Рабочая программа развивающего курса «Занимательная грамматика»
элективный курс (2 класс)

Агзамова Ольга Васильевна

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие.

Задачи:

Развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

Развитие мотивации к изучению русского языка;

Развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

развивать  смекалку и сообразительность;

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_gramatika.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа «Занимательная грамматика» составлена на основе Нормативно правовых документов федерального уровня:

Федерального закона от 29.12.2012 г. No273 ФЗ «Закон об образовании в  Российской Федерации»;

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Методических  рекомендаций, направленных по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки  России от 18.08.2017 № 09-1672;

Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. № 81«О внесении изменений № 3 в СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях».

Основной образовательной программой начального общего образования.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие.

Задачи:

Развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

Приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

Развитие мотивации к изучению русского языка;

Развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

развивать  смекалку и сообразительность;

Приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

Развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями.

Сроки реализации программы.

Развивающий курс реализуется в рамках учебного плана внеурочной деятельности для 1-х классов, рассчитан на 33 часа в год (занятия проводятся 1 раз в неделю).  Для 2 – 4 классов – на 34 часа в год (1 раз в неделю).

Планируемые результаты

Личностные результаты

· эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

· эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

· интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

· интерес к изучению языка;

· осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

· перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Содержание курса по внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» для 1-4 классов включает следующие разделы

 Фонетика 4 ч.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: работа на фонетическим строем слов.

Словообразование 9 ч.

Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».

Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

 Орфография 9ч.

Теория: расширение знаний об орфограммах русского языка, «мозговой штурм»

Практика: игра «Исправь ошибки» », работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования  орфографической зоркости.

Морфология 6ч.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса  к русскому языку.

 Пословицы и поговорки 4 ч.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

 Игротека 3 ч.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знаание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

Формы работы

Анализ и просмотр текстов

Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок

Самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями

Составление кроссвордов, шарад, ребусов

Творческие работы

Тематическое планирование  1 класс  (33 часа)

№п.п

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения

1

В мире безмолвия и неведомых звуков.

1

2

В страну слов. Первые встречи.

1

3-4

К тайнам волшебных слов.

2

5

Выбор друзей в Стране Слов

1

6

К несметным сокровищам Станы Слов.

1

7

Чудесные превращения слов.

1

8-9

В гости к Алфавиту.

2

10

К тайнам звуков и букв.

1

11

Встреча с Радугой.

1

12

В Страну Говорящих Скал.

1

13

В  глубь веков на Машине времени.

1

14

В Королевстве ошибок.

1

15

В Страну Слогов.

1

16

Неожиданная остановка в пути.

1

17

В удивительном городе Неслове.

1

18-19

Чудеса в Стране Слов.

2

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.

1

21-22

На карнавале слов.

2

23

В Театре близнецов.

1

24

Конкурс знатоков.

1

25

Новое представление.

1

26

Необычный урок.

1

27

Следопыты развлекают гостей.

1

28

В Клубе весёлых человечков.

1

29-30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?

2

31

Экскурсия в прошлое.

1

32

Полёт в будущее.

1

33

Итоговое занятие.

1

Тематическое планирование   2 класс

№п\п

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения

план

1

Как обходились без письма?        

1

2

Древние письмена.

1

3

Как возникла наша письменность?

1

4

Меня зовут Фонема.

1

5

Меня зовут Фонема. Завершение работы.

1

6

Для всех ли фонем есть буквы?

1

7

Глухие и звонкие согласные звуки.

1

8

Мягкие и твердые согласные буквы.

1

9

«Ошибкоопасные» места.

1

10

«Ошибкоопасные» места. Завершение работы.

1

11

Тайны фонемы.

1

12

Опасные согласные.

1

13

Опасные согласные. Способы проверки.

1

14

На сцене гласные.

1

15

«Фонемы повелевают буквами»

1

16

Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

1

17

Правила о непроизносимых согласных.

1

18

Правила о непроизносимых согласных. Завершение работы.

1

19

Волшебное средство – «самоинструкция».

1

20

Волшебное средство – «самоинструкция». Обобщение.

1

21

Память и грамотность.

1

22

Строительная работа морфем.

1

23

Где же хранятся слова?

1

24

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

25

Поговорим обо  всех приставках сразу.

1

26

Поговорим обо  всех приставках сразу. Обобщение.

1

27

Слова – «родственники».

1

28

Кто командует корнями?

1

29

Кто командует корнями?

1

30

Кто командует корнями? Обобщение

1

31

«Не лезьте за словом в карман!»

1

32

«Не лезьте за словом в карман!» Завершение работы.

1

33

«Пересаженные» корни.

1

34

Итоговое занятие. Олимпиада.

1

Тематическое планирование   3 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

 Время провед

По плану

Фактич

1

Сказочное царство слов .

1

2-3

Путешествие в страну Слов.

2

4 - 5

Чудесные превращения слов.

2

6 -7

В гостях у слов- родственников.

2

8- 9

Добрые слова.

2

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

11- 12

Новые слова в русском языке.

2

13

Встреча с зарубежными друзьями.

1

14- 15

Синонимы в русском языке.

2

16

Слова- антонимы.

1

17

Слова- омонимы.

1

18

Крылатые слова.

1

19- 20

В королевстве ошибок.

2

21-22

В стране Сочинителей.

2

23-24

Искусство красноречия.

2

25

Праздник творчества и игры.

1

26- 27

Трудные слова.

2

28- 29

Анаграммы и  метаграммы.

2

30- 31

Шарады и логогрифы.

2

32

Откуда пришли наши имена.

1

33

Занимательное словообразование.

1

34

КВН по русскому языку.

1

Тематическое планирование 4 класс

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Время проведения

По плану

Фактич

1

Хорошо ли ты знаешь грамматику?

1

2

Сокровища родного языка.

1

3

Незаменимый мягкий знак

1

4

Путешествие по стране “Удвоенных согласных”.

1

5

Хорошо ли ты знаешь алфавит?

1

6

Волшебник “Ударение”.

1

7

Из чего же, из чего же состоят слова?

1

8

Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.

1

9

В стране парных звонких и глухих согласных.

1

10

В стране одиноких согласных.

1

11

Дружим с грамматикой. (Безударные гласные, проверяемые ударением).

1

12

Досадное недоразумение. (Непроверяемые безударные гласные).

1

13

Иногда согласные играют с нами в прятки.

Они не произносятся, но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые согласные).

1

14

Новые друзья корней – приставки.

1

15

Твердый знак не отдыхает: приставку с корнем разделяет. (Разделительный твердый знак).

1

16

Слова – части речи.

1

17-18

Имя существительное – часть страны Речь

2

19

Как у существительных род появился.

1

20

Доброе утро, имя прилагательное!

1

21

Имя прилагательное – часть страны Речь.

1

22

Моя мама – имя существительное. (О связи имени прилагательного с именем существительным).

1

23-24

Глагол – часть страны Речь.

2

25

Глагол и его друзья.

1

26

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Неопределенная форма глаголов).

1

27

Как мама Глаголиха учила глагольчиков.

( Прошедшее, настоящее, будущее времена глаголов).

1

28

Как мама Глаголиха учила глагольчиков. (Времена глагола).

1

29-30

С глаголами раздельно частицу НЕ пиши!

2

31

А все–таки она хорошая! (О роли орфографии).

1

32

Группировка слов, подбор слов на определенные правила (с использованием словарей). Игра “Лишнее слово”.

1

33

Итоговое занятие. Для чего надо изучать грамматику. Беседа. Игры.

1

34

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"

Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Строгие рамки урока и насыщенность прграммы не всегда позволяет ответить на вопросы детей, показать им богатство ...

Программа учебного курса "Занимательная грамматика" 4 класс

Программа курса «Занимательная грамматика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

Программа предметного курса "Занимательная грамматика"

Предметный курс "Занимательная грамматика " помогает расширить кругозор детей, ответить на интересующие вопросы, изучение которых не входит в школьную программу, показать богатство русского ...

Рабочая программа по курсу "Занимательная грамматика"

Материал для учащихся 1-4 классов по внеурочной деятельности...

Рабочая программа к курсу "Занимательная грамматика"

Направление программы: интеллектуальное и общекультурноеТип программы: образовательныйПрограмма рассчитана на 1 класс на 2019-2020 учебный год  Цель программы:  расширить, углубить и за...

Рабочая программа факультативного курса «Занимательная грамматика» для 3 класса ФГОС НОО, базовый уровень

Рабочая программа составлена для расширения, углубления и закрепления у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания,...