Статья "Письмо с "окошками" способ развития орфографической зоркости у младших школьников с ОВЗ"
статья

Колесникова Татьяна Андреевна

Формирование орфографической грамотности - одна из трудных задач, решаемых в школе. Связано это и со сложностью самой орфографической системы русского языка, и с тем, что дети, знакомясь с орфографическими правилами и исключениями, не могут уловить логики правописания. Учитель должен помочь учащимся усвоить закономерность и целесообразность правописания.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение. Способность обнаруживать орфограммы, выступает базовым орфографическим умением, залогом грамотного письма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_s_okoshkami.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Письмо с «окошками» способ

развития орфографической зоркости у младших школьников с ОВЗ»

Важнейшее место в системе орфографической работы занимает введение и освоение детьми особого способа письма – с «окошками» на месте орфограмм, в котором кроется главная орфографическая проблема, включающая в себя необходимость выбора буквы для обозначения звука.

Приём письма с «окошками» или  пропусками орфограмм – это и есть основной способ «ухода» от орфографических ошибок при незнании решения встретившейся орфографической задачи.

Необычным в записи является, во-первых, отсутствие букв на месте всех орфограмм (они заменены точками), во-вторых, показ тех букв, из которых нужно выбрать правильную букву. Указание вариантов букв нужно для того, чтобы облегчить читающему понимание слов, чтобы научить ребят осознавать, из каких букв они выбирают правильную. Младшие школьники оставляют на месте буквы пропуск, «окошко», с тем, чтобы потом вернуться и попытаться решить задачу с помощью правил и словаря.

Этот прием письма вводится во 2 классе  по теме «Учимся записывать орфографические задачи». Первое знакомство происходит так:

-Что необычного в этой записи?

-Тебе удалось понять запись? Тогда прочитай четверостишие.

-Там, где ты знаешь правило, примени его и зачеркни неверную букву. Правильную впиши в «окошко». Буквы, которые можешь объяснить, пиши и подчёркивай; на месте других орфографических задач оставляй «окошки».

        Для решения орфографической задачи ученику нужно выполнить несколько операций:

  1. обнаружить «опасное место»;
  2. осознать те варианты письма, из которых он выбирает, т.е. ставит перед собой орфографическую задачу;
  3. приступить к решению осознанной им задачи.

Упражнение учит детей  выполнению двух операций: постановке орфографической задачи и её решению. Использование данного приема на уроках русского языка позволяет развивать орфографическую зоркость обучающихся, которые в последствии допускают меньшее количество ошибок при списывании, в диктантах и творческих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Орфографическая грамотность у младших школьников не достигает достаточно высокого уровня, поэтому учитель должен своевременно и правильно формировать понятие об орфограмме. Умение быстро обнаруживать ...

Выработка и развитие орфографической зоркости у младших школьников.

Статья по теме. Формирование у школьников прочных орфографических навыков- одна из важнейших задач изучения русского языка в школе. От того, насколько полно будут сформированы навыки правописания в на...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка

Методика обучения русскому языку в начальных классах...

Развитие орфографической зоркости у младших школьников

Материал содержит описание приёмов работы по формированию орфографической зоркости у младших школьников. Из опыта работы учителя....

Развитие орфографической зоркости у младших школьников через орфографические пятиминутки

Орфографические пятиминутки способствуют развитию орфографии, 5 групп упражнений, методика работы....