Учимся пересказывать текст
статья
В статье даны рекомендации, как научить ребёнка пересказывать текст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchimsya_pereskazyvat_tekst.docx | 15.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся пересказывать текст
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста.
Для пересказа текста рекомендуется следующее:
1.Внимательно прочитать текст.
Возможно прочитать придется несколько раз.
Если в тексте есть незнакомые слова, нужно узнать их значение.
2. Определить главную мысль.
Сформулировать её в нескольких предложениях или выразить в одном предложении.
3. Выделить ключевые слова.
Они раскрывают главную мысль произведения.
4. Разделить текст на части и озаглавить их.
Придумать названия для каждой части и проверить, насколько точно они передают содержание текста.
5. Записать план.
6. Пересказать текст, опираясь на составленный план.
Во время пересказа не перебивать и не торопить.
Соединять части текста с помощью слов «сначала», «потом», «после этого», «в это время», «когда», «в конце концов», «наконец» и т. д.
Также можно выделить опорные слова — их можно найти в самом тексте и выписать под названием каждой части.
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
· Родителям стоит как можно больше разговаривать с ребенком, просить его чаще рассказывать о чем-то: о том, что произошло на улице, что он видел на прогулке, о чем этот мультфильм и т.д. Слушайте обязательно с интересом, сопровождая его рассказ попутными восклицаниями в духе: "Да ты что! А он что? А ты что ответил?"
· Хорошо, если вы сами часто рассказываете ему о своих впечатлениях, о событиях в вашей жизни, можно вспомнить забавные истории из детства или возродить традицию "страшных историй" (помните, как в детстве дети рассказывают о "черной руке", "зеленом глазе" и прочих ужасах).
· Чем больше ребенок слышит устной связной речи (а не диалога!), тем легче он придет к пониманию сути пересказа.
· Метод "снежного кома". Чтобы ребенку было комфортнее привыкать к новому для себя делу, рекомендуется начинать с малого. Пусть ребенок сначала попробует донести смысл одного прочитанного предложения — потом двух — потом абзаца. Так, постепенно увеличивая объем прочитанного, можно прийти к пересказу целых рассказов.
· Важно выявить, какой вид памяти лучше развит у ребенка: одни лучше запоминают прочитанный текст, другие — прослушанный. Если лучше работает память визуальная — сделайте акцент на чтении и рассматривании картинок и фото к тексту. Если ребенок — аудиал, то лучше текст ему прочить или поставить аудиозапись.
· Спрашивайте. Не стоит говорить: "А теперь перескажи!". Малыши не всегда способны уловить логику повествования и самостоятельно выделить ключевые моменты. Начиная обучение пересказу, лучше спрашивать. Например, при пересказе "Красной шапочки" уместны вопросы: "Как ты думаешь, почему девочку назвали Красной шапочкой? А с кем она жила? О чем попросила ее мама? Что несла девочка бабушке? Что случилось в дороге?".
Со временем вопросов становится все меньше, и вопросы будут в дальнейшем более общими, относящимися сразу к целым абзацам.