ПК 4.3
методическая разработка (3 класс)

Султанова Дарина Рустемовна

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

на уроках в начальной школе

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни стоит перед учителем как одна из главных задач по ФГОС. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Теперь важно обеспечить общее здоровье обучающихся, включая физическое, психическое, эмоциональное, нравственное и социальное благополучие. Учитель должен создавать благоприятную атмосферу в школе, а не только проводить физкультминутки. Одно из требований к результатам обучающихся является формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.    

  Перед учителем стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.  

  Последнее время здоровье обучающихся сильно ухудшается. Помимо негативного воздействия социальных и экологических факторов, школа также оказывает отрицательное влияние на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.  

  Учителю необходимо сохранять и укреплять здоровье учеников после поступления в школу, когда возрастает нагрузка на их психологическое и физическое состояние. Подготовка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетом для педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста.  

   К сожалению, в настоящее время около 30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.   Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с детьми младшего школьного возраста.  

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.  

  Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья обучающихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечивающее возможности сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий – сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.  

Эти технологии используют принципы, методы и приёмы обучения и воспитания как современные, так и традиционные.  

Основные принципы здоровьесбережения в начальной школе:  

  1. Соответствие содержания обучения возрасту.          
  2. «Не навреди».  
  3. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.          
  4. Непрерывность (работа по сохранению и защите здоровья должна вестись постоянно).
  5. «Успех порождает успех» (нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов).  
  6. Ответственность за свое здоровье. Здоровьесберегающие технологии для школы:  

Физкультурная минутка. Динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время – 2-3 минуты.  

  Пальчиковая гимнастика. Применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.  

  Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время – 2-3 минуты.  

  Смена видов деятельности. Целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.  

  Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.  

  Игры. Призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.  

  Релаксация. Проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.  

  Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.  

  Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.  

  Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.  

  Положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.  

  Эмоциональные разрядки – это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.  

  Беседы о здоровье. Стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни.  

  Работа с родителями. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях.  

  Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоровьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель во время организации учебного процесса.

 



Предварительный просмотр:

Примеры здоровьесберегающей технологии 

Актуализация знаний и мотивация

(3 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Внешний контроль

Ф

М: беседа

П: подводящий диалог

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Мы с вами приближаемся к «Волшебной стране письма»! Чтобы узнать, какая буква сегодня будет сопровождать нас в путешествии, ответьте на вопросы.

Picture background

- Посмотрите на картинку и вспомните, пожалуйста, с какой буквой вы работали на прошлом уроке обучения грамоте?
- Что вы о ней узнали?

- Почему она обозначает гласный звук?

- Какими буквами на письме звук обозначается?

- Какую из этих букв вы уже умеете писать?

- А сможете ли вы правильно написать заглавную?

- Поднимите руки те, кто хочет научиться.

- Хорошо! Кто уже догадался, какая же буква сегодня покажет нам «Волшебную страну письма»?

Отвечают на вопросы учителя.

- С буквой «И».

- Буква «И» обозначает гласный звук [и].

- Потому что при произнесении не встречается никаких преград.

- Заглавной и строчной буквой «и».

- Строчную.

- Нет! Мы не знаем, как она пишется.

Поднимают руки.

- Буква «И».

- Учиться писать букву «И».

- Заглавная буква «И».

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу.

УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

УУРД: проявлять готовность выполнять указанные действия.

УУРД:

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию.

Презентация: слайд 2

Презентация: слайд 3,4, 5

        Урок обучения письму, 1 класс, «Заглавная буква «И». Большая буква в именах и фамилиях. Списывание с печатного текста», УМК «Школа России»

Урок математики, 3 класс, «Сложение трехзначных чисел», УМК «Школа России»

Динамическая пауза

(1 мин)

Снижение эмоционального и физического напряжения

1.Организует динамическую паузу.

Наши плечики устали (повороты плечевым суставом.)

Мы читали, мы писали,

Наши плечики устали. (рывки руками у груди.)

Чтобы плечики размять,

Надо ручками махать. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком руки меняются.)

А теперь давайте, братцы,

За учёбу приниматься! (Дети садятся за парты.)

1.Выполняют динамическую паузу.

УУРД: проявлять готовность выполнять поручения.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУРД: ответственно выполнять свою часть работы.  

 

Технология, 3 класс, «Художественные техники из креповой бумаги»

 

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: изготовление изделия

Словесный метод: беседа

Организует выполнение самостоятельной работы, повторение правил техники безопасности при работе с ножницами:

Но перед началом работы вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами.

Правильно ли хранятся ножницы?

Верно ли происходит передача ножниц товарищу?

А как их необходимо передавать?

-  Ребята, сейчас внимательно посмотрите на своё рабочее место. Проверьте готовность к уроку. Если у кого-то что-то отсутствует, поднимите руку, я к вам подойду.

- Хорошо, сейчас у вас будет 20 минут на изготовление цветов. В помощь вам будет план работы. Итак, время пошло, приступайте к работе.

Изготавливают изделие ракету – носитель.

-да, т.к. они в чехле.

-нет.

-кольцами вперед.

Предметные: самостоятельно выполнять изделие

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

Л: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.



Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

на уроках в начальной школе

 Качество обучения и воспитания в школе зависит от того, насколько учителя учитывают психологию развития ребенка и используют игровые технологии как эффективный метод обучения. Игры помогают сделать учебный процесс интересным и увлекательным, особенно в начальных классах, когда формируются основные психические свойства учеников. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий, одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебных предметов. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в основе которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания.  

Обучающиеся лучше запоминают материал, изученный через игровую деятельность, чем материал, изученный без игр. Это происходит потому, что игры сочетают в себе занимательность и активное участие, делая процесс обучения более увлекательным и помогая усвоить знания более качественно и надолго.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.  

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.    Цель игровых технологий в начальной школе: первоначальная цель игровой технологии в начальной школе - мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные использовать их в решении различных задач в будущем.

    Второй целью игры можно назвать укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребёнка, который не уверен в себе.    

 Каждая игровая технология в начальной школе по ФГОС должна решать следующие задачи:  

  1. Сохранить физическое и психическое здоровье ребят во время учебного процесса;  
  2. Развить у ребят способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.  
  3. Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьном коллективе.  

Функции игровой технологии:  

  1. Развлекательная – процесс игры с точки зрения данной функции рассматривается как развлекательный, направленный на снижение напряженности и просто как процесс отдыха.  
  2. Коммуникативная – с точки зрения данной функции игра рассматривается как процесс общения и взаимодействия.  
  3. Социализирующая – в совокупности с коммуникативной функцией игра рассматривается как процесс интеграции маленького человека в общество и процесс обучения взаимодействию в социуме.  
  4. Самореализации – игра позволяет всем участникам в рамках установленных правил проявить себя и принять на себя те роли, которые наилучших образом им соответствуют.  
  5. Терапевтическую – с этой точки зрения игра рассматривается как процесс, в рамках которого можно проиграть реальную ситуацию и решить возникающие проблемы, найти способ решения спорных вопросов.  
  6. Диагностическую – игра позволяет наблюдать за школьником и анализировать его действия в рамках установленной ситуации, в частности уровень его знаний или его умение взаимодействовать. 7. Корректирующая – игра позволяет устранять пробелы в образовании и поведении учащихся в ненавязчивой форме.  

  Игра не заменяет традиционные формы и методы обучения, рационализируя их, она позволяет достичь целей и задач более эффективного обучения и всестороннего образовательного процесса. Игра улучшает взаимодействие между участниками и их наставниками, поскольку такое взаимодействие обеспечивает официальную связь и позволяет обоим участникам проявить свои личностные качества.



Предварительный просмотр:

Примеры игровых технологии

Урок английского языка, 2 класс, «Rooms in the House», УМК «Starlight»        

 

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действия

Ф

Словесный: беседа

П

Практический: упражнения

Наглядный: презентация

П

Практический:

упражнения

Выполнение упражнений на закрепление нового материала.

1. Let's do some exercises. Choose the appropriate picture for the word: bedroom, living room, kitchen, bathroom, garden.

 

2. Now you will name the word that is not on the screen.

- Repeat after me: bedroom, kitchen, bathroom, garden

living room.

- Which word is not on the screen?

- Read it again. Which word is not on the screen?

- Good job!

- Read it again. Which word is not on the screen?

-Good for you!

Выполняют задания.

Соотносят картинки со словами.

1. living room                            

2. garden

3. kitchen                  

4. bathroom

5. bedroom

garden

kitchen

living room

УУРД: находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок.

ПУУД: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.

Презентация

    Включение в системузнаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практический: выполнение упражнения

Словесный: учебный диалог

Практический: выполнение упражнения

Практический: выполнение упражнения

- Ребята, а сейчас выполним несколько заданий на закрепление.

- На столе у вас лежат карточки с заданиями.

- Можете приступать, на работу у вас будет  5 минут.
1. Сравни

480 г ____ 960 г 56 кг 500 г _____ 56 кг 501 г

43 кг 560 г ____ 560 кг 43 г 81 кг 50 г _____ 18 кг 50

2000 г ____ 2 кг 638 кг 280 г ____ 280 кг 208 г

2. Выполни действия. Запиши ответ.

800 г+ 30 г= ______

475кг – 405 кг= ________

80 кг 550 г – 40 кг 450 г = ______________

7 кг 34 г + 6 кг 35 г = _________________

476 г - 76 г = ______________

3. Запиши данные значения массы в порядке увеличения

300 г, 1 кг, 57 г, 1кг 30 г, 2 кг 610 г, 999 г

______________________________________

- Время вышло, проверьте свои ответы с эталоном на экране.

        

1. 480 г < 960 г

 56 кг 500 г < 56 кг 501 г

43 кг 560 г < 560 кг 43 г

81 кг 50 г > 18 кг 50

2000 г < 2 кг 6 г

38 кг 280 г > 28 кг 208 г

2. 830 г

70 кг

40 кг 100 г

13 кг 69 г

400 г

3. 57 г

300 г

999 г

1 кг 30 г

1 кг

2 кг 610 г

УУКД: ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить, дополнять, исправлять деформированные
УУКД:
комментировать процесс вычисления, построения, решения.
УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий.

Урок математики, 3 класс «Единицы массы. Грамм», УМК «Школа России»

 

 

Урок окружающего мира, 3 класс, «Города Золотого кольца России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский», УМК «Школа России»

 

Первичное закрепление (5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

М:

Эвристический

П:

Упражнение

Организует первичное закрепление.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 53 и посмотрите на задание под номером 1. Что нужно сделать?

- Пользуясь учебником, подпишите города, которое мы сегодня изучили.

Подписывают города.

УУКД:                  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Рабочая тетрадь



Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

на уроках в начальной школе

 Современные образовательные технологии направлены на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие критического мышления и формирование навыков самостоятельной работы. Одной из таких технологий является проблемно-диалоговая технология, которая особенно эффективна в начальной школе, где формируются базовые учебные навыки и закладываются основы учебной мотивации.

Проблемно-диалоговая технология обучения — это методика, основанная на организации учебного процесса в форме активного диалога между учителем и учениками, в ходе которого ученики через постановку и разрешение учебной проблемы приходят к новому знанию.

Главная цель — не просто передача знаний, а организация условий, в которых учащиеся сами открывают новое знание, участвуют в его осмыслении, анализе и применении.

Особенность диалога в этой технологии — его направленность на решение проблемной ситуации, которая побуждает к размышлению, поиску, обсуждению.

Этапы урока с использованием проблемно-диалоговой технологии в начальной школе:

 1. Создание мотивационной установки (проблемная ситуация)

Учитель ставит перед детьми познавательную задачу, вызывающую интерес и желание найти ответ. Например, задаёт неожиданный вопрос, демонстрирует парадоксальное явление, предлагает решить загадку.

 2. Выдвижение гипотез (предположений)

Ученики вместе с учителем обсуждают возможные пути решения, выдвигают версии и гипотезы, которые потом будут проверяться.

 3. Организация поиска решения (исследовательская деятельность)

Учитель направляет учеников, помогает анализировать факты, сравнивать, делать выводы, обосновывать свою точку зрения.

 4. Формулировка нового знания

Совместно формулируется правило, понятие или алгоритм. Учитель подводит к обобщению.

 5. Первичное закрепление и применение знания

Ученики решают задания, подтверждающие или опровергающие сформулированное знание.

 6. Рефлексия

Обсуждаются трудности, возникавшие при решении, оценивается успешность групповой и индивидуальной работы.

Проблемно-диалоговая технология решает целый ряд педагогических и развивающих задач, соответствующих возрастным особенностям младших школьников:

  1. Развитие познавательной активности

Формирование у детей интереса к учебному процессу через включение в поиск, открытие нового знания.

  1. Формирование умения ставить и решать учебные задачи

Научить детей осознанно воспринимать проблему, анализировать её, выдвигать гипотезы и проверять их.

  1. Развитие логического и критического мышления

Через обсуждение и рассуждение учащиеся учатся сравнивать, анализировать, делать выводы.

  1. Обучение навыкам диалога и сотрудничества

Работа в группе, паре, обсуждение разных точек зрения формируют коммуникативные умения.

  1. Формирование рефлексивных навыков

Учащиеся учатся анализировать свою деятельность, понимать, что получилось, а что — нет, и почему.

  1. Поддержка учебной самостоятельности

Постепенное формирование у школьников способности самостоятельно добывать и осмысливать знания.

  1. Создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД)

Особенно важно для реализации требований ФГОС: регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.

Эти задачи обеспечивают всестороннее развитие личности младшего школьника и делают учебный процесс более осознанным, живым и эффективным.

Проблемно-диалоговая технология — это эффективный способ формирования у младших школьников активной познавательной позиции. Использование этой технологии помогает не только усвоить учебный материал, но и развить логическое мышление, навыки сотрудничества, самостоятельность и уверенность в собственных силах. Важно, чтобы каждый этап урока был четко продуман, а роль учителя — не в передаче готовых знаний, а в организации мыслительной деятельности детей. Таким образом, применение проблемно-диалоговых технологий в начальной школе способствует созданию деятельностного подхода к обучению, делая процесс обучения живым, интересным и развивающим.



Предварительный просмотр:

Примеры проблемно- диалоговых технологий

        Урок литературного чтения, 3 класс, Б.С. Житков «Про обезьянку, УМК «Школа России»        

 

Постановка учебной задачи (2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: эвристическая

П: стихотворение

Ф

М:

Беседа.

П:

Формулировка темы, целей и плана урока.

Формулирует тему и цели урока вместе с обучающимися.

- Ребята, посмотрите на экран и прочитайте данное стихотворение.

Апельсины и бананы очень любят обезьяны.

Любят детки, любят мамы.

Могут съесть их килограммы

Любят папы-обезьяны апельсины и бананы.

- Ребята, о чем это стихотворение?

- Да, правильно!

- Как вы думаете, о ком или о чем пойдет сегодня речь на уроке? В этом нам поможет разобраться автор рассказа Борис Степанович Житков.

-Откройте учебники на странице 73. Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

-Теперь давайте определим цель на наш урок. Можете воспользоваться словом - подсказкой с экрана.

Познакомиться с …

- Для того чтобы наш урок был продуктивным, давайте составим план нашего урока.

- На экране представлен план, но все пункты перепутаны. Вам нужно восстановить последовательность. У вас есть 10 секунд на раздумья.

Подведем итоги.

Познакомимся с автором произведения.

Выполним речевую разминку

Выполним самостоятельную работу.

Прочитаем произведение «Про обезьянку?».

-Кто может прочитать готовый план?

-Молодцы! Также у каждого на парте лежит свой лист успеха. Он поможет вам оценивать себя на протяжении урока.

- Посмотрите на этот лист. Что мы уже с вами сделали?

- Верно. Оцените, насколько хорошо вы выполнили речевую разминку и поставьте «+» напротив соответствующего критерия. Где цифра 3 – успешно справился с заданием, цифра 2 – возникли некоторые затруднения, а цифра 1 – если вы не справились.

- Отлично! Так мы будем заполнять каждый пункт.

Формулируют тему и цели урока.

- Это стихотворение про обезьян

Ответ детей.

- Б.С. Житков «Про обезьянку»

- Познакомиться с произведением Б.С. Житкова «Про обезьянку»

Составляют план урока.

1.Выполним речевую разминку.

2. Познакомимся с автором произведения.

3. Прочитаем произведение «Про обезьянку».

4. Выполним самостоятельную работу.

5. Подведем итоги.

- Выполнили речевую разминку.

УУПД: научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

УУРД: научатся составлять план и последовательность действий

Учебная презентация

Лист успеха

Урок окружающего мира, 2 класс «Если хочешь быть здоров», УМК «Школа России»

 

 

 

 

 

Урок литературного чтения, 3 класс, «Сочинение Л.Д. Каминский», УМК «Перспективная начальная школа»