Контрольно -оценочная детельность в свете требований ФГОС
статья

Фомина Ирина Владимировна

Контрольно-оценочная деятельность в свете требований ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день уважаемые коллеги!

 В своем выступлении я буду обращаться к вам с вопросами, поэтому надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.

Слайд

Знакома ли вам аббревиатура “ФГОС”? Расшифруем ее. (ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт)

Слайд

Этот новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом трех “Т”. Почему? О каких трёх “Т” идет речь?

Слайд

- Требования к условиям,

- Требования к структуре образовательных программ

- Требования к результатам

Существует 3 группы результатов (назовите): личностные, предметные и метапредметные.

Слайд

Школа  сегодня  становится  не  столько  источником  информации,  сколько  учит  детей  учиться.  Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться. То есть, важнейшей задачей учителя является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”.

Слайд -3 раза

Что же такое универсальные учебные действия?

Это  способы  действий,  которые  можно  перенести  на  любой предмет и воспользоваться в любой ситуации, вот почему  они получили название  универсальных.

На какие 4 группы делятся УУД (называют)

Слайд –до появления кругов

Вспомним составляющие  каждого УУД

Слайд -3

При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании, оценке этих результатов.

Слайд

В соответствии с требованиями:

 - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации".

- Федерального государственного  образовательного  стандарта начального общего образования;

- примерной основной образовательной программы начального общего образования

 в гимназии разработана система оценки, которая имеет свое отражение в положении  о системе оценки, формах и порядке промежуточной аттестации  учащихся уровня начального общего образования  и  в Основной образовательной программе начального общего образования

Система оценки ориентирована на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на уровне начального общего образования.

Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС, является инструментом организации и управления процессом реализации требований Стандарта  и рассматривается как одна из важных целей обучения. Предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

Что же такое оценивание?

Слайд

Оценивание –это механизм, обеспечивающий педагога информацией, это обратная связь, это динамика, Оценивание направляет учение.

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Оценка достижений предметных результатов ведётся в ходе текущего и промежуточного контроля.  Для осуществления контроля и оценки результатов учебной деятельности каждого учащегося мы ведем систематический учет усвоения детьми тех знаний, умений и навыков, которые внесены в основные требования учебной программы по каждому учебному предмету.

Форму и способы фиксации учебных достижений учащихся каждый учитель определяет самостоятельно. 

Слайд

Представлена таблица  учета предметных умений на учебных занятиях по обучению грамоте.

В  первой графе мы прописываем умения которые формируем. В первом классе безотметочное обучение, поэтому для заполнения  используем  различные знаки. Кто-то ставит + и -, кто-то !? Основной целью безотметочного обучения является формирование умений самостоятельно оценивать результаты собственной учебной деятельности.

В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности. Самооценка – важнейший показатель развития личности. Однако самооценка не дана нам изначально.

Поэтому в  первом классе идет работа над самооценкой. Наши дети  к концу первого класса умеют давать самооценку своей деятельности по алгоритму.

Слайд  

Сравнивать и корректировать свою работу по образцу и эталону.

 

Слайд

Эталон –знаковая фиксация способа действий. Образец –реализация способа действий на конкретном примере.

    Формировать самооценку младшего школьника помогает дневник. Вы знаете, что у нас не обычный дневники, он сочетает в себе элементы традиционного дневника школьника и «взрослого» еженедельника («Личный еженедельник первоклассника», «Дневник школьника»).

Слайд

Дневник  (слайд)  дает возможность развить у детей организационные умения и умения самоконтроля и самооценки, а учителям и родителям позволяет принять участие в этом процессе. Работа с дневником не относится к числу простых.

Работаем с дневником с первого класса т.к. это будет более эффективно и понятно детям.

Данный дневник предлагает ребенку оценивать собственные успехи, свое отношение к урокам с самых первых дней в 1 классе 

Во втором- четвертом  классах  вводится самооценка дня, а не урока. Можно использовать цвета или  смайлики.

Ученики работают с дневником:

  • на каждом уроке; 1 класс
  • каждый день; -2-4 класс
  • в начале и в конце недели;
  • в конце каждой четверти;
  • в начале и конце года.

С самооценкой связана и взаимооценка. Оценивание чужой работы – необходимый способ работы с первоклассниками, поскольку постепенно совместно уточняются значения критериев оценки.  

Предметные результаты во 2-4 классах мы оцениваем по 5-ти балльной системе, но изменились критерии. Осуществляется уровневый подход к оценке предметных результатов.

Слайд

Уровни успешности    

Критерии оценивания   (по признакам трёх уровней успешности).

Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали неоднократно, где требовались отработанные действия и усвоенные знания.

Слайд

Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:

- действие в новой, непривычной ситуации

- использование новых, усваиваемых в данный момент знаний

Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих уровнях образования.

Слайд

К концу четвертого класса наши дети умеют делать самооценку без опоры на алгоритм, определять уровень успешности. Хочу напомнить, что оценке учителя всегда предшествует самооценка ребенка. На основании которой учитель выставляет отметку.

Результаты за предметные контрольные работы фиксируются в таблицах предметных результатов   один раз в четверть.

Слайд

Личностные результаты не подлежат оценке, но мы осуществляем их  по бинарной системе.

Результаты вносятся в таблицу личностных результатов по классу.

Слайд

Она заполняется на основании неподписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику. (один раз в год)

Методом оценки личностных результатов является оценка личностного прогресса ученика с помощью накопительной оценки –портфолио.

Слайд

Министерство  образования  науки России определило, какие достижения  школьника будут учитываться при поступлении в  ВУЗ. Уже в 2015-2016 учебном  году при приёме в вуз будет учитываться портфолио ученика т.е. накопительная оценка, позволяющая оценивать широкий  список его индивидуальных достижений.

Слайд

Портфель достижений представляет собой специально организованную подборку работ, которые демонстрируют усилия, прогресс и достижения учащегося в интересующих его областях.  Отбор работ для портфолио ведется самим учащимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. В портфолио  можно познакомиться с анкетами, опросниками, таблицами, грамотами, дипломами, сертификатами,  наградами,  дисками с видеозаписями  и фотографиями. В нем   фиксируется творчество  и инициатива  во всех сферах жизни. Оценивается абсолютно всё как  обязательный результат и успех.

Ежегодно в мае проходит защита  «Портфолио»  сначала в классах, а затем  среди лучших участников конкурса по начальной школе. Победителю присуждается звание «Ученик года».

Метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний.

Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такими как контрольные и проверочные работы.

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент.

Слайд

Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы: во-первых, он должен быть межпредметным, во-вторых, он должен позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения, так сказать, «способом обращения» с этим знанием (УУД), в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

Мониторинг развития метапредметных УУД является логическим  продолжением диагностической работы педагога в первом классе, начинающейся с диагностики стартовой готовности к школьному обучению
Методами оценочной деятельности являются  наблюдение, тестирование, практические работы (рисунки).

Инструментарий контроля –это  задания, отражающие формирование УУД, тесты, карта мониторинга.

Мониторинг проводится 3  раза в год, стартовый в сентябре, промежуточный в феврале, итоговый в апреле. Хочется напомнить, что мониторинг не выполняет контролирующей функции, а является диагностикой. Таким образом, если учитель задумывается об эффективности своей работы и хочет достичь определённых новым стандартом результатов, среди которых особое место занимает формирование УУД, педагогическая диагностика  имеет очень большое значение и  должна выходить на первое место в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Особое значение педагогической диагностики, проявляется в том, что её результаты позволяют учителю:

Слайд

  1. выяснить, как у учеников класса идёт формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными её компонентами, в том числе проследить за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;
  2. выявить способы работы, которыми овладели ученики;
  3. обратить внимание на результаты выполнения специальных заданий, выявляющих уровень самостоятельности учащихся.

Диагностику и оценку метапредметных результатов мы осуществляем в ходе проведения комплексных и интегрированных работ с использованием материалов образовательной системы «Школа 2100».

Слайд

В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи. Такая работа проводится один раз в год в апреле.

В оценке метапредметных результатов используем уровневый подход.

Слайд

Выполнение работы на70-100%- повышенный уровень

50-69%- базовый уровень

Меньше 50%- ниже базового уровня

Слайд

В  1 классе изучается уровень сформированности  8  метапредметных умений, во 2 классе -16 умений, в 3-4 классах -34 умения.

Результаты мониторинга заносятся в  таблицы метапредметных результатов–один раз в год.

Слайд

Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений попедагогической помощи и поддержке каждого ученика в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.

Из личностных, метапредметных и предметных результатов складывается комплексная оценка всех образовательных результатов.  

Слайд

Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Слайд

Из комплексной и накопительной оценок выводится  итоговая оценка ученика начальной школы.

           Предметом итоговой оценки является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

        Итоговая оценка в начальной школе является внутренней оценкой. Она  позволяет получить  объективные данные о достигаемых учащимися образовательных результатах.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ(статья)

Сегодня   начальное   образование   закладывает   основу формирования   учебной   деятельности   ребёнка   –...

Методическая неделя "Система оценивания достижений учащихся начальной школы в свете требований ФГОС"

Методическая неделя – одна из эффективных форм методической работы   в ...

Из опыта работы Мониторинг сформированности УУД в свете новых подходов к организации контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС

Мониторинг разработан на основе образовательной системы  «Школа 2100», программы  «Школа России» рекомендаций по проверке и  оценке выполнения заданий по предмету. ...

Новые подходы к оценочной деятельности обучающихся в свете требований ФГОС

Новые подходы к оценочной деятельности обучающихсяв свете требований ФГОСВ соответстствии с ФГОС основным объектом системы оценок, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые р...

Новые подходы к оценочной деятельности учащихся в свете требований ФГОС

В новых образовательных стандартах одно из ведущих мест занимает вопрос оценки. В ООП НОО школы в первом разделе системе оценки достижения планируемых результатов  отводится целая глава. Именно п...