Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Бумажная фабрика 3D»
рабочая программа (1, 2, 3 класс)

Марамыгина Елена Анатольевна

Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в сфере технического творчества.

Реализуется в рамках пришкольной досуговой площадки «ФАБ-ЛАБ: Путешествие в 3D миры» профильностью которой является, реализация комплекса мер по развитию личностного роста и ранней профориентации детей. Содержание программы реализуется в форме сюжетно-ролевой игры. В течение всей смены (10 дней) дети становятся проектировщиками и занимаются в творческой мастерской «Бумажная фабрика 3Д».

Ребята будут осваивать различные техники объемного моделирования. Свои разработанные проекты стиле персонажей, дети представят на итоговой ТехноВыставке «Будущее в твоих руках».  

Программа «Бумажная фабрика 3Д» представляет собой обобщение большинства известных и малоизвестных методик, способов художественной обработки бумаги: бумагопластика, паперкрафт, декупаж, скрапбукинг, тиснение, квиллинг, ажурное вырезание, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

Участвуя в работе объединения «Бумажная фабрика 3Д» деятельность которой направлена на формирование навыков начального технического моделирования и конструирования из бумаги, развитие аналитического характера деятельности, формирование способности нестандартного мышления «Сделай сам – ты живёшь в ХХI веке». На практических занятиях ребята научатся моделировать и конструировать из бумаги и нетрадиционного материала шкатулки, игрушки, рамки, открытки, игрушки совершенствовать их внешний вид. Поделки для интерьера своими руками пользуются большой популярностью у ребят. Авторский декор наполняет жилище уютной атмосферой, создает уникальную обстановку, так как в нем частичка души творца. Он позволяет при оформлении интерьера не только продемонстрировать свой великолепный вкус, но и подчеркнуть индивидуальность.

Результатом совместного труда педагога и детей предполагается выставка достижений учащихся «Будущее в твоих руках».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyaya_programma_bumazhnaya_fabrika_3d_2023g.docx71.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического совета

Протокол № 5  от 17.02.2023

Председатель ПС

_________________ Л.В. Орлова

                                УТВЕРЖДЕНА:

                                Директор  МОУ ДО

                               «Центр детского творчества»

                                 _________         Л.В. Орлова

                                 Приказ № 50 от 28.02.2023

                   Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Бумажная фабрика 3D»

Возраст учащихся: 7-12 лет

Срок реализации: 10 дней

                                                                    Разработчик программы:                                              

                                                                                  Марамыгина Елена Анатольевна,

                                                                                          педагог дополнительного образования

г. Надым, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………………..2
  2. Учебно – тематический план…………………………………………………………….8
  3. Содержание программы ..………………………………………………………………..9
  4. Методическое обеспечение …………………………………………………………….12
  5. Список литературы……………………………………………………...........................12
  6. Глоссарий ………………………………….…………………………………………….13
  7. Приложение

 

Пояснительная записка

В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на саморазвитие в конкретных педагогических системах, в том числе в летний период. Летние каникулы занимают значительную часть годового объёма свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить детям полноценный, правильно организованный отдых. Лето – это не механическое продолжение образовательного процесса, это совсем иной кусочек жизни для ребёнка. Летние каникулы – это мостик между прошлым и будущим учебным годом. Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся напряжённости, восстановление израсходованного творческого потенциала. Очень важно желание ребёнка и его внутренняя готовность участвовать в предложенном занятии, чтобы не просто был под присмотром и оставался «при деле», а получил необходимый заряд бодрости и энергии, которые пригодятся в будущем учебном году, дадут мощный импульс к духовному и нравственному становлению и развитию, чтобы каникулы были запоминающимися, неповторимыми. Эту функцию выполняет данная программа в рамках летней каникулярной площадки.

Разработка данной программы была продиктована необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и реализации его в каникулярное время.  Программа даёт возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, прибавить себе самоуважения и способствует самореализации.          

    Краткосрочная дополнительная общеразвивающая программа «Бумажная фабрика 3Д» технической направленности разработана в соответствии с:

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022г. № 629;
  • Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11. 2015 № 09-3242);
  • Требованиями к образовательным программам дополнительного образования детей (письмо Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. №06-1844);
  • Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;
  • Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года №2;
  • Постановление Администрации МО Надымский район от 10.08.2020 N 434 «Об утверждении Положения Об организации предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории муниципального округа Надымский район Ямало-Ненецкого автономного округа»; 

Постановление Администрации муниципального образования Надымский район от 03 сентября 2019 года №531 «Об утверждении Положения о персонифицированном дополнительном образовании детей на территории муниципального образования Надымский район» (с изменениями от 25.01.2022, Постановление Администрации Надымского района от № 36-пк). 

Программа направлена на развитие творческого потенциала учащихся в процессе овладения ими разнообразными знаниями и умениями в сфере технического творчества.

Реализуется в рамках пришкольной досуговой площадки «ФАБ-ЛАБ: Путешествие в 3D миры» профильностью которой является, реализация комплекса мер по развитию личностного роста и ранней профориентации детей. Содержание программы реализуется в форме сюжетно-ролевой игры. В течение всей смены (10 дней) дети становятся проектировщиками и занимаются в творческой мастерской «Бумажная фабрика 3Д».

Ребята будут осваивать различные техники объемного моделирования. Свои разработанные проекты стиле персонажей, дети представят на итоговой ТехноВыставке «Будущее в твоих руках».  

Программа «Бумажная фабрика 3Д» представляет собой обобщение большинства известных и малоизвестных методик, способов художественной обработки бумаги: бумагопластика, паперкрафт, декупаж, скрапбукинг, тиснение, квиллинг, ажурное вырезание, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

Участвуя в работе объединения «Бумажная фабрика 3Д» деятельность которой направлена на формирование навыков начального технического моделирования и конструирования из бумаги, развитие аналитического характера деятельности, формирование способности нестандартного мышления «Сделай сам – ты живёшь в ХХI веке». На практических занятиях ребята научатся моделировать и конструировать из бумаги и нетрадиционного материала шкатулки, игрушки, рамки, открытки, игрушки совершенствовать их внешний вид. Поделки для интерьера своими руками пользуются большой популярностью у ребят. Авторский декор наполняет жилище уютной атмосферой, создает уникальную обстановку, так как в нем частичка души творца. Он позволяет при оформлении интерьера не только продемонстрировать свой великолепный вкус, но и подчеркнуть индивидуальность.

Результатом совместного труда педагога и детей предполагается выставка достижений учащихся «Будущее в твоих руках». Но более важный результат - это результат отсроченный, который скажется через некоторое время, когда ребёнок, вернувшись домой, придя в школу, оказавшись в привычной будничной обстановке, вспомнит, как он вместе со своими друзьями участвовал в работе объединения и, возможно, захочет продолжить эти занятия в Центре детского творчества в учебных группах технической направления.

Занятия по конструированию из бумаги предполагают наличие суммы сведений из различных областей: умение читать простейшие чертежи и схемы, что необходимо при изготовлении выкроек различной степени сложности; способность чувствовать пространственную среду; иметь начальные практические навыки в конструировании. Но недостающие навыки, в свою очередь, могут быть приобретены в результате конструкторской деятельности. Этому способствуют упражнения в создании несложных композиций и отдельных изделий. В любом случае, конструирование из бумаги предполагает аналитический характер деятельности, формирует способности нестандартного мышления, вырабатывают такие качества, как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, делать добро ближним, всё это особенно важно для формирования личности учащихся.

Актуальность программы обусловлена также практической значимостью. Учащиеся могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни. Изготавливая или реставрируя то или иное изделие, учащиеся знакомятся не только с его, назначением, получают сведения общеобразовательного характера, но и учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать оригинальные поделки ручной работы, оформлять ими помещения, развивая навыки дизайнерского искусства. Детям предоставляется возможность ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

 Отличительными особенностями данной программы является то, что в ней сделан акцент на:

- комплексный подход к содержанию: объединение известных и малоизвестных методик и способов художественной обработки бумаги;

- повышение мотивации к занятиям посредством включения детей в креативную игровую деятельность;

- формирование у учащихся специальных знаний в области конструирования и моделирования из бумаги, необходимых в конструкторском творчестве;

Особенностью программы является организация образовательного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода: осуществляется индивидуальная проектно - исследовательская и творческая работа и формируются специальные компетенции учащихся. 

В процессе занятий ребятам - предлагается придумать свой фантастический шедевр, связанный с персонажами фильма «Чебурашка» и презентовать его на итоговой ТехноВыставке «Будущее в твоих руках».

Цель программы - формирование у учащихся специальных умений и навыков в области конструирования и моделирования из бумаги, необходимых для осуществления художественно - конструкторской деятельности.

            Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

личностные:

  • развитие умений и навыков самоанализа, самоконтроля, самоорганизации;
  • формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, доброжелательного отношения;
  • формирование интереса к русским фильмам, через творческую деятельность;  

метапредметные:

  • развитие навыков планирования процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • развитие смекалки, изобретательности и устойчивого интереса к творчеству;
  • формирование специальных компетенций учащихся в области начального моделирования и конструирования;
  • ориентирование учащихся на использование новейших технологий и методов организации практической деятельности;
  • развитие навыков проектной деятельности, работы со специальной литературой и интернет – ресурсами;

образовательные (предметные):

  • совершенствование умения самостоятельно решать вопросы конструирования в процессе изготовления моделей и их оформлении;
  • развитие потребности в приобретении технологических знаний, умений и навыков, необходимых для творческого процесса при изготовлении изделий в разнообразной технике;

Планируемые результаты реализации программы

К концу обучения:

Сформированные умения:

- трудолюбие, усидчивость, аккуратность, бережное отношение к вещам,    

  коммуникативные  навыки;

- самостоятельно конструировать, моделировать, игрушки и поделки;

-получать положительные результаты от своего труда.

Учащиеся знают и понимают:

- алгоритм планирования и оценивания учебных действий в соответствии с поставленной

  задачей;

- схемы и чертежи моделей;

- технологию изготовления изделий, технику работы с бумагой;

- специальную терминологию;

- основные правила декора.

Учащиеся владеют:

- техническими приемами работы с бумагой и картоном;

- приемами декоративно-художественного оформления моделей и игрушек;

- правилами безопасности труда при работе с ножницами и другими ручными инструментами.

 Развиты умения:

- применять ручные инструменты в процессе изготовления технических изделий и конструирования объемных макетов;

- распознавать геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, квадрат, круг);  

- составлять различные образы на плоскости и в пространстве;

- организовать рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- экономно размечать материал с помощью шаблонов и линейки;

- самостоятельно изготовить по образцу изделия или реставрировать;

- складывать поделки из бумаги (оригами).

Объем и срок освоения программы: программа является краткосрочной, реализуется в рамках программы пришкольной досуговой площадки - 10 дней, количество учебных часов по программе - 20, в том числе предусмотрено 6 часов теоретических занятий и 14 часов практических занятий.   Набор в учебную группу- свободный, проводится по желанию и интересам детей.  

Занятия осуществляются 6 раз в неделю по 2 часа.   

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации образовательной деятельности является учебное занятие. Продолжительность одного занятия составляет 1 часа 30 минут с учетом 10 минутного перерыва после 40 минут занятия. Форма занятий - групповая. Состав групп постоянный, разновозрастный.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки учащихся с учетом действующих СанПиН.

Занятия проводятся на базе МОУ ДО «Центр детского творчества».

Наполняемость групп: не менее 10 человек.

Форма обучения: очная.

Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, их потенциальных возможностей и предназначена для детей младшего и среднего школьного возраста. Дети этого возраста любознательны, пытаются анализировать свою работу, для них характерно развитие абстрактного мышления, индивидуальной манеры самовыражения. Программа рассчитана на творческую, познавательно-исследовательскую, самостоятельную деятельность учащихся.

Методическое и дидактическое обеспечение:  

-методические указания и рекомендации к практическим занятиям;

-литература, предусмотренная программой;  

-электронные, мультимедийные источники;

-образцы работ, изготовленные педагогом;

-пакет наглядных пособий (схемы и чертежи по изготовлению изделий в различных техниках, инструкционные карты, иллюстрации);

-словарь специальных терминов;

-инструктажи по технике   безопасности и соблюдению санитарно- гигиенических правил;

-развивающие и диагностические процедуры: инструкционные карты, тестовые задания, викторины;

-дидактические материалы: графические и динамические схемы; графические знаки.

Формы контроля и аттестации

            Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе                                

   проводятся:

начальный контроль – в начале освоения программы, на первом занятии;

аттестация по завершении реализации программы- на последнем учебном занятии.

Контроль проводится в следующих формах: практическая работа, выставка творческих работ.

Методы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценивание, взаимооценка, опрос.

         Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода

         обучения по программе. 

Механизм и критерии оценки освоения программы.

Контроль знаний, умений и навыков обучения осуществляется по следующим критериям: усвоение теоретического материала, владение практическими умениями и навыками, владение специальной терминологией, креативность выполнения практических заданий, владение коммуникативной культурой. Текущий контроль проводится в процессе обучения на занятиях:

•        умение пользоваться материалами и инструментами;

•        навыки самостоятельности в практической работе;

•        навыки проектной деятельности;

•        соблюдение правил по технике безопасности.

•        знания о техниках работы с бумагой, умение выполнять работы в этих техниках: «папье-маше», «декупаж», кардмейкинг, пейп – арт, паперкрафт.

•        навыки самостоятельной практической работы по выполнению работ в предложенной технике;

•        умение работать с источниками информации и интернет ресурсами;

•        умение выполнять работы в разных техниках.

Оценочные материалы, формирующие систему оценивания

С целью определения сформированности теоретических знаний, практических умений и навыков, творческого развития учащихся используется оценочный инструментарий.

Виды контроля/

аттестации

Наименование

оценочных средств

Предмет оценивания

Критерии оценивания

Начальный контроль

Практическая работа

- теоретические знания

- практические умения, навыки

- знание техники безопасности, работы с инструментами;

- владение навыками сборки.

Аттестация по завершении реализации программы

Итоговое занятие, выставка.

- теоретические знания

- практические умения, навыки, компетенции

- творческие навыки (креативность)

- знание методов сборки модели, в том числе по собственному замыслу;

- знание правил техники безопасности при работе с инструментами;

-умение экономно расходовать материал;

- владение навыками моделирования и конструирования моделей.

Условия реализации программы.

Данная программа может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих её обеспечения:

Учебное помещение, соответствующее требованиям санитарных норм и правил, утвержденных действующим СанПиН. Кабинет оборудован столами и стульями в соответствии с государственными стандартами. При организации занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательного процесса. В кабинете не менее 12 посадочных мест. Кабинет оборудован раковиной для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, укомплектован медицинской аптечкой для оказания доврачебной помощи.

Материально-техническое обеспечение:

- Набор школьной универсальной трансформируемой мебели 1-местный -13;

- Компьютерный стол – 1;

- Стулья, регулируемые по высоте -13;

- Рабочий стол преподавателя -1;

- Стул полумягкий -1;

- Школьная доска -1;

- Интерактивная доска -1;

- Мультимедийный проектор -1;

- Стенка -1;

- Компьютер (моноблок) -1;

- Принтер лазерный – 1;

- Точка доступа – 1;

- Очиститель-увлажнитель воздуха (климатический комплекс);

-Наборы инструментов (подробное описание необходимых инструментов дано в содержании программы по каждой теме);

-Материалы: бумага, картон, клей, нетрадиционный материал, готовые промышленные конструкторы (подробное описание в содержании программы по каждой теме).

         Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования, методист, учащиеся.       

Программой предусмотрены групповая и индивидуальная формы работы:

  • учебное занятие (вводное, изучение новой темы, комбинированное, обобщающее);
  • практическое занятие (проектирование, исследование, опыты)
  • творческий отчет   

Технологии, применяемые в процессе обучения:

  • личностно-ориентированного обучения;
  • самостоятельного проблемно-аналитического поиска решений;
  • информационно-коммуникативного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • игровые технологии.

Работа с родителями предусматривает индивидуальные беседы и консультации. Взаимодействие педагога, детей и их родителей строится по двум направлениям: познавательной, практико-ориентированной деятельности.

Воспитательные мероприятия направлены на формирование ценностных ориентаций в сфере духовно- нравственных, гражданских и патриотических качеств, раскрытие естественной потребности в общении, взаимовыручке, самовоспитании, развитие навыков в том числе и в технических видах творчества, позволяющих совершать добрые дела, что техническое развитие, направленное в нужное русло, несёт добро.

    В связи с этим работа с детьми включает: познавательные мероприятия, экскурсии, беседы, игровые программы, викторины, выставки: «Волшебное творчество», «Магический декор», «Ультра объём».  

На заключительном занятии организуется итоговая ТехноВыставка творческих работ учащихся - творческий проект  «Будущее в твоих руках», выполненных в разных техниках работы с бумагой и бросовым материалом.

 Отбираются   экспонаты и творческие проекты для участия в различных мероприятиях.

          В содержание программы могут быть внесены изменения в зависимости от наличия необходимых материалов, индивидуальной подготовленности учащихся, учета их интересов и пожеланий.

Учебно -  тематический план

№ п/п

Раздел

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с содержанием предмета. Понятие о материалах и инструментах.  Техника безопасности. Оригами. Начальный контроль.

2

1

1

Практическая работа

2.

Основы конструирования. Вырезание из бумаги

2

1

1

Практическая работа

3.

Папье-маше. Пейп - арт.

4

1

3

Практическая работа, выставка

4.

Бумагопластика. Паперкрафт.

4

1

3

Практическая работа, выставка

5.

Декупаж. Основные приёмы работы.

2

1

1

Практическая работа, выставка

6.

Работа с нетрадиционным, бросовым материалом, макулатурой.

4

1

3

Практическая работа

7.

Заключительное занятие. Итоговая выставка. Аттестация по завершении реализации программы

2

-

2

ТехноВыставка

Итого:

20

6

14

Содержание программы

1. Введение.  Вводное занятие, ознакомительная беседа. Знакомство с содержанием предмета. Понятие о материалах и инструментах.  Техника безопасности. Оригами. Начальный контроль.

Теория.

Знакомство с учебным кабинетом, содержанием программы, организацией и требованиями к занятиям, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения учащихся. Инструктаж по правилам техники безопасности и пожарной безопасности при работе в кабинете. Экзамен «Знание и применение инструментов». Знакомство с материалами и инструментами. Изготовление поделки в технике оригами «Шкатулка - Дзунако». Оформление поделки в русском народном стиле. Форма организации занятия: групповая

Методы и приёмы обучения: словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж.

Дидактическое обеспечение: инструкции по технике безопасности, пожарной безопасности, план эвакуации, работы педагога, выполненные в разных техниках, плакат «Правила по ТБ с колющими и режущими предметами»

Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая

Методы и приёмы обучения: беседа, объяснение, частично- поисковые, инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием.

Дидактическое обеспечение: схема «Дзунако», образец готового изделия, таблица по технике безопасности.

Формы и методы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ.

Материалы и инструменты: ножницы, простой карандаш, клей, картон, цветная бумага.

Форма подведения итогов по теме: практическая работа.

2. Основы конструирования. Вырезание из бумаги.

Теория. Вырезание- как один из видов декоративно- прикладного искусства. Художественные особенности вырезания из бумаги в разных странах. Выценянки и выклеянки. Симметричное вырезание. Бумажное кружево. Основные приёмы работы. Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Практическая работа.

Симметричное вырезание. Вырезание фигур из бумаги, сложенной один или несколько раз. Оригинальность оформления поделок, самостоятельное решение разработки дизайна, фантазия, творчество. Изготовление панно «Чебурашка».

Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая

Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, словесно-иллюстративный, объяснение, самостоятельная практическая работа с творческим заданием.

Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий.

Формы и методы контроля: наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос.

Материалы и инструменты: Чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для принтера формат А- 3, А- 4, двухсторонняя цветная бумага для принтера, ватман, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания фигурного края, фигурные дыроколы, линейка,   канцелярские скрепки.

 Форма подведения итогов по теме: практическая работа.

3. Папье-маше. Пейп – арт. 

Теория. История появления и распространения техники папье - маше. Основные приёмы и способы работы, приёмы наклеивания, высыхания. Особенности работы в технике Пейп – арт. Виды используемой бумаги и её свойства.

Практическая работа.

Изготовление поделок на основе пластиковой формы: пластиковой бутылочки, капсул от шоколадных яиц, коробочки и т.п. Особенности использования салфеток. Оформление поделки на яичной скорлупе. Поделка «Куколка», «Ваза».

Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога.

Методы и приёмы обучения: беседа, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, просмотр видео- материалов, мастер- класс.

Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности.

Формы и методы контроля: выставка поделок, наблюдение, анализ, оценка и взаимооценка, опрос.

Материалы и инструменты: газетная, оберточная бумага, салфетки, клей ПВА, клеенка, форма для оклеивания (коробочки, пластиковые баночки, бутылочки, капсулы от шоколадных яиц и т.п.)

Форма подведения итогов по теме: практическая работа, выставка.

 4. Бумагопластика. Паперкрафт.

Объемное моделирование. Основы паперкрафта.

Теория. Основные приёмы техники бумагопластки, паперкрафта. Приемы придания объемных форм. Понятие: «Азбука формообразования». Ребра жёсткости. Рицовка. Обозначение линий рицовки на чертежах. Сплошные и пунктирные линии рицовки. Чтение схем, чертежей.  Особенности сборки и оформления.

Практическая работа.

Упражнение на вычерчивание линий рицовки при помощи иглы, ножниц.  Сгибание по линиям. Моделирование объемных моделей по схемам. Изготовление персонажа. 

Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога.

Формы, методы и приёмы обучения: рассказ, объяснение, познавательная беседа, анализ поделки, практическая работа.

Дидактическое обеспечение: технологические карты, иллюстрации, схемы, образцы готовых изделий.

Формы и методы контроля: наблюдение, практическая работа, оценка и анализ работ.

Материалы и инструменты: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, карандаш, ножницы, линейка, циркуль, фигурные дыроколы, ножницы для придания фигурного края.

Форма подведения итогов по теме: практическая работа, выставка «Ультра объём».

5. Декупаж. Основные приёмы работы.

Теория. Понятие и происхождение. Декупаж- как одна из техник работы с бумагой. Основные приёмы. Декупажные карты. Вариативность использования салфеток, иллюстративных карт для украшения. «Создания поделок отлично вписывающихся в интерьер».

Инструменты и материалы. Техника безопасности.

Практическая работа.

Оформление плоских форм: открыток, (материал -картон).  Оформление объемных форм: «Шкатулка», «Ваза».

Форма организации занятия: групповая, индивидуально- групповая, индивидуальная с консультацией педагога.

Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, словесно-иллюстративный, объяснение, инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, просмотр видео- материалов.

Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности, видеоматериалы: Видео - декупаж (мастер класс) http.// cupage. ru

Формы и методы контроля: практическая работа, выставка поделок, наблюдение, анализ,   оценка и взаимооценка, опрос.

Материалы и инструменты: чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, салфетки для декупажа, декупажные карты, салфетки с разными мотивами, клей ПВА, ножницы, ножницы для придания фигурного края,  линейка.

Форма подведения итогов по теме: практическая работа, выставка.

6. Работа с нетрадиционным, бросовым материалом, мукулатурой.

Теория. Технология изготовления фото-рамок. Графическая подготовка. Приёмы вычерчивания отверстий для фотографий – круглых, овальных, прямоугольных. Способы приклеивания, соединения нетрадиционного, бросового материала. Изготовление бумаги из мускулатуры «Магическое превращение макулатуры в дизайнерскую бумагу».

Практическая работа.

Моделирование объемно – пространственной композиции по замыслу учащихся, или на заданную тему. Преобразование формы картонных коробок. Подрезание, сгибание, складывание для создания моделей. Пластиковые контейнеры, флаконы и др. бросовые материалы как основной материал для создания художественных образов и основа для поделок и элементов оформления. «Поделки для интерьера своими руками из подручного материала». Изготовление самодельной бумаги, для изготовления элементов, используемых в украшении поделок.

Форма организации занятия: индивидуально - групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы обучения: беседа, проектирование, словесно-иллюстративный, объяснение, частично- поисковые, инструктаж, упражнения, самостоятельная практическая работа с творческим заданием, опыты.

Дидактическое обеспечение: рисунки, иллюстрации, образцы готовых изделий, таблица по технике безопасности, видеоматериалы, презентация.

Формы и методы контроля: практическая работа, выставка, наблюдение, анализ, самоанализ, оценка и взаимооценка, опрос

Материалы и инструменты: чертежная бумага, цветная бумага для пастели разных оттенков, бумага для принтера, двухсторонняя цветная бумага для принтера, бархатная бумага,  ватман, гофрированный картон, бросовый материал (бутылочки, коробочки, крышки, платы, пенопласт и т.п.), гелевые краски с глиттерами, блёстки, пайетки, бусинки, гелевые ручки: золотые, серебряные и с блёстками- глиттерами, клей ПВА, клей- карандаш, ножницы, ножницы для придания  фигурного края, фигурный дырокол,  линейка, пенопластовые кусочки, платы и т.п.

Форма подведения итогов: практическая работа, отчетная выставка

7. Заключительное занятие. Итоговая ТехноВыставка. Аттестация по завершении реализации программы.

Форма подведения итогов:

Организация отчетной выставки «Будущее в твоих руках». Итоговая выставка лучших творческих работ учащихся, выполненных в разных техниках работы с бумагой. Рекомендации по продолжению обучения. Поощрение наиболее активных учащихся.

Дидактическое обеспечение: стенды для демонстрации работ, грамоты, мультимедиа.

Занятия, включенные в программу, могут быть использованы как отдельные и проводиться в течение года или в любое каникулярное время.

Программа открыта для внесения изменений на любом из ее этапов со стороны учащихся, родителей, педагога.

Информационное обеспечение программы

Литература для педагога:

1. Галанова Т. В. Ажурная бумага. Энциклопедия. М.: АСТ- Пресс, 2009.

2. Докучаева Н.Н. Мастерим бумажный мир.  Строим город. СПб.: ТОО «Диамант», 1997

3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002

4. Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги. М.: АСТ- Пресс, 2010

5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и понимать прекрасное: Основы объёмного

       конструирования. Ярославль: Академия развития, 2001

6.  Кобитина И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. - М.: Творческий центр «Сфера»,

       2000

7.        Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим.- СПб.: Кристалл, 2001

8. Мейстер Н. Г. Лепим из бумаги. Ярославль: Академия развития, 2002

9. Мейстер Н. Г.  Бумажная пластика.- М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2001

10. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги. — Ярославль: Академия развития, 2001

11.Сарафанова Н.А. Подарки к праздникам.- М: Мир книги, 2004

12.Петрова И.М. Объёмная аппликация: Учебно- методическое пособие. СПб.: Детство- Пресс, 2007

13. Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. СПб.: «Норинт», 2009

14.Интернет ресурсы: 

  1. https://www.livemaster.ru/topic/734715-istoriya-kardmejkinga
  2. https://premudrosty.ru/paperkraft-chto-eto-takoe.html
  3. https://premudrosty.ru/paperkraft-chto-eto-takoe.html
  4. https://stroychik.ru/raznoe/dekupazh
  5. https://origamin.ru/korobochka-dzunako-87-st/
  6. www.pinterest.ru/yasnoenebo/ре-узоры/
  7. https://urok.1sept.ru/articles/581120

Литература для учащихся и родителей.

1.         Галанова Т. В. Ажурная бумага. Энциклопедия. М.: АСТ- Пресс, 2009.

2.        Васильева Л., Гангнус. Уроки занимательного труда. — М.: Педагогика, 1987.

3.        Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.

4.         Джоунс Фиона. Фантазии из бумаги. М.: АСТ- Пресс,  

5.         Зайцева А.А. Идеи для праздника. РОСМЭН, 2008

6.        Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург.: Кристалл, 2001.

7. Моника Гензлер. Весёлая деревня. Книга для досуга. Ч.: Аркаим, 2004

8. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. Ярославль: Академия развития, 2008.

9. Интернет ресурсы:

  1.https://chudesenka.ru/5077-vyrezhi-i-skley-cheburashku.html

  2.https://e-ipar.ru/podelki/podelki-iz-bumagi/cheburashka-i-krokodil-gena

Приложение 1

Словарь специальных терминов

Аппликация- произошло от латинского слова прикладывать- это вид декоративно- прикладного искусства, при котором на основе, принятой за фон, закрепляются детали изображения будущей композиции.

Декупаж- техника, название которой происходит от французского слова «вырезать», особый вид аппликации, с помощью которой можно создать иллюзию изысканной росписи красками.

Деко́р (лат. decoro — приличие, пристойность, совместимость) — совокупность элементов, составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописнымскульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения.

Диза́йн (от англ. design — проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок) — деятельность по проектированию эстетических свойств промышленных изделий («художественное конструирование»), а также результат этой деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн автомобиля»).

Дистрессинг- приемы искусственного состаривания бумаги.

Дырокол фигурный- специальный дырокол для создания фигурного края или углов изделий в виде фигурок цветов, снежинок и т.д. Некоторые из них выполняют тиснение.

Интерье́р (фр. intérieur < лат. interior — внутренний, антоним экстерьер) — архитектурное и художественно оформленное внутреннее пространство здания, обеспечивающее человеку эстетическое восприятие и благоприятные условия жизнедеятельности; внутреннее пространство здания или отдельного помещения, архитектурное решение которого определяется его функциональным назначением.

В основе дизайна интерьера лежит синтез прагматических и художественных идей и решений, направленных на улучшение условий существования человека в целостной эстетически совершенной форме. Интерьер складывается из трёх составляющих:

  • строительная оболочка — пол, стены, потолок;
  • предметное наполнение (оборудование, мебель);
  • функциональные процессы, формирующие и пространство, и чувственно-психологическую атмосферу.

Кардмейкинг (в переводе с англ. card – открытка, make – делать) – изготовление открыток своими руками с использованием различных подручных материалов, не обязательно покупных и очень дорогих.

Кардмейкинг – особый вид рукоделия, ведь при изготовлении открытки мастер вкладывает в поздравление свою душу и сердце, придает подарку индивидуальность, своего рода интимность, которая адресована одариваемому, открытка ручной работы – не просто карточка, украшенная кружевом, бусинками или картинками, это та самая часть души

Контур- линия, которая передает очертания предмета.

Композиция- расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.

Клеевые подушечки- нетвердеющий латекс, которому можно придать любую форму. Служит для приклеивания объёмных деталей.

Линейка - инструмент для проведения прямых линий на плоскости и для линейных измерений.

Лекало- инструмент для прорисовки окружностей, овалов, а также для распускания ролов в квилинге.

Макетный нож-  нож для вырезания внутренних прорезей рисунка, обрезания излишек бумаги по прямой.

Ножницы - ручной инструмент для разрезания бумаги, картона, ткани.

Ножницы фигурные- ножницы для оформления края бумаги, картона. Имеют разнобразную форму лезвий- волна, зубчики и др.

Паперкрафт - Papercraft (англ. крафтовая бумага) — создание из бумаги или картона объемных геометрических фигур, животных и невоодушевленных предметов. Вырезание из листа обычной бумаги или картона фигуры по схеме и склеивание их между собой, получив в результате объемную модель из бумаги.

Пейп-арт – это техника декорирования разнообразных предметов с помощью бумаги, в частности обычных бумажных салфеток. Декорированная поверхность имитирует резьбу, чеканку, металлопластика, вышивка, или филигрань.

Подложка из многослойной резины- маленький коврик, предохраняющий поверхность рабочего стола от резака или макетного ножа.

Разметка- нанесение на бумагу или картон контурных линий выкройки, детали, место прорези, сгиба, клея и т.п.

Радиус- отрезок прямой линии, соединяющий центр с любой точкой окружности.

Рицовка- надрез по линии будущего сгиба примерно до середины толщины бумаги.

Резачок- нож со сменными лезвиями, позволяющий вырезать сложные кривые линии.

Реставрация – восстановление обветшалого или разрушенного в прежнем первоначальном виде.

Силуэт- заполненное контурное изображение предмета или темное пятно, которое передает очертание предмета. Контур можно нарисовать, начертить, а если вырезать его ножницами по контурной линии, то образуется силуэт.

Симметричное вырезание- вырезание с использованием оси симметрии. Симметричное вырезание основано на предварительном складывании бумаги для одновременной передачи при вырезании одинаковых частей.

Скрапбукинг- вид рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа.

Стиль интерьера— это образ и вкус. Стиль в нашем понимании — это единство художественного направления, гармоничная совокупность черт и характерных особенностей создаваемого интерьера.

Трафарет- приспособление для разметки, которая проводится по внутреннему контуру.

Тиснение- вид работы с бумагой, когда на изнаночной стороне бумаги по рисунку или трафарету для тиснения специальным инструментом «булькой» делается выдавливание рисунка.

Технологическая карта - форма документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, применяемые материалы, производственное оборудование.

Технология - совокупность методов обработки изделия, изменение состояния, свойств формы и сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства продукции.

Ультра - при добавлении к существительным образует существительные со значением крайней степени проявления того, что названо мотивирующим именем существительным.

Циркуль- инструмент, который используется для вычерчивания окружностей. У него две ножки. Одна ножка установлена неподвижно, а на другой закреплен грифель или карандаш. У циркуля- измерителя на двух ножках закреплены иглы.

Чертеж- изображение детали, начерченное с помощью чертежных инструментов.

Фальцовка- процесс сгибания бумажного листа.

Fab lab (англ. fabrication laboratory, русификация: «фаблаб») — небольшая мастерская, предоставляющая всем желающим возможность индивидуального самостоятельного изготовления необходимых им изделий и деталей.

Такая лаборатория обычно располагает, помимо ручных инструментов и измерительных приборов, современными станками. При этом ставится задача дать шанс сделать «почти всё» из «практически ничего».

Шаблон- приспособление, имеющее форму необходимой для работы детали, используется для разметки по внешнему контуру.

Шеби–шик- (Shabby chic) название стиля в интерьере, декоре, моде. Само название буквально можноперевести как «потёртый блеск» или «потёртый шик», что и отражает его сущность. Мебель, предметы домашней утвари и элементы декора выполняются в светлых, пастельных тонах, преимущественно в белом, нежно-розовом, слоновой кости, нежно-голубом. Характерны лёгкие цветочныемотивы, главным образом- розы, ангелочки. Из геометрических узоров допускается чуть заметная клеткаили полоск. Мебель и утварь декорируется таким образом, чтобы производить впечатление старинной, «с налётом времени». Это очень молодой стиль, рождённый в конце 1980-х годов двадцатого века. Его автор — РэйчелЭшвиль (Rachel Ashwell). Начинала она с того, что декорировала приобретённую на распродажах иблошиных рынках старую мебель.

Эскиз- чертёж, выполненный без точного масштаба и применения чертёжных инструментов. 

Приложение 2

Материалы и инструменты, необходимые для работы на занятии в расчёте на 1 учащегося

 №  

Материалы и инструменты

Количество

1

Цветная бумага

1 упак

2

Цветной картон

1 упак

3

Цветная бумага для ксерокса

1уп.

4

Салфетки для декупажа и обычные

1уп.

5

Газета

3шт.

6

Нож для резки бумаги

 1

7

Клей карандаш

1

8

Клей ПВА

1

9

Ножницы

1

10

Клеёнка

1

11

Карандаш простой

1

12

Тряпочки или салфетки для рук

1

13

Трубочки для коктейля

4

14

Кисточки для клея

1

15

Одноразовые тарелки

2

16

Пайетки, бусинки, бисер, стразы, ленточки

5

17

Проволока

1

18

Ватные палочки

5шт.

Приложение 3

Каталог учебного оборудования к программе

Технические средства обучения

Инструменты и приспособления общего пользования

Инструменты и приспособления индивидуального пользования

ТСО

ножницы

картон

компьютер

бумажный шпагат

бумага

 дыроколы фигурные

  салфетки для декупажа

Мультмедийный пректор

ножницы фигурные

лекало

Цифровой фотоаппарат

шило

линейка

скотч

карандаш

фломастеры

клей

двусторонний скотч

подложка из многослойной резины

 

деревянные рамки

 

макетный нож

 

резачок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Чудеса из бумажного листа»

Программа кружка " Чудеса из бумажного листа " вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью такого вида художественного творчества, как конструирование из бумаги, дает возможнос...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» для детей 3-7 лет

Вашему вниманию представлена общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование" детей 3-7 лет.Цель программы: развитие конструкторских способностей у детей дошк...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование» (стартовый уровень)

В век активной компьютеризации, информатизации и роботостроения благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в младшем возрасте знакомить детей с основами строения технических объекто...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «КУБОРО»

Актуальность общеразвивающей программы дополнительного образования «Куборо» заключается в том, что в период обновления образования значительно возрастает роль активной познавательной позиц...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование и моделирование» (базовый уровень)

Конструирование и моделирование -  это первые шаги детей в самостоятельности по созданию макетов и моделей технических объектов, это познавательный процесс формирования у учащихся базовых ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «УльтраКонструирование» (базовый уровень)

Актуальность программы обусловлена интегрированным подходом к получению теоретических знаний в процессе практической работы. Дополнительная общеразвивающая программа «УльтраКонструирование»...