«Формирование и развитие логического мышления посредством дидактических игр и упражнений у детей младшего школьного возраста с ЗПР»
статья

Богомолова Юлия Александровна

Многочисленные исследования показывают, что у детей с ЗПР отмечается отставание во всех компонентах структуры мышления. Определено, что при ЗПР наблюдается мозаичная дефицитность отдельных корковых и подкорковых функций: гнозиса, праксиса, речи. В наглядно-образном мышлении заметные трудности при оперирование образами-представлениями, несовершенство пространственной ориентации, недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 111.docx55.68 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование и развитие логического мышления посредством дидактических игр и упражнений у детей младшего школьного возраста с ЗПР»

Многочисленные исследования показывают, что у детей с ЗПР отмечается отставание во всех компонентах структуры мышления. Определено, что при ЗПР наблюдается мозаичная дефицитность отдельных корковых и подкорковых функций: гнозиса, праксиса, речи. В наглядно-образном мышлении заметные трудности при оперирование образами-представлениями, несовершенство пространственной ориентации, недостаточная сформированность аналитико-синтетической деятельности.

В ФГОС НОО для детей с ОВЗ, в требованиях к АООП НОО для обучающихся с задержкой психического развития как в варианте 7.1, так и в 7.2 среди метапредметных результатов освоения АООП НОО выделяются: «овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующим индивидуальным возможностям; овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами»

Развитию мышления в школьном возрасте отводится особая роль. С началом школьного обучения мышление выдвигается на первый план и становится в центр среди других высших психический функций. Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются неполными, а порой и просто ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений, заключается в оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями с использованием законов логики.

Эффективное преподавание  в начальных классах невозможно без поисков новых путей активизации познавательной деятельности учащихся. Учащиеся должны не только усвоить определенную программой систему знаний, но и научиться наблюдать объекты, явления, процессы, сравнивать их, научиться самостоятельно формировать свои выводы.

Полученные учениками прочные знания превращаются в убеждения только тогда, когда они являются результатом сознательной самостоятельной работы мысли. Следовательно, учителю важно усваивать такие методические приемы, которые бы подводили школьников  к самостоятельным поискам  выводов и обобщений. Современная школа должна вооружить учащихся не только знаниями, умениями и навыками, но и методами творческой мыслительной и практической деятельности.

Вполне естественно, что именно в игре следует искать скрытые возможности для успешного усвоения учащимися  понятий, формирование необходимых умений и навыков. Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на уроке, давать задания, посильные каждому ученику, максимально развивать их способности. Игра воспитывает чувство ответственности, коллективизма.

Играя, дети будут учиться считать, решать задачи, конструировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать самостоятельные выводы, обосновывать их.

Если сначала ученик заинтересовывается игрой, то очень быстро его уже будет интересовать связанный с ней материал, в нем возникнет потребность изучить, понять, запомнить этот материал, то есть он начнет готовиться к участию в игре. Игра дает возможность легко привлечь внимание и длительное время поддерживать у учеников интерес к тем важным и сложным предметам, свойствам и явлениям, на которых в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удается. Например, однообразное решение примеров утомляет детей, возникает безразличие к учебе. Однако решение этих самых примеров во время игры «Кто быстрее?» становится для детей увлекательной, интересной деятельностью через конкретность поставленной цели – у каждого возникает желание победить.

Вопрос включение элементов игры в учебный процесс интересует каждого, но по-разному. Одни учителя считают, что проведение занятий с элементами игры являются нецелесообразными, поскольку они не дают определенной степени решить основные образовательные задачи; другие, напротив, одобрительно относятся к проведению занятий с элементами игры, уверяют, что растет активизация познавательной деятельности учащихся. Игра – это серьезное дело, но в то же время радостная, интересная. По словам А.С. Макаренко, хорошая игра должна быть похожа на хорошую работу.

Правильный подбор и организация игровых занятий обеспечивают индивидуализацию учебного процесса, учитывая особенности каждого ребенка. Разнообразие форм и методов проведения игр делает этот подход универсальным инструментом для работы с различными категориями учащихся.

Форма проведения игры может быть разной: коллективной, групповой и индивидуальной.

При объяснении нового материала или его первичном закреплении целесообразно проводить игру со всем классом.

При организации самостоятельной работы игра может быть групповой или индивидуальной. В этом случае следует использовать игровые карточки

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют умения построить высказывание, суждение, умозаключение; требуют не только умственных, но и волевых усилий - организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива.

Например: игра «Логические цепочки». В процессе игры ребёнок учится отделять частное от целого. Дан ряд чисел или предметов, расположенных в определённом порядке. Его надо продолжить.

      1, 4, 7,  10…

      3, 5, 4, 6, 5…

Игра  «Магические квадраты» развивает логическое мышление и вычислительные навыки. Вписать в пустые клетки квадрата числа так, чтобы по вертикали, горизонтали и диагонали сумма чисел была одинаковой.

7

17

9

11

Игра «Шифровка» помогает развивать логическое мышление, учит концентрации внимания.

Picture background

         Логические задачи - это особый раздел по развитию словесно-логического мышления, включающий в себя целый ряд разнообразных упражнений. Логические задачи предполагают осуществление мыслительного процесса, связанного с использованием понятий, логических конструкций, существующих на базе языковых средств.

Вот несколько примеров задачек.

   1.Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок? Ответ: ни одного — на елке яблоки не растут.

   2. Если пингвин с северного полюса полетит на юг, то в каком направлении ему нужно двигаться? Ответ: пингвины не летают.

   3.  Если мальчик стоит на двух ногах, то он весит 12 кг. Сколько килограммов он будет весить, если сядет на стул? Ответ: 12 килограммов.

   4.У двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье? Ответ:3 .

    5. Маша и Саша пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша грибы не собирал. Что собирала Маша? Ответ: Маша собирала грибы.

  6.Артем и Лена сели рисовать. Один ребенок рисовал красками, а девочка стала рисовать карандашами. Чем стал рисовать Артем?

 Для развития анализа, синтеза и классификации  интересной для детей является  игра «Найди лишнее слово» (пример, уравнение, картинку, понятие и т.д.)".

        Берём 3-4 картинки с изображением различных предметов.  Ребёнок должен определить, какая из картинок лишняя. Свой ответ ребёнок должен аргументировать.

Для развития анализа и сравнения: Скажи, что тебе нравится в этом предмете или явлении, а что - нет. Например: почему тебе нравится зима, а почему - нет? Нравится, потому что зимой можно кататься на санках, играть в снежки, встречать Новый год. Не нравится зима, потому что холодно, надо тепло одеваться, дни короткие, а ночи длинные.

Дай оценку таким понятиям, как дождь, укол, авторучка, будильник, бант.

Для развития анализа и обобщения: »Назови одним словом» 

Дети очень любят, когда с ними играет педагог. Учитель должен помнить, что очень важный момент в игре – преодоление препятствий, достижение целей, самостоятельный поиск. Все эти элементы игры развивает умственные способности школьника.

«Были-небылицы» Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные высказывания, закладывает навыки аргументированного отстаивания

своей  позиции, умения корректно спорить.

Педагог задает детям вопросы. Например: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.

Дидактическая игра является ценным средством развития умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. 

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащихся, научить их самостоятельно тренировать  это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ученику. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя. «Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это - творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно игра вызывает важнейшее свойство учения - потребность учиться, знать».

Вместе с тем, важно отметить, что эффективность игры как средства обучения зависит от соблюдения ряда требований, таких как: наличие воображаемой ситуации, плана, в котором будут действовать учащиеся; обязательное осознание детьми игрового результата, правил игры.

Игра - это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры; игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия. Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста

Упражнения на релаксацию детей младшего школьного возраста  - материал как для педагогов, так и  для родителей ...

СИСТЕМА РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим  сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов. Каждому дает...

Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста

Упражнения на релаксацию детей младшего школьного возраста - материал как для родителей, так и для педагогов....

Комплекс общеразвивающих упражнений для детей младшего школьного возраста

Комплекс ОРУ для младших школьников с различными частными задачами....

Игры и упражнения для детей младшего школьного возраста

Игра является эффективным средством формирования личности младшего школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игра содержит в себе большие возможности ...

Список распевок, попевок и вокальных упражнений для детей младшего школьного возраста

Список распевок, попевок и вокальных упражнений для детей младшего школьного возраста...

Релаксационные упражнения для детей младшего школьного возраста.

Упражнения на релаксацию необходимо знать и применять на практике для того, чтобы управлять процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у них возникает избыточное напряжение в отд...