Система реализации дополнительной образовательной программы технической направленности "Первые шаги в робототехнику"
статья

Ануфриева Ольга Александровна

Выступление на областном семинаре детского технопарка "КВАНТОРИУМ-63РЕГИОН" г. Самара "Опыт реализации программ технической направленности" 31.10.2023г. Тема выступления "Система реализации дополнительной образовательной программы технической напрвленности "Первые шаги в робототехнику"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система реализации дополнительной образовательной программы  технической направленности «Первые шаги в робототехнику»

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно, что здесь ребенок может раскрывать свой потенциал, делает самостоятельный выбор в пользу того или иного направления.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические способности обучающихся и развивать их в этом направлении. Робототехническое конструирование является продуктивным методом формирования творческой, разносторонне развитой личности

В нашей школе я веду курс  (технической направленности)  «Первые шаги в робототехнику».

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий по моделированию из конструкторов  LEGO Education «Простые механизмы» 9689  и LEGO Education WeDo 1.0

Программа "Первые шаги в робототехнику" представлена двумя логически связанными модулями, которые можно осваивать в разные временные сроки. Модули рассчитанные на младший школьный возраст, основаны на платформе Lego (т.к. она проста в освоении).

Модуль  1. LEGO «Простые механизмы»  

Модуль 2. Lego WeDo 1.0.    

Работа по программе " Первые шаги в робототехнику " на протяжении всех модулей предусматривает широкое использование технологий проектной деятельности. Образовательная программа построена таким образом, что в течение года происходит знакомство, освоение направления, а затем предполагается проектная деятельность и отработка и закрепление полученных знаний в процессе самостоятельного выполнения творческих задач.

Организация работы по программе "Первые шаги в робототехнику"

Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Основное время на занятиях занимает самостоятельное моделирование и  моделирование с элементами программирования. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения.

Программа курса построена на идее усложнения:

«первые шаги»: позволяет ребенку собрать несложные модели и запрограммировать их;

• «проекты с пошаговыми инструкциями»: модели собираются по схеме и программируются;

 • «проекты с открытыми решениями»: готовых схем к проекту нет, ребенок самостоятельно продумывает будущую модель и программирует ее.

Тему занятия беру в соответствии с календарно-тематическим планированием.

(Слайд 5)

При подготовке к занятию внеурочной деятельностью использую электронные книги «ПервоРобот LEGO WeDo», «Комплект заданий к набору «Простые механизмы».

(Слайд 6)

На занятиях с детьми использую основные виды конструирования, такие как:

  1. Конструирование по образцу,- где дан чёткий образец постройки;
  2. Конструирование по модели – в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу
  3. Конструирование по условиям – образца, рисунка-схемы – где, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать;
  4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов. Создаются возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
  5. Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении.

Организуя занятия ЛЕГО-конструированием, придерживаюсь следующего алгоритма выполнения модели:   (слайд 8)

  1. Приветствие. Создание проблемной ситуации - вхождение в игру (например, что будет, если не будет машин).
  2. Демонстрация и рассматривание иллюстраций с изображением объекта для конструирования.
  3. Наблюдение натуральных объектов (рассматривание транспорта на экскурсии).
  4. Сенсорное обследование деталей для знакомства с формой, цветом и определения пространственных соотношений между деталями (закрепление название деталей).
  5. Демонстрация вариативных соединений деталей(личный показ или показ детей).
  6. Объяснение последовательности выполнения или просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции.
  7. Детальное изучение (при необходимости) схем и чертежей.
  8. Рассматривание готовых построек.
  9. Анализ и оценка.
  10. Обыгрывание – использование моделей для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности с использованием дополнительного материала.

Так как в нашей школе комплектов Lego Education WeDo на всех обучающихся не хватает, то работа всегда происходит в группе. Это несет в себе определенные плюсы и минусы. Минусы заключаются в том, что в процессе работы каждый ребенок не имеет возможности пройти самостоятельно все этапы работы над проектом. Плюсы в том, что дети учатся работать группой, где сами распределяют роли и функции.

Очень важно, что на занятиях по робототехнике дети работают в коллективе: распределяют обязанности, примеряют на себя роли людей различных профессий, учатся взаимодействовать с партнером при работе в парах, обращаются к сверстникам за помощью.

В нашей школе наряду с другими обучающимися  занимаются  дети с ограниченными возможностями здоровья. 

Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение робототехники на кружковых занятиях расширяет возможности творчества как воспитанников,  так и воспитателя, повышает интерес к конструированию и к технике, стимулирует освоение дошкольниками  довольно серьезных тем через робототехнические навыки и программирование, что, в итоге, даёт более структурированные знания у дошкольников по данным темам.

Таким образом, можно сделать вывод, что данные занятия помогут воспитателям активизировать скрытые возможности воспитанников с ОВЗ, что позволит повысить их творческую активность, коммуникабельность и в результате будет способствовать успешной социализации детей с ОВЗ, обеспечивающей их полноценное участие в жизни общества, эффективной самореализации в дальнейшем обучении в школе и социальной деятельности.   Использование образовательной робототехники следует рассматривать как один из наиболее эффективных способов решения образовательных задач ФГОС дошкольного образования.

Процессы обучения и воспитания развивают человека лишь тогда, когда они имеют деятельностью формы и способствуют формированию тех или иных типов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Шаг за шагом в мир знаний"

Программа «Шаг за шагом в мир знаний» является модифицированной: за основу взята авторская программа Верещагиной И.Н. и Роговой Г.В. «Английский для младших школьников». В авторскую программу ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Технический дизайн древесины»

Пояснительная записка На Руси обработка древесины всегда была спутницей деревянной архитектуры. Дерево было самым доступным материалом, а по – особому обработанная древесина придавала дерев...

Подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"

В данной разработке описаны подвижные игры для реализации дополнительной образовательной программы "Уроки здоровья"...

Дополнительная образовательная программа по робототехнике

Возраст обучающихся: 7-10 лет ( 1–4 классы), 210 академических часов...

Дополнительная образовательная программа по робототехнике

Возраст обучающихся: 7-10 лет ( 1–4 классы), 210 академических часов...

"Создание системы комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» как средство развития интеллектуального потенциала младших школьников: шаги успешной реализации инновационного проекта"

В статье представлены шаги успешной реализации инновационного проекта. Разработанная система комплексных занятий в рамках дополнительной образовательной программы «Эрудит» может служить ср...

Развитие навыков наставничества у младших школьников через реализацию дополнительной образовательной программы «Группа временного пребывания»

В материале представлен опыт работы учителя по формированию навыков наставничества в начальной школе, через реализацию дополнительной общеобразовательной программы "Группа временного пребывания&q...