Педагогический опыт на тему «Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ на уроках изобразительного искусства и труда»
опыты и эксперименты

Шипова Мария Николаевна

Актуальность педагогического опыт

Среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, раскрывает творческий потенциал.

 

Основная идея

В системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ, с целью развития творческих способностей, занятиям изобразительной деятельностью и ручного труда уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.

Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное.

Виды изобразительной деятельности очень разнообразны. В программах по изобразительному искусству и ручному труду предусматриваются традиционные техники. Я считаю, что особое место должно принадлежать работе с нетрадиционными техниками и материалами.

Нетрадиционная техника помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставить детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными или за сдвинутыми вместе столами; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.д.

Не только традиционные средства обучения, но и нестандартные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей с нарушениями интеллекта логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов работы, их особенностями, многообразием материалов. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

 

Теоретическая база опыта

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду.

С помощью занятий изобразительным искусством и ручным трудом ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают важность занятий художественным творчеством во всестороннем развитии, и в частности, развитии творческих способностей. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Профессор О. А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.

Проблемой исследования особенностей работы с детьми с ОВЗ занимались такие ученые, как А. И. Аксенова, В. М. Астапов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная работа. У учащихся отмечается неадекватность самооценки, нарушение эмоционально-волевой сферы, ограниченность знаний и представлений, что вызывает у ребенка недовольство собой. Для развития творческих способностей и формирования мотивации к творчеству наряду с традиционными средствами обучения, стоит использовать нетрадиционные. Как отмечает М. Шклярова,  «нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение навыков общения и формирование представления о различных способах использования материала.
 

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных методов обучения и использования художественных материалов. Это направлено на развитие творческих способностей младших школьников с ОВЗ.

Предметы «Изобразительное искусство» и «Ручной труд» в силу своей специфики имеют благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.

На занятиях ИЗО и труда происходит освоение младшими школьниками с нарушением интеллекта различных художественных  материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Можно выделить главные составляющие, способствующие повышению заинтересованности младших школьников с ОВЗ и развитию творческих способностей:

1. Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не просто правильные ответы,  а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Важной задачей является учить детей общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. В решении этой задачи поможет использование музыкальных произведений.

2. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.

3. Каждый ученик понимает успех по-своему. Следует отмечать те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается.

4. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала.

5. Важно показывать связь выполняемых заданий с жизнью. Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.

6. Следует привлекать учеников к оценочной деятельности и формировать у них адекватной самооценки.

Таким образом, уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания окружающему его миру, а также развитию творческих способностей.

 

Технология опыта

Основная цель работы заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с ОВЗ в процессе приобщения его к художественной культуре и развитию творческих способностей.

Чтобы этого достичь, необходимо формировать знания об изобразительном искусстве, общие и специальные умения и навыки изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации); развивать зрительное восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке; развивать умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни; обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Использование нетрадиционных техник раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

В работе с детьми используются следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладонью, оттиск печатками, рисование по трафарету, рисование нитью, ватными палочками, использование природного материала и т.п.

Таким образом, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается пространственная ориентация, координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. За счет этого у детей с ОВЗ происходит развитие творческих способностей.

 

Результативность опыта

Благодаря сочетанию традиционных и нетрадиционных методов обучения и использования художественных материалов дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия, развиваются творческие способности детей.

Регулярное проведение занятий способствует повышению уровня развития творческих способностей детей, овладению методами самообразования, развитию навыков исследовательской деятельности на базе применения нетрадиционных техник рисования, развитию креативных способностей, повышению культуры общения в процессе учебной деятельности, повышению мотивации к учению, пробуждению в детях интереса к познанию и применению в работе новых техник.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педсоветах.

Результаты педагогического опыта были представлены:

Во время выступлений на семинарах и конференциях различного уровня:

1. Выступление на Международном научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

2. Выступление на Международном научно-практическом семинаре в рамках международной научно-практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» «Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования».

3. Выступление на Всероссийском научно-практическом семинаре «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования».

4. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением «Методы повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках ИЗО».

5. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением  «Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов в условиях введения ФГОС ОВЗ».

6. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением  «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка с нарушениями интеллекта»

во время проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий:

1. Открытый урок труда для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Лепка по представлению свободной композиции «Колобок и лиса»»

2. Открытый урок математики для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Умножение и деление чисел в пределах 20»

3. Открытый урок русского языка для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Деление слов на слоги».

4. Открытый урок ИЗО для учителей школы: «Осенний лес».

Таким образом, значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, декоративно-прикладном творчестве), обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей.

 

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 275 с.
  2. Горнова Л. В., Бычкова Т. Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л. В. Горнова,, Т. Л. Бычкова – Волгоград: Учитель, 2008. – 268 с.
  3. Грошенков, И.А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Учебное пособие. – 2002 г.
  4. Давыдова, Т.Н.  "Рисуем  ладошками". - Стрекоза, 2012 г. – 12 с.
  5. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
  6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова - Изд. КАРО, 2009 г. – 176 с.
  7. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008. – 192 с

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.opyt_.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей у младших школьников с ОВЗ на уроках изобразительного искусства и труда»

Автор педагогического опыта: Шипова Мария Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыт

Среди различных видов деятельности, таких как учебная, трудовая, игровая, умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность. Искусство, являясь своеобразной формой эстетического познания действительности и отражения ее в художественных образах, позволяет школьнику с интеллектуальной недостаточностью ощутить мир во всем его богатстве и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.

Актуальность темы заключается в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию, раскрывает творческий потенциал.

Основная идея

В системе коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ, с целью развития творческих способностей, занятиям изобразительной деятельностью и ручного труда уделяется особое внимание. В процессе художественного творчества у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Благодаря практическим упражнениям художественные навыки ребенка становятся устойчивее, а восприятие тоньше и дифференцированнее.

Наблюдая за процессом художественного творчества детей, можно сделать вывод о том, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют навыками изобразительной деятельности. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от работы вообще. Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов изображения ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребенку передать в работе задуманное.

Виды изобразительной деятельности очень разнообразны. В программах по изобразительному искусству и ручному труду предусматриваются традиционные техники. Я считаю, что особое место должно принадлежать работе с нетрадиционными техниками и материалами.

Нетрадиционная техника помогает детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно. Мотивация успешности при использовании нетрадиционных техник сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как фактор удержания внимания.

Разнообразить нужно и цвет, и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков, аппликации и ставить детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Больше разнообразия следует вносить и в организацию занятий: дети могут рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, сидя за отдельными или за сдвинутыми вместе столами; сидеть или работать, стоя у столов, расположенных в один ряд и т.д.

Не только традиционные средства обучения, но и нестандартные приемы творчества позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои чувства и способности. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей с нарушениями интеллекта логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов работы, их особенностями, многообразием материалов. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Теоретическая база опыта

В последние годы стало более заметным стремление изменить сложившуюся ситуацию с обучением и воспитанием детей с ограниченными возможностями здоровья в лучшую сторону. Для успешной подготовки детей к интеграции в общество требуется разработка новых теоретических подходов к обучению, воспитанию, реабилитации и адаптации в социальную среду.

С помощью занятий изобразительным искусством и ручным трудом ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают важность занятий художественным творчеством во всестороннем развитии, и в частности, развитии творческих способностей. По мнению Л. С. Выготского, творческая деятельность – это «деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созидание творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Профессор О. А. Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.

Проблемой исследования особенностей работы с детьми с ОВЗ занимались такие ученые, как А. И. Аксенова, В. М. Астапов, О. И. Лебединская, Б. Ю. Шапиро.

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья – сложная работа. У учащихся отмечается неадекватность самооценки, нарушение эмоционально-волевой сферы, ограниченность знаний и представлений, что вызывает у ребенка недовольство собой. Для развития творческих способностей и формирования мотивации к творчеству наряду с традиционными средствами обучения, стоит использовать нетрадиционные. Как отмечает М. Шклярова,  «нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».

Главной целью развития каждого ребенка является включение его в социальную жизнь общества, получение навыков общения и формирование представления о различных способах использования материала.

Новизна педагогического опыта

Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных методов обучения и использования художественных материалов. Это направлено на развитие творческих способностей младших школьников с ОВЗ.

Предметы «Изобразительное искусство» и «Ручной труд» в силу своей специфики имеют благоприятную почву для того, чтобы ребенок мог почувствовать себя успешным, что способствует в свою очередь повышению мотивации к познавательной деятельности в целом.

На занятиях ИЗО и труда происходит освоение младшими школьниками с нарушением интеллекта различных художественных  материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон).  Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Можно выделить главные составляющие, способствующие повышению заинтересованности младших школьников с ОВЗ и развитию творческих способностей:

1. Очень важно, чтобы на уроках изобразительного искусства звучали не просто правильные ответы,  а ответы, содержащие собственные переживания и впечатления, окрашенные детскими эмоциями. Важной задачей является учить детей общаться с искусством, раскрывать свое видение прекрасного. В решении этой задачи поможет использование музыкальных произведений.

2. Интерес – наиболее часто испытываемая положительная эмоция. Интерес является исключительно важным видом мотивации в развитии навыков, знаний, интеллекта. Формирование интереса к искусству развивает инициативу и самостоятельность в обучении.

3. Каждый ученик понимает успех по-своему. Следует отмечать те моменты, когда ребёнок действительно прилагает много усилий и у него что-то получается.

4. На каждом уроке нужно стараться удивлять учеников. Это может быть оригинальный подход к объяснению нового материала.

5. Важно показывать связь выполняемых заданий с жизнью. Ученик на уроке должен понимать значимость материла и его место в современном мире.

6. Следует привлекать учеников к оценочной деятельности и формировать у них адекватной самооценки.

Таким образом, уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания окружающему его миру, а также развитию творческих способностей.

Технология опыта

Основная цель работы заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с ОВЗ в процессе приобщения его к художественной культуре и развитию творческих способностей.

Чтобы этого достичь, необходимо формировать знания об изобразительном искусстве, общие и специальные умения и навыки изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации); развивать зрительное восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватное отображение его в рисунке, аппликации, лепке; развивать умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни; обучать изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.

Использование нетрадиционных техник раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

В работе с детьми используются следующие нетрадиционные техники: рисование пальчиками, ладонью, оттиск печатками, рисование по трафарету, рисование нитью, ватными палочками, использование природного материала и т.п. 

Таким образом, в процессе работы с различными инструментами и материалами развивается пространственная ориентация, координация, дифференцированность, согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными. Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. За счет этого у детей с ОВЗ происходит развитие творческих способностей.

Результативность опыта

Благодаря сочетанию традиционных и нетрадиционных методов обучения и использования художественных материалов дети учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют, сравнивают свои рисунки, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, проявляется фантазия, развиваются творческие способности детей.

Регулярное проведение занятий способствует повышению уровня развития творческих способностей детей, овладению методами самообразования, развитию навыков исследовательской деятельности на базе применения нетрадиционных техник рисования, развитию креативных способностей, повышению культуры общения в процессе учебной деятельности, повышению мотивации к учению, пробуждению в детях интереса к познанию и применению в работе новых техник.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных классов. В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей начальных классов, педсоветах.

Результаты педагогического опыта были представлены:

Во время выступлений на семинарах и конференциях различного уровня:

1. Выступление на Международном научно-практическом семинаре «Актуальные вопросы организации процесса обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования».

2. Выступление на Международном научно-практическом семинаре в рамках международной научно-практической конференции «54-е Евсевьевские чтения» «Актуальные вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования».

3. Выступление на Всероссийском научно-практическом семинаре «Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях модернизации образования».

4. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением «Методы повышения учебной мотивации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья на уроках ИЗО».

5. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением  «Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов в условиях введения ФГОС ОВЗ».

6. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов с сообщением  «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка с нарушениями интеллекта»

во время проведения открытых уроков и воспитательных мероприятий:

1. Открытый урок труда для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Лепка по представлению свободной композиции «Колобок и лиса»»

2. Открытый урок математики для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Умножение и деление чисел в пределах 20»

3. Открытый урок русского языка для студентов факультета психологии и дефектологии МГПИ им. М.Е.Евсевьева: «Деление слов на слоги».

4. Открытый урок ИЗО для учителей школы: «Осенний лес».

Таким образом, значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с ограниченными физическими и умственными возможностями занимает изобразительное искусство, помогающее ребенку осваивать окружающую действительность. Изобразительная деятельность, формирует практические умения изобразительного искусства (в рисовании, лепке, декоративно-прикладном творчестве), обеспечивает развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, создает благоприятные условия для коррекции отклонений в его познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах, а также формирует предпосылки для развития творческой активности и художественных способностей.

Список литературы

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 2011. – 275 с.
  2. Горнова Л. В., Бычкова Т. Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ Л. В. Горнова,, Т. Л. Бычкова – Волгоград: Учитель, 2008. – 268 с.
  3. Грошенков, И.А. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». Учебное пособие. – 2002 г.
  4. Давыдова, Т.Н.  "Рисуем  ладошками". - Стрекоза, 2012 г. – 12 с.
  5. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2.
  6. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности / Ю. В. Рузанова - Изд. КАРО, 2009 г. – 176 с.
  7. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: Академия развития, 2008. – 192 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Инновационный педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников как один из способов повышения образования в условиях ФГОС»

Инновационный педагогический проектна тему:        «Развитие творческих способностей младших школьников из способов повышения образования...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Описание педагогического опыта по теме: "Развитие творческих способностей младших школьников"

Описание педагогического опытапо теме:«Развитие креативных (творческих) способностей младших школьников на уроках русского языка через систему творческих заданий»...

Обобщение педагогического опыта по теме "Развитие творческих способностей младших школьников посредством проектной деятельности"

Теоретические аспекты изучения проектной деятельности  как условия  развития творческих способностей  младших школьниковПрактика описания работы по формированию  условий для развит...

Статья на тему "Развитие творческих способностей у младших школьников"

Существует мнение, что в любой деятель­ности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выст...