

Тема занятия

Цель

Срок проведения

Примечание

Занятие с водой.

Корригировать недостатки психофизического развития посредством акватерапии

Упражнения на снятие усталости, релаксацию.

Выполнение упражнений, нормализующих психическое состояние ребенка.

Закаливающие процедуры.

В практической деятельности способствовать укреплению организма.

Катание на санках.

Пропаганда ЗОЖ.

Режим дня.

Разъяснение важности организационной жизни и деятельности человека, как одного из факторов здоровья.

Состязания «Самый быстрый и ловкий».

Развивать ловкость и быстроту, воспитывать чувство соперничества.

Подвижная игра

«Медведь и пчелы».

Упражнять в лазании на гимнастическую стенку, учить имитировать животных.

«Ожоги».

Сформировать представление об источниках опасности, возможности получения ожогов, а также первой доврачебной помощи при ожогах.

Кто охраняет мой рот. Зубы.

Дать понятия о зубах, о причине болезни зубов. Развивать практические навыки ухода за зубами.

Игры с мячом.

Упражнять навыки игры с мячом разными способами.

Подвижная игра «Воробьи-вороны».

Развивать слуховое восприятие, быстрое реагирование на команды.

«Азбука безопасности».

Дать информацию о значении гигиенических процедур, а также практические советы о том, как ухаживать за собой.

Чистота – залог здоровья.

Корригировать физические недостатки посредством физических упражнений.

Веселые старты.

Корригировать физические недостатки посредством физических упражнений

«Пожарная безопасность».

Развивать наблюдательность, реакцию, быстроту движений.

Подвижная игра «Третий лишний».

Учить прыжкам через скакалку, сохранять устойчивое равновесие.

Игры со скакалкой.

Овладение навыками первой медицинской помощи при ссадинах и ушибах.

Первая помощь при ссадинах и ушибах.

Продолжать знакомиться с правилами ухода за зубами, объяснить необходимость постоянного ухода за зубами.

«Белоснежная улыбка».

Упражнять в беге врассыпную. Развивать речь, память.

Подвижная игра«Гуси-гуси».

Знакомство с признаками укусов насекомых (комаров, ос, пчел и клещей) и правилами оказания помощи.

«Укусы насекомых»

Повышение иммунитета, улучшение обменных процессов, обеспечение высоких уровней снабжения всего организма кислородом.

«Дыхательная гимнастика».

Способствовать укреплению организма, развитию физических качеств.

Культурно-досуговая деятельность.

Тема занятия

Цель

Срок проведения

Примечание

Участие в общешкольных мероприятиях.

Приобщение к участию в массовых мероприятиях. Создание положительного эмоционального фона. Коррекция поведенческих отклонений посредством досуговой деятельности.

Прогулки-экскурсии.

Расширение кругозора воспитанников.

Культпоходы (театр, кинотеатр, цирк, выставка, музей, концерты, творческие конкурсы и т.д.).

Способствовать социализации воспитанников, приобщение к культурным и художественным ценностям, ознакомление с традициями и обычаями разных народов.

Праздники, конкурсы, развлечения, конкурсные программы.

Коррекция эмоционально-волевой сферы, развитие музыкально-ритмических, вокально-хоровых навыков.

Игровая терапия

Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм проявления эмоций

Игровая терапия

Развитие мимики, пантомимики у детей. Развитие адекватных форм проявления эмоций.

Музыкально-ритмические движения.

Закреплять навыки бодрого шага, подскоков. Учить двигаться в соответствии музыки.

Сказка «Репка».

Воспитывать коллективизм, любовь к труду. Умение передавать характеризованные особенности животных и людей.

«Три поросенка».

Актуализация эмоций, коррекция страхов, развитие творчества.

Сказка «Принцесса на горошине».

Развивать творческие способности, сценический образ.

Подготовка к Новому году.

Создание праздничного настроения, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Праздник «Рождество».

Познакомить с возникновением и историей праздника.

«Пчелка».

Разрядка агрессивных импульсов, коррекция страха и темноты, релаксация.

Музыкальное занятие (пение песен к 23 февраля.)

Развивать дикцию, артикуляцию, учить средствам музыкальной выразительности.

«Капризная лошадка».

Разрядка агрессивных импульсов, актуализация упрямства, коррекция упрямства.

Слушание детских песен.

Учить сравнивать и анализировать музыкальные произведения, воспитывать интерес к музыке.

«Кошки».

Разрядка агрессивных импульсов, коррекция страха и темноты, релаксация.

Пение детских песен.

Учить петь слитно, пропевая каждый слог, удерживать интонацию до конца песни, выделять в песне акценты.

«Жадные медвежата».

Актуализация жадности, коррекция жадности, релаксация.

Танцтерапия.

Коррекция эмоционально-волевой сферы посредством музыкально-ритмических движений.

Сказка «Красная шапочка».

Учить детей выделять главную мысль в сказке, отличать положительных и отрицательных героев, уметь их изобразить, используя средства вербального и невербального общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ I ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТУПЕНИ» КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Учебный процесс в общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту тех требований, которые к нему предъявляются.  И поэтому, все  личностные и социальные ...

Адаптированная рабоча программа для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по технологии для обучающихся 1 класса

     Адаптированная рабочая программа по предмету "Технология" в 1-ом классе разработана на основе  Федерального государственного образовательного стандарта образования обуч...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по литературному чтению для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по окружающему миру для обучающихся 1 класса

Адаптированная рабочая программа  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушения...