Программа внеурочной деятельности «Умники и умницы»
материал
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Комитет образования Администрации муниципального образования
«Рославльский район» Смоленской области
МБОУ «Средняя школа № 1»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета Протокол от «31» августа 2022г. № 1 | УТВЕРЖДЕНО приказом по МБОУ «Средняя школа № 1» от «01» сентября 2022г. № 358 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
для 3 класса В начального общего образования
на 2022- 2023 учебный год
Слонкина В.С., учитель начальных классов
Рославль 2022
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
#1057;войства, признаки и составные части предметов (3 часа)
Закономерность в чередовании признаков. Классификация по какому-то признаку. Состав предметов.
#1057;равнение (2 часа)
Сравнение предметов по признакам. Симметрия. Симметричные фигуры.
#1050;омбинаторика (2 часа)
Перестановки. Размещения. Сочетания.
#1044;ействия предметов (4 часа)
Результат действия предметов. Обратные действия. Порядок действий. Последовательность событий.
#1042;заимосвязь между родовыми и видовыми понятиями (2 часа)
Математические отношения, замаскированные в виде задач-шуток.
#1069;лементы логики (10 часов)
Логические операции «и», «или». Множество. Элементы множества. Способы задания множеств. Сравнение множеств. Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Выражения и высказывания.
#1056;азвитие творческого воображения (2 часа)
Составление загадок, чайнвордов. Создание фантастического сюжета на тему «Состав предметов».
#1055;рактический материал (4 часа)
Логические упражнения. Логические игры. Логические задачи. Интеллектуальные викторины
Планируемые результаты изучения учебного курса «Юным умникам и умницам»
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся научатся:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• Целенаправленно сосредотачиваться;
• Применять специальные приемы для лучшего запоминания;
• Строить правильные суждения;
• Сравнивать различные объекты;
• Выполнять простые виды анализа и синтеза;
• Устанавливать связи между понятиями;
• Комбинировать и планировать;
• Самостоятельно действовать;
• Принимать решения;
• Управлять собой в сложных ситуациях;
• Работать в группе.
Формы и виды учебной деятельности
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Виды игр:
• на развитие внимания и закрепления терминологии;
• игры-тренинги; • игры-конкурсы (с делением на команды);
• сюжетные игры на закрепление пройденного материала; • интеллектуально-познавательные игры;
• интеллектуально-творческие игры.
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) при выполнении различных заданий.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая. Основные методы и технологии:
• технология разноуровневого обучения;
• развивающее обучение;
• технология обучения в сотрудничестве;
• коммуникативная технология.
Промежуточная аттестация в форме коллективного или индивидуального проекта
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | ЦОР/ЭОР | Дата | |
по плану | по факту | ||||
1. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
2. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
3. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практическое занятие | |||
4. | Тренировка слуховой памяти Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Самостоятельная работа, игра | |||
5. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
6. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Самостоятельная работа | |||
7. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | Практическая работа | |||
8. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Игра | |||
9. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Игры с пословицами | |||
10. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игры со словарными словами | |||
11. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практикум | |||
12. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Беседа, практическая работа | |||
13. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практическая работа | |||
14. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
15. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игра | |||
16. | Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
17. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практикум | |||
18. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
19. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игра | |||
20. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Самостоятельная работа | |||
21. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задание по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | Беседа, игра | |||
22. | Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практикум | |||
23 | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игра | |||
24. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игры с пословицами | |||
25. | Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игры с фразеологизмами | |||
26. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Практикум. Разгадывание загадок | |||
27. | Развитие логического мышления. Обучение поиску закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Игра | |||
28. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | Игры со словарными словами | |||
29. | Развитие быстроты реакции, мышления. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Решение тестовых заданий. | Самостоятельная работа | |||
30 | Промежуточная аттестация (тестирование). | ||||
31. | Тренировка концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Игра | |||
32. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи Решение тестовых заданий. | Игра | |||
33. | Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Решение тестовых заданий. | Практикум | |||
34. | Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи | Беседа, игра | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Этот материал поможет учителю при составлении рабочей программы внеурочной деятельности....

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" для учащихся 1-3 классов
Программма призвана развивать интеллектуальные способности детей начальной школы. Содержит обширный материал по развитию памяти, внимания, мышления детей....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 1 класс
Вид программы: модифицированная (адаптированная), составлена на основе программы: Курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей»Большую роль в процессе учебной деятельности школьн...

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 3 класс
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы".
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе програ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 2 класс
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий....