Картотека упражнений по сенсомоторной коррекции
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Упражнения по сенсомоторной коррекции
Движения играют важную роль не только в физическом, но и психическом развитии ребенка. Многие специалисты используют в своей коррекционно-развивающей работе с детьми методы, предполагающие активное включение двигательной сферы или телесно-ориентированные методы. Одним из примеров телесно-ориентированных методов является сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция осуществляется через двигательные и игровые упражнения.
Дыхательные упражнения
Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.
- Упражнение № 1
Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении дыхательных упражнений очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.
- Упражнение № 2
Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.
- Упражнение № 3
Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе:з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.
Глазодвигательные упражнения
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.
- Упражнение № 1
Необходимо отработать движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх,вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); а также сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания детей рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения этих упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. В том случае, если дети уверенно выполняют движения глазами, можно постепенно усложнять упражнения и выполнять их: а) с плотно сжатыми челюстями; б) с открытым ртом; в) с легко прикушенным языком; г) совмещать с дыханием ли движениями языком.
- Упражнение № 2
– Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.)
– глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза.
– Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.
– Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.
– Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.
- Упражнение № 3
– Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза и язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
- Упражнение № 4
– Глаза влево, язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза вправо, язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза вниз, язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
– Глаза вверх, язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.
Растяжки и стабилизация тонуса мышц.
Отклонение от оптимального тонуса мышц является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности детей.
Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.
- «Кобра». Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены, вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
- «Растяжка по осям». Лежа на спине. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение и расслабление только верхней половины тела, затем – нижней половины тела), лево-право (напряжение и расслабление правой и затем левой половин тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, а затем правой руки и левой ноги одновременно). Упражнение сначала может выполняться с помощью взрослого. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
- «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» на спину – слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыдущим: оттягивается пятка правой ноги и левая рука – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали;
- «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски
ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы) – с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.
- «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется).
- «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе). На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. Растяжки и стабилизация тонуса мышц.
- «Лучики». Лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
- «Дерево». Сидя на корточках. Детям предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семена, которые постепенно прорастают и превращаются в дерево. Пусть дети медленно поднимаются на ноги, затем распрямляют туловище, поднимают руки. Затем нужно напрячь тело, и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть дети раскачивают тело, имитируя деревья.
- «Снеговик». Стоя. Детям предлагается представить, что они только что слепленные снеговики. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговики начали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
- «Кошечка». Детям предлагается встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. Одновременно поднимать правую руку и левую ногу вверх, максимально вытягивая их. При этом делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. Вернуться в исходное положение. Затем одновременно поднимать вверх левую руку и правую ногу, максимально вытягивая их. При этом делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх как кошечка.
- «Гусенища». Лежа на животе. Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова нош шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.
- «Корзиночка». Лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед – назад, направо – налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.
- «Бабочка». Положение сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движения бедрами подобны взмахам крыльев бабочки. Положение сидя. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и захватить руками большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватывают большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры).
- «Крылья птицы». Положение сидя. Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями.
- «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми по звонками по полу.
Ползание
Данные упражнения построены на взаимодействии рук или ног, а также сочетанных движениях правой и левой половин тела.
Ребенок одновременно передвигает одноименные руку и ногу: правую с правой, левую с левой, или разноименные (правую руку с левой ногой, левую руку с правой ногой).
Упражнение можно выполнять, опираясь на локти или на кисти. Направления движения: вперёд, назад, вбок. Передвигаясь, руки можно ставить параллельно друг другу. Затем, по мере освоения упражнения, – перекрещивать (при движении, когда правая рука «делает шаг», она заходит за левую, а левая, «делая шаг» – заходит за правую и т.д).
Ползать также можно на животе:
¬ без помощи рук – ребенок ползет поочередно отталкиваясь ногами;
¬ без помощи ног – ребенок ползет только при помощи рук, ноги при этом фиксируются и не участвуют в движении;
¬ при помощи рук и ног по-пластунски – ребенок толкается руками и ногами живот на полу.
Ползание на спине – отталкиваясь двумя ногами одновременно или поочередно (руки при этом не участвуют в движении).
Массаж.
При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Активизации тактильных рецепторов сенсорной системы способствует массаж с легкими прикосновениями, давлением, поглаживаниями, постукиваниями.
Эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.
- Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.
Существуют следующие приемы массажа или самомассажа рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
- Подушечки четырех пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). То же самое необходимо проделать и для левой руки.
- Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать тоже для другой руки.
- Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменять руки.
- Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки располагается на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать тоже для правой руки. Выполняются движения, как при растирании замерзших рук.
- «Бревнышко». Лежа на спине. Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища. Необходимо следить за тем, чтобы ноги, руки и тело ребенка было прямым как «бревнышко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/14/picture-478683-1536957734.jpg)
картотека упражнений дыхательной гимнастики
в данной картотке вы найдете методику проведения и картотеку дыхательной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/22/picture-262918-1540233713.jpg)
Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений
Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/18/picture-1100976-1547829802.jpg)
Картотека упражнений для кистей и пальцев рук
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16507536","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/03/picture-325790-1630671642.jpg)
Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания
Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания....
Картотека_упражнений_по_постановке,_автоматизации_и_дифференциации_звуков
Упражнения по постановке, автоматизации, дифференциации звуков С,З, Ц. Ч, Ж,Ш, Щ, Р, Л...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/21/picture-1389359-1645469333.jpg)
Картотека упражнений развития мышления для обучающихся 1 класса
Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление, оно находится на переломном этапе развития, от наглядно-образному к словесно-логическому. Наглядное пособие, картинки вызывают у ...