Методическое пособие по реабилитационной работе с детьми, пострадавшими от насилия
учебно-методическое пособие

Даренкова Надежда Сергеевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое пособие по

реабилитационной работе с детьми, пострадавшими от насилия

                                                  Особенности детей,

подвергшихся сексуальному насилию

и работа специалиста с ними

Сексуальное насилие и растление – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними сексуального удовлетворения или выгоды. Как показывает практика работы с детьми, подвергшимися сексуальному насилию, типичными группами  таких детей  являются:

  1. Дети, выросшие в социально изолированных семьях, где границы поведения членов семьи не были четко обозначены
  2. Дети, уяснившие неправильную модель сексуального поведения родителей или сверстников.
  3. Обделенные материальной и эмоциональной заботой со стороны родителей, опекунов.
  4. Дети, подвергшиеся насилию, могут сами провоцировать его в дальнейшем, потому что не уяснили надлежащих моделей поведения.

            Ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, часто находится в состоянии, которое описывается как «синдром приспособления». Данное состояние характеризуется следующими этапами:

  1. Необходимость скрывать насилие по причине запугивания со стороны насильника; а также чувства вины и стыда, которые затем переносятся и во взрослую жизнь.
  2. Беспомощность, которая проявляется через нервозность, страх и уменьшает способность к борьбе. Жертвы насилия часто становятся лицами, готовыми совершить насилие, поскольку находятся в состоянии отчаяния, депрессии. У них появляются проблемы в общении, обучении, наблюдается низкая работоспособность. Часто дети думают, что выхода из ситуации насилия не существует и им придется научиться с этим мириться.
  3.  Приспособление. Дети используют механизм ухода от реальности, развивая который, ребенок постепенно приспосабливается к насилию (учится ежедневно сосуществовать с ним). Подобный процесс формирует неверное представление ребенка о себе, других людях, окружающих обстоятельствах. Если приспосабливаться становится трудно, поведение начинает носить саморазрушающий характер (самоубийства, неразборчивость в связях, побеги), что более характерно для девочек.
  4. Запоздалые, противоречивые и неубедительные рассказы о насилии.

Ребенок может решиться рассказать о насилии, потому что не может больше с ними мириться или потому, что уже не подвергается насилию и чувствует себя в безопасности. Если ребенок, рассказав что-то о насилии, не убедился в том, что ему верят, или ему сказали, что он сам виноват, тогда ребенок решает притвориться, что насилия на самом деле не было, и что он все придумал. То же самое происходит, если ребенок, рассказав о насилии, потом осознает серьезность тех последствий, которые могут наступить для близких людей (среди которых может быть и насильник), это заставляет его изменить свои первоначальные утверждения.

  1. Изменение первоначальных утверждений.

Случаи, когда дети полностью придумывают факт сексуального насилия,  редки (чаще всего -  с целью манипуляций). Поэтому если ребенок вдруг меняет утверждения, а затем снова начинает настаивать на своем, его не надо осуждать.

Таким образом, дети, перенесшие стрессовые ситуации сексуального насилия, отличаются своим поведением от нормальных детей. По мнению многих исследователей, нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования, включая личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический.

Не всегда можно с первого взгляда определить, что ребенок подвергся сексуальному насилию. Понимая всю сложность переживаемого ребенком  психотравматического состояния, педагог, как человек наиболее тесно общающийся с ребенком, должен сформировать необходимую степень доверительности отношений..

Итак, что делать, если ребенок сообщает о насилии  над ним?

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.
  2. Попытайтесь оставаться спокойным.
  3. Успокойте и поддержите ребенка словами:
  • «Хорошо, что ты мне сказала. Ты правильно сделала»;
  • «Ты в этом не виновата»;
  • «Не ты одна попала в такую ситуацию, это случается и с другими детьми»;
  • «Мне надо сказать кое-кому (социальному педагогу и инспектору по делам несовершеннолетних) о том, что это случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они помогут сделать так, чтобы ты чувствовала себя в безопасности» (Помните, что вы можете дать понять ребенку, что вы понимаете, что он чувствует по этому поводу). Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  1. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него (он может оказаться членом семьи, родителем или опекуном).
  2. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.
  3. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить (например: «Твоя мама не расстроится» или «С тем, кто тебя обидел, ничего не сделают»).

Если ребенок говорит об этом в группе:

        Покажите, что вы приняли это к сведению, например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже», и смените тему.

        Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Процедура действий

  1. Сообщите начальству о том, что ребенок рассказал вам о насилии.
  2.  Подождите сообщать родителям до тех пор, пока директор и сотрудники полиции не определят, когда и как это следует сделать.
  3.  Планируйте дальнейшие действия вместе с сотрудниками полиции. Выясните, собираются ли они приехать домой к ребенку и когда собираются, или они ограничатся только беседой.
  4.  Сообщите полиции всю информацию, касающуюся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий.
  5.  Спросите ребенка, не хочет ли тот, чтобы при нем оставался воспитатель для поддержки при разговоре с полицией. Уважайте желания ребенка. Ребенок может захотеть, а может не захотеть, чтобы с ним был какой-нибудь взрослый.
  6.    Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка (например, скажите ему: «Если захочешь поговорить, я всегда готов тебя выслушать»).
  7.  Уважайте право ребенка на уединение, не выдавая его другим  педагогам и детям.

Не откладывайте сообщение. Помните, если вы узнали, что ребенок подвергся сексуальному насилию, вы ответственны перед законом и должны сообщить об этом властям. 

 

Любая форма насилия над детьми требует обязательного вмешательства специалистов в семейную ситуацию. Основными направлениями работы могут быть конкретная социальная поддержка со стороны патронажной службы, а также решение психологических проблем жертвы насилия. Большое значение в этой связи имеет фактор времени (своевременность вмешательства), когда учитываются те границы, за которыми начинаются необратимые личностные процессы. Таким образом, целью профессионального вмешательства в кризисную ситуацию ребенка, пострадавшего от насилия, становится мобилизация всех возможностей ребенка для достижения его оптимального функционирования.

        Наиболее оптимальной технологией оказания помощи детям-жертвам насилия является посттравматическое вмешательство в кризисную ситуацию ребенка. Оно подразделяется на несколько этапов,  которые проводят специалисты любого профиля.

  • Сбор информации для подтверждения факта

                        насилия и установления его виновника;

  • Конкретизация плана беседы, предполагающего исключение возможности оказания давления на ребенка, как со стороны специалиста, так и любого другого лица;
  • Выбор места и создание оптимальных психологически комфортных условий для интервьюирования детей, пострадавших от насилия.
  • Проведение первичной беседы, которая  может включать в себя информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.

До начала беседы необходимо осуществить сбор информации из различных источников о случившемся, для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.

Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях, распорядке дня, интересах и увлечениях ребенка. Целесообразно получить информацию о ребенке и детского учреждения, узнать, как он учится, каковы его отношения со сверстниками, каков он по характеру и не отмечались ли в последнее время эпизоды немотивированного изменения его поведения. Эти сведения помогут дополнить рассказ ребенка, увидеть случившееся в более широком контексте. Необходима также информация из медицинских учреждений, позволяющая оценить интеллектуальное и физическое развитие ребенка, данные о перенесенных им заболеваниях, частоте и причинах обращения за медицинской помощью и т.д. Все эти сведения необходимы для того, чтобы в дальнейшем оптимально спланировать беседу, которая для ребенка, как правило, тяжелое испытание

До начала беседы следует составить план беседы, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения. Следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятными с учетом уровня интеллектуального развития. Важным этапом подготовки является время планирования беседы, определение ее оптимальной продолжительности. Так, для дошкольников продолжительность беседы не должна превышать 30 минут.

При планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

-   дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

-  дети, которые могут сделать лишь частичное признание: они либо преуменьшают, либо скрывают информацию о насилии;

-  дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

- дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т.д.

Место, выбранное для проведения беседы, должно, прежде всего, отвечать удобствам ребенка. Например, нецелесообразно создавать атмосферу «казенного дома», однако и избыток игрушек в комнате для беседы не допускается. Для создания оптимальных условий для беседы, особенно при работе с маленькими детьми, необходимо использовать куклы, которые нередко помогают ребенку рассказать, что с ним произошло.

При выборе времени беседы обязательно учитывается режим дня, что особенно важно для маленьких детей. Во время беседы присутствие родителей или лиц, осуществлявших воспитание ребенка нецелесообразно, поскольку ребенок будет стараться говорить то, что эти взрослые хотят от него услышать. Однако, зачастую дети младше шести лет испытывают страх, оставаясь наедине с незнакомыми взрослыми. В этих случаях можно допустить присутствие во время беседы близких ребенку людей, которые будут находиться где-то рядом, чтобы он в любой момент мог к ним обратиться.

        Проведение беседы – это наиболее сложный и ответственный этап работы с ребенком, пострадавшим от внутрисемейного насилия. На этом этапе целесообразно выделить следующие стадии:

  • Установление контакта специалиста с ребенком.

Несомненно, для того, чтобы добиться доверия ребенка, необходимо длительное время. Поэтому на этапе установления контакта необходимо начинать беседу с безопасных тем, например, с рассказа о себе и своей роли или любимых героев книг или телепередач ребенка.

  • Оценка развития ребенка.

Сложность задаваемых ребенку вопросов, используемые взрослым слова должны соответствовать интеллектуальному уровню ребенка и его жизненному опыту. Индивидуальные психологические особенности определяются через анализ соответствия возрасту, развития памяти, запаса знаний, способность понимать происходящие события, уровня психологической зрелости и т.д.

  • Получение информации.

Общим принципом интервьюирования детей-жертв насилия, является получение полного объема сведений в процессе спонтанного рассказа ребенка. Если удается вызвать ребенка на откровенность, то ему следует задавать конкретные вопросы о случившемся, используя уже имеющуюся информацию. Беседа начинается с открытых общих вопросов, затем следуют целенаправленные вопросы о насилии (о характере насилия, времени и обстоятельствах, о человеке, совершившем насилие и т.д.). Важное значение имеют стимулирующие вопросы, направленные на уточнение и дополнение рассказа. Вопросы с несколькими заданными вариантами ответа, прямые и наводящие вопросы необходимо задавать, если все  остальные возможности получения сведений от ребенка не дают эффекта.

  • Завершение беседы.

В конце беседы необходимо выразить признательность ребенку за сотрудничество вне зависимости от того, сколь плодотворна была беседа. Если ребенок взволнован, то необходимо его успокоить, оказать психологическую поддержку, укрепив уверенность в его защищенности. При анализе полученной информации необходимо учитывать возможность искажения информации, поэтому очень важно учитывать информацию, полученную из разных источников. Как правило, дети из-за отсутствия у них навыка рассказа о сложных событиях, сообщают мало сведений о насилии, жертвой которого они стали. Это обстоятельство делает неизбежным получение дополнительной информации, которую необходимо получить с максимальной объективностью.

  • Анализ полученных сведений.

Основными принципами проведения анализа являются объективность, профессионализм, опора на факты. Кроме того, следует проанализировать возможные искажающие влияния (искажения в показаниях ребенка) и оценить их интенсивность. В качестве обстоятельств, подтверждающих достоверность показаний ребенка, могут выступать данные, полученные при медицинском осмотре ребенка, наличие вещественных доказательств, особенности поведения ребенка во время беседы и т.д.

Общими правилами социально-психологической поддержки ребенка, пострадавшего от насилия, могут быть следующие:

  • Во время беседы уделять внимание, прежде всего, самому ребенку, анализу его эмоционального самочувствия и психологического состояния;
  • Устанавливать максимально возможные доверительные, поддерживающие отношения между консультантом и ребенком;
  • Создавать условия для адекватного оценивания специалистом личностного потенциала пострадавшего от насилия ребенка;    
  • Использовать многовариантность беседы для создания психологически комфортных условий;
  • Обеспечивать защиту ребенка и создавать условия для восстановления его личностного статуса, в том числе и в глазах близких ему людей.

Если возможно, в первую очередь необходимо провести беседу с родителями или другими членами семьи, что позволяет не задавать ребенку вопросов, на которые уже ответили родители.

Беседа с близкими жертвы насилия должна проводиться на эмоционально положительном и психологически благожелательном настрое, так как вмешательство специалиста в семейную ситуацию обычно вызывает чувство недоверия, отвержения, шок или агрессию. Чувство вины и самообвинения также типичные реакции, особенно в ситуациях, в которых родитель подозревал или знал, что злоупотребление происходило, однако не противодействовал этому. В связи с этим специалист должен помочь в прояснении эмоций и распознании определенных внутрисемейных причин, вызывающих те или иные эмоциональные реакции. Чрезвычайно важно не проектировать чувство тревоги на родителя, в противном случае контакт может нарушиться, что не позволит получить достоверную информацию.

         

ПРИЛОЖЕНИЕ

Принципы работы психологов с детьми, пострадавшими от насилия:

  1. Психолог искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.

  1.  Психолог создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности, а также дозволенности, которые позволяют ребенку свободно исследовать и выражать его собственное Я.

  1.  Психолог принимает ребенка безусловно и не требует от него никаких изменений.

  1.  Психолог понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует по отношению к нему свое уважение.

  1.  Психолог верит в способность ребенка быть самостоятельным и нести ответственность за собственные действия и поступки.

  1.  Психолог уважает способность ребенка решать личные проблемы и позволяет ему делать это.

  1.  Психолог понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического процесса, не пытаясь его ускорить.

  1.  Психолог понимает, что мудрость ребенка важнее его знаний, и позволяет ему быть лидером во всех областях отношений.

  1.  Психолог устанавливает только те ограничения в процессе психологического сопровождения, которые помогают ребенку принять ответственность.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карта первичного знакомства с ребенком,

пострадавшим от насилия

Дата ___________

Причина обращения ___________________________________________________________

  1. Ф.И.О. ___________________________________________________________________
  2. Дата рождения _________________ Возраст _______
  3. Адрес прописки _____________________________________________
  4. Фактическое место проживания _____________________________________________

Тел. __________________

     5. Место учебы ___________________________________        образование ________________

6. Посещение учебного заведения на данный момент _______________________________

причина _____________________________________________________________________

7.         Отношения с правоохранительными органами (учет в МВД, приводы в       милицию, судимость) ________________________________________________________________

  1. Побеги из дома ________________________ период _____________________________
  2. Организация своего досуга __________________________________________________
  3.  Внешний вид _____________________________________________
  4.  Вредные привычки (алкоголь, курение, наркотики и др.) ________________________ Заболевания ______________________________________________________________
  5.  Проблемы (с точки зрения ребенка) __________________________________________
  6.  Желание (в чем видит нашу помощь) _________________________________________
  7.  Семья (состав, возраст):

Мать ________________________________________

Отец ________________________________________

  1. Материальное состояние семьи _____________________________________________
  2.  Употребление родственниками алкоголя или наркотиков, заболевания _________________________________________________________________________
  3.  Проблемы семьи (с точки зрения родителей) _________________________________________________________________________
  4.  Заключение социального педагога _________________________________________________________________________
  5. Дата начала работы с ребенком _____________________________________________
  6.  Окончание работы _______________________________________________________
  7.  Место дальнейшего пребывания _____________________________________________

Подпись педагога  _______________

ПРИЛОЖЕНИЕ

Схема наблюдения за поведением ребенка,
пострадавшего от насилия

Ф.И.О. ребенка __________________________________________________________________

Заполнил:  родитель, психолог, педагог ______________________________________________

Дата заполнения _________________________________________________________________

        Подчеркните часто наблюдаемые нарушения поведения у ребенка, добавьте не указанные в перечне.

Характер нарушений поведения

В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения

Агрессивность

  • ломает игрушки или постройки; ребенок ссорится со сверстниками

Негативизм

  • делает все наоборот; отказывается даже от интересной игры; говорит часто слова «не хочу или не буду» и т.п.

Демонстративность

  • отвлекается на занятиях, утрирует движения взрослых и сверстников, стремится обратить на себя внимание в ущерб организации занятий; делая все наоборот, наблюдает за реакцией окружающих и т.п.

Эмоциональная
отгороженность

  • с трудом включается в коллективную игру; избегает смотреть в лицо собеседнику; когда все дети вместе, стремится уединиться; занят своим делом и не замечает окружающих

«Псевдоглухота»

  • не выполняет просьбу, хотя слышит и понимает содержание требования

Вспыльчивость

  • бросает игрушки, может нагрубить взрослым, обидеть сверстников

Обидчивость
(эмоциональная неустойчивость)

  • болезненно реагирует на замечания; обижается при проигрыше в игре; недовольное выражение лица

Конфликтность

  • сам провоцирует конфликт; не учитывает желаний и интересов сверстников в совместной деятельности и т.п.

Нерешительность

  • отказывается от ведущих ролей в играх; избегает ситуации устного опроса на занятии; не отвечает, хотя знает ответ

«Дурашливость»

  • реагирует смехом на замечания взрослого; дурачится; передразнивает; похвала или порицание не оказывают значительного изменения в поведении ребенка

Страхи

  • страх пылесоса; страх собаки; страх новых людей в новой ситуации; страх остаться одному; страх темноты; страх от порывов ветра и т.д.

Тревога

  • блуждающий, отстраненный взгляд; ребенок не может объяснить причины избегающего поведения, неожиданно вздрагивает, проявляет немотивированную боязливость, осторожность; спит вместе с родителями.

Скованность

  • двигательно скован, неловок в новой ситуации;

Заторможенность

  • не знает чем заняться; бездеятельно смотрит по сторонам; говорит слишком тихо; темп действий замедлен; при выполнении действий по сигналу запаздывает и т.д.

Эгоцентричность

  • считает что все игрушки, все конфеты для него; стремится навязать свою игру детям;

Избегает умственных усилий

  • не смотрит мультики; быстро устает от доступного по возрасту умственного знания.

Дефицит внимания

  • смотрит по сторонам на занятии; приходиться повторять задание по несколько раз; переспрашивает условия выполнения задания.

Двигательная расторможенность (гиперактивность)

  • поспешно планируем собственные действия; встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят; темп действий убыстрен; количество действий избыточно (много лишних движений и пр.); быстро возбуждается и медленно успокаивается от шумной игры; действует раньше условленного сигнала и пр.

Речевая расторможенность

  • говорит слишком громко, темп речи убыстрен; переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого и пр.

Непонимание сложных словесных инструкций

  • путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции взрослого;

Непонимание простых словесных инструкций

  • ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснения задания

Сниженная работоспособность (умственная)

  • быстро устает от задания требующего умственной активности и т.п.

Пониженная работоспособность (физическая)

  • быстро устает на прогулке; устает от физической нагрузки, снижает работоспособность в начале занятия; необходимо варьирование сложности задания, не требующего умственных усилий и т.д.

Литература

  1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. – М., 1995

  1. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000

  1. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – СПб., 1995

  1. Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб., 2003

  1. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы / Насилие и социальные изменения: Ч 1 – М., 2000

  1. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство по защите детей, пострадавших от семейного насилия / Под ред. Н.И. Абубикировой, А.А. Каревой, Е.А. Потаповой. – М., 2003.

  1. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия / Под ред. Л.С. Алексеевой – М., 2000.

  1. Психологическое сопровождение лиц, переживших насилие в семье / Под  ред. Ю.П.Платонова. – СПб., 2002

  1. Пушкарев А.Л., Доморацкий В.А., Гордеева Е.Г. Посттравматическое стрессовое расстройство – М., 2000

  1. Пчелинцева Е.В. Коррекционно-профилактическая работа с дошкольниками, пережившими насилие. – М., 2000

  1. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. – М., 2001

  1. Социальная работа: опыт и перспективы / Под ред. Э.А. Манукян. – М., 2001

  1. Фромм Э. Искусство любить/пер. с англ. – СПб., 2001

  1. Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. – М.,2004

  1. Шульга Т.И., Слот В.И. и др. Методика работы с детьми «группы риска». – М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по обучению работе на доске StarBoard

В пособии даны подробные рекомендации для начинающих работать на интерактивной доске. Рассматриваются возможности ее использования. Рекомендации распределены по темам. В конце дана практическая работа...

Психологическая и социокультурная реабилитационная работа с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ.

Программа реабилитации - это чёткий план, схема совместных действий родителей и специалистов, сопсобствующих развитию ребёнка, его оздоровлению, социальной адаптации, причём  в этом плане обязате...

Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими особенности здоровья.

Программно-методическое обеспечениекоррекционно-развивающей работы с детьми,имеющими особенности здоровья....

"Практическое применение интерактивных форм в реабилитационной работе с детьми" - семинар-практикум

Актуальность практического применения  интерактивных форм в реабилитационном процессе заключается в том, что в ходе игр и упражнений решаются следующие задачи:- формирование представлений о себе...