Доклад «Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога»
учебно-методический материал

Даны рекомендации по разработке технологической карты урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_mo.docx25.88 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

«Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога»

(Выступление на МО учителей начальных классов).

Учитель: Залыгаева Н.С.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Обучение с использованием технологической карты позволяет:

  • организовать эффективный учебный процесс;
  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС;
  • на практике реализовать межпредметные связи;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Современная педагогика предлагает выделить в структуре технологической карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:

блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами достижимо);

организационно-деятельностный (разделение на действия и операции)

Цель урока трансформируется в педагогические задачи:

Коммуникативная: С кем и где?

Информационная: Что будем учить, и чему будем учиться? Операционная: Как и каким образом будем учиться?

Мотивационная: Зачем нам это надо?

Ученик должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока обязательно включается личностный опыт учащихся.

Структура технологической карты:

  1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  2. Формулировка цели и задач урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
  3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
  4. Формулировка цели каждого этапа урока.
  5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
  6. Выбор форм работы на уроке.
  7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.

Пошаговый алгоритм составления технологической карты. ШАГ 1

- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;
  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.

ШАГ 2

  • определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.

ШАГ 3

  • спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
  • узнавание нового материала;
  • воспроизведение;
  • применение знаний в новой ситуации;
  • применение знаний в незнакомой ситуации;
  • творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».

Составить три набора заданий:

  1. задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
  2. задания, способствующие осмыслению материала учеником;
  3. творческие задания.

ШАГ 4

Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.

ШАГ 5

Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.

ШАГ 6

Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:

  • что контролировать;
  • как контролировать;
  • как использовать результаты контроля.

ШАГ 7

Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

ШАГ 8

Продумать задание на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

Составление технологической карты. Коллективная практическая работа

ВЫВОДЫ:

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя, а поможет в этом технологическая карта.

Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения и достижение целей федеральных государственных образовательных стандартов.

Используемые ресурсы:

  1. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
  2. АсмоловА.Г.Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
  3. Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
  4. Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...

Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...

Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты включает:1)...