Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность»
рабочая программа

Таршилова Наталья Владимировна

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_chitaem_schitaem_nablyudaem.docx67.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности для 1 - 4 классов «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

          Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

          Цель изучения блока «Креативное мышление» - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.

            Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 135 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Срок реализации     4 года (1-4 класс):

1 класс – 33 часа

2 класс – 34 часа

3 класс – 34 часа

4 класс – 34 часа

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Формы организации занятий:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Деловые беседы;
  • Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
  • Практические упражнения

Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

-  осознавать личную ответственность за свои поступки;

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

- проявлять познавательную и творческую инициативу;

- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в группе;

- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

           Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

-  умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

-умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.                                                                  

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.

               Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

- способность проводить математические рассуждения;

- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

             Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

- понимание и правильное использование финансовых терминов;

- представление о семейных расходах и доходах;

- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

- представление о различных видах семейных доходов;

- представление о различных видах семейных расходов;

- представление о способах экономии семейного бюджета.

           Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:

- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство, экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);

- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; - способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных событиях;

- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать собственную позицию;

 - способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;

- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;

- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола.

Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:

- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения;

 - практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки;

 - стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

1-2 класс

Раздел 1. Настоящий читатель (20 ч)

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.

Раздел 2. Технология продуктивного чтения (33 ч)

Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (14 ч)

Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проектной задачи: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектной задачей. Подготовка проектной задачи. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей. Плакат для защиты проектной задачи. Подготовка презентации к защите проектной задачи. Защита проектной задачи. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».

3 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (8 ч)

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?

Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (13 ч)

Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.

Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве?

Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.

Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.

Модуль «Основы математической грамотности» (13 ч)

«Удивительный мир чисел».

История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).

Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.

 «Мир занимательных задач».

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».

Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.

Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

4 класс

Модуль «Основы читательской грамотности» (8ч)

Раздел 1.

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.

Раздел 2.

Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.

Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)

Раздел 1.

Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.

Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.

Раздел 2.

Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)

Раздел 1.

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

Раздел 2.

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

Раздел 3.

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

Раздел 4.

Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.

Модуль «Основы финансовой грамотности» (10 ч)

Раздел 1.

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

Раздел 2.

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.

Раздел 3.

Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».

Модуль

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Всего

1

«Основы читательской грамотности»

33

34

8

8

83

2

«Основы математической грамотности»

-

-

13

8

21

3

«Основы естественнонаучной грамотности»

-

-

13

8

21

4

«Основы финансовой грамотности»

-

-

-

10

10

33ч.

34ч.

34ч.

34ч.

135ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»

1 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во

часов

ЭОР/ЦОР

Настоящий читатель

1

Кого можно считать настоящим читателем?        

1

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

2

Любимая книга.

1

3

 Книги С.Я.Маршака, С.В.Михалкова.

1

 

4

Экскурсия в библиотеку.

1

5

Книги-«калеки», «лечение книг».

1

6

 Книги-«калеки», «лечение книг».

1

7

Домашняя библиотека. Личная библиотека.

1

8

Настоящий читатель много читает.

1

9

Лента времени для учёта длительности чтения.

1

10

Писатели и их книги. Портреты писателей

1

11

 Писатели и их книги.

1

12

Быстрое чтение и получение информации.

1

13

Быстрое чтение и получение информации.

1

14

Читаем всё, что задано.

1

15

Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач.

1

16

Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира.

1

17

Сходство и различие текстов разных предметов.

1

18

Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе».

1

19

Выступление с творческой работой

1

20

Что узнали. Чему научились.

1

Технология продуктивного чтения

21

Продуктивное чтение – что это?

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

22

Опрос взрослых и друзей. Запись ответов.

1

23

Опрос одноклассников. Запись ответов.

1

24

Продуктивное чтение и значение слова «продукт».

1

25

Читаем и переживаем.

1

26

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Воздушный замок».

1

27

Читаем и переживаем.  Н. Сладков: «Воздушный замок».

1

28

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Болтливые окуни».

1

29

Читаем и переживаем  Н. Сладков: «Болтливые окуни».

1

30

Чтение рассказа Н. Сладкова: «Бюро лесных услуг».

1

31

Читаем и переживаем  Н. Сладков: «Бюро лесных услуг».

1

32

Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».        

1

33

Читаем и переживаем. Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя».        

1

Итого

33ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»

2 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во

часов

ЭОР/ЦОР

Технология продуктивного чтения

1

В. Драгунский «Денискины рассказы».

1

https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

2

Читаем и переживаем. В. Драгунский «Денискины рассказы».

1

3

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

1

 

4

Чтение, обсуждение, выполнение заданий на развитие читательской грамотности.

1

5

Читаем и реагируем на прочитанное. Чтение рассказа В. Осеевой «Долг».

1

6

Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Читаем и реагируем на прочитанное.  В.  Осеева: «Картинки».

1

7

Рассказ  В. Голявкина «Вот что интересно!

1

8

Читаем и реагируем на прочитанное. В. Голявкин «Вот что интересно!

1

9

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса». Работа над текстом.

1

10

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса».

1

11

Рассказ Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса».

1

12

Рассказ Н. Носова  «Мишина каша».

1

13

 Работа над текстом.  Н. Носов «Мишина каша».

1

14

Н. Носов «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение.

1

15

Читаем и переживаем.

1

16

Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении.

1

17

Основные этапы работы над произведением. Практическая работа.

1

18

Технология.

1

19

Проверочная работа. Что узнали. Чему научились.

1

20

Что узнали. Чему научились.

1

Проектная задача «Дружим с книгой»

21

Проектная задача. Обсуждение общей темы.

1

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

22

Уточнение, выбор подтем проектной задачи.

1

23

Составление плана работы над проектной задачей.

1

24

Подготовка проектной задачи. Сбор информации.

1

25

Работа с картотекой, с источниками.

1

26

Сбор информации. Выполнение проектной задачи.

1

27

Выполнение проектной задачи.

1

28

Фиксация хода работы над проектной задачей.

1

29

Выполнение проектной задачи. Фиксация хода работы над проектной задачей.

1

30

Выполнение проектной задачи.

1

31

Плакат для защиты проектной задачи.

1

32

Подготовка презентации к защите проектной задачи.

1

33

Защита проектной задачи.

1

34

Что узнали. Чему научились. Праздник «Я – настоящий читатель!».

1

Итого

34ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»

3 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во

часов

ЭОР/ЦОР

«Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации.        

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

2

Сопоставление содержания текстов разговорного стиля.

1

3

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста ?

1

4

Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его части?

1

5

Текст описание.

1

6

Текст повествование.

1

 

7

Текст рассуждение.

1

8

Работа со сплошным текстом. Рассказ К. Паустовского «Дремучий медведь».

1

«Основы естественнонаучной грамотности»

9

Изучение природы. Науки о природе.

1

https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

10

Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле.

1

11

Неблагоприятные и необычные явления природы.

1

12

Кто и как живет рядом с нами.

1

13

Нужны ли комнатные растения в доме.

1

14

Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем.

1

15

Кто и как живет рядом с нами.

1

16

Почему надо беречь и охранять растения.

1

17

Грибы - удивительное царство.

1

18

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать.

1

19

Многообразие животных родного края.

1

20

Выясняем, что такое экология.

1

21

Что узнали. Чему научились.

1

«Основы математической грамотности»

22

Удивительный мир чисел и цифр. История развития математики.

1

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

23

Интересные приёмы устных вычислений.

1

24

Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры и циферблат.

1

25

Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Календарь дат.

1

26

Ребус. Правила разгадывания ребусов. Решение математических ребусов.

1

27

Мир занимательных задач. Решение олимпиадных задач.

1

28

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач.

1

29

Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи.

1

30

Работа с таблицами, диаграммами, поиск информации для решения задач.

1

31

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

32

Решение задач на нахождение площади, периметра

1

33

Задачи – расчёты.

1

34

Что узнали. Чему научились. Оценка достижений.

1

Итого

34ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЧИТАЕМ, СЧИТАЕМ, НАБЛЮДАЕМ»

4 КЛАСС

Тема занятия

Кол-во

часов

ЭОР/ЦОР

«Основы читательской грамотности»

1

Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте.

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

2

Е. Велтистов «Мальчик из чемодана». Чтение и анализ. Работа над текстом.

1

3

Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1

4

Е. В. Медведев «Баранкин, будь человеком». Работа с текстом.

1

5

Типы текстов: текст-повествование, описание, рассуждение. Работа над текстами разных типов.

1

6

Учебный текст как источник информации.

1

7

Составление плана на основе исходного текста.

1

8

Как создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.

1

«Основы математической грамотности»

9

Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.

1

https://fg.resh.edu.ru/

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

10

Сюжетные задачи, решаемые с конца. Решение логических задач.

1

11

Решение практических задач. Задачи на взвешивание.

1

12

Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

1

13

Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.

1

14

Комбинаторные задачи.

1

15

Представление данных в виде  диаграмм.

1

16

Представление данных в виде таблиц, графиков.

1

«Основы естественнонаучной грамотности»

17

Признаки химических реакций. Движение и взаимодействие частиц.

1

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

18

Воздух и его свойства.

1

19

Углекислый газ в природе и его значение.

1

20

Вода. Уникальность воды.

1

21

Почва и ее свойства.

1

22

Земля, внутреннее строение Земли.

1

23

Знакомство с минералами, горной породой и рудами.

1

24

Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов.

1

«Основы финансовой грамотности»

25

Как появились деньги? Что могут деньги?

1

https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

26

Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

1

27

Деньги в разных странах. Чтение текстов. Решение задач.

1

28

Деньги настоящие и ненастоящие.

1

29

Сувенирные деньги.

1

30

Как разумно делать покупки? Делаем покупки.

1

31

Кто такие мошенники?

1

32

Личные деньги. Практическая работа.

1

33

Сколько стоит «своё дело»? Игра «Экономические загадки».

1

34

Что узнали. Чему научились.

1

Итого

34ч.

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

по формированию функциональной грамотности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

1 класс

№ раздела

№ урока

Раздел, тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

8

1

Настоящий читатель

4

1

Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе.

1

2

Настоящий читатель много читает. Читаем и переживаем, испытываем эмоции.

1

3

Чтение текстов из учебников русского языка, окружающего мира и математики. Сходство и различие текстов.

1

4

Лента времени. Писатели и их книги. Портреты писателей.

1

2

Любимые книги

3

5

Любимая книжка. Обложка любимой книжки.

1

6

Любимые писатели. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова.

1

7

Книги А.Л. Барто.

1

3

Подведение итогов

1

8

Творческая работа «Твое представление о предстоящем читателе»

1

Модуль «Основы математической грамотности»

8

1

Арифметические забавы

4

9

Из истории развития математики.

1

10

Виды цифр. Римская нумерация.

1

11

Работа с часами (циферблат с римскими цифрами)

1

12

Работа с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр)

1

2

Логика в математике

2

13

Ребусы. Разгадывание ребусов.

1

14

Математические ребусы и их решение.

1

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

15

Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.

1

16

Творческая работа «Составлению картины-аппликации из геометрических фигур»

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

7

1

17

Вводное занятие. Знакомство с понятием «Финансовая грамотность».

1

2

18

Что такое деньги?

1

3

19

Как появились деньги. Появление обмена товарами

1

4

20

Появление первых денег – товаров с высокой ликвидацией

1

5

21

Свойства драгоценных металлов

1

6

22

Появление первых монет

1

7

23

Первые монеты разных государств

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

10

1

Тайны за горизонтом

1

24

Неблагоприятные и необычные явления природы

1

2

Жили-были динозавры… и не только они

1

25

Первобытные животные. Кошки и собаки-друзья человека.

1

3

Тайны камней

1

26

История образования камней. Виды камней. Легенды о камнях.

1

4

Загадки растений

2

27

Книга рекордов Гиннесса.

1

28

Интересные факты о растениях

1

5

Эти удивительные животные

2

29

Книга рекордов Гиннесса.

1

30

Интересные факты о животных

1

6

Планета насекомых

1

31

Книга рекордов Гиннесса. Интересные факты о насекомых

1

7

Загадки под водой и под землей

2

32

Удивительные свойства и тайны воды. Опыты с водой

1

33

Свойства и тайны земли. Опыты с землей

1

Итого

33 часа

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

по формированию функциональной грамотности

«Читаем, считаем, думаем»

2 класс

Раздел, тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

8

1

Основные правила пользования библиотекой.

1

1

Вводный урок

1

2

История возникновения информационных центров.

2

2

Виртуальная экскурсия по мировым информационным центрам и  информационным центрам страны.

1

3

Структура библиотечных систем

1

3

Библиотека – информационный центр школы.

1

4

Система расстановки библиотечного фонд. Отделы библиотеки(читальный зал, абонемент, справочная, художественная литература, краеведческая литература и периодические издания.)

1

4

Методы работы с информацией

2

5

Отзыв на прочитанную книгу.

1

6

Дневник чтения. Форма ведения дневника. Иллюстрации.

1

5

Информационная культура школьника.

1

7

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ. Безопасный интернет

1

6

Подведение итогов

1

8

Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Презентация дневника чтения.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

8

1

Арифметические забавы

2

9

Из истории математики. Как люди научились считать. Игры с числами.

1

10

Магические квадраты. Задачи на сообразительность и внимание.

1

2

Логика в математике

4

11

Больше – меньше. Раньще – позже. Быстрее – медленнее.

1

12

Множество и его элементы. Способы задания множеств. Сравнение и отображение множеств.

1

13

Истинные и ложные высказывания.

1

14

Символы в реальности и в сказке.

1

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

15

Задачи на разрезание и склеивание

1

16

Кодирование

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

8

1

17

Устройство монеты

1

2

18

Изобретение бумажных денег

1

3

19

Защита монет и бумажных денег от подделок

1

4

20

Древнерусские товарные деньги. Клады. «Меховые деньги»

1

5

21

Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка»

1

6

22

Первые русские монеты

1

7

23

Пословицы и поговорки про деньги

1

8

24

Дизайн купюры сказочной страны

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

10

1

Тайны за горизонтом

1

26

Какой остов самый большой в мире? Существует ли остров, похожий на блюдце? Какая страна самая маленькая в мире?  

1

2

Жили-были динозавры… и не только они

1

27

Существовали ли драконы на самом деле? Персонажи сказок. Почему люди  не летают? Какое животное первым появилось на суше? Крокодилы. Как черепахи дышат под водой?

1

3

Тайны камней

1

28

Когда были открыты драгоценные  камни? Что  такое песок? Малахитовая шкатулка. Чем знаменит малахит? Как образуется золото?

1

4

Загадки растений

2

29

История открытия удивительных растений: поиск съедобных растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

1

30

Где растут орехи? Почему крапива жжется? Как растет банановое дерево? Растения – рекордсмены.

1

5

Эти удивительные животные

2

31

Потомки волка. Чутье обычное и чутье особое. «Нюх» на землетрясения.

1

Кошки во времена прошлые. Все ли кошки мурлыкают?

1

6

Планета насекомых

1

32

Разнообразие насекомых. Чем питается бабочка? Бабочки – путешественницы. Как пауки плетут свою  паутину? Что происходит с пчелами зимой? Правда ли, что у сороконожки 100 ног? Охрана насекомых.

1

7

Загадки под водой и под землей

2

33

Как изучают подводный мир? Что находят на морском дне?. Что можно найти на морском берегу? Есть ли глаза у морской звезды? Что такое Каракатица? Каково происхождение золотой рыбки?

1

34

Творческая работа по заданной теме.

1

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

по формированию функциональной грамотности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

3 класс

Раздел, тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

8

1

Книги верные друзья.

1

1

Презентация дневника читателя. Отзывы о наиболее понравившейся книге, прочитанной за летние каникулы.

1

2

Писатели и художники в одном лице.

1

2

Творчество писателей – иллюстраторов детских книг. Иллюстрирование сюжета по рассказу.

1

3

Будь здорова, книжка!

1

3

Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка: «Эти книги лечим сами!»

1

4

Библиотека – информационный центр школы

2

4

Расширение представлений о библиотеке. Открытый доступ к книжному фонду. Система расстановки библиотечного фонда. Назначение разделителей на книжных полках.

1

5

Правила пользования открытым доступом. Правила и обязанности читателя. Справочно–библиографический аппарат библиотеки. Алфавитный каталог.

1

5

Методы работы с книгой.

2

6

Структура книги. Знакомство с основными элементами книги. Понятия «Титульный лист», «Обложка», «Иллюстрация»

1

7

Структура книги. Понятия «Аннотация», «Содержание». Самостоятельный выбор книг с помощью полученных знаний.

1

6

Подведение итогов

1

8

Практическая работа. Самостоятельный поиск информации. Поиск информации по автору книги.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

8

1

Арифметические забавы

3

9

Ребусы. Шифры.

1

10

Задачи про цифры. Закономерности

1

11

Задачи на взвешивание и переливание.

1

2

Логика в математике

3

12

Задачи на поиск закономерностей.

1

13

Задачи с лишними и недостающими данными

1

14

Задачи, решаемые без вычислений

1

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

15

Задачи с спичками( счетными палочками)

1

16

Игра – головоломка «Пифагор»

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

8

1

17

Современные деньги мира. Доллары и евро – самые известные иностранные деньги

1

2

18

Современные деньги России

1

3

19

Появление безналичных денег

1

4

20

Банк. Функции банкоматов

1

5

21

Наличные, безналичные и электронные деньги

1

6

22

Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1

7

23

Инсценировка сказки «Заработанный рубль»

1

8

24

Итоговое занятие «По ступенькам финансовой грамотности»

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

10

1

Тайны за горизонтом

1

26

Кто открыл Австралию? Существует ли жизнь в Антарктиде? Как образовались  Гавайские острова? Где родина фигового дерева?

1

2

Жили-были динозавры… и не только они

1

27

Голубые лягушки. Когда появились первые рептилии? Какими были первые рыбы? Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры»?

1

3

Тайны камней

1

28

Разнообразие камней. Айсберг. Что такое коралловый остов? Сады камней. Где находится самая большая пещера?

1

4

Загадки растений

2

29

Растения путешественники. Что такое Эвкалипт? Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка-белая, купальница европейская, ландыш, колокольчик и др.

1

30

Лекарственные растения. Их свойства, правила сбора. Почему оливу называют деревом мира?

1

5

Эти удивительные животные

2

31

Речные лошади (бегемоты, среда обитания) .Выхухоль. Животные – рекордсмены.

1

32

Красная книга Кузбасса.

1

6

Планета насекомых

1

Обладают ли кузнечики слухом? Почему комар считается злейшим врагом человека? Муравьи и их квартиранты. Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?

1

7

Загадки под водой и под землей

2

33

Что такое ракушка-прилипала? Как передвигается осьминог? Что такое насекомоядные растения? Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? Может ли вода течь в гору? 

1

34

Творческая работа по заданной теме.

1

Итого

34 часа

Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности

по формированию функциональной грамотности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

4 класс

Раздел, тема

Кол-во

 часов

Дата проведения

Модуль «Основы читательской грамотности»

8

1

Библиотека и интернет как источник информационных ресурсов общества.

2

1

Расширение представлений о библиотеке, о информации.

1

2

Виды информации. Источники информации по отраслям наук.

1

2

Основные типы информационно поисковых задач и алгоритм их решения.

2

3

Использование результатов поиска  при подготовке сочинений.

1

4

Использование результатов поиска при подготовке тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий…

1

3

Аналитико – синтетическая переработка  источников информации

1

5

Первичные документы для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные материалы.

1

4

Технологии подготовки и оформление результатов самостоятельной работы учащихся.

2

6

Технология подготовки планов, рассказов, отзывов.

1

7

План как способ записи прочитанного и отражение состава ичастей научно – познавательного текста. Способы составления плана  и правила оформления.

1

5

Подведение итогов

1

8

Практическая работа. Самостоятельное составление плана прочитанного произведения.

1

Модуль «Основы математической грамотности»

8

1

Арифметические забавы

2

9

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие.

1

10

Задачи, решаемые перебором . Решение задач с конца.

1

2

Логика в математике

4

11

Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги.

1

12

Арифметические ребусы и лабиринты.

1

13

Логические задачи на поиск закономерности и классификацию

1

14

Старинные задачи.

1

3

Задачи с геометрическим содержанием

2

15

Зеркальное отражение.

1

16

Симметрия. «Танграмм»

1

Модуль «Основы финансовой грамотности»

8

1

17

Откуда в семье берутся деньги

1

2

18

Как заработать деньги?

1

3

19

Потребительская корзина. Прожиточный минимум

1

4

20

Расходы и доходы. Считаем деньги

1

5

21

Что такое экономия? Кого называют банкротом?

1

6

22

Как умно управлять своими деньгами. Игра «Распредели семейный бюджет»

1

7

23

Проект «Вот я вырасту и стану…»

1

8

24

Проект «Вот я вырасту и стану…»

1

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

10

1

Тайны за горизонтом

1

25

Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света?

1

2

Жили-были динозавры… и не только они

1

26

Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?

1

3

Тайны камней

1

27

Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?

1

4

Загадки растений

2

28

История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.

1

29

Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.

1

5

Эти удивительные животные

2

30

Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек?

1

31

Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).

1

6

Планета насекомых

2

32

Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан — самый крупный жук.

1

7

Загадки под водой и под землей

2

33

Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.

1

34

Творческая работа по заданной теме

1

Итого

34 часа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

 Рабочая тетрадь для 2 и 3 классов  " Финансовая грамотность" Корлюгова Ю.Н.  Гоппе Е.Н. Министерство финансов РФ, 2020 ООО " ВАКО" , 2020

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Функциональная грамотность. 1-4  классы. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением)

Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия:

krugosvet.ru

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:

 https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/15/03

               https://fg.resh.edu.ru/

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Клуб будущих отличников" 1 класс...

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"

Программа по внеурочной деятельности направления формирование функциональной грамотности учащихся 1-4 классов " Читай, считай, думай"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по развитию функциональной грамотности при получении начального общего образования «Читаем, считаем, наблюдаем»

Введение в российских школах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет актуальность понятия «функциональная грамотность»,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Дерево решений" (финансовая грамотность) 1 класс.

Программа имеет социальное направление, является частью основной образовательной программы основного общего образования школы, входит в состав плана внеурочной деятельности и рассчитана на 1 год. Цел...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Школа дорожных наук»

Рабочая программа кружка «Школа дорожных наук» для 2 класса составлена на основеавторской программы Н.Ф.Виноградовой "Я - пешеход и пассажир"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 2 класс «Занимательная математика»

Рабочая программа кружка «В гостях у математики» составлена на основе авторской программы Е.Э.Кочуровой «Занимательная математика»...