Рабочая программа по внеурочной деятельности Живое слово
элективный курс (3 класс)

Агзамова Ольга Васильевна

Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы:

добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для пониманияпри восприятии на слух;

 учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

 развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;

развивать умения преодолевать негативное состояние;

развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivoe_slovo.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Основная общеобразовательная школа №6»

Рассмотрено на заседании

МО начальных классов

Руководитель МО

____________Ефремкина Л.И.

Протокол №1  от 28.08.2018 г.

Согласовано

зам. директора по ВР

________Халилова Г.Н.

Утверждено

приказом по школе № 410

от 31.08. 2018 г.

Директор МБОУ «ООШ №6»

__________ Т.И. Ашуркина

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Живое слово

для 1-4 классов

                                                                                                 Учителя начальных классов

г. Губкинский

Пояснительная записка

Рабочая программа «Живое слово» составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:

Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в  Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Методических  рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки  России от 18.08.2017 № 09-1672;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель программы: формирование устойчивого интереса и воспитание любви
к чтению художественной литературы, развитие творческого потенциала воспитанников для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове.

Задачи программы:

добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для пониманияпри восприятии на слух;

 учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

 развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;

развивать умения преодолевать негативное состояние;

развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.

воспитывать организованность, взаимопомощь, отзывчивость, понимание, уверенность в себе.

Сроки реализации программы.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 1-х классов, рассчитан на 33 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю). Для 2 – 4 классов – на 34 часа в год (1 раз в неделю).

Планируемые результаты:

читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;

  • ориентироваться в книге по названию, иллюстрациям;
  • работать с литературным произведением (читать, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать, анализировать, сравнивать, сопереживать героям).
  • определять жанр художественного произведения.
  • выразительно читать художественное произведение, передавая характер и настроение героев.
  • оформлять в устных высказываниях свои наблюдения и выводы.
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • сравнивать, сопоставлять различные тексты, опираясь на представления о фольклорной и авторской литературе, средствах художественной выразительности (олицетворении, звукописи, рифме;)

  • работать в группе, создавая инсценировки по произведениям.

Содержание программы внеурочной деятельности 1 классы

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:         

1.        Игровая деятельность – 9 часов

2.        Познавательная деятельность – 11 часов

3.        Проблемно - ценностное общение – 6 часов

4.        Досугово – развлекательная деятельность – 7 часов

Содержание программы внеурочной деятельности 2-4 классы

Виды деятельности, которые организуются в ходе занятий:         

1.        Игровая деятельность – 9 часов

2.        Познавательная деятельность – 11 часов

3.        Проблемно - ценностное общение – 6 часов

4.        Досугово – развлекательная деятельность – 8 часов

Содержание предмета « Живое слово» для 1-4 классов включает следующие разделы:

1 классы

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов

Форма контроля

В мире слов

9 часов

Игра - путешествие

Культура речи

11 часов

Инсценирование

Стихотворная речь

8 часов

Конкурс чтецов

Искусство красноречия

5 часов

Викторина

Итого:

33 часа

2-4 классы

Раздел

Содержание разделов

Кол-во часов

Форма контроля

В мире слов

9 часов

Игра - путешествие

Культура речи

11 часов

Инсценирование

Стихотворная речь

8 часов

Конкурс чтецов

Искусство красноречия

6 часов

Викторина

Итого:

34 часа

Тематическое планирование

1 класс

 п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дано по плану

Дано по факту

Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.

1

07.09

В мире безмолвия и неведомых звуков. Узнавание неречевых звуков.

1

14.09

Звуки речи. В страну слов. Первые встречи.

1

21.09

Особенности произношения согласных звуков.

1

28.09

Особенности произношения гласных звуков.

1

05.10

Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков.

1

12.10

Речевые упражнения со звуками [Р] и [Р]

1

19.10

Речевые упражнения
на закрепление произношения звука “щ"

1

02.11

Речевые упражнения со звуками [Л] и [Л]

1

09.11

Произносите слова правильно. Ударение.

1

16.11

Путешествие в играй – городок.

1

23.11

Культура речи. Бытовая речь и её недостатки. К тайнам звуков и букв.

1

30.11

Артикуляция, динамизм, пауза - средства выразительности речи.        

1

07.12

Тембр и высота голоса-средства выразительности речи        

1

14.12

Речь монологическая и диалогическая.

1

21.12

Рассказывание, как один из видов декламации. Сказка «Три медведя»

1

18.01

Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

1

25.01

Значение орфоэпии для культуры речи.

1

01.02

Интонация в тексте.

1

15.02

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Выбор интонации.

1

22.02

Работа над сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Диалоги героев.

1

01.03

Инсценировка сказки «Лисичка – сестричка и серый волк»

1

08.03

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма".

1

15.03

Характерные особенности стихотворной речи. Игра «Найди рифму».

1

29.03

Практическая фонетика. Скороговорки.                

1

05.04

Практическая фонетика. Считалки.

1

12.04

Координация слова с движением. Декламация любимых стихов.

1

19.04

Инсценировка стихотворения. Работа в группах.

1

26.04

Слово на ладошке.

1

03.05

Турнир чтецов.

1

10.05

Слово можно «прошагать». Кто дальше уйдёт? Знакомство
с докучной сказкой.

1

17.05

Достань слово из корзинки. Кто дарит нам сказки? Сочинение сказки.

1

24.05

Итоговое занятие. Чему мы научились за год. Конкурс чтецов.

1

24.05

Итого:

33 часа

Тематическое планирование

2 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

Примечание

1.

Речевой аппарат. Артикуляционная гимнастика.

1 неделя

        

2.

Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях.

2 неделя

3.

Слова – синонимы. Весёлый аттракцион «доскажи словечко».

3 неделя

4.

Слова – антонимы.

4 неделя

5.

Крылатые слова.

5 неделя

6.

Слова – омонимы.

6 неделя

7.

Добрые слова. В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?».

7 неделя

8.

Слова-родственники (об однокоренных словах). Игры «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово»

8 неделя

9.

Мастера художественного слова (фонотека, стихи-сказки).

9 неделя

10.

Значение орфоэпии для культуры речи.

10 неделя

11.

Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Имена, отчества, фамилии.

11неделя

12.

Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты).

12 неделя

13.

Техника речи. Дыхание. Голос.

13 неделя

14.

Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов).

14 неделя

15

Работа над миниатюрой «Всё в порядке» Э.Н.Успенского.

15 неделя

16.

Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

16 неделя

17.

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации.

17 неделя

18.

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Чтение по ролям.

18 неделя

19.

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Диалоги героев.

19 неделя

20.

Работа над сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев». Инсценировка

20 неделя

21.

Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность.

21 неделя

22.

Характерные особенности стихотворной речи. Проба пера.

22 неделя

23.

Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки.

23 неделя

24.

Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений

24 неделя

25.

Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.        

25 неделя

26.

Мы говорим его стихами.И. А. Крылов – мастер басни (фонотека). Инсценировка стихотворения.

26 неделя

27.

И. А. Крылов – мастер басни. Работа в группах.

27 неделя

28.

 И. А. Крылов – мастер басни. Конкурс на лучшее чтение басни.

28 неделя

29.

Знакомство с понятием «красноречие».

29 неделя

30.

Искусство речи и искусство художественного чтения.

30 неделя

31.

Деление текста на логические части.

31 неделя

32.

Деление текста на логические части. Чтение по ролям.

32 неделя

33.

Инсценирование текста.

33 неделя

34.

Итоговое занятие. Чему мы научились за год. Конкурс чтецов.

34 неделя

Всего:

34 часа

        

Тематическое планирование

3  класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактически

1

Как хорошо уметь читать!

1

2

Интонация при чтении стихотворений

1

3

Чтение «про себя»

1

4

Школьный театр. Инсценирование стихотворения.

1

5

Что такое импровизация

1

6

Чтение – лучшее умение

1

7-8

Читать хорошо – это трудно и легко!

2

9

Чтение – это разговор писателя с читателем.

1

10

Формулирование вопросов к тексту.

1

11

Умные и верные друзья.

1

12-13

Учусь технике выразительного чтения

2

14

Что такое пунктуация?

1

15

Характер знаков препинания

1

16

О чем могут рассказать названия знаков препинания?

1


17

Почему нельзя обойтись без знаков препинания?

1

18-19

Знаки препинания и паузы – творцы выразительного чтения!

2


20

Понижение и повышение голоса в тексте.

1

21

Деление текста на части.

1

22

Учусь выделять голосом знаки препинания!

1

23

Деление текста на части.

1

24

Учусь правильно выделять  голосом знаки препинания.

1


25

Интонации героев текста.

1

26

Настроение текста

1

27

Школьный театр. Инсценирование рассказа.

1

28

Учусь исполнять голосом знаки препинания

1

29

Конкурс чтецов

1

30

Школьный театр. Инсценирование сказки.

1

31-32

Слушай и рассуждай, выразительно читай!

2

33

Учусь понимать художественный текст.

1

34

Конкурс чтецов. Подведем итоги

1

Всего

34 часа

Тематическое планирование

4 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

По плану

Фактическ

1

О чём рассказывают журналы?

Детская периодическая печать: журнал «Музрилка», «Юный натуралист», «Весёлый затейник» и т.д.

1

2

«Где, что, как и почему?»

Книги-справочники, энциклопедии

1

3

«Вчера и сегодня»

Книги о науке и технике, о машинах и вещах и об их творцах – ученых изобретателях

1

4

«Каким ты был, мой ровесник, в годы Великой Отечественной войны ?»

Книги о ребятах-сверстниках, участниках ВОВ.

1

5

«Из истории нашей Родины»                 Книги о далеких по времени событиях и людях, оставшихся в памяти народа на века. Знакомство с творчеством С. Алексеева.

1

6 - 7

«В путь, друзья!»

Книги о путешествиях и путешественниках, настоящих и вымышленных

2

8 - 10

«Обыкновенная биография в необыкновенное время»

Художественные произведения, автобиографии, письма, дневники А. Гайдара; воспоминания, заметки о А. Гайдаре.

3

11 -13

«Родные поэты».                                                     Стихи поэтов – классиков 19-начала 20 века для детей: В. Жуковский, К. Рылеев, Е. Баратынский, А. Кольцов,  М. Лермонтов, Н. Огарев, Н. Некрасов, С. Дрожжин и др.

3

14 - 16

«Творцы книг»                                                        Рассказы о писателях, о художниках иллюстраторах и о тех, кто книги печатает. (Н. Шер «Рассказы о русских писателях», К. Паустовский «Далекие годы»- повесть о детстве и юности, Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»- повесть о детстве.)

3

17 - 19

«Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ» Кир Булычов«Гостья из будущего» В.Губарев «Путешествие на Утреннюю Звезду»

3

20 - 22

«От благодарных читателей»М.Твен «Приключения Тома Сойера» Д.Свифт «Путешествие Гулливера»

3

23 - 24

«Современные писатели - детям»

Е.Велтисов «Мальчик из чемодана», «Миллион  и один день каникул»

В. Медведев «Баранкин будь человеком»

2

25

Мир детства в рассказах А. П. Чехова

«Вертел», «Скрипач Яшка» «Детвора» «Каштанка»

1

26 - 28

«С моей книжной полки»                                  В. Гауф «Карлик Нос», «Маленький Мук» Х.К.Андерсен «Русалочка»

3


29

Путешествие по сказкам братьев Гримм.

Сказки братьев Гримм        

1

30

Картины русской природы в произведениях писателей родного края

1


31 - 33

Мир детства на страницах русской классики 19 – 20 веков

Викторина «По страницам любимых книг».

3

34

Итоговое занятие: конкурс чтецов.

1

Всего:

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности Искусство слова ФГОС 1-4 класс

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс внеурочной деятельности "Искусство слова" нацелен на ра...

рабочая программа кружка внеурочной деятельности " Магия слова"

рабочая программа разработана на 34 часа УМК" Перспектива. Цель программы:        Создание условий для формирования языковой компетенции младших  школьников; со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Мастерская слова»

Программа курса внеурочной деятельности " Мастерская слова"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живой звук" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (речевая практика)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Живой звук" речевой практики разработана в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся 1 класса с ОВЗ, рассчитана на 34 часа (1час в неделю)....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Живое слово"

Программа курса внеурочной деятельности "Живое слово" предназначена для обучающихся 3 и 4 классов. В ней содержатся планируемые результаты, разработано тематическое планирование, содержание ...

Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"

Занятия помогут ребятам закрепить полученные на уроках знания ....

Программа по внеурочной деятельности "Живое слово"

Занятия помогут ребятам закрепить полученные на уроках знания, развить речь, расширить кругозор...