Дидактические игры по русскому языку в начальной школе
картотека (3 класс)

Способствуют развитию логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx38.68 КБ

Предварительный просмотр:

40ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО 2 КЛАССЕ

В начальной школе необходимо развивать  у учащихся интерес к русскому языку .Игра- часть учебного процесса. Цель игры- помочь сделать урок русского языка занимательным и интересным для учащихся. Дидактические игры помогают пробудить интерес к познанию ,науке ,книге ,учению. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова ,активизирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. Использование игр в учёбе развивает активность ,логику, творческое воображение. В результате у детей появляется интерес к русскому языку.

1. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»

-Составьте из данных слогов слова и запишите их.

ВО        РА                 КО                КА               МО        СО

ЛА      НА                  БЕЛ              ТИК             ПРО      РЕ

ЛЕ       ВА                   ВОЛ             КИ               СЕ          ЛО

2. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ?»

- Выигрывает тот,кто быстрей найдёт соседей данных букв.

. Вв.      Гг.ЕеЛл . Нн      .Пп.       Ээ . Яя                   .  Тт  .

3. ИГРА  СО СЛОВАМИ

Вставьте в слова пропущенные буквы. Прочитайте слова.

Л..н                         у , о , ё

М..л                        а , и , е , ё , я

В..л                         о , ё , ы

Н..с                         о , ё, а

4. ИГРА « ЧЕТВЁРТЫЙ ЛИШНИЙ»

Из каждой группы слов исключите одно лишнее.

1/ Тетрадь, ручка, блокнот, писать.

2/ Играет, скачет, мальчик, лежит.

3/ Синий, ковёр, сладкий , резиновый.

5. ИГРА « ПОМОГИТЕ НЕЗНАЙКЕ»

Помогите Незнайке поселить каждое слово с нужный домик.

C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0185604.wmfC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0185604.wmfC:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0185604.wmf

  КТО? ЧТО?                                 ЧТО ДЕЛАЕТ?                КАКОЙ?

- Слон, шагает, злой , лось , спит , шар , большой , читал , высокий.

6. ИГРА « ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ»

Представьте, что вы – составители толкового словаря. Внимательно прочитайте слова и объясните их значение.

Квакушка, медведь , Людмила , подснежник, улица , подберёзовик.

7. ИГРА « НЕ ОШИБИСЬ!»

- Выпишите слова русского языка.

Книга, підручник, парта, краски , олівець , школа , учень , учитель.

8. ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»

  • С помощью  данных  слов составьте небольшой рассказ.

Пастух , лес , овцы , волк , Жучка , залаяла , спасены.

9. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ

Выиграет тот, кто запишет большее количество словосочетаний со словом мягкий  в разных его значениях.

- Мягкий мох, мягкий воск , мягкий свет , мягкий характер , мягкий знак , мягкий согласный звук , мягкий вагон..

10. ИГРА « СЛОВА И ЗАГАДКИ»

- Из каждого слова выньте по одной букве  так, чтобы из оставшихся букв получилось новое слово.

Краска/каска/,всласть/власть/,горсть/гость/,склон/слон/,полк/пол/,тепло

/тело/,беда/еда/,экран/кран/.

11. ИГРА « ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Дети делятся на пять групп.Каждой группе даётся слово : зуб, глаз, нос, уши,язык. Они должны назвать фразеологические обороты, в которых встречаются эти слова. Кто больше?

ЗУБ: зуб на зуб не попадает; говорить сквозь зубы; ни в зуб ногой; зубы заговаривать; око за око, зуб за зуб;положить зубы на полку;

ГЛАЗ: мозолить глаза;глазом не моргнуть; хоть глаз выколи;с глазу на глаз; пускать пыль в глаза;

НОС: задирать нос; водить за нос; клевать носом; оставаться с носом; вешать нос; зарубить на носу;

УШИ : краем уха; хлопать ушами; держать ухо востро; развешивать уши; ухо режет; за ушами трещит; ухом не ведёт;тащить за уши;навострить уши;

ЯЗЫК: прикусить язык; длинный язык; острый язычок; попадать на язык; проглотить язык.

12. ИГРА « ЗАКОНЧИ КРЫЛАТОЕ ВЫРАЖЕНИЕ»

Пойди туда-не знаю куда…./принеси то, не знаю что./

Скоро сказка сказывается../да не скоро дело делается./

Это всё присказка../ сказка будет впереди./

Избушка на курьих../ножках./

Как иголка в стогу../сена/.

Ждать у моря../погоды/.

Ни жарко,ни../холодно/.

Еле-еле душа в ../теле./

Делу время и потехе../час./

А Васька слушает да../ест./

Как баран на новые../ворота/.

Биться как рыба об../лёд/.

Как белка в../колесе/.

Играть в кошки-../мышки/.

Соваться со своим../носом/.

Комар носа не../подточит/.

Плясать под чужую../дудку/.

По щучьему веленью, по моему../хотенью/.

Родиться под счастливой../звездой/.

Стань передо мной…/как лист перед травой/.

Не видать,как своих/ушей/.

13. ИГРА « ЛОГОГРИФ»

Добавьте к каждому слову по одной букве, чтобы получилось новое слово.

Роза/гроза/, рубка/трубка/, дар/дары/, стал/ствол/,клад/склад/,шар/шарф/, укус/уксус/;

14. ИГРА « ДОПИШИ СЛОВЕЧКО»

-Допишите  второй слог так, чтобы согласный звук этого слова был мягкий.

Ло-..,Та-.., оч-.., На-.., А-.., бро-.., гу-..   .

/Лоси, Таня, очки, Надя, Аня, брови, гуси/

15. ИГРА « УЗНАЙ СЛОВО»

- Подумайте, что это за слова, запишите их.

С.ль, п.ль, с.ть, па..цы, па..ма, па..то, бук..,тет….,слов.

/Соль,пыль,сеть,пальцы,пальма,пальто,буква,тетрадь,слово./

16. ИГРА « НАЙДИ СПРЯТАВШИЕ СЛОВА»

Машина/шина/,душистый/уши/,вершина/ерши/,жираф/жир/,пружина

/ужин/.

17. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ ЗАПОМНИТ СЛОВ»

Запись на доске:

Кто быстрее всех читает и слова запоминает:

ёлочка и белочка, тучка, щучка, стрелочка,

свечка, печка, строчка, булочка и  точка-

ты теперь наверняка назовёшь слова с – ЧК.

18. ИГРА « КАКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Детям раздаются листочки с текстом, но без знаков препинания. Они должны расставить знаки в конце предложений.

У меня зазвонил телефон

-Кто говорит

-Слон

-Откуда

-От верблюда

- Что вам надо

- Шоколада

- Для кого

- Для сына моего

- А много ли прислать

- До пудов эдак пять или шесть

Больше ему не съесть. Он у меня ещё маленький. /К.Чуковский/

19. ИГРА « КАК НАЗВАТЬ ОДНИМ СЛОВОМ»

Поиграем в группы слов, кто из вас играть готов?

Пёс, корова, кошка- ? /животные/

Кукла,мяч, гармошка-?/игрушки/

Лук, редиска, огурцы - ? / овощи/

Молоток, топор, щипцы - ? / инструменты/

Платье, юбка и рубашка - ? / одежда/

Бак, стакан, кастрюля, чашка - ? / посуда/

Василёк, ромашка, роза - ? / цветы/

Ветер, дождичек, морозы - ? /погода/

Подбери ещё названья овощей, одежды,тканей,

Фруктов, мебели, цветов,улиц, речек, городов!

20. ИГРА « ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ»

Учитель читает каждому игроку 4 слова с шипящей на конце. Игрок должен найти лишнее слово.

Плащ, плющ, помощь, лещ./Помощь/

Мышь, тишь, ёрш, тушь./Ёрш/

Луч , дочь , мяч , грач. / Дочь/

Рожь, чиж , нож , стриж. / Рожь/

21. ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»

Тебе кукла , а мне мячик. Ты девочка , а я / мальчик/.

В ночь мороз , с утра капель. Значит , на дворе / апрель/.

На столе у тёти Анны в вазе красные / тюльпаны/.

От зубастых щук таясь , стороной проплыл / карась/.

22. ИГРА « НАЗОВИ ПТИЦ и ЖИВОТНЫХ»/АНАГРАММЫ/

Колос / сокол/, норов/ ворон/, стаи / аист/,

Банка /кабан/, скала/ ласка/, пион / пони/.

23. ИГРА « ЭХО»

Произнесите слово так, как бы вам ответило эхо:

Смех/мех/, олень/лень/, град/рад/, снаряд/наряд/, экран/ кран/, клещ/лещ/, мель/ ель/, кремень/ ремень/.

24. ИГРА « РАССТАВЬТЕ ВАГОНЧИКИ ПРАВИЛЬНО»

---------------------------------     --------------------------------   ----------------------------------

   колючий и смешной          и принесли домой          Пускай по кухне бегает

               1                                                 2                                            3                    

---------------------------------       -------------------------------  ------------------------------------

                               --------------------------------------------

                                      Нашли мы ёжика в лесу

                                -------------------------------------------  4

25. ИГРА « УСЛЫШЬ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА»

Учитель читает текст, дети сигналят.

Наступила золотая осень. Часто идут дожди. Дуют холодные ветра. С деревьев опадают жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие нити паутины. Скоро наступит холодная зима.

26. ИГРА « УГАДАЙ ЖИВОТНОЕ»

- По признакам угадайте, о каком животном идёт речь.

Серый,хищный,жадный/волк/.

Рыжая, хитрая, ловкая/лиса/.

Косой, слабый, трусливый/заяц/.

Большой, косолапый/медведь/.

Маленький, колючий/ёжик/.

27. ИГРА В СЛОВА

«КВАКАЮЩИЕ СЛОВА»

- Назовите « квакающие» слова:

/Квадрат, квартал, акварель, квас, Москва, аквариум , тыква./

«КАРКАЮЩИЕ СЛОВА»

/Картофель ,карта , карета, каравай , карамель , макароны , пекарь , Макар./

 СЛОВА « С НОСОМ»

/Носилки ,носок , носочек , переносить./

28. ИГРА « МУЗЫКАЛЬНЫЕ СЛОВА»

Найти в словах музыкальные инструменты.

У

С

к

р

И

п

к

а

р

С

Н

Р

а

о

Л

о

б

л

и

К

Т

И

н

я

Ь

б

в

ы

ф

Б

Б

У

т

л

И

р

а

ж

д

А

Ю

Л

т

ь

Э

ф

н

а

х

Я

Б

А

р

а

Б

а

н

ч

л

Н

М

Т

у

б

У

д

и

л

ь

С

Ш

У

б

а

Ф

б

д

о

к

И

Х

Р

а

в

И

н

з

ц

о

Й

/скрипка, рояль, арфа, труба,баян,барабан/

29.  ИГРА « ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ «

- Что нужно сделать, чтобы из слова ДОМ получить ДЫМ? /О_Ы/

-Как слово СТУЛ превратить  в слово СТОЛ?/у-о/

- Что находится между горой и лугом?/И/

- Что быстрее всех на свете?/мысль/.

- Какие буквы никогда не бывают большими в именах, фамилиях,  кличках животных?/ъ, ь , ы/

- Чем оканчиваются день и ночь?/ь/

-  Кто ходит с иголками всегда?//ёж/

- У кого рубашка всегда зелёная и колючая?/ У ёлки/

- Какое русское слово состоит из трёх слогов , а указывает на 33 буквы?/Азбука/

- Камень в море упал. Каким он стал ? / Мокрым/

- Какая буква стоит всегда под ударением? / в словах с буквой Ё/

- С какой частью  речи предлоги не употребляются ? / с глаголами/

30. ИГРА « ДОБАВЬТЕ СЛОГ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ ИМЯ МАЛЬЧИКА ИЛИ ДЕВОЧКИ»

Шу-/ра/, Ти-/ма/, Зи-/на/, Ан-/на/, Во-/ва/, Ко-/ля/, Са- /ша/, Ва-/ля/.

31. ИГРА « ДОБАВЬ СЛОВЕЧКО» «100 УДИВИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ»/используется для словарных диктантов/;

  1. Украшение в ушах / серёжки/.
  2. Часть стола или стула / ножка/.
  3. Твёрдая застёжка на поясе/пряжка/.
  4. Избушка, где живёт сторож/сторожка/.
  5. Крупный населённый пункт/город/.
  6. Инструмент для вскапывания земли/ лопата/.
  7. Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета / морковь/.
  8. Холод, стужа/мороз/.
  9. Футляр для хранения ручек/пенал/.
  10. Участок земли, где растут плодовые деревья/сад/.
  11. Помещение, в котором живут люди/квартира/.
  12. Человек, который поёт/певец/.
  13. Участок земли, где растут овощи/огород/.
  14. Ученик , который отлично учится/отличник/.
  15. Дом, в котором учатся дети/школа/.
  16. Предмет, которым пишут/ручка/.
  17. Посуда для хлеба/хлебница/.
  18. Речь ,способность говорить/язык/.
  19. Крупный оранжевый плод южного дерева/апельсин/.
  20. То, что одевают на тело/одежда/.
  21. Лекарство от царапин/йод/.
  22. Хвойное дерево/ёлка/.
  23. Любимая еда медведя/мёд/.
  24. Им открывают замок/ ключ/.
  25. Комната для занятий в школе/класс/.
  26. С помощью их катаются на катке/коньки/.
  27. Когда загораются звёзды?/ночью/
  28. Чем заставили комнату?/мебелью/
  29. Как заливается соловей?/трелью/
  30. Чем покрыт стол?/скатертью/
  31. Когда улетают лебеди?/осенью/
  32. Снежная буря / вьюга/.
  33. Ягоды, сваренные в сахаре/варенье/.
  34. Домики для пчёл/ульи/.
  35. Птица, которая в сказках приносит вести на хвосте/сорока/.
  36. Кто исполняет все желания князя Гвидона в сказке А.С.Пушкина?/лебедь/
  37. Кто помог Дюймовочке спастись от крота?/ласточка/
  38. Птица ,на которой летал Нилс?/гусь/
  39. Северный Ледовитый /океан/.
  40. Зимнее явление природы/гололёд/.
  41. Рассвет/утро/.
  42. Театральное представление/зрелище/.
  43. Зимой покрывается льдом/речка/.
  44. Они друг друга моют/руки/.
  45. Везение/удача/.
  46. Закрывает лицо/маска/.
  47. Мороженое/эскимо/.
  48. Струнный инструмент/скрипка/.
  49. Праздник проводов зимы/Масленица/.
  50.  Звуковой сигнал , который слышит ученик/звонок/.
  51. Отличительная черта человека/разум/.
  52. Самая мелкая птица/колибри/.
  53. Первый месяц весны/март/.
  54. Ягода-родственница земляники/клубника/.
  55. Суп из рыбы/уха/.
  56. Плывут понебу/облака/.
  57. Красивый красный цветок из трёх букв/мак/.
  58. Маленькое насекомое/букашка/.
  59. Серый хищник/волк/.
  60. Быстро приготовленные макароны/мивина/.
  61. Антоним зимы/лето /.
  62. Зимний вид спорта /хоккей/.
  63. Ночная птица/сова/.
  64. Светящееся украшение на ёлке/гирлянда/.
  65. Холодное время года / зима/.
  66. Его лепят из снега/снеговик/.
  67. Цирковой манеж/арена/.
  68. Новогодняя красавица/ёлка/.
  69. Праздник в детском саду/утренник/.
  70. Спутница Деда Мороза / Снегурочка/.
  71. Зимний холод/мороз/.
  72. Праздничный пирог/торт/.
  73. Непослушный мальчик/озорник/.
  74. Столица России/Москва/.
  75. Плавучая глыба льда/айсберг/.
  76. Кусок бревна/полено/.
  77. Зубной врач/стоматолог/.
  78. Наметает много снега/метель/.
  79. Помещение для мыться/банька/.
  80. Человек , который сторожит/сторож/.
  81. Комната с обеденными столами/столовая/.
  82. Человек , который ухаживает за садом / садовник/.
  83. Сшитые листы чистой бумаги в обложке / тетрадь/.
  84.  Кто потерял хрустальный башмачок?/Золушка/
  85. Весёлый деревянный человечек с длинным носом/Буратино/.
  86. Сестрица Иванушки / Алёнушка/.
  87. Фамилия кота из Простоквашино/ Матроскин/.
  88. Животное с самой длинной шеей/жираф/.
  89. Царь зверей, носит гриву/лев/.
  90. Словно ёлка, весь в иголках/ёж/.
  91. Чёрные,кривые , от рождения немые / буквы/.
  92. Звук, состоящий из голоса/гласный/.
  93. Какие звуки издаёт кошка, когда зовёт котёнка?/Мяу!/
  94. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная Б?/Суббота/
  95. Имя девочки состоит из четырёх букв : две буквы А и удвоенная согласная. Как звать девочку?/Анна/
  96. Стоит на крыше всех труб выше./Антенна/
  97. В каком слове семь букв Я и один Ь разделительный?/Семья/
  98. Ученик, который следит за порядком в классе во время перемены/дежурный/.
  99. Замёрзшая и затвердевшая вода / лёд/.
  100. Сколько звуков в слове РЫСЬ? /3/

32.  ИГРА « СОСТАВЬ СЛОВА»

- Переставьте буквы и прочитайте слова.

Одм ,ворд , варта , кута , сутк.

/Дом, двор , трава , утка , куст./

33. ИГРА « КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ

На доске записаны конец и начало слов. Вместо точек нужно вставить подходящую букву.

..от/к,ж,р,п,ф/                  со…/б,к,м,щ,р/

..ара /з,ж,ф,п,р/              сто../б,к,м,щ,р/

…арта /в,д,к,с,п/              поро…/г,х,с,б,ф/

34. ИГРА « СЛОВАРЬ – НАШ ДРУГ»

Каждый ученик получает карточку с буквой. Он должен найти в словаре слова , начинающиеся с данной буквы , и выписать 5 слов в тетрадь. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее выполнит задание и сумеет объяснить значение выписанных слов.

35.ИГРА « УГАДАЙ СЛОВО»

- Это слово состоит из трёх букв. Первая буква- 14 по алфавиту. Следующая буква – первая по алфавиту, а последняя- 12 по алфавиту./Мак./

- Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой Р, вторая-за буквой Д, третья за буквой М, четвёртая – за буквой С, пятая- за буквой Ю, шестая – за буквой А, седьмая- за буквой П, а последняя – за буквой Ы./Сентябрь/

- В этом слове 4 буквы. Первая буква слова- 10 буква алфавита, вторая- третья буква алфавита, третья – первая буква алфавита, а четвёртая-15 буква алфавита. /Иван./

36.ИГРА « КТО БЫСТРЕЕ?»

Выиграет тот, кто быстрее выпишет слова . в которых бук больше , чем звуков.

Сухарь, пенал, пузырьки, цветы, голубь, дом.

37. ИГРА « КТО БОЛЬШЕ?»

Выиграет тот, кто придумает и напишет как можно больше слов со звуками /д/,/ж/ за минуту.

38. ИГРА « ПОДБОР СЛОВ»

Подберите слова, которые будут отличаться от данных всего одним звуком.

Печка- речка, кошка-/мошка/,  сучок/сумок/, мишка-/миска/,сор-/хор/, быть-/рыть/, рано/рана/ .

39.ИГРА « БОЛЕЛЬЩИКИ»

Вы пришли на стадион. Там проходят соревнования по лёгкой атлетике. Каждый ряд болеет за свою команду. Каждый ряд по очереди произносит по слогам имена болельщиком своей команды,выделяя хлопком в ладоши каждый слог.

1 ряд                                2 ряд                                           3 ряд

Марина                        Никита                              Илюша

Костя                          Ваня                                     Катя

Слава                          Юля                                      Света

Глеб                            Наташа                              Вася

40. ИГРА « УГАДАЙ!»

/Записать слова – отгадки./

- Небольшой зверёк с длинными ушами, длинными задними лапами, коротким хвостом./Заяц/

- Тот, кто учит детей в школе./Учитель./

- Время года, которое наступает после лета./Осень./

- Небольшое укрытие, построенное из веток./Шалаш./

- Книга, по которой ученики в школе учатся читать./Букварь./

- Под деревом четыре льва. Один ушёл. Осталось….. /три/.

- Грамоты не знаю , а весь век пишу. /Ручка/

- В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки./Строчки/

- Чем кончается как день , так и ночь? /Мягким знаком/

- Одной рукой тебя встречает , другой рукою - провожает. /Дверь/

- На нашей крыше верхолаз ловит новости для нас. /Антенна/

- Быстро я лечу вперёд , серебристый режу лёд. /Коньки/

- Есть педали,руль и спицы ,он летит вперёд , как птица. /Велосипед/

- Она помогает нам чистыми стать, посуду помыть и бельё постирать. /Вода/

- Какое слово имеет пять О ? /Опять/

- Какое слово состоит из половины буквы ?/Пол К//Полк/

- Какое слово имеет семь букв Я? /Семья/

- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? /Сено/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Приведены в пример некоторые игры с уроков....

Дидактическая игра на уроках в начальной школе, как средство воспитания умственной активности детей.

В статье мне хотелось раскрыть роль игры в воспитании умственной активность детей, показать место дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Помочь учителю методически верно использовать игро...

Дидактическая игра на уроках в начальной школе

В данной статье рассказывается об использовании дидактических игр на уроках в начальной школе с целью повышения эффективности обучения и активизации познавательной деятельности младшего школьника....

Статья "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

Роль дидактической игры на уроках в начальной школе....

Статья на тему "Дидактическая игра на уроках в начальной школе"

"Дидактическая игра на уроках в начальной школе"...

Статья "Исследование возможности применения дидактической игры на уроках в начальной школе"

В статье данно описание понятия "дидактическая игра"; представлены результаты эмпирического исследования о возможности применения дидактической игры в начальной школе; представлено приложение со стать...