Картотека упражнений по сенсомоторной коррекции
учебно-методический материал

Бурдинская Ирина Владимировна
Сенсомоторная коррекция является одним из наиболее распространенных направлений в нейропсихологической коррекции (психологические методики, которые направлены на переструктурирование нарушенных функций мозга и создание компенсирующих средств для того, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по сенсомоторной коррекции

Движения играют важную роль не только в физическом, но и психическом развитии ребенка. Многие специалисты используют в своей коррекционно-развивающей работе с детьми методы, предполагающие активное включение двигательной сферы или телесно-ориентированные методы. Одним из примеров телесно-ориентированных методов является сенсомоторная коррекция. Сенсомоторная коррекция осуществляется через двигательные и игровые упражнения.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения не только улучшают ритмы, но и повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, элиминируют многие соматические нарушения, успокаивают, снимают стрессы и т.д.

  • Упражнение № 1

Вдох-пауза-выдох-пауза. При выполнении дыхательных   упражнений очень эффективно использовать образное представление (визуализация), т.е. подключать правое полушарие. Например, возможен образ желтого или оранжевого теплого шарика, расположенного в животе, соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

  • Упражнение № 2

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое. Дыхание только через левую ноздрю активизирует работу правого полушария головного мозга, способствует успокоению и релаксации. Дыхание только через правую ноздрю активизирует работу левого полушария головного мозга, способствует развитию логического мышления.

  • Упражнение № 3

Глубоко вдохнуть. Пауза. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: р-р-р-р. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе:з-з-з-з. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Пауза. Вдох. Пауза. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Глазодвигательные упражнения

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить пространство зрительного восприятия. Движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетику мозга.

  • Упражнение № 1

Необходимо отработать движения глаз по четырем основным (вправо, влево, вверх,вниз) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); а также сведение глаз к центру. Каждое из движений выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы. Оно совершается в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причем удержание должно быть равным по длительности предшествующему движению. При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания детей рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, маленькие игрушки, свечи, фонарики и т.д. В начале освоения этих упражнений дети следят за предметом, перемещаемым взрослым, а затем передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой руке, затем в левой руке, а затем обеими руками вместе. Тем областям в поле зрения детей, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить дополнительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока удержание не станет устойчивым. В том случае, если дети уверенно выполняют движения глазами, можно постепенно усложнять упражнения и выполнять их: а) с плотно сжатыми челюстями; б) с открытым ртом; в) с легко прикушенным языком; г) совмещать с дыханием ли движениями языком.

  • Упражнение № 2

– Глаза вправо – глубокий вдох – пауза (задержка дыхания и движения глаз – 2 сек.)

– глаза в исходное положение – пассивный выдох – пауза.

– Глаза влево – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

– Глаза вверх – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

– Глаза вниз – вдох – пауза – глаза в исходное положение – выдох – пауза.

  • Упражнение № 3

– Глаза и язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза и язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза и язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза и язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

  • Упражнение № 4

– Глаза влево, язык вправо – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза вправо, язык влево – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза вниз, язык вверх – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

– Глаза вверх, язык вниз – вдох – пауза – глаза и язык в исходное положение – выдох, пауза.

Растяжки и стабилизация тонуса мышц.

Отклонение от оптимального тонуса мышц является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности детей.

Растяжки – система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

  • «Кобра». Лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч. Детям предлагается представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и приоткрывая рот, приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину. Ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены, вернуться в исходное положение и расслабиться, не задерживая дыхание.
  • «Растяжка по осям». Лежа на спине. Общее напряжение тела. Расслабление. Напряжение и расслабление по осям: верх-низ (напряжение и расслабление только верхней половины тела, затем – нижней половины тела), лево-право (напряжение и расслабление правой и затем левой половин тела), перекрест (напряжение и расслабление левой руки и правой ноги одновременно, а затем правой руки и левой ноги одновременно). Упражнение сначала может выполняться с помощью взрослого. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться.
  • «Звезда». Ребенок ложится в позу «звезды» на спину – слегка разведя руки и ноги, а затем выполняет растяжки, аналогично предыдущим: оттягивается пятка правой ноги и левая рука – по диагонали, при этом левая нога и правая рука расслаблены. Расслабиться. Затем то же выполняется по другой диагонали;
  • «Струна» (лежа на животе, ребенок на вдохе вытягивает руки над головой, а мыски

ног тянет вниз, на выдохе происходит расслабление позы) – с усложнением в виде отрывания рук и ног от поверхности пола.

  • «Солдатик» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе. На вдохе солдатик вытягивается, на выдохе расслабляется).
  • «Кит» (лежа на спине, руки по швам, ноги вместе). На вдохе, как кит хвост, медленно чуть-чуть отрываем ноги от земли, на выдохе возвращаемся в исходную позицию. Растяжки и стабилизация тонуса мышц. 
  • «Лучики». Лежа на спине. Поочередное напряжение и расслабление: шеи, спины, ягодиц, правого плеча, правой руки, правой кисти, правого бока, правого бедра, правой ноги, правой стопы; левого плеча, левой руки, левой кисти, левого бока, левого бедра, левой ноги, левой стопы.
  • «Дерево». Сидя на корточках. Детям предлагается спрятать голову в колени, колени обхватить руками. Это семена, которые постепенно прорастают и превращаются в дерево. Пусть дети медленно поднимаются на ноги, затем распрямляют туловище, поднимают руки. Затем нужно напрячь тело, и вытянуть его вверх. Подул ветер: пусть дети раскачивают тело, имитируя деревья.
  • «Снеговик». Стоя. Детям предлагается представить, что они только что слепленные снеговики. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговики начали таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат как лужица воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
  • «Кошечка». Детям предлагается встать на четвереньки, опираясь на колени и ладони. Одновременно поднимать правую руку и левую ногу вверх, максимально вытягивая их. При этом делать вдох, отводить голову назад, прогибать позвоночник вниз. Вернуться в исходное положение. Затем одновременно поднимать вверх левую руку и правую ногу, максимально вытягивая их. При этом делать выдох, шипеть, опускать подбородок к груди, выгибать спину вверх как кошечка.
  • «Гусенища». Лежа на животе. Руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперед, снова нош шагают к рукам и т.д. Во время движения ладони рук и подошвы ног не отрывать от пола.
  • «Корзиночка». Лежа на животе. Схватить руками согнутые в коленях ноги за голеностопные суставы. Качаться на животе вперед – назад, направо – налево. По команде ребенок замирает на каком-либо боку.
  • «Бабочка». Положение сидя. Захватить сложенные подошвами стопы руками, сплетенными в замок, колени в стороны. Пятки должны быть как можно ближе к ягодицам, мышцы бедер расслаблены. Движения бедрами подобны взмахам крыльев бабочки. Положение сидя. Ноги вытянуть, наклониться вперед с прямой спиной и захватить руками большие пальцы ног. При этом указательный и средний пальцы обхватывают большой палец ноги, а большой надавливает на ногтевую пластинку. Обязательно колени держать прямыми (если не получается схватиться за пальцы ног, возьмитесь за щиколотки или за икры).
  • «Крылья птицы». Положение сидя. Скрестить ноги, спина прямая; взмахивать руками как крыльями.
  • «Качалка». Обхватить колени руками. Качаться на спине, прокатываясь всеми по звонками по полу.

        Ползание

Данные упражнения построены на взаимодействии рук или ног, а также сочетанных движениях правой и левой половин тела.

Ребенок одновременно передвигает одноименные руку и ногу: правую с правой, левую с левой, или разноименные (правую руку с левой ногой, левую руку с правой ногой).

Упражнение можно выполнять, опираясь на локти или на кисти. Направления движения: вперёд, назад, вбок. Передвигаясь, руки можно ставить параллельно друг другу. Затем, по мере освоения упражнения, – перекрещивать (при движении, когда правая рука «делает шаг», она заходит за левую, а левая, «делая шаг» – заходит за правую и т.д).

Ползать также можно на животе:

¬ без помощи рук – ребенок ползет поочередно отталкиваясь ногами;

¬ без помощи ног – ребенок ползет только при помощи рук, ноги при этом фиксируются и не участвуют в движении;

¬ при помощи рук и ног по-пластунски – ребенок толкается руками и ногами живот на полу.

Ползание на спине – отталкиваясь двумя ногами одновременно или поочередно (руки при этом не участвуют в движении).

Массаж.

При систематическом проведении массажа улучшаются функции рецепторов, проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Активизации тактильных рецепторов сенсорной системы способствует массаж с легкими прикосновениями, давлением, поглаживаниями, постукиваниями.

Эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют различным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке – голове.

  • Массаж ушных раковин. Помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину.  

Существуют следующие приемы массажа или самомассажа рук: поглаживание, растирание, разминание, выжимание, активные и пассивные движения. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

  •     Подушечки четырех пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперед-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу («пунктирное» движение). То же самое необходимо проделать и для левой руки.
  • Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать тоже для другой руки.
  • Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменять руки.
  • Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки располагается на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать тоже для правой руки. Выполняются движения, как при растирании замерзших рук.
  • «Бревнышко». Лежа на спине. Ребенок прокатывается «бревнышком» по полу туда-обратно. Сначала руки вытянуты над головой, затем вдоль туловища. Необходимо следить за тем, чтобы ноги, руки и тело ребенка было прямым как «бревнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений дыхательной гимнастики

в данной картотке вы найдете методику проведения и картотеку дыхательной гимнастики...

Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений

Картотека дидактических игр по коррекции речевых нарушений...

Картотека упражнений на развитие дыхания

Подобраны упражнения для развития дыхания ребенка....

Картотека упражнений для кистей и пальцев рук

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16507536","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...

Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания

Картотека упражнений на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания....

Картотека_упражнений_по_постановке,_автоматизации_и_дифференциации_звуков

Упражнения по постановке, автоматизации, дифференциации звуков С,З, Ц. Ч, Ж,Ш, Щ, Р, Л...

Картотека упражнений развития мышления для обучающихся 1 класса

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление, оно находится на переломном этапе развития, от наглядно-образному к словесно-логическому. Наглядное пособие, картинки вызывают у ...