Самоанализ по теме: «Формирование коммуникативный учебных действий младших школьников»
учебно-методический материал

Наталья Павловна Лихацкая

Обобщаю опыть работы по формированию коммуникативный учебных действий младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Обобщение опыта46.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Дорогинская средняя общеобразовательная школа

Черепановского района Новосибирской области

Самоанализ по теме:

«Формирование коммуникативный учебных действий младших школьников»

учителя начальных классов

Лихацкой Натальи Павловны

2019 г.

Я, Лихацкая Наталья Павловна, имею два высших образования, получив квалификации «учитель начальных классов» и «практический психолог». С 1991г по 2007г. работала в Дорогинской СОШ учителем начальных классов, по совмещению, в различные периоды, завучем по УВР в начальной школе, педагогом-психологом; в 2007 – 2010гг – зам.директора, педагогом – психологом в детском доме. В 2011 году вернулась работать в школу, сначала методистом, а в 2014 году набрала первый класс.

Класс отличался рядом особенностей. Мне никогда не приходилось работать с такой большой группой детей – 29 человек. В классе были дети с разными образовательными возможностями: от детей с ОВЗ до детей с высоким уровнем обучаемости. Ситуация осложнялась тем, что пять человек демонстрировали ярко выраженные поведенческие нарушения. Кроме того, прибыло 2 беженца из Украины, один из них приехал с ненавистью к России, всем русским и яростным отказом говорить и понимать русский язык. Еще один ребенок очень болезненно переживал тот факт, что повторно пошел в 1-й класс, был мнителен, раним и в то же время агрессивен, груб по отношению к детям и учителям. Все это создавало множество конфликтных ситуаций, нарушало учебный процесс. Поэтому, в 1-м классе основной целью для меня была организация детей, а именно, приучение соблюдать нормы поведения на уроках, на переменах, в общении с одноклассниками и взрослыми, формирование коллектива.

Особенностью нашего поселка, обусловленной географическими, социально-экономическими и другими условиями, является преобладание населения со средним или средним профессиональным образованием. Так, в моем классе 6% родителей имеют высшее образование; 18% - среднее или неполное среднее; 76% - среднее профессиональное. Уровень образования, несомненно, оказывает влияния на процесс воспитания и развития детей.

Посещая уроки коллег, анализируя образовательный процесс в школе, общаясь с педагогами, родителями учеников, я обратила внимание на то, как явно, буквально за последние 10-15 лет, снизились читательские интерес и умения детей и взрослых. В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения Орлова Э.А. отметила: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения…». [3]

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимают чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Уже в 1-м классе я отчетливо поняла, что дети, даже обладающие уровнем развития познавательных процессов выше среднего и даже высоким, испытывают трудности при работе с печатной информацией, часто не могут выразить свою мысль, построить правильно предложение. Так, в моем классе, из 3 бегло читающих первоклассников, двое только в общем понимали смысл прочитанного. Поэтому сегодня особенно актуальны слова К.Д.Ушинского: "Читать – это еще ничего не значит. Что и как читать – вот суть вопроса".

То есть выявилась проблема: дети умеют читать, научаются читать, но это не является залогом формирования умений работать с информацией. Поэтому тему самообразования я сформулировала следующим образом: «Формирование коммуникативных учебных действий у учащихся начальной школы».

Коммуникативные учебные действия включают две группы умений:

  1. умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми – в парах, группах, командах;
  2. общие умения коммуникации – работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием. [2]

Основное внимание в самоанализе я уделяю работе со второй группой умений.

Цель работы: формирование и развитие способности школьников к пониманию чужих и оформлению собственных устных и письменных текстов.

Задачи:

1. Изучить литературу, опыт коллег по теме.

2. Определить основные формы, методы и средства формирования коммуникативных учебных действий.

3. Реализовать на практике полученные знания.

4. Сделать вывод об эффективности проведенной работы в формировании умений коммуникации.

Изучив литературу по данной теме, рассмотрев возможности различных педагогических технологий, методик, познакомившись с рядом идей, изложенных в научных исследованиях Ю.К.Бабанского, Ю.В.Громыко, В.В.Краевской, О.Е.Лебедева, М.М.Мкртчян, А.М.Хуторского и др., а также практический опыт работы педагогов, я выделила для себя несколько источников, содержащих, на мой взгляд, интересную, систематизированную, реально работающую на практике информацию. (список источников)

Меня заинтересовала классификация умений коммуникации, отталкивающаяся от видов речи (говорение и письмо) и способов их восприятия (слушание и чтение):

  1. Умение оформить свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения;
  2. Умение оформить свои мысли в письменный текст;
  3. Умение слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному;
  4. Умение самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием). [2]

Такое подробное деление умений, на мой взгляд, позволяет более целенаправленно строить работу. Работая над формированием всех групп умений, я особое внимание уделяла развитию умений второй и четвертой групп.

Преподавание осуществляю на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по образовательной системе «Школа России». УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Использую учебники:

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык»- М.: «Просвещение» 2015 год;
  • Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др. «Литературное чтение» М.: «Просвещение» 2015 год;
  • М.И. Моро, М.А. Бантова и др. «Математика» М.: «Просвещение» 2016 год;
  • А.А. Плешаков «Окружающий мир» М.: «Просвещение» 2015 год;
  • Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В.Добромыслова «Технология» М.:«Просвещение» 2015 год
  • Е.Д. Критская «Музыка» М.: «Просвещение» 2015 год;
  • Л.А.Неменская «Изобразительное искусство» М.: «Просвещение» 2015 год;

Данный методический комплекс подкреплён материально-технической базой кабинета, которая используется на учебных занятиях, во внеурочное время и работает на данную цель:

1. Компьютер, проектор, экран в кабинете. Данное ресурсное обеспечение позволяет использовать электронные и цифровые образовательные ресурсы.

2. Мультимедийные приложения к учебникам.

3. Мультимедийные пособия, которые составляю сама.

Использую интернет – ресурсы (видеофайлы, презентации).

4. Наборы демонстрационных (таблицы, схемы, репродукции, картины, портреты, карты, муляжи, гербарии, коллекции полезных ископаемых, различных пород), раздаточных, дидактических материалов.

5. Словари, энциклопедии, учебные пособия, в том числе электронные издания («Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа»).

6. Диапроектор с набором диафильмов по математике.

В качестве дополнительных пособий (методические рекомендации, оценка достижений, КИМы, справочники и др.) использую прежде всего те, которые разработаны авторами учебников.

Сначала я выбрала несколько видов диагностики:

1. Учет сформированности умений коммуникации учащихся (О.В.Запятая). [2]

2. Проверка техники чтения (авторская технология О.Б.Панковой). [4]

Затем я определила основные виды работ, приемы, методы, технологии, методики, наиболее способствующие достижению цели.

Элементы технологий, методик

Цель использования

Методика А.Г.Ривина (алгоритмы, памятки)

Обучение работе с текстом по алгоритму в паре (приложение №4)

Методика работы над творческими работами (изложениями, сочинениями) в интерпретации С.А.Есениной.

Научить детей писать грамотные и содержательные творческие работы.

Методика работы по развитию речи С.А.Есениной.

Формирование УУД на уроках литературного чтения в соответствии с требованиями ФГОС

Методика Т.Галактионовой «Хорошее время читать»

Формирование интереса к чтению и повышение престижности чтения среди младших школьников

Технология продуктивного чтения Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Чиндиловой, Н.Н.Светловской

Формирование умений и навыков смыслового чтения

Технологии критического мышления

(Приёмы: «Чтение с остановками», «Синквейн», «Работа с вопросником», «Знаю, узнал, хочу узнать», «Мозговой штурм», «Уголки», «Написание творческих работ», «Создание викторины», «Логическая цепочка», «Тонкие и толстые вопросы»).

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых им не только в учёбе, но и в обычной жизни, развитие интеллектуальные способности ученика для самостоятельного освоения знаний, а именно: работать самостоятельно; задавать вопросы; выслушивать чужое мнение; иметь своё мнение и защищать его;

Технология проблемного обучения

Активизация самостоятельной деятельности учащихся, творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектная технология

Развитие у школьников умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление

Игровая технология

(«Мим-театр», «Крестики-нолики», «Древо мудрости» и.др.)

Обеспечение достижения единства эмоционального и рационального в обучении

Информационно-коммуникационная технология

Развитие умений работать с разными источниками информации, представлять результаты.

Личностно-ориентированная технология

(вариативные самостоятельные, творческие, домашние задания)

Максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Здоровьесберегающая технология

Создание на занятиях зоны физического и психологического комфорта.

Среди множества методик проверки читательских умений я нашла, с одной стороны, очень простую, с другой стороны, достаточно информативную. Она изложена в серии пособий Ольги Борисовны Панковой. Как заявляет автор, это «принципиально новая технология проверки техники чтения» [4]. Данная диагностика позволяла мне быстро отслеживать процесс формирования читательских умений, своевременно и «точечно» корректировать свою работу. В ней представлена критериальная система оценивания читательской компетентности и предложен уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Критериями сформированности читательской грамотности являются следующие показатели: безошибочность, способ чтения; осмысленность.

Подробную диагностику (с определением способа, периода безошибочного чтения) я проводила в начале и конце учебного года (в качестве входной и итоговой), а также 1 раз в 1,5 – 2 месяца. В остальных случаях проверяла только осмысленность чтения. Сводную ведомость учета сформированности общих умений коммуникации заполняла 1 раз в полугодие.

Стартовая диагностика показала, что около трети детей пришли в школу с низким уровнем готовности к обучению. (приложение №1). Из них трое впоследствии получили статус ОВЗ и обучались по адаптированной программе. На протяжении всех лет работы строила работу дифференцированно, с учетом не только познавательных возможностей детей, но и особенностей их эмоционально-волевой сферы.

Перечисленные ниже виды работы вводила постепенно, усложняя, расширяя и предоставляя больше самостоятельности от года к году, по мере формирования умений.

Для формирования и развития умения слушать, вникать в суть услышанного и поставить вопрос к услышанному проводила следующие виды работ:

  • Интерпретация услышанного (в форме плана, схемы, таблицы; пересказ; подбор соответствующей содержанию текста пословицы, поговорки; иллюстрирование и т.п.);
  • Поиск верных и неверных утверждений по содержанию прослушанного текста (например, тест «Так ли это?»);
  • Поиск ответов на заданные вопросы в слушаемом тексте;
  • Постановка вопросов, направленных на понимание и/или обсуждение слушаемого текста (прием «Толстые и тонкие вопросы», Прием «Мозаика». «Реконструкция текста» и др.);
  • Формулировка собственных выводов и собственного мнения на основе услышанного;
  • Анализ устного ответа товарища.

Для формирования и развития умения самостоятельно изучать литературу (умение читать с пониманием), помимо аналогичных видов работы, описанных в предыдущем пункте, использовала еще следующие виды работ:

  • Поабзацное чтение и изучение текстов с составлением плана в постоянных парах и парах сменного состава; (приложение )
  • Чтение и изучение текстов в парах;
  • Анализ прочитанного текста.

Виды работ, направленные на формирование и развитие умения оформлять свои мысли в устный текст точно, компактно, без искажения:

  • Выступление с докладом от группы, анализ докладов;
  • Выступление заданного объема на заданную тему;
  • Устный пересказ текста;
  • Устный анализ текста (ответа, сочинения товарища и т.д.);
  • Высказывание собственного отношения к прочитанному или прослушанному тексту.

Виды работ, направленные на формирование и развитие умения оформлять свои мысли в письменный текст точно, компактно, без искажения:

  • Составление предложений, текстов по опорным словами и/или по вопросам; (приложение)
  • Письменный пересказ (изложение) текста и последующий анализ написанного;
  • Письменное изложение определенного вопроса заданного объема и последующий анализ написанного;
  • Письменный анализ текста (ответа, сочинения и т.д.) в парах.

За время обучения в начальной школе ребята научаются работать с различными источниками информации. В 1 классе основными источниками информации являются реальные природные и социальные объекты, рисунки, фотографии, условные знаки, небольшие дополнительные тексты, загадки, тексты выводов. С ними дети осуществляют следующие действия: сбор информации, выделение основной информации, составление небольшого сообщения, монологического высказывания, интерпретация условного обозначения. Во 2 классе появляются дополнительные источники информации: учебный текст, словарь, схема, диаграмма, опыт. Ученики соотносят собственный вывод с тем, что дан в учебнике, находят значение незнакомых слов в словаре, извлекают информацию, данную не только в вербальной, но и в наглядной форме (рисунок-схема, схема, диаграмма), делают вывод по результатам опыта. Начинается формирование умения использовать справочную литературу. В 3 классе учу ребят извлекать информацию, представленную в разных источниках знаний (учебник, справочная литература, словарь, Интернет) и в разной форме (словесной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой); провожу работу по формированию умения обобщать, систематизировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); умения кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, принадлежность растений к разным группам, знаки охраны здоровья, результаты наблюдения, опыта). В 4 классе продолжаю формирование умений работать с разными источниками информации: учебная статья, научно-популярный и художественный тексты, иллюстрации, схемы, диаграммы, модели природных объектов и явлений, собственные наблюдения, проведённый эксперимент, энциклопедии, Интернет. Продолжаю и развитие умений сравнивать, сопоставлять, классифицировать, характеризовать существенные признаки и свойства природных объектов, анализировать социальные и исторические события, давать им оценку.

Так как коммуникативные учебные действия являются межпредметными, то и их формирование происходит на различных учебных и на внеурочных занятиях. При этом обязательно учитываю уровень возможностей детей. Так, при написании сочинений я составляю для ребят «Лист – помощник», который для ребят с высоким уровнем является планом написания сочинения; для средней группы – это план и опорные слова. Ребята с низкими образовательными возможностями не могут бездумно переписывать все с листа, использовать его как готовое клише, так как поставлены перед необходимостью выбора материала. После каждой творческой работы обязательно провожу работу над ошибками, для этого предлагаю для совместного анализа типичные или, наоборот, самые необычные ошибки. В результате, к концу четвертого класса написание сочинений у большинства детей стало вызывать интерес, не наблюдалось страха перед данным видом работы, что подтверждалось и словами, и удивлением родителей; ребята первой и второй группы все чаще стали «отходить» от предложенных шаблонов, заготовок, используя свои слова, выражения, сравнения; ученики третьей группы, используя Лист – помощник, стали справляться с работой самостоятельно, даже внося свои изменения в предложенные опоры; тексты сочинений построены логично, правильно, творчески. (приложение №5)

Учебные занятия по литературному чтению являются просто кладезью возможностей для развития умений коммуникации. Здесь можно использовать все виды работ, множество приемов, элементов технологий и методик. Особенно интересна была работа по составлению характеристик героев: от примитивного «герой был хороший, совершал хорошие поступки» до характеристик, содержащих цитаты из текста, собственные выводы и отношение. Вдумчивое, аргументированное составление характеристики героя нередко позволяет ученикам делать открытия: а обоснованно ли считаются положительными такие герои, как Серый волк и Иван – царевич, старик из пушкинской сказки о золотой рыбке? Почему ведьма из сказки о Русалочке является отрицательным персонажем?

Регулярное проведение диагностик позволило мне корректировать свою работу, делать ее более целенаправленной. Так, например, результаты одной из диагностик показали, что много детей как будто наугад, приблизительно подбирают заголовок к тексту. При написании изложений нередко уже дается готовый заголовок, в классе план часто составляется коллективно, а в домашней работе помогают родители. Поэтому реальную картину получить сложно. Между знанием правила озаглавливания текста и применением его на практике оказалась просто пропасть. Поэтому я ввела много «попутных», небольших заданий на эту тему: подбирали заголовки к текстам упражнений на уроках русского языка, окружающего мира, подбирали другой вариант заголовка к литературным произведениям, и, наоборот, составляли тексты по заголовкам и т.п., при этом постоянно повторяя правило.

Или, например, я обратила внимание на пассивность, формальность в объяснении значения слов, выражений. Чтобы привлечь интерес детей, предложила проводить «расследования»: устанавливать значение слова путем построения логических цепочек, используя контекст предложения, текста, подбирая однокоренные слова, антонимы. синонимы. Сделала обязательной и систематической работу с толковыми словарями. Ежедневно работали в разных формах с пословицами, фразеологизмами.

Значительная роль в овладении читательскими компетентностями отводится предмету «окружающий мир», при изучении которого ученики работают с научно-познавательными текстами учебника. Я активно использую на уроках такие виды работ как работа в парах, поабзацное чтение текста, преобразование (интерпретации) информации из одной формы в другую (представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы).

Достаточно успешно была реализована работа с Портфелем читателя. Количество, объем произведений, виды работ подбирала по ориентируясь на возможности учеников и их интересы. (приложение №6)

Интересные виды работ с текстом, информацией были представлены в рабочих тетрадях по предметам от разработчиков ВПР.

В планы воспитательной работы я обязательно включаю мероприятия, повышающие интерес к чтению, к поиску информации: викторины, конкурсы, классные предметные недели, выявляющие знатоков по различным предметам. Мои ученики активно и эффективно участвуют в мероприятиях научно – познавательной направленности. (приложение №13). Для дополнительной мотивации активного участия в мероприятиях вместе с детьми разработали систему начисления баллов, работающую в течение всего учебного года, и дающую право обменивать их на отметки по предметам. Кроме того, обязательно вместе с родителями продумываем поощрение ребят, возрождая традицию дарить книги, книги интересные, хорошего качества, руководствуясь словами Г. Остера: «Правильная грамотная речь – важнейшее условие для всестороннего развития детей. Читайте детям не нотации, а книги.» Работаю в тесном контакте с родителями. На родительские собрания по запросам родителей подготовила цикл лекций по педагогике, психологии, физиологии и гигиене; педагогические практикумы по рассмотрению различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе.

Полученные результаты проведенной работы я представила на трех группах учащихся по уровням обучаемости и обученности. (приложение №7) У 52% учащихся к концу 4-го класса сформирован повышенный уровень читательской грамотности у 41% - базовый. Значительная положительная динамика у учащихся 1-й группы объясняется тем, что таким ребятам достаточно акцентировать внимание на какие-то тонкости работы с текстом, в силу своих возможностей они сами способны исправлять свои ошибки. Для формирования читательских умений у детей 2-й группы нужно больше времени, больше контролирующей и направляющей помощи, поэтому наблюдается постепенная положительная динамика. Очень сложно формируются читательские умения у учеников 3-й группы, так как им зачастую нужна прежде всего помощь специалистов: логопеда, психолога, дефектолога; они нуждаются в индивидуальной помощи учителя. Умения у таких ребят формируются очень медленно, очень «маленькими шагами».

В среднем, у 86,5% учеников сформированы умения коммуникации при работе с художественными текстами; у 74,1% - при работе с научно – познавательными текстами. (приложение №8). Полученные результаты считаю настоящим достижением, учитывая возможности детей, родителей, социальную и культурную среду, в которой мы живем и учимся.

Работая над данной темой в течении последних трех лет, изучая литературу, методику работы своих коллег (приложение №9), приобрела необходимый опыт, позволяющий не только использовать известные в данной теме методы и приёмы, но и применять собственные наработки и делиться ими с коллегами (приложение № 10). Имею поощрения за свой труд (приложение №11).

Таким образом, считаю, что цель работы в основном достигнута. Об этом свидетельствуют стабильные результаты учебных достижений учащихся (приложение №2), результаты участия в мероприятиях научно – познавательной деятельности (приложение №13). Важным показателем достижения поставленной цели считаю и результаты выполнения ВПР в целом (приложение №3), а также сформированность умений, выявляемых в ходе выполнения работы: в основном, они соответствуют, а в некоторых случаях и превышают средний показатель по региону и стране. (приложение №12). Одним и важнейших условий таких достижений считаю сформированность у учащихся учебных коммуникативных умений, которая появилась в результате систематической, целенаправленной работы над формированием общих умений коммуникации (приложение №7 таблица №4)

Стремлюсь быть учителем, который может применить к себе слова И.Г.Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

Глоссарий

Читательская грамотность (в исследовании PISA) — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г.

Коммуникативные умения (по О.В.Запятой) – умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека, а также умение исполнения речи, общительность (коммуникабельность).

Умения коммуникации (по О.В.Запятой) – способы деятельности, которые позволяют человеку оформить свои мысли в тексты и понимать содержание чужих текстов.

Термин «читательские умения» употребляется в методической литературе в широком и узком значении. В широком значении читательские умения охватывают всю литературно-учебную деятельность школьников (умения анализа и оценки произведения, речевые умения, библиографические умения); в узком – трактуются как умения, необходимые для восприятия художественного произведения. [9]

Список источников

1. Запятая О.В. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации школьников. Красноярск. 2007.

2. Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников.- Волгоград: Учитель, 2015

3. Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетентности в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения: пособие для работников образовательных учреждений.- Москва : МЦБС, 2008

4. Серия пособий для 1-4 классов: Панкова О.Б. Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности. ФГОС.-М: Издательство «Экзамен», 2016-2017

5. Серия пособий для 1-4 классов: Панкова О.Б. Литературное чтение. Проверочные работы.. ФГОС.-М: Издательство «Экзамен», 2015-2017

6. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения.- М: Грамотей, 2016

7. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения.- М: Грамотей, 2016

8. Серия пособий для 2-4 классов: Галактионова Т.Г., Саввинова С.О., Назаровская Я.Г., Жук С.Г. Учимся успешному чтению. Портфель читателя. – М: Просвещение, 2016

9. Педагогический словарь. — М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Формирование коммуникативных учебных действий младших школьников с проблемами в речевом развитии на логопедических занятиях

Данный материал поможет организовать работу младших школьников, имеющих проблемы в речевом развитии, направленную на развитие коммуникативных компетенций.  Работа представляет собой самообобщение...

Развитие коммуникативных учебных действий младших школьников в ходе проектной деятельности

Данный педагогический проект призван изучить теоретические аспекты коммуникативных учебных действий младших школьников, а также реализовать их на практике....