Функциональная грамотность
методическая разработка

Наталья Вячеславовна Бушуева

Функциональная грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Бушуева Н.В.

Речь к выступлению по теме «Функциональная грамотность»

- И так, функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все приобретаемые знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Для широкой публики функциональную грамотность объясняют очень просто. Допустим, один человек знает 1000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает мычать и делать руками непонятные жесты. А, владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или показать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этими компетенциями у некоторых школьников иногда возникают большие проблемы.

Каковы же дефициты умений по результатам оценочных процедур:

1. Одна из основных причин невысокого результата международных исследований – неумение учащихся работать с предлагаемой информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию и т.д.

2. Социализация, а точнее ее отсутствие на уроках, где установился только один вид взаимодействий – учитель-ученик. Боксеру ставят удар, певцу – голос. Наша задача – научиться ставить сильное мышление. Первый тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют «интеллектуальным», второй тип «креативным». Интеллектуал готов решать задачи, даже весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные имеющие технологии решения – так называемые закрытые задачи. Креатив способен сам видеть и ставить задачи, стремиться выйти за рамки узко поставленного условия. На самом деле человек обладает как интеллектуальными, так и креативными способностями, но в различной степени по мере взросления креативное мышление «затухает». Подавляющее большинство обучающихся конформны, боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разложенной по полочкам информации, неопределенность условий и вариативность решений их пугает.. Творческое, открытое мышление не развивается на закрытых задачах. Поэтому сейчас школу обязуют повернуться лицом к так называемой функциональной грамотности. Мы видим, как меняются задания (Комплексная работа, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ), а именно на этих контрольных мероприятиях активно применяются задания на проверку функциональной грамотности.

Можно выделить 4 базовых механизма формирования и развития функциональной грамотности:

Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функциональнокомпетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей.

Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников.

Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей.

Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования.

Основным образовательным инструментом в школе выступает организация исследовательской деятельности, которая решает задачу формирования предметных знаний на компетентностной основе. Освоение интерактивного оборудования выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяет сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом. Учебная работа с электронными средствами обучения, создаёт условия для использования среды в качестве:

средства обучения, повышающего эффективность и качество подготовки школьников;

инструмента познания;

средства телекоммуникации, формирующего умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

средства развития личности;

эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии, такие как:

проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, позволяющая формировать организационные, интеллектуальные и другие умения, в том числе умение самостоятельно осуществлять деятельность учения;

технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений;

технология проектной деятельности, обеспечивающая условия для формирования организационных, интеллектуальных, коммуникативных и оценочных умений (подготовка различных плакатов, памяток, моделей, организация и проведение выставок, викторин, конкурсов, спектаклей, миниисследований, предусматривающих обязательную презентацию полученных результатов, и др.);

обучение на основе «учебных ситуаций», образовательная задача которых состоит в организации условий, провоцирующих детское действие;

уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиль взаимодействия учителя с учениками (ученик – это партнёр, имеющий право на принятие решений, например, о содержании своего образования, уровне его усвоения и т. д.), главная же задача и обязанность учителя – помочь ребёнку принять и выполнить принятое им решение;

информационные и коммуникационные технологии, использование которых позволяет формировать основу таких важнейших интеллектуальных умений, как сравнение и обобщение, анализ и синтез.

Рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности обучающихся:

учащиеся должны стать активными участниками процесса изучения нового материала.

обучение должно носить деятельностный характер.

учебный процесс ориентировать на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности.

использовать продуктивные формы групповой работы; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);

применять специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии (проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, технология проектной деятельности, обучение на основе «учебных ситуаций», уровневая дифференциация обучения, разноуровневого обучения, критического мышления, информационные и коммуникационные технологии, технология оценивания учебных достижений учащихся).

учитель должен выступать в качестве организатора (или координатора) продуктивной деятельности учащихся.

обучение должно строиться на метапредметной основе и должно быть направлено на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, учитывать уровни развития творчества.

организация деятельности - целеполагание, определение способов контроля и оценки деятельности, учебное сотрудничество.

учитель должен организовать эффективную работу с информацией; работа с учебными моделями; использование знаково-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведение под понятие.

создание обстановки доверия, уверенности в успехе.

преобладание положительных оценок деятельности, её результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 2 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 4 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Диагностические работы участников творческой группы "Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" "Читательская грамотность для 3 классов"

Мозина Елена Викторовна - руководитель творческой группы"Формирование функциональной грамотности на начальном уровне образования" предлагает разработки  по диагностике функциональной гр...

Развитие коммуникативной грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

laquo;Много на земле живых существ. Из них только одно обладает  даром речи. Даром слова. »Л.УспенскийОдной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, так ка...

Статья " Функциональная грамотность или как помочь ребенку стать информационно грамотным».

Что же такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционирова...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....