«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению. Приемы и методы».
учебно-методический материал

Пискун Екатерина Мустафаевна

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании МО учителей работающих

с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья «Злагода» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

(МБОУ «С(К)ОШ Злагода» г. Симферополя)

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на заседании МО учителей работающих

с детьми с ЗПР

ТЕМА: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению. Приемы и методы».

                                                     Пискун Е.М.    

«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению. Приемы и методы».

Можно привести коня к водопою,

но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты,

добиться идеальной дисциплины.

Но без пробуждения интереса,

без внутренней мотивации освоения

знаний не произойдет, это будет лишь

видимость учебной деятельности.

Мотивация учебной деятельности – это все факторы, обуславливающие проявление учебной активности.

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья подрастающего поколения, увеличилось число детей с отклонениями в развитии. В настоящее время 1,6 млн. детей, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном (коррекционном) образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Изучение особенностей развития мотивации учебной деятельности школьников с ОВЗ нам представляется актуальным как для более глубокого понимания психологии детей этой категории, так и для совершенствования методов диагностики, обучения и воспитания этих детей и осуществления полноценной коррекции.

Большинство педагогов и психологов рассматривают мотивацию как одну из основных движущих сил учения ребенка с ОВЗ. Педагоги, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе таких детей важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос об особенностях формирования мотивации учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

Надеяться на то, что учебная мотивация возникнет сама по себе, стихийно, не приходится. Это требует от нас как педагогов большой подготовительной работы к урокам и занятиям, напряженного труда во время его проведения, глубокого понимания особенностей развития каждого ученика. Одним из путей успешного решения этой проблемы, является сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы общения на уроке с широким применением методов и приемов. Такое сочетание предполагает взаимодействие следующих условий:

  • гуманное отношение к детям;
  • удовлетворение их потребностей в общении и сотрудничестве с учителем, воспитателем и одноклассниками в процессе учебной работы;
  • обогащение мышления эмоциями, чувствами;
  • стимулирование любознательности, познавательных интересов и потребностей;
  • формирование правильной оценки своих возможностей, пробуждение и закрепление стремления к самосовершенствованию;
  • воспитание ответственного отношения к учебному труду.

Определяющим условием, конечно же, является взаимоотношение ребенка и педагога. Поэтому нужно всячески поощрять и специально создавать на уроках такие ситуации, когда ученик рассуждает, употребляя выражения: “Я считаю, что это правильно, так как...”, “Это должно быть иначе, потому что...”, “Я думаю, что ...”.

Учебная мотивация детей ОВЗ снижена. Чтобы избежать непосильной и неприятной для них ситуации учения, интеллектуального напряжения, дети с ОВЗ прибегают в качестве защиты к отказу от заданий, от посещения школы, уроков.

С детьми, имеющими ослабленную учебную мотивацию, необходимо проводить коррекционную работу по формированию:

-активной позиции школьника;

-положительного отношения к учебе;

- познавательного интереса.

Принято выделять три вида источников повышения учебной мотивации:

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности учащегося и вытекающие из них требования, которые должны быть связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности.

Личные источники. К их числу относятся интересы ребенка, его потребности и установки.

Дети, у которых сформирована учебная мотивация на успех не боятся ситуаций, в которых нужно себя проявить. В отличие от них дети с отсутствием учебной мотивации в таких ситуациях проявляют основные реакции:

·Обезличивание деятельности.

В школе это проявляется в том, что ученик никакой инициативы на уроке не проявляет. Получил толчок со стороны учителя – выполнил задание, нет побуждения извне – ждет его. В результате он полностью превращается в объект манипулирования со стороны учителя.

·Отчуждение деятельности.

Школьник признается сам себе: «Эта деятельность мне не нужна, она не моя, и без нее в жизни легко обойдусь, она мне никогда не пригодится».

·Отторжение всего того, что связано с этой деятельностью:

учителя («он плохо объяснил материал!»), программы («она всем не дается»), эталонов, применяемых учителем («они несправедливые!»), отметок, которые он выставляет («судит предвзято!»), и т.п.

· Снижение значимости деятельности.

Оно проявляется в том, что формируется отношение к учебному предмету как к не очень нужному. Школьник убеждает себя в том, например, что «и без математики люди могут неплохо прожить».

Исходя из вышесказанного для формирования на уроках мотивации к учебе, необходимо прежде всего:

-наблюдение за учащимися, которые показали, что все дети в классе безразлично относятся к своим достижениям, к неудачам. Не проявляют интерес к наглядным и ярким картинкам, оцениванию своей деятельности

-консультации у школьного психолога, получение результатов обследования школьной мотивации, ее рекомендации.

Как же работать на уроках с детьми?

  1.          Стараться использовать любую возможность, чтобы на уроке каждый учащийся получил поддержку словом, взглядом или прикосновением педагога.
  2.          Использовать средство: игровых ситуаций.

Создание игровой атмосферы развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет педагогу удерживать внимание детей, активизирует словарный запас, расширяется их кругозор, развивается фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – не останется ни одного невнимательного ребенка во время занятий! Всем будет интересно. Играя, дети непроизвольно закрепляют знания, запоминают небольшие рассказы, пересказывают по ролям.

  1.          Внимание! Очень важно! Похвалите ребенка с утра, и как можно раньше.

Это аванс на весь долгий и трудный день).

Ты этого хочешь!    Ты это сможешь!  Ты это почти можешь!   

Ты сильнее, смелее, умнее,  Ты лучше, чем кажешься!..

Для формирования активности школьника надо использовать словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе. Кроме того, обеспечивать ситуацию личного выбора задачи.

Всем педагогам необходимо проводить работу по формированию учебной мотивации.

Вывод - формирование учебной мотивации у детей с ОВЗ является очень важным критерием успешной учебной и воспитательной работы всего коллектива педагогов и воспитателей, направленной на социальную адаптацию воспитанников к полноценной жизни в современном обществе.

Как же я непосредственно работаю на уроках с детьми?

  Я использую любую возможность, чтобы на уроке каждый ученик получил поддержку моим словом, взглядом или прикосновением.

  Использую средство: игровых ситуаций на уроке.

 Очень эффективным в повышении школьной мотивации бывает использование приема: ознакомления с окружающим миром, изобразительного искусства, трудового обучения.         

 загадки

 ИКТ

 Использую виды стимуляции 

- Похвала

 Заменой похвалы может быть: подарок, угощение, сладость, что-нибудь веселое и смешное – история, сказка, выдумка, шутка; приятное воспоминание; что угодно – ко времени и к месту.

- Моральное поощрение

 -Ситуация успеха

- Опережающее одобрение

  - Для формирования активности школьника я использую словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к учению, к школе.    

- обеспечиваю ситуацию личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или домики?);

-степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить одну или две?).

- создаю ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (детей разбиваю на пары и они выполняют предложенные задания).    

          Наблюдая за детьми, я увидела, что есть положительная тенденция к увеличению внешних мотивов к учебе. Так как внутренние источники мотивов у таких детей слабо сформированы. У детей со сложным дефектом крайне снижены, интересы в основном игровые.

Постоянно снижаю тревожность детей, исключаю иронию, выговор, порицание. НО, не без этого!!!!

Создаю ситуацию успеха, которая формирует чувство уверенности в себе, удовлетворение.

Шире опираюсь на игру, делаю ее естественной организацией быта детей. Целенаправленно стимулирую детей на уроке, возбуждаю интерес, эмоции, удивление, важна также новизна и формирование оптимистического настроения.

      Я предполагаю и в дальнейшем проводить работу по формированию учебной мотивации. Формировать её можно различными путями, которые я выбираю, основываясь на имеющийся опыт и знания возрастных особенностей детей, зону их ближайшего развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению

Статья на тему "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению"...

Доклад на заседание ШМО начальных классов. Тема:«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению».

Ни для кого ни секрет, что у одного и того же учителя бывает разный уровень знаний и умений учеников, так как учащиеся по-разному воспринимают и усваивают одни и те же объяснения учителя, один и тот ж...

Выступление на МО "Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению"

Доклад на тему: «Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к обучению»...

Выступление на РМО по теме: Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению.

Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению....

Формирование положительной мотивации школьников к учению

Формирование учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Что необходимо для её формирования?В статье указаны наиболее эффективные методы работы по формированию уче...

«Роль учителя в формировании положительной мотивации школьников к учению»

Одной из актуальных проблем современной школы  является формирование мотивации учения школьников. Её значимость обусловлена обновлением  содержания обучения, постановкой задач формирования у...