Доклад «Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога»
учебно-методический материал
Даны рекомендации по разработке технологической карты урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Технологическая карта урока – как новый вид методической продукции педагога»
(Выступление на МО учителей начальных классов).
Учитель: Залыгаева Н.С.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Следовательно, педагогам необходимо искать и использовать новые подходы в работе с учащимися для достижения современных целей образования.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Обучение с использованием технологической карты позволяет:
- организовать эффективный учебный процесс;
- реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
- обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений в соответствии с требованиями ФГОС;
- на практике реализовать межпредметные связи;
- выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Создание технологической карты позволяет учителю:
- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
- определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
- определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
- определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
- соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально- познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Современная педагогика предлагает выделить в структуре технологической карты блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); инструментальный (какими средствами достижимо);
организационно-деятельностный (разделение на действия и операции)
Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
Коммуникативная: С кем и где?
Информационная: Что будем учить, и чему будем учиться? Операционная: Как и каким образом будем учиться?
Мотивационная: Зачем нам это надо?
Ученик должен знать, зачем ему нужны эти знания и где их можно применить. В общую структуру урока обязательно включается личностный опыт учащихся.
Структура технологической карты:
- Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
- Формулировка цели и задач урока (образовательные, развивающие, воспитательные).
- Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
- Формулировка цели каждого этапа урока.
- Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
- Выбор форм работы на уроке.
- Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Пошаговый алгоритм составления технологической карты. ШАГ 1
- чётко определить и сформулировать для себя тему урока;
- определить место темы в учебном курсе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
ШАГ 2
- определить и чётко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока- зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие, и воспитывающие функции урока.
ШАГ 3
- спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в новой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- творческие задания.
ШАГ 4
Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход уже к известному.
ШАГ 5
Сгруппировать учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.
ШАГ 6
Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
ШАГ 7
Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т.д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
ШАГ 8
Продумать задание на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
Составление технологической карты. Коллективная практическая работа
ВЫВОДЫ:
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали. Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя, а поможет в этом технологическая карта.
Делая вывод, можно сказать, что применение технологических карт поможет существенно повысить качество обучения и достижение целей федеральных государственных образовательных стандартов.
Используемые ресурсы:
- Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий /Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
- АсмоловА.Г.Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
- Строкова Т.А. Компетентностный подход и проблемы его реализации. – М.: Школьные технологии, 2009. - № 6. – С9-16.
- Лебедев О.Е. Определение целей урока с позиции компетентностного подхода. – М.: Школьные технологии, 2011. - № 6. – С10-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/24/picture-571735-1422079945.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его ц...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/13/picture-805680-1471082970.jpg)
ШМО Технологическая карта урока-как новый вид методической продукции педагога
способ графического проектирования урока, таблица...
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока это способ графического проектирования урока....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/09/picture-1099711-1547042687.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-888881-1490107766.jpg)
Технологическая карта урока - как новый вид методической продукции педагога
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы у...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/07/picture-614446-1446887301.jpg)
Технологическая карта урока как новый вид методической продукции педагога.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.Структура технологической карты включает:1)...