Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты
элективный курс

Сергиенко Ольга Владимировна

Формирование функциональной грамотности младших школьников: предметные компоненты. Материалы по обучению. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_3_zadanie.docx565.1 КБ
Файл fg_4_zadanie_-_kopiya.docx830.12 КБ
Файл fg_5_zadanie.docx636.64 КБ
Файл fg_6_zadanie.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подберите из учебника или учебного пособия два учебных задания для формирования литературной грамотности младшего школьника.

Учебные задания для формирования литературной грамотности младшего школьника:

Автор учебника, класс

Учебное задание

1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Муслюмовская гимназия»

Муслюмовского муниципального района РТ

«Сборник заданий

по формированию читательской грамотности

на уроках в 1-4 классах

общеобразовательной школы»

3 класс

Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы

Задания

1. Ответьте на вопросы, используя текст билета.

1.Какой адрес у театра?

2.Сколько стоит билет на спектакль?

3.Назовите дату спектакля.

4.Назовите время начала спектакля.

5.Название спектакля.

6.В каком случае можно обменять билет на спектакль?

2. Я предлагаю вам составить памятку «Правила поведения в театре», используя информацию из билета.

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

3.  Прочитайте         записку от мамы.         Заполните        пропуски, сделанные в записке, опираясь на содержание билета.

Записка.

Я ушла на работу. Не забудь, что мы идем сегодня в ________________. Нам необходимо доехать на автобусе до остановки _________________, там найти дом №_____.  Зайти в ____________________ вход.

Наш ряд_______, твоё место ________.

4. Подумайте, посмотрите ли вы спектакль, если доберетесь до здания театра в 19:05?

Подтвердите свой ответ словами из текста.

5. Прочитайте.

Вы вовремя приехали в театр. Перед антрактом ведущая объявила, что по серии и номеру билета будет розыгрыш лотереи. Ведущая предупредила, что в случае выигрыша нужно обратиться к организаторам мероприятия.

Выигрышным оказался билет серия ВА №032430. Выиграл ли ваш билет?

Обведите верный ответ.

1.        ДА          НЕТ

2. К кому должен обратиться победитель лотереи.

2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Муслюмовская гимназия»

Муслюмовского муниципального района РТ

«Сборник заданий

по формированию читательской грамотности

на уроках в 1-4 классах

общеобразовательной школы»

2 класс

«Чтение наоборот»

Я лёш оп егород и идазс ябес лахылсу кирк . лачирК хутсап-кичьлам . нО лажеб мелоп и ан от-огок лавызакоп Я ледялгоп и ладиву - оп юлоп тугеб авд аклов : нидо йырётам , йогурд йодолом . йодолоМ сён ан енипс огонназераз акнёнгя , а имабуз лажред оге аз угон . йырётаМ клов лажеб идазоп адгоК я ладиву воклов , я етсемв с мохутсап лажебоп аз имин , и ым илатс ьтачирк . аН шан кирк илажебирп икижум с имакабос каК окьлот йыратс клов ладиву кабос и доран , но лажебдоп к умодолом , литавхыв у оген акнёнгя , луникереп ебес ан унипс , и або аклов илажебоп еерокс и ьсилыркс зи залг адгоТ кичьлам латс ьтавызакссар , как олыб олед : зи агарво личоксыв йошьлоб клов , литавхс акнёнгя , лазераз оге и сёноп учертсваН лажебыв коночлов и яслисорб к укнёнгя . йыратС ладто итсен акнёнгя умодолом уклов , а мас екгелан лажебоп елзов окьлоТ адгок алширп адеб , йыратс ливатсо еьнечу и мас лязв акнёнгя.



Предварительный просмотр:

Учебные задания для формирования математической грамотности младшего школьника

Автор учебника, класс

Учебное задание

Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна

Функциональная грамотность. 4 класс.

Тренажёр для школьников

Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна

Функциональная грамотность. 4 класс.

Тренажёр для школьников

Для решения учебного задания 2.2 используется приём моделирования: форма фиксации анализа текстовой задачи схематизирована – представлена графически: рядом картинок с данными. В данном задании мы видим описание реального процесса на языке математических соотношений. Выполнение этой задачи производится арифметическим методом (запись по действиям с пояснениями).

Для наглядности можно дополнительно использовать распечатанные денежные купюры разного номинала. Пример.

Picture background

Действия.

  1. Внимательно прочитать задачу.
  2. Понять, какие продукты нам нужны и почему.
  3. Понять, какой набор продуктов будет выгодней собрать в «корзину».
  4. Составить несколько выражений для сравнения.
  5. Выбрать наиболее выгодный вариант.


Предварительный просмотр:

Назовите две главные задачи школы (по мнению автора).

  1. Учить учиться, то есть осваивать новую информацию и употреблять её для решения стоящих перед человеком проблем.
  2. «Систематизировать опыт детей», складывать знания «по полочкам».

Перечислите современные технологии, которые автор предлагает использовать в начальной школе для формирования функционально грамотной личности.

  1. Продуктивные творческие задания. Они дают познавательные УУД (1 шаг).
  2. Технологии деятельностного типа. Они развивают регулятивные, коммуникативные и познавательные УУД, а также способствую развитию личностных результатов (2 шаг).  Актуализация знаний и образование прочных связей и многократное повторение важнейших понятий.
  3. Технология продуктивного чтения по Е.В.Бунеевой.
  4. Технология оценки учебных достижений. 
  5. Проектная технология.

Заполните схему:

  1. Учебные задания для формирования естественно-научной грамотности младшего школьника:

Автор учебника, класс

Учебное задание

Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна

Функциональная грамотность. 4 класс.

Тренажёр для школьников

Буряк Мария Викторовна, Шейкина Светлана Анатольевна

Функциональная грамотность. 4 класс.

Тренажёр для школьников



Предварительный просмотр:

Креативное письмо

Подберите из различных информационных источников фрагменты текста или мини-рассказы и задания к ним, позволяющих обучающимся 3-4 классов создать свой письменный текст (не менее двух).

«Корзина с еловыми шишками»

Константин Георгиевич Паустовский

Фрагменты произведения

***

– Как тебя зовут, девочка? – спросил Григ.

– Дагни Педерсен, – вполголоса ответила девочка.

Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.

– Вот беда! – сказал Григ. – Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.

– У меня есть старая мамина кукла, – ответила девочка. – Когда-то она закрывала глаза. Вот так!

Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у нее зеленоватые и в них поблескивает огоньками листва.

– А теперь она спит с открытыми глазами, – печально добавила Дагни. – У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.

– Слушай, Дагни, – сказал Григ, – я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.

***

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

Магда работала театральной портнихой. Муж ее Нильс служил в том же театре парикмахером.

Жили они в комнатушке под крышей театра. Оттуда был виден пестрый от морских флагов залив и памятник Ибсену.

***

Концерт начался после обычного вечернего выстрела из пушки в порту. Выстрел означал заход солнца.

Несмотря на вечер, ни дирижер, ни оркестранты не включили лампочек над пультами. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

Дагни впервые слушала симфоническую музыку. Она произвела на нее странное действие. Все переливы и громы оркестра вызывали у Дагни множество картин, похожих на сны.

Потом она вздрогнула и подняла глаза. Ей почудилось, что худой мужчина во фраке, объявлявший программу концерта, назвал ее имя.

– Это ты меня звал, Нильс? – спросила Дагни дядюшку Нильса, взглянула на него и сразу же нахмурилась.

Дядюшка Нильс смотрел на Дагни не то с ужасом, не то с восхищением. И так же смотрела на нее, прижав ко рту платок, тетушка Магда.

– Что случилось? – спросила Дагни.

Магда схватила ее за руку и прошептала:

– Слушай!

Тогда Дагни услышала, как человек во фраке сказал:

– Слушатели из последних рядов просят меня повторить. Итак, сейчас будет исполнена знаменитая музыкальная пьеса Эдварда Грига, посвященная дочери лесника Хагерупа Педерсена Дагни Педерсен по случаю того, что ей исполнилось восемнадцать лет.

Задание 1. «Шапка вопросов»: суть приёма в следующем: ученик формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку. Таких шапок – три. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста, в другую – выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить. Итак, вопросы из первой шапки позволяют упрочить и увеличить багаж знаний. Вопросы из второй шапки тоже важны, т. к. они призывают высказать оценочные суждения. Вопросы из третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время нацеливают на расширение своего кругозора. Проводится в форме дискуссии.

Задание 2. «Рецензирование созданных рисунков»: каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации, после чего школьники обмениваются рисунками, получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста, сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником.

Максим Горький

«Пепе»

Фрагмент произведения

***

Вдвоём они живо превратили брюки американца в очень удобный костюм для мальчика: вышел несколько широковатый, но уютный мешок, он придерживался на плечах верёвочками, их можно было завязывать вокруг шеи, а вместо рукавов отлично служили карманы.

Они устроили бы ещё лучше и удобнее, но им помешала в этом супруга хозяина брюк: явилась в кухню и начала говорить самые грубые слова на всех языках одинаково плохо, как это принято американцами.

Пепе ничем не мог остановить её красноречие, он морщился, прикладывал руку к сердцу, хватался в отчаянии за голову, устало вздыхал, но она не могла успокоиться до поры, пока не явился её муж.

— В чём дело? — спросил он.

И тогда Пепе сказал:

— Синьор, меня очень удивляет шум, поднятый вашей синьорой, я даже несколько обижен за вас. Она, как я понял, думает, что мы испортили брюки, но уверяю вас, что для меня они удобны! Она, должно быть, думает, что я взял последние ваши брюки и вы не можете купить других…

Американец, спокойно выслушав его, заметил:

— А я думаю, молодчик, что надобно позвать полицию.

— Да-а? — очень удивился Пепе. — Зачем?

— Чтобы тебя отвели в тюрьму…

Это очень огорчило Пепе, он едва не заплакал, но сдержался и сказал с достоинством:

— Если это вам нравится, синьор, если вы любите сажать людей в тюрьму, то — конечно! Но я бы не сделал так, будь у меня много брюк, а у вас ни одной пары! Я бы дал вам две, пожалуй — три пары даже; хотя три пары брюк нельзя надеть сразу! Особенно в жаркий день…

Американец расхохотался; ведь иногда и богатому бывает весело.

Задание 1. Продолжение произведения (придумывание конца): прочитанное произведение иногда может послужить толчком к самостоятельному творчеству детей: они придумывают продолжение читаемого произведения, то есть свой конец. Это может быть и рассказ, и сказка, и даже стихотворение. Не все произведения, разумеется, можно продолжить. При этом для облегчения работы учащихся берутся такие произведения, которые более близки самим учащимся.

Задание 2. «Живые картинки»: один читает произведение, а другие мимикой лица, жестами, пантомимой реагируют на услышанное.

Задание 3.«Шапка вопросов»: суть приёма в следующем: ученик формулирует вопросы по изучаемой теме на листочке бумаги и кидает в шапку. Таких шапок – три. В одну складывают вопросы, проверяющие знание текста, в другую – выясняющие впечатления от художественного произведения, суждения о персонажах. В третью шапку кладутся вопросы, на которые сам спрашивающий затрудняется ответить. Итак, вопросы из первой шапки позволяют упрочить и увеличить багаж знаний. Вопросы из второй шапки тоже важны, т. к. они призывают высказать оценочные суждения. Вопросы из третьей шапки позволяют ученику оценить свой уровень знаний и в то же время нацеливают на расширение своего кругозора. Проводится в форме дискуссии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...

"Формирование функциональной грамотности младших школьников"

Презентация раскрывает понятие "Функциональной грамотности младших школьников"...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка

В статье предлагаются  дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...

Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»

Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и  литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...

Формирование функциональной грамотности младшего школьника

Презентация по теме "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"...