Педагогический опыт на тему «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»
опыты и эксперименты

Представление педагогического опыта

Тема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор педагогического опыта: Гречка Юлия Николаевна, учитель начальных классовГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский).

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Целькоррекционной школы и моей работы – социально-психологическая реабилитация учащихся для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей.С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из центральных. Следовательно, главным для учителя становится поиск новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность.

Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.

Я на протяжении многих лет работаю с детьми, обучащимися по программе поэтому в полной мере понимаю необходимость привить этим детям навыки здорового образа жизни. Подхожу к этому вопросу системно, а для этого использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.

Идея педагогического опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроке и во внеурочноевремяусловий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний.

Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно- эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождаетпротиворечиемежду использованием традиционной методики преподавания и внедрения в неё элементов здоровьесберегающих технологий и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно-обоснованной методики их использования на различных этапах урока и ступенях обучения в школе.

Теоретическая база опыта

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. В связи с этим, я считаю, что возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителя от неблагоприятных факторов образовательной среды, но способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.

В основе педагогического опыта лежат идеи А.Г.Бусыгина, Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой, А.М.Амосова, В.Ф.Базарного, Н.К. Смирнова, А.Н.Стрельниковой.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского. Особо следует отметить вклад А.Г.Бусыгина в решение проблемы здоровья. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья - Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей».Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А.М.Амосов, В.Ф.Базарный, Н.К. Смирнов.Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными Белгородского государственного университета: доктором педагогических наук, профессором В.Н. Ирхиным и кандидатом педагогических наук, доцентом И.В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим.

Таким образом, возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья.

 

Новизна опыта

Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов здоровьесберегательных технологий на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, с целью повышения мотивации к обучению у учащихся.

Автором опыта разработана и обоснована система работы учителя на уроках и во внеурочное время с использованием здоровьесберегающих технологий, суть которых состоит всоздании у учащихся мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.

Технология опыта

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога–это рациональнаяорганизация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередований различных видов учебной деятельности;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому мы поставили перед собой цель: показать значимость использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для предотвращения учебных перегрузок и улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся, повышения мотивации к обучению учащихся.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

- пропаганда здорового образа жизни;

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта нами использовались  разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, направленной на:

- сохранение здоровья обучающихся, активизацией все психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речевые способности):

- индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся;

- применение физкультминуток на каждом уроке;

- рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основеличностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;

-создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье обучающихся.

В процессе работы нами была учтена правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушного, теплового режимов и др.

3) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

4) обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

7) обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

9) проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.

11) соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) благоприятный эмоциональный настрой.

13) разнообразие форм учебной деятельности.

Очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий приводит кпредотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нами были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:

-игровая технология;

-информационные технологии.

Игровая технологияна уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Регулярно на уроках используютсяинформационные технологии,для рациональной организации учебной деятельности учащихся. В начальной школе они особенно актуальны. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Особое место на уроках мы отводили мультимедийным презентациям.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, обязательно проводим физкультминутки. В состав упражнений для физкультминуток мы включаем:

-упражнения по формированию осанки,укреплениюзрения,укрепление мышц рук,отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-релаксационные упражнения для мимики лица,

-потягивание,

-психогимнастика,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому мы вводим упражнения для выработки глубокого дыхания. Для увеличения двигательной активности на уроках нами используются элементы технологии В.Ф. Базарного, которые способствуют увеличению двигательной активности за счет моделирования познавательной деятельности ученика с использованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий.

В минутах отдыха на уроках используются элементы оздоровительной методики А.Н. Стрельниковой. дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, для того, чтобы у обучающихся повышалась мотивация к обучению, необходимо соблюдать организационно-педагогические условия проведения урока.

Результативность опыта

В процессе реализации педагогического опыта были подготовлены и проведены уроки и организованавнеурочная деятельность с использованием здоровьесбрегающих технологий по спортивно – оздоровительному направлению.

Основными направлениямиработы являются:

- изучение состояния здоровья учащихся;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательных способностей;

- расширение кругозора;

- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;

- организация физкультурно-оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий.

Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу изучаем его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе ведем работу по выполнению рекомендаций врачей. Проводим родительские собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями. Совместно с социальным педагогом регулярно посещаем семьи своих воспитанников с целью обследования их жилищно-бытовых условий. Организуем с детьми разнообразные занятия это: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры-инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста учим детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров. Беседы и классные часы, которые проводятся с воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье.Учитывая низкий уровень физического развития у учащихся, мы уделяем большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно-оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое внимание - употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей детей необходимо заниматься с первого класса. Проводим утреннюю зарядку, физкультминутки, динамические паузы, спортивные мероприятия, дни здоровья и др. В оздоровительные минутки включаем выполнение комплекса физических упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать определенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каждому ученику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, обретения спокойствия. Акцент делаем на то, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строим в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

В конечном итоге невозможно воспитать ребенка без личного примера, только он рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Лично я каждый день делаю утреннюю зарядку, посещаю бассейн и участвую во всех спортивных мероприятиях, проходящих не только в стенах нашей школы. Подводя итоги работы, хочется отметить, что многие дети из класса посещают различные творческие объединения и спортивные секции.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных и старших классов. В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые уроки и классные часы, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, научно – педагогических конференциях и семинарах, публикую статьи.

Список литературы

1.Амонашвили, Ш.А.Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ Ш.А. Амонашвили. - Минск: Университетское, - 1990.- 559 с.

2.Борисова, И. П.Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И.П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. - С. 84-92.

3.Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, - 2004. - 150 с.

4. Селевко, Г.К.Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, - 1998. - 256 с.

5. Смирнов, Н. К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, - 2002. - 151 с.

6. Сократова, Н.В.Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Н.В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, - 2005.–220 с.

7.Степанова, О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе.- М.:Сфера, 2004. – 144 с.

8. Цабыбин, С.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель. - 2009.- 142 с.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedopyta.docx35.76 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

Тема опыта: «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор педагогического опыта: Гречка Юлия Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Актуальность педагогического опыта

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно- гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» (В.А.Сухомлинский).

Проблемы сохранения здоровья учащихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одна из задач школьной педагогики и психологии – поиск путей эффективного обучения, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности, повышение самостоятельности.

Цель коррекционной школы и моей работы – социально-психологическая реабилитация учащихся для последующей интеграции в общество. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.

Технология, которая поможет детям развиваться, и достичь положительных результатов, является здоровьесберегающей. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта ситуация кардинально меняется, и это направление здоровьесберегающей работы любой школы является одним из центральных. Следовательно, главным для учителя становится поиск новых технологий обучения, направленных на здоровьесбережение школьников в образовательном пространстве, использование их в сочетании с традиционными формами и методами работы.

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что современный человек, общество и государство нуждаются в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Большой проблемой образовательного процесса является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность.

Одним из путей решения проблемы сохранения здоровья учащихся может являться использование здоровьесберегающих технологий в процессе учебных занятий и во внеурочной деятельности. Сочетание различных видов деятельности, форм учебной работы, нетрадиционная организация обучения и самых современных видов отдыха позволяют учащимся полноценно реализовать личностный потенциал.

Я на протяжении многих лет работаю с детьми, обучащимися по программе поэтому в полной мере понимаю необходимость привить этим детям навыки здорового образа жизни. Подхожу к этому вопросу системно, а для этого использую на своих уроках элементы здоровьесберегающих технологий.

Идея педагогического опыта

Ведущей педагогической идеей опыта является создание на уроке и во внеурочное время условий, способствующих сохранению психического и физического здоровья обучающегося, уменьшению утомляемости, улучшению настроения и повышению активности обучающихся на уроке и, как результат, развитию интеллектуальных способностей, повышению качества знаний.

Характерная для современного учебного занятия информационная перегрузка учащихся, высокая интенсивность урока, чрезмерное нервно - эмоциональное напряжение, недостаточная двигательная активность детей - все это порождает противоречие между использованием традиционной методики преподавания и внедрения в неё элементов здоровьесберегающих технологий и бессистемно складывающейся практикой их применения, а также отсутствием научно - обоснованной методики их использования на различных этапах урока и ступенях обучения в школе.

Теоретическая база опыта

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это совокупность всех используемых методов и приемов обучения и воспитания, которые, дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. В связи с этим, я считаю, что возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения цель которого – не только оберегать здоровье учащегося и учителя от неблагоприятных факторов образовательной среды, но способствовать воспитанию у учащихся культуры здоровья.

В основе педагогического опыта лежат идеи А. Г. Бусыгина, Л. П. Вашлаевой, М. Я. Виленского, Т. К. Виноградовой, А. М. Амосова, В. Ф. Базарного, Н. К. Смирнова, А. Н. Стрельниковой.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А. В. Сухомлинского. Особо следует отметить вклад А. Г. Бусыгина в решение проблемы здоровья. Им разработаны фундаментальные философские основы теории и практики сохранения здоровья здорового человека, дано новое представление о соотношении Жизни - Здоровья - Знания - Интеллекта - Мудрости на основе философско-математической формулы здоровья и «двойной спирали Жизни, Здоровья и базовых потребностей». Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л. П. Вашлаевой, М. Я. Виленского, Т. К. Виноградовой. Вопросами организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время занимаются ведущие отечественные педагоги А. М. Амосов, В. Ф. Базарный, Н. К. Смирнов. Проблема применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе глубоко изучается ведущими учеными Белгородского государственного университета: доктором педагогических наук, профессором В. Н. Ирхиным и кандидатом педагогических наук, доцентом И. В. Ирхиной. Трактовка понятия «здоровьесберегающих технологий» разными авторами неоднозначна. Некоторые педагоги считают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим.

Таким образом, возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья.

Новизна опыта

Отрицательная динамика состояния здоровья современных детей обостряет потребность внедрения в образовательную среду здоровьесберегающих технологий.

Новизна опыта заключается в комбинировании элементов здоровьесберегательных технологий на различных этапах урока и во внеурочной деятельности, с целью повышения мотивации к обучению у учащихся.

Автором опыта разработана и обоснована система работы учителя на уроках и во внеурочное время с использованием здоровьесберегающих технологий, суть которых состоит всоздании у учащихся мотивации здоровья, формирование у них потребности в здоровом образе жизни и выработке индивидуального способа жизнедеятельности.

Технология опыта

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

- объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

- нагрузка от дополнительных занятий в школе;

- количество видов учебной деятельности, средняя продолжительность различных видов учебной деятельности, частота чередований различных видов учебной деятельности;

- занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Поэтому мы поставили перед собой цель: показать значимость использования здоровьесберегающих технологий в учебном процессе для предотвращения учебных перегрузок и улучшении состояния здоровья и качества жизни обучающихся, повышения мотивации к обучению учащихся.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

- разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;

- пропаганда здорового образа жизни;

- помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представленного опыта нами использовались разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, направленной на:

- сохранение здоровья обучающихся, активизацией все психические процессы (восприятие, память, мышление, внимание, наблюдательность, воображение, речевые способности):

- индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся;

- применение физкультминуток на каждом уроке;

- рациональная организация учебно-воспитательного процесса на основеличностно-ориентированного подхода, сохраняя и укрепляя здоровье детей, повышая мотивацию учения;

- создание условий для разработки комплекса средств, способствующих повышению качества образования, сохраняя и укрепляя здоровье обучающихся.

В процессе работы нами была учтена правильная здоровьесберегающая организация учебного процесса, а именно:

1) включение в цели урока элементов оздоровительной направленности, как в организации, так и в содержании.

2) отслеживание соответствия санитарно-гигиенических условий обучения требованиям СанПиНов: чистота в классе, оптимальность светового и воздушного, теплового режимов и др.

3) построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности.

4) обеспечение интереса к предмету и уроку, их привлекательности (сочетание новизны и привычного, интриги урока и традиционных его элементов, изложение правил игры и др.).

5) учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностей учащихся при их врабатывании в учебный процесс.

6) обеспечение оптимального соотношения между физическим и информационным объемом урока без информационной перегрузки учащихся.

7) обеспечение на уроке оптимального темпо-ритма, правильного соотношения между темпом и информационной плотностью, с обязательным учетом физического состояния и настроя учащихся.

9) проведение на каждом уроке физкультминуток и пауз общего и специального воздействия.

10) постоянное внимание к охране зрения: рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения и др.

11) соблюдение норм объема домашних заданий, предусмотренных СанПиНами.

12) благоприятный эмоциональный настрой.

13) разнообразие форм учебной деятельности.

Очевидно, что применение здоровьесберегающих технологий приводит к предотвращению усталости и утомляемости, повышению мотивации к учебной деятельности, приросту учебных достижений. И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, нами были выбраны и освоены основные технологии, отвечающие требованиям здоровьесбережения:

-игровая технология;

-информационные технологии.

Игровая технология на уроках в начальных классах способствует формированию устойчивого интереса к учению, снимает напряжение. В процессе игры ребенок приобретает определенные учебные универсальные действия, обогащает свой внутренний мир, овладевает речью в общении с другими людьми. На каждом уроке, может только за исключением контрольных работ, всегда найдется место для игры.

Регулярно на уроках используются информационные технологии, для рациональной организации учебной деятельности учащихся. В начальной школе они особенно актуальны. Ученики имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Особое место на уроках мы отводили мультимедийным презентациям.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, обязательно проводим физкультминутки. В состав упражнений для физкультминуток мы включаем:

-упражнения по формированию осанки,укреплению зрения,укрепление мышц рук,отдых позвоночника,

-упражнения для ног,

-релаксационные упражнения для мимики лица,

-потягивание,

-психогимнастика,

-упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому мы вводим упражнения для выработки глубокого дыхания. Для увеличения двигательной активности на уроках нами используются элементы технологии В. Ф. Базарного, которые способствуют увеличению двигательной активности за счет моделирования познавательной деятельности ученика с использованием упражнений с сигнальными метками, упражнений с помощью опорных зрительно - двигательных траекторий.

В минутах отдыха на уроках используются элементы оздоровительной методики А. Н. Стрельниковой. дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой является использование форсированного вдоха и вовлечение самой мощной дыхательной мышцы - диафрагмы. Этот оздоровительный метод помогает в лечении органов дыхания, сколиозов, болезней сердечно-сосудистой системы.

Таким образом, для того, чтобы у обучающихся повышалась мотивация к обучению, необходимо соблюдать организационно-педагогические условия проведения урока.

Результативность опыта

В процессе реализации педагогического опыта были подготовлены и проведены уроки и организована внеурочная деятельность с использованием здоровьесбрегающих технологий по спортивно – оздоровительному направлению.

Основными направлениями работы являются:

- изучение состояния здоровья учащихся;

- приобщение к здоровому образу жизни;

- развитие двигательных способностей;

- расширение кругозора;

- воспитание культуры общения, формирование нравственных и волевых качеств;

- организация физкультурно-оздоровительных и лечебно - профилактических мероприятий.

Изучение состояния здоровья учащихся состоит в тесном контакте с работой медицинской службы. При поступлении ребенка в школу изучаем его медицинскую карту, где отражены физические и психические параметры его здоровья. И на протяжении всего нахождения ребенка в школе ведем работу по выполнению рекомендаций врачей. Проводим родительские собрания, а так же индивидуальные беседы с родителями. Совместно с социальным педагогом регулярно посещаем семьи своих воспитанников с целью обследования их жилищно-бытовых условий. Организуем с детьми разнообразные занятия это: беседа, дидактическая игра, оздоровительные минутки, творческие и деловые игры, игры - инсценировки, комплекс упражнений, общение с природой, что способствует расширению кругозора, воспитанию культуры общения, формированию нравственных и волевых качеств. Работа включает в себя не только вопросы физического, но и духовного здоровья. С младшего школьного возраста учим детей любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с самим собой и миром, будет действительно здоров. Беседы и классные часы, которые проводятся с воспитанниками, включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье. Учитывая низкий уровень физического развития у учащихся, мы уделяем большое внимание воспитанию потребности в физических упражнениях, освоению отдельных физкультурно - оздоровительных технологий, формированию ответственности за свое здоровье, отработке санитарно-гигиенических навыков до автоматизма и особое внимание - употреблению психоактивных веществ. Развитием двигательных способностей детей необходимо заниматься с первого класса. Проводим утреннюю зарядку, физкультминутки, динамические паузы, спортивные мероприятия, дни здоровья и др. В оздоровительные минутки включаем выполнение комплекса физических упражнений и упражнения на релаксацию, что позволяет дать определенные знания и сформировать умения и навыки, необходимые каждому ученику для укрепления своего здоровья, снятия усталости, обретения спокойствия. Акцент делаем на то, чтобы создать условия для формирования переноса усвоенного навыка и связанного с ним представления из учебно-воспитательной ситуации в повседневную жизнь. Методику работы строим в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с детьми.

В конечном итоге невозможно воспитать ребенка без личного примера, только он рождает в детях с нарушением интеллекта искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов и в то же время употреблять их самому в пищу. Нельзя говорить о пользе занятия спортом, а самому избегать этого. Лично я каждый день делаю утреннюю зарядку, посещаю бассейн и участвую во всех спортивных мероприятиях, проходящих не только в стенах нашей школы. Подводя итоги работы, хочется отметить, что многие дети из класса посещают различные творческие объединения и спортивные секции.

Данный педагогический опыт может быть полезен учителям начальных и старших классов. В целях обмена опыта с коллегами, я провожу открытые уроки и классные часы, выступаю на заседаниях методических объединений педагогов, научно – педагогических конференциях и семинарах, публикую статьи.

Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса/ Ш. А. Амонашвили. - Минск: Университетское, - 559 с.

2. Борисова, И. П. Обеспечение здоровьесберегающих технологий в школе / И. П. Борисова. // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2005. № 10. - С. 84-92.

3. Дереклеева, Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: Вако, - 2004. - 150 с.

4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии / Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, - 1998. - 256 с.

5. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПКиПРО, - 2002. - 151 с.

6. Сократова, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие / Н. В. Сократова. - М.: ТЦ Сфера, - ;220 с.

#1057;тепанова, О. А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. - М.: Сфера, 2004. – 144 с.

8. Цабыбин, С. А. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе / С.А. Цабыбин. - Волгоград: Учитель. - 2009. - 142 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

В данной работе выделены основные причины снижения здоровья детей и  указывается, какие педагогические приемы для здоровьесбережения используются в учебно-воспитательном процессе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время

Здоровье — основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться ...

Использование информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование  информационных компьютерных технологий на логопедических занятиях в условиях школы для детей с ограниченными возможностями здоровья....

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропа...

Педагогический опыт. Тема"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

В презентации представлены: концепция опыта, актуальность и направления здоровьесбережения на уроках и во внеурочное время....

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Мастер -класс «Игровые технологии на уроках русского языка в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»...

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"

Выступление молодого специалиста на конференции ШМП по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время в начальной школе"...