ПК 4.1
методическая разработка
Выбрать учебно-методический комплект, разработать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.54 КБ | |
| 25.34 КБ | |
| 30.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
Русский язык
Структурные элементы рабочей программы | Наличие (да/нет) |
Титульный лист | |
наименование образовательной организации | да |
название Рабочей программы учебного предмета (предмет, класс, уровень образования) | нет |
сведения об авторе (авторах) Рабочей программы учебного предмета (Ф.И.О., занимаемая должность, квалификационная категория) | нет |
год разработки Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Пояснительная записка | |
перечень нормативно-правовых документов, которые использовались при разработке Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
наименование примерной и вариативной программы (с указанием реквизитов документов, которые ее рекомендуют), на основе которых разработана Рабочая программа учебного предмета, курса | нет |
цели и задачи Рабочей программы учебного предмета, курса | нет |
Общую характеристику учебного предмета, курса | |
структура учебного предмета | да |
содержание учебного предмета | да |
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане | |
предметная область, в которую входит данный учебный предмет | нет |
место и роль учебного предмета в обучении | нет |
количество часов, выделяемое на изучение данного учебного предмета, курса в неделю, за учебный год, за уровень образования | да |
сроки реализации Рабочей программы учебного предмета, курса | да |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета | |
ценностные ориентиры начального образования | нет |
обоснование тематики содержания Рабочей программы в части реализации национальных, региональных и этнокультурных особенностей | нет |
Результаты освоения учебного предмета, курса | |
личностные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
метапредметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
предметные результаты освоения учебного предмета русский язык | да |
Содержание учебного предмета, курса | |
перечень и название разделов учебного предмета | да |
необходимое количество часов для изучения раздела | нет |
содержание учебного раздела | да |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | |
перечень разделов, тем, последовательность их изучения с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | нет |
количество часов, выделяемое на изучение каждого раздела и каждой темы | да |
вид занятий (теоретические или практические, количество часов) | нет |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса | |
учебно-методическая литература | да |
технические средства обучения | нет |
цифровые образовательные ресурсы | да |
Система оценки достижения планируемых результатов | |
характеристика всех видов контроля | нет |
Выводы:
Рабочая программа включает в себя основные элементы в соответствии с ФГОС (2021г.) - содержание учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование.
На титульном листе отсутствуют сведения об авторе и уровне образования, для дальнейшей работы с программой особо важными эти компоненты не являются.
В одном из основных элементов структуры рабочей программы - пояснительной записке, отсутствуют важные её составляющие. Цели изучения учебного предмета представлены в разделе ниже, не входящем в пояснительную записку.
Предметная область, в которую входит данный учебный предмет, указана лишь в пояснительной записке и в других разделах рабочей программы не указывается. Место и роль учебного предмета в обучении так же отсутствует.
Информация о количестве часов, выделяемом на изучение предмета за учебный курс, год, неделю можно узнать с помощью опоры на таблицу тематического планирования и раздела, посвященного месту учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета отсутствуют, хотя являются важными для дальнейшей работы. Они, как и планируемые результаты описывают требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Содержание учебного предмета не включает в себя информацию о необходимом количестве часов для изучения раздела. В тематическом планировании присутствуют перечень тем для изучения количество часов, отводимое на их изучение, а также информация об использовании Э(Ц)ОР по каждой теме. В рабочей программе отсутствует система оценки достижения планируемых результатов.
Некоторые разделы из содержания учебного предмета не указываются в тематическом планировании, т.к. изучение этих тем происходит параллельно с другими.
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр № 5 г. Челябинска»,
454030, Челябинская область, г. Челябинск, ул. Скульптора Головницкого, д. 13
+7(351)214-55-10 oc-5@bk.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Русский язык»
на 4 четверть 2024-2025 учебного года
Челябинск, 2025
№ | Тема и тип урока | Темы НРЭО | Э(Ц)ОР | Формы контроля | |
Раздел «Орфография и пунктуация» | |||||
1 | «Правописание окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе», УОНЗ | Составление предложений с использованием прилагательных, описывающих красоту природы Южного Урала | https://multiurok.ru/files/uprazhnenie-v-napisanii-padezhnykh-okonchanii-imen.html | Диктант с грамматическим заданием | |
2 | «Закрепление знаний о написании окончаний имён прилагательных», УР | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6306/start/200764/ | Устный опрос Практическая работа | ||
3 | «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных», УОНЗ | https://multiurok.ru/files/pravopisanie-padezhnykh-okonchanii-imion-prilaga-5.html | Фронтальный опрос Словарная работа | ||
4 | «Обобщение знаний о написании имён существительных и имён прилагательных», УОМН | Работа со словами, которые используются для обозначения мест культурного наследия России | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/start/ https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/train/ | Устный опрос Практическая работа | |
Раздел «Морфология» | |||||
5 | «Общее представление о местоимении», УОНЗ | Знакомство со стихотворениями уральских поэтов | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16161_mestoimenie-obshchee-predstavlenie | Тест по теме | |
6 | «Личные местоимения», УОНЗ | https://foxford.ru/wiki/russkiy-yazyk/lichnye-mestoimeniya https://yandex.ru/video/preview/12423625801405099891 | Фронтальный опрос Творческое задание | ||
7 | «Как изменяются личные местоимения?», УОНЗ | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazyka-kanakina-izmenenie-lichnyh-mestoimenij-po-rodam-3-klass-5711835.html | Устный опрос Практическая работа в парах | ||
8 | «Закрепление знаний об изменении личных местоимениях», УР | https://videouroki.net/video/57-izmenenie-mestoimenij-po-rodam.html | Самостоятельная работа | ||
9 | «Употребление личных местоимений в речи», УОНЗ | Употребление местоимений в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами | https://www.youtube.com/watch?v=XSESEZBcoRk https://yandex.ru/video/preview/17567115317992963900 | Рассказ докладов Фронтальный опрос | |
10 | «Правописание местоимений с предлогами», УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16239_pravopisanie-mestoimeniy-s-predlogami | Тест по теме | ||
11 | «Знакомство с жанром письма», УОНЗ | Рассказ о развитии почтовой службы на Южном Урале | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-chto-takoe-pismo-818476.html | Творческое сообщение Устный опрос | |
12 | «Учимся писать письма», УОНЗ | Написание письма героям Российской Федерации | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16265_uchimsya-pisat-pisma | Фронтальный опрос Письма | |
13 | «Использование личных местоимений для устранения повторов в тексте», УРК | Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей | https://www.youtube.com/watch?v=68jZJpIxR7A https://foxford.ru/wiki/nachalnaya-shkola/lichnye-mestoimeniya-sklonenie-lichnyh-mestoimeniy | Самостоятельная работа с текстом | |
14 | «Наблюдение за связью предложений в тексте с помощью личных местоимений, синонимов, союзов и, а, но», УОМН | Составление предложений с использованием слов-синонимов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам, в том числе о малой Родине | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no | Устный опрос Практическое задание в парах | |
15 | «Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи» УОНЗ | https://videouroki.net/video/58-glagol-znachenie-i-upotreblenie-glagolov-v-rechi.html | Тест по теме | ||
16 | «Значение и употребление глаголов в речи. Составление текста по сюжетным рисункам», УР | Составление собственного рассказа о любви к Родине | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4553/conspect/ | Творческое задание | |
17 | «Неопределённая форма глагола» УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16168_neopredelyonnaya-forma-glagola | Устный опрос | ||
18 | «Изменение глаголов по числам. Составление предложений с нарушенным порядком слов», УОНЗ | Работа с текстом, отражающим тематику национальных особенностей | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4401/conspect/ https://www.youtube.com/watch?v=ukzX6wIAZiA | Диктант с грамматическим заданием | |
19 | «Настоящее время глаголов», УОНЗ | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16276_nastoyashchee-vremya-glagolov | Тест по теме | ||
20 | «Настоящее время глаголов», УОНЗ | https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/ | Практическое задание | ||
21 | «Прошедшее время глаголов. Составление текста-рассуждения по заданной теме», УОНЗ | Составление рассказа с опорой на пейзажи русских художников | https://www.youtube.com/watch?v=2yrhRq8Tc3g https://resh.edu.ru/subject/lesson/4517/conspect/204791/ | Устный опрос Творческое задание | |
22 | «Род глаголов в прошедшем времени. Знакомство с правописанием окончаний», УОНЗ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6342/conspect/ https://www.youtube.com/watch?v=ObbUC-ryjgE | Самостоятельная работа Фронтальный опрос | ||
23 | «Наблюдение за написанием окончаний глаголов в прошедшем времени», УР | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16277_nablyudenie-za-svyazyu-predlozheniy-v-tekste-s-pomoshchyu-lichnykh-mestoimeniy-sinonimov-soyuzov-i-a-no | Работа в группах | ||
24 | «Обобщение знаний по теме глагол», УОМН | https://onlinetestpad.com/ru/test/142399-glagol-3-klass https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-po-teme-obobschenie-znaniy-o-glagole-v-klasse-shkola-rossii-2763665.html | Доклады по теме Устный опрос Практическое задание | ||
25 | «Частица не и её значение», УОНЗ | https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/135525-otkrytyy-urok-upotreblenie-otricatelnoy-chasticy-ne-3-klass.html | Творческое сообщение Самостоятельная работа | ||
26 | «Правописание частицы не с глаголами», УОНЗ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5347/conspect/93297/ | Тест по теме Устный опрос | ||
27 | «Создание собственных текстов-рассуждений. С использованием глаголов с частицей НЕ», УРК | Работа с картинами русских художников | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16282_sozdanie-sobstvennykh-tekstov-rassuzhdeniy-sostavlenie-soveta-rassuzhdeniya-s-ispolzovaniem-pobuditelnykh-predlozheniy-i-glagolov-s-chastitsey-ne | Словарная работа Устный опрос | |
28 | «Правописание глаголов», УР | Употребление глаголов в русско-народных сказках. Знакомство с устаревшими словами | https://russkiiyazyk.ru/orfografiya/pravopisanie-glagolov.html https://book-cook.ru/articles/okonchanie-glagola-pravilo-3-klass/ | Словарная работа | |
29 | «Обобщение пройденной темы», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16242_pravopisanie-glagolov | Творческая работа в группах (кластер) | ||
Раздел «Развитие речи» | |||||
30 | «Части речи: систематизация изученного в 3 классе», УОМН | Определение части речи у географических объектов малой Родины | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6303/conspect/ https://urok.1sept.ru/articles/685313 | Контрольная работа | |
31 | «Корректирование текста с нарушенным порядком абзацев», УР | Составление предложений по вопросам, в том числе о малой Родине | https://showslide.ru/rr-korrektirovanie-tekstov-narushennim-poryadkom-predlozhenij-abzacev-807403 | Устный опрос Групповое практическое задание | |
32 | «Написание изложения повествовательного текста», УРК | Написание подробного изложения с использованием текста, отражающего тематику национальных особенностей | https://www.youtube.com/watch?v=ziM5ghgUKVk https://rosuchebnik.ru/material/uchimsya-pisat-izlozheniya-v-nachalnoy-shkole/ | Изложение | |
33 | «Повторяем правописание слов с изученными в 1-3 классах орфограммами в корне, приставках, окончаниях», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16244_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami-v-korne-pristavkakh-okonchaniyakh | Самостоятельная работа Устный опрос | ||
34 | «Отработка орфограмм, вызывающих трудности», УР | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16245_povtoryaem-pravopisanie-slov-s-izuchennymi-v-1-3-klassakh-orfogrammami | Словарная работа Устный опрос | ||
35 | «Чему мы научились на уроках правописания в 3 классе?», УОМН | https://uchi.ru/podgotovka-k-uroku/rus_eor/3-klass/quarter-576_4-chetvert/lesson-16254_rezernyy-urok-po-razdelu-orfografiya-proverochnaya-rabota-chemu-my-nauchilis-na-urokakh-pravopisaniya-v-3-klasse | Проверочная работа | ||
36 | «Как помочь вести диалог человеку, для которого русский язык не является родным?», УОНЗ | Роль родного языка в жизни человека | Творческие сообщения Устный опрос | ||
Предварительный просмотр:
Анализ УМК «Школа России»
Общие особенности УМК «Школа России»
Все учебники содержат четкую структуру, где каждый раздел начинается с новой страницы и включает вводные материалы, рисунки, схемы, определения и правила. Материал представлен в логической последовательности: от простого к сложному, что облегчает его усвоение учащимися.
Все учебники учитывают возрастные возможности младших школьников, предлагая доступные объяснения, задания разного уровня сложности и наглядные материалы.Используются игровые элементы (мини-истории, творческие задания, иллюстрации), способствующие вовлечению детей в учебный процесс.
Теоретический материал представлен разными методами: наблюдение, анализ, самостоятельные выводы.Используются наглядные пособия, графические элементы, схемы и таблицы для лучшего понимания.
В учебниках предусмотрены различные виды самостоятельной деятельности:
- Чтение и пересказ, работа с текстами (анализ, выделение главной мысли).
- Творческие задания (составление рассказов, написание стихотворений, создание иллюстраций).
- Математические задачи разного уровня сложности, требующие логического мышления.
- Включены упражнения на развитие критического мышления и аналитических навыков.
- В каждом учебнике предлагаются практические задания, позволяющие закрепить изученный материал.
- Для математики это задачи и упражнения, для русского языка — диктанты, анализ текстов, упражнения на грамматику, для литературного чтения — обсуждение произведений и анализ героев.
- Учебники не имеют ярко выраженной сюжетной линии, но их логика построения делает материал понятным и последовательным.
- Используются дополнительные ресурсы: задания для групповой работы, конкурсы, математические игры.
- В учебниках по литературному чтению включены разнообразные произведения, способствующие развитию эстетического вкуса, анализу сюжетов и формированию этических качеств.
Рассмотрим каждый учебник в отдельности:
Учебник «Русского языка»
Учебник русского языка Канакиной В.П. и Горецкого В.Г. представлен систематизированный учебный материал, данный в виде фонетических, графических, орфоэпических, лексических, синтаксических, речеведческих сведений и понятий, орфографических и пунктуационных правил, доступный, адаптированный к детскому восприятию, изложенный в соответствии с программой «Русский язык» (предметная линия учебников «Школа России») и ФГОСу.
Каждый раздел начинается с новой страницы, даны рисунки и схемы, к которым можно обратиться в процессе изучения определённой темы раздела, и некоторые ключевые слова, написанные рукописным шрифтом.
Также к каждой теме, например предложение, текст, диалог,
монолог, даны правила и определения в рамочках.
В учебниках используются различные способы представления новой информации (введение нового знания). Их выбор зависит от специфики языковых фактов и явлений, особенностей учебной задачи и обусловлен также возрастными особенностями учащихся. В учебниках преобладает индуктивный метод подачи знаний (метод наблюдения над языком), который позволяет вовлечь учащихся в разнообразную языковую и познавательную деятельность и формирует у них умение самостоятельно анализировать языковой материал с целью выделения в нём существенных признаков языкового факта или явления, делать выводы и обобщения. Для предъявления нового знания предназначены упражнения (одно или два, обычно это первое упражнение темы), на основе которых сообщаются сведения, выводятся правила.
Справочный аппарат учебника содержит памятки и миниатюрные словари, назначение которых, способствовать развитию навыков самостоятельной деятельности, позволят обучать детей обращаться к ним при решении разного рода учебно-познавательных задач во время выполнения классной работы и во внеклассной деятельности, а также окажут реальную помощь в усвоении знаний о языке.
В учебнике нет сюжетной линии.
- Способы самостоятельной работы:
В УМК "Школа России" для 2 класса по русскому языку предусмотрены различные способы самостоятельной деятельности, которые помогают учащимся развивать навыки работы с языком. Вот некоторые из них:
- Чтение и пересказ: Ученики могут читать тексты и пересказывать их, что развивает навыки понимания и выражения мыслей.
- Работа с текстами: Выполнение заданий по анализу текстов, нахождению главной мысли, составлению вопросов к прочитанному.
- Творческие задания: Написание небольших рассказов, стихотворений или описаний, что способствует развитию творческого мышления и письменной речи.
Учебник «Математики»
Учебник математики М.И Моро, М.А.Бантова Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова обладает богатым содержанием, охватывающим все ключевые аспекты школьной математики. Каждая тема включает не только теоретические материалы, но и практические задания, обеспечивающие закрепление знаний в практике. Задания формулируются с учетом возрастной специфики, что позволяет ученикам легче усваивать новый материал.
Герои и сюжетная линия в учебнике отсутствуют, что может недостаточно вовлекать детей в процесс изучения материала. Тем не менее, логика изложения материала в учебнике последовательна, что способствует удержанию внимания и понимаю основного содержания.
- Учебник предлагает разнообразные задания, способствующие развитию самостоятельной деятельности. В частности:
Упражнения в виде практических заданий и головоломок. - Задачи, требующие применения полученных знаний для решения нестандартных ситуаций.
- Возможность выполнения учебного задания в парах или группах, что развивает сотрудничество и умение работать в команде.
Учебный материал в этом учебнике организован логически и последовательно. Каждая глава начинается с введения в тему, после чего следуют примеры, иллюстрации и задания. Важно отметить, что уровень сложности задания постепенно увеличивается, начиная с простых упражнений и переходя к более сложным. Это позволяет детям уверенно осваивать учебный материал, не теряя интереса к процессу.
Учебник можно использовать не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности. Возможны различные формы работы с материалом:
- Индивидуальные и групповые занятия, где ученики могут обмениваться знаниями.
- Проведение различных конкурсов и математических игр, что способствует формированию у детей интереса к предмету.
- Использование дополнительных материалов и ресурсов, предлагаемых в методических рекомендациях для учителя.
Учебник «Литературного чтения»
Учебник литературное чтение автором и которого являются: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Боткина включает в себя разнообразные произведения:
Классическая и современная литература, включая сказки, рассказы и стихотворения, что помогает формировать литературный вкус у детей.
Темы, которые охватывают важные моральные и социальные вопросы, что способствует развитию этических и эстетических чувств.
Задания, связанные с анализом прочитанного, что помогает углубить понимание текста и развивает критическое мышление. Каждое произведение сопровождается иллюстрациями, которые делают чтение более привлекательным и облегчают восприятие текста.
Учебник предлагает знакомство с различными героями из предполагаемых литературных произведений. Хотя нет постоянных вымышленных персонажей, дети знакомятся с характерными фигурами и архетипами, представленными в произведениях, такими как:
- Добродушные и смелые герои сказок, которые преодолевают преграды.
- Разные типы персонажей, каждый из которых имеет свои черты и личные истории, что помогает детям сопоставлять их действия с реальными жизненными ситуациями.
Эти персонажи становятся основой для обсуждений, анализа и интерпретации, что развивает у детей понимание различных человеческих характеров.
УМК способствует самостоятельной деятельности учащихся через:
- Разнообразные задания на пересказ прочитанного, выделение главной идеи, обсуждение содержания.
- Упражнения на анализ литературных элементов, таких как тема, сюжет и характеры, что развивает аналитические навыки и критическое мышление.
- Творческие задания, например, написание продолжения истории или создание собственных литературных произведений, что помогает развивать креативность.
Структура учебника организована логично и последовательно. Каждый раздел начинается с вводной информации о теме, сопровождающейся целями и задачами, что помогает детям понимать, что они будут изучать. Далее, материал включает:
- Чтение литературного произведения, которое дополнено вопросами и заданиями для самоконтроля и осмысления.
- Разнообразные форматы заданий, включая устные и письменные (слушание, чтение, обсуждение), что делает обучение более динамичным и интересным.
Учебник можно использовать в различных форматах:
- На уроках литературного чтения, где реализуется основная программа.
- Внеурочная деятельность и кружки по интересам, где дети могут глубже изучать литературу и участвовать в театрализованных постановках.
- Индивидуальные работы, которые позволяют детям самостоятельно анализировать и интерпретировать прочитанное.
Учебник «Окружающего мира»
"Школа России", проведём анализ его общих особенностей и особенностей предмета окружающий мир, автором которого является А.А.Плешаков.
Цветовое решение включает использование ярких, но не кричащих цветов, с преобладанием зелёного, голубого и жёлтого оттенков, что создаёт ощущение близости к природе и положительно влияет на восприятие информации детьми, а также предусматривает цветовую дифференциацию элементов, таких как заголовки, рамки, иллюстрации и схемы.
Дизайн издания тщательно продуман и направлен на удобство восприятия информации. Страницы обладают четкой структурой, что способствует логическому и последовательному усвоению материала. В оформлении используется разнообразие иллюстраций, включая фотографии, рисунки, схемы и таблицы, что делает подачу информации более наглядной и доступной.
Для удобства читателей предусмотрена система условных обозначений, позволяющая легко ориентироваться в видах деятельности. Символы помогут быстро определить, какие задания предназначены для работы в паре или группе, какие выполняются совместно со взрослыми, а также выделить разделы, связанные с моделированием, рабочей тетрадью, атласом-определителем или формулированием выводов.
Особое внимание уделено гармоничному размещению текста и иллюстраций, чтобы страницы не выглядели перегруженными и оставались визуально привлекательными. Кроме того, в материалах предусмотрены специально выделенные блоки с вопросами для самопроверки, что позволяет учащимся оценить усвоенный материал и закрепить знания.
Содержание учебного пособия тщательно продумано и полностью соответствует требованиям ФГОС, обеспечивая комплексный и системный подход к обучению. В материалах представлено разнообразие текстов, включая научные, художественные и познавательные статьи, что способствует всестороннему развитию учащихся, расширению их кругозора и формированию аналитического мышления.
Для повышения эффективности обучения включены вопросы и задания, направленные на актуализацию знаний, мотивацию к изучению нового материала, а также его закрепление и практическое применение. Важным элементом является рубрика «Наши проекты», которая помогает развивать исследовательские навыки, самостоятельность и творческий подход к решению учебных задач.
Методический аппарат пособия ориентирован на контрольно-оценочную деятельность, позволяя педагогам и учащимся отслеживать динамику освоения знаний. Иллюстративный материал представлен в достаточном объёме и включает фотографии, схемы, таблицы и рисунки, что делает изложение более наглядным и доступным для восприятия.
Дополнительно пособие оснащено вспомогательными материалами, такими как рабочая тетрадь, атлас-определитель и электронное приложение (CD+), что расширяет возможности обучения, делает процесс более интерактивным и адаптированным к индивидуальным потребностям каждого учащегося.
Для создания увлекательной и дружелюбной атмосферы в учебном пособии присутствуют персонажи, сопровождающие учеников на протяжении всего учебного процесса. Одним из таких героев является забавная и любознательная черепашка, которая помогает детям освоить новый материал, задает вопросы и подсказывает интересные факты.
Кроме того, в учебнике используются образы детей, например, мальчика Сережи, что способствует эмоциональному вовлечению учащихся. Благодаря этому школьники легче отождествляют себя с героями, чувствуют поддержку и становятся более мотивированными к обучению. Такой подход не только делает процесс изучения более увлекательным, но и помогает сформировать доверительную связь между ребёнком и учебным материалом.
Учебное пособие развивает самостоятельность учащихся через задания на анализ, сравнение и обобщение. Вопросы побуждают к размышлению и поиску решений. Работа с атласом-определителем формирует исследовательские навыки, а задания в рабочей тетради помогают закрепить материал.
Моделирование и проектная деятельность способствуют наглядному освоению сложных тем и творческому подходу. Обсуждение проблемных вопросов в группах развивает коммуникативные навыки и умение аргументировать свою точку зрения. Такой подход делает обучение увлекательным, интерактивным и формирует критическое мышление.
В целом, учебник "Окружающий мир" (УМК "Школа России" представляет собой хорошо структурированное и наглядное пособие, которое помогает учащимся сформировать первоначальные представления об окружающем мире. Однако для достижения наилучших результатов необходимо использовать дополнительные материалы и методы обучения, чтобы углубить знания и развить навыки учащихся.
Выводы:
По нашему мнению, УМК «Школа России» является наиболее лучшей
программой. Данное УМК предусматривает изучение одних и тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории навыков правописания и развития речи. Все учебники комплекта «Школа России» нацелены на обеспечение этих требований. Рассчитана она на детей, которые до школы не умели читать, считать, а таких идёт в первый класс достаточно много.
Родители легко разбираются как в содержании, так и в
требованиях программы. Важно и то, что программа «Школа России» всегда ориентирована на главный принцип обучения доступность содержания учебного материала.
![Рыжова Мария Владимировна
[ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»] Челябинский педагогический колледж №1 (г. Челябинск)
Челябинская область Рыжова Мария Владимировна](https://nsportal.ru/sites/default/files/pictures/2025/01/11/picture-1540315-1736584699.jpg)