Выявление и развитие способностей, обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
материал








Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» п.г.т. Барсово
ПРОЕКТ: «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
Автор: Терентьева Ирина Александровна
г.Сургут
Проект на тему: «Югра - мой край родной»
Тема: «Юный эколог»
По срокам: долгосрочный: 5 лет (2020-2025г.).
По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.
Актуальность проекта
Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологического образования, так как именно в это время ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы. Эмоционально-чувственная восприимчивость детей делает этот период основополагающим, так как способствует тому, что закладываются нормы отношения к природе формируется мотив гуманистического отношения к миру.
Зачастую отношение к природным объектам создается под влиянием взрослых, поэтому важно именно в этом возрасте заложить основы правильного отношения к природе, которые научат ребенка бережно относиться к объектам природы и земле в целом. Поэтому цель ДОУ- формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста, направленной на развития экологически грамотной личности
Цель и задачи проекта
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе через разные виды детской деятельности.
Задачи:
- Изучить методическую литературу по данной теме;
- Создать материальную среду для работы по проекту:
-Создать природный Центр «Край-Югра»;
-Найти наиболее эффективные формы работы с детьми, определить формы совместной деятельности с детьми;
-Подобрать материал для Центра: картинки, игры, природные объекты (шишки, мох, ягоды и т.д.)
- Разработать кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
- Оформить гербарий с растениями нашего края;
Задачи по работе с детьми:
- Познакомить с разнообразием природного мира края Югра (живыми и неживыми природными объектами»;
- Учить узнавать растения по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Учить узнавать животных по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Учить узнавать птиц по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Учить узнавать насекомых и пресмыкающихся по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Познакомить с влиянием человека на природные объекты;
- Формировать знания о правилах поведения в природе, негативном и положительном воздействии;
- Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
- Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;
Формировать экологическую грамотность у детей необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного поведения в природе, нравственные качества, которые в дальнейшем сопровождают личность на протяжении всей ее жизни и характеризуют ее как экологически воспитанного и грамотного человека.
Данный проект рассчитан на пять лет.
Этапы работы по проекту:
Подготовительный этап: подготовительный с 01.09.2020г. по 30.09.
2020г.
- Изучение методической литературы по данному вопросу;
- Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
- Определение видов деятельности, наиболее эффективных для знакомства детей с родным краем, природой;
- Создание предметно-развивающей среды (создание Центра и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
- Разработка перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
Основной этап: деятельностный: с 01.10.2020г. по 31.05.2025г.
- Реализация перспективного плана для работы с детьми, родителями, воспитателями.
- Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, творческих альбомов;
- Оформление выставок.
- Реализация плана работы со всеми участниками проекта.
Заключительный: итоговый с 01.06. 2025г. по 31.07.2025г.
- Подведение итогов по реализации проекту;
- Представление опыта педагогической общественности;
- Публикация материалов;
- Участие в конкурсах;
- Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБДОУ
Ожидаемые результаты
Относительно детей:
- Сформируются знания о разнообразии природного мира края Югра (живыми и неживыми природными объектами»;
- Сформируются знания о растениях нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного
сообщества;
- Сформируются знания о животных нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного
сообщества;
- Сформируются знания о птицах нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Сформируются знания о насекомых и пресмыкающихся нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
- Дети будут понимать и оценивать влияние человека на природные объекты;
- Дети будут знать и выполнять правила поведения в природе, избегать негативного воздействия, будут стремиться положительно влиять на природу;
- Будут развиты: связная речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
- Будут любить родной край, бережно относиться к природе родного края;
Прочие результаты:
- Создан природный Центр «Край-Югра»;
- Найти наиболее эффективные формы работы с детьми, определить формы совместной деятельности с детьми;
-Пополнен Центр материалом для: картинками, играми, природными объектами (шишки, мох, ягоды и т.д.)
- Создан кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
- Оформлен гербарий с растениями нашего края;
Условия реализации проекта
Успех работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о родном крае проходит успешнее вследствие педагогически грамотного организованного процесса. Следовательно, специально созданная модель организации данной работы позволит реализовать поставленные задачи.
- Создание развивающей предметно-пространственной среды;
- Выбор эффективных технологий и методов работы с детьми;
- Выбор видов деятельности.
Создание предметно-пространственной среды.
Немаловажную роль играет и организация предметно-развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Предметно- развивающая среда, выступая одним из важных факторов в организации адаптационного периода, должна обеспечивать духовно-нравственное, интеллектуальное развитие детей, гарантировать укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, создавать эмоционально- положительную атмосферу в группе.
Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
Для формирования представлений о родном крае необходимо создать познавательный Центр «Мой край», в котором должен содержаться наглядный и дидактический материал с изображением животных, птиц, растений, насекомых нашего края. Целесообразно иметь природный материал: гербарий, шишки, мох, образцы веток разных деревьев. Должны быть фотоальбомы с изображением культурных сторон нашего края: национальных праздников, достопримечательных мест; сборники стихов поэтов нашего края, художественных произведений (современных авторов, хантыйское творчество).
Созданная такая развивающая предметно-пространственная среда позволит наиболее эффективно сформировать представления детей о родном крае.
Выбор эффективных технологий и методов работы с детьми.
Работа с детьми по данному направлению будет зависеть и от выбранных технологий, методов и приемов работы с детьми. Основными технологиями, будут являться:
- Использование ИКТ;
- Использование игровых технологий;
- Использование проектного метода;
- Использование развивающих методов.
Технология обучения-это точное знание того, как надо обучать, и какой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение.
В настоящее время для формирования знаний о родном крае, эффективными являются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств.
Использование мультимедийных презентаций является эффективным методом в образовательном процессе, так как позволяют знакомить с
разными сторонами родного края: природой, деятельностью людей, коренными жителями и многим другим. Информационные компьютерные технологии помогают педагогу представить материал в ярком, образном и красочном свете.
Игровые технологии – используются в процессе знакомства, систематизации и закрепления знаний о родном крае. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, воспитанник не замечает, что он учится: познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, развивает навыки, фантазию.
Проектные технологии -это формы обучения, позволяющий строить образовательный процесс исходя из интересов воспитанников, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации познавательной деятельности, результаты которой должны быть
«осязаемыми».
Метод проектной деятельности позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурного образца (нормы). При этом наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности
Проектная деятельность выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Выделяют три основных вида проектной деятельности:
-творческую,
- исследовательскую,
- нормативную.
Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы организованной непосредственно образовательной деятельности.
Для нее характерно:
- Выполняется в течение определённого отрезка времени.
- Разворачивается в проблемной ситуации.
- Мотивация участников на участие в проектной деятельности
- Имеет конечный продукт.
Большую роль играют методы и приемы, используемые в работе с детьми.
Метод - это система последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего, с помощью определенных средств, практическую
и познавательную деятельность воспитанников по усвоению социального опыта.
Прием – это часть метода, система действий, направленная на решение учебной задачи (или задач) (сообщение, описание, объяснение, инструкции, постановка вопроса, задания, показ (демонстрация) опыта, показ практического дей¬ствия, наглядного объекта и т. д.) Приемы обучения предусматривают;
-открытость (перед воспитанником тавятся проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала;
- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
- высокую продуктивность (максимальное использование знаний, возможности воспитываемых, учитывая их интересы);
Таким образом, использование технологий, методов и приемов будет способствовать:
- Формированию целостной картины о родном крае дошкольника;
- Развитию познавательных процессов (воображения внимания, памяти, мышления);
- Вовлечению каждого ребенка в активную работу, что будет способствовать творческому развитию;
- Повышению мотивации, познавательного интереса;
- Снятию напряжения;
Выбор видов деятельности.
Эффективность решения задач зависит и от выбора детской деятельности. В ходе реализации проекта будет использованы виды деятельности, характерные для детей старшего дошкольного возраста.
-Игровая: с\р игра; игры с правилами)
-Коммуникативная (взаимодействие со сверстниками, общение);
-Познавательно-исследовательская (исследование объектов окр.мира и экспериментирование с ними);
-Восприятие художественной литературы;
-Конструирование (из бумаги, природного материала);
-Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);
-Музыкальная (слушание, пение, МРД)
-Двигательная.
Таким образом, созданные условия для знакомства детей с родным краем могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи нравственного воспитания, формирования всесторонне развитой, обладающей высокой степенью чувства патриотизма.
Основное содержание проекта
Сегодня большое внимание уделяется формированию культурно- нравственной личности, способной проявлять любовь, уважение, чувство
сопричастности к родному краю. Важно с раннего возраста воспитывать эти качества у детей. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Согласно проекта основные направления –знакомство с растительным миром, знакомство с животным миром, знакомство с поведением человека в природе.
Направления работы по формированию представлений о родном крае
Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы работы с детьми по формирования представлений о родном крае:
- непосредственно образовательная деятельность;
- образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах: утренний прием, самостоятельная деятельность, прогулка и т.д.
- самостоятельная деятельность;
- взаимодействие с родителями.
Форма организации образовательного процесса
Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
Непосредственно образовательная деятельность
(режимные моменты)
Самостоятельная деятельность
Форма организации работы с детьми
Взаимодействие с родителями
Созданные условия будут формировать всесторонне развитую личность.
Влияние условий на развитие ребенка
Социально- личностное развитие
Коммуникати вное
развитие
Познавательно е развитие
Созданные условия для формировани я
представлени й о родном
Физическое развитие
Основные сведения о природе Ханты-Мансийского автономном округе- Югра
На сегодняшний день найти места, которые бы сравнились с величием и природной красотой живописных комплексов Сибири, наверное, невозможно. И явным доказательством этому является Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. Именно это регион объединяет в себе уникальные памятники природы, заказники, парки, заповедники и непревзойденные пейзажи Полярного Урала. Многообразие представителей фауны, которые научились мирно уживаться на одной территории , делают Югру - островком умиротворения и нетронутой человеком природной красоты.
На территории округа произрастают свыше 800 видов различных представителей флоры. В северной подзоне таёжно-болотистой части Югры преобладают кедр, ель и лиственница. Нередко в этой местности можно встретить так же сосну и березу. Особенностями территории является чередование болотистых участков и торфяников с лесными массивами.
Что касается второй, средней подзоны Ханты – Мансийского автономного округа, то его растительность более разнообразна. Здесь болота встречаются чаще, а участки суши занимают хвойные леса и березовые рощи. Причем в последних, не редко можно встретить осину и лиственницу. Подлески в свою очередь состоят из зарослей шиповника, ив и рябин.
Нижний ярус растительности образуют такие представители флоры как плавун, хвощ и другие травы.
Среди зеленых красок тайги можно найти множество грибов и ягод : здесь растет брусника, клюква, смородина, морошка, княженика и голубика. Однако все эти дары природы практически не используются местные жители, поэтому они становятся повседневным лакомством диких животных.
Фауну млекопитающих округа можно вправе назвать типичным таёжным комплексом. Здесь можно встретить представителей более 60 различных видов, 16 из которых хищники. На всей территории тайги благополучно уживаются лоси, олени, лисицы, горностаи, белки, куницы и многие другие животные. Самым крупным и свирепым жителем округа является бурый медведь, которого многие называют «хозяином» тайги.
Немало в Югре и животных, занесенных в Красную книгу России. Так, находятся под охраной государства росомаха, европейская норка и западноевропейский речной бобр, численность которых, в дикой природе, постоянно уменьшается.
Изучая многообразие животного мира Югры, стоит заметить что, данная территория богата животными, представляющими определенную хозяйственную ценность. К ним относятся: белка, соболь, песец, лисица, заяц, выдра, ласка и много других пушных зверьков.
Орнитофауна округа тоже удивляет многообразием, ведь её составляют более 250 различных видов птиц. Для многих из них тайга является постоянным местом обитания, где они выводят и воспитывают потомство. Глухари, куропатки, тетерева, кулики, рябчики и гуси не только хорошо приспособились к условиям таёжного климата, но и стали основой охотничьей фауны Югры.
Экологические факторы среды обитания ХМАО-Югра Атмосферный воздух
По данным ГУ Ханты-Мансийский ЦГМС загрязнение атмосферного воздуха за последние годы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в основном характеризовалось повышенными значениями концентраций формальдегида, фенола и диоксида азота.
Источники поступления бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота - сгорание топлива, природный источник - пожары, биохимические процессы в почве, формальдегида - дополнительно эмиссия метана из болот и образование из него формальдегида путем фотохимических реакций в атмосфере. Источниками повышенных концентраций формальдегида в городах автономного округа могут быть, помимо выбросов автотранспорта и котельных - факела, расположенные вблизи населенных пунктов, свечи рассеивания на газопроводах.
Состояние почв
Почвы и почвенный покров автономного округа отличаются высокой обводненностью и сильной заболоченностью. Характерными свойствами почв являются повышенная кислотность, преобладание восстановительных условий в профиле, широкое распространение оторфованных и торфяных горизонтов.
Результаты мониторинга свидетельствуют, что наибольший вклад в загрязнение почв на протяжении последних лет вносят углеводороды (нефть и нефтепродукты), хлориды и сульфаты. Концентрации нефтепродуктов обычно соответствуют допустимому уровню загрязнения, но в отдельные годы содержание достигало II "низкого уровня загрязнения" в диапазоне 1000-2000 мг/кг.
При анализе данных и выявлении степени техногенного загрязнения почв нефтепродуктами, необходимо учитывать тип почв (органогенные, минеральные) и содержание органического вещества в каждом конкретном случае, так как присутствие детрита (растительных остатков) или торфа приводит к повышению значения содержания углеводородов, даже в случае полного отсутствия нефтяного загрязнения.
Растительность и животный мир
Фауна млекопитающих округа насчитывает около 60 видов. Неопределенность её разнообразия вызвана тем, что у целого ряда видов здесь пролегают границы их ареалов, которые, как известно, подвижны и в течение некоторого периода времени в зависимости от изменения условий обитания (в том числе антропогенного) могут смещаться на десятки и сотни километров в ту или иную сторону.
Птицы - самые яркие и заметные представители фауны любой местности. На территории автономного округа видовое разнообразие птиц (250 видов) обусловлено наличием здесь крупных водных артерий, огромных пойм и множества болот и озер. 230 видов птиц обитает в пойме Оби и Иртыша, основная часть которой располагается на особо охраняемых природных территориях - водно-болотные угодья международного значения Верхнее и Нижнее Двуобье.
Среди многочисленных представителей наземной фауны позвоночных особое место занимают животные двух классов - земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий). Видовое разнообразие данных представителей фауны уникально ввиду суровых климатических условий округа: 6 видов амфибий и 1 вид рептилий.
Ихтиофауна округа представлена 33 видами рыб, из которых 2 - эндемики, нуждающиеся в тех или иных мерах охраны - от занесения в Красную книгу (осётр, таймень) до организации специализированных заказников и запрета промысла.
Фауна беспозвоночных в округе, как и на всей территории России, является наиболее представительной. Исследований по её оценке на территории округа практически не проводилось, но можно сказать, что общая биомасса всех животных здесь составляет 100-150 кг, при этом на долю позвоночных приходится всего 200-500 гр.
Влияние человека на природу ХМАО
Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного влияния человека на окружающую среду:
- Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
- Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
- Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
- Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
- Загрязнение атмосферы и воды разнообразными отходами производства и самими людьми.
В настоящее время наблюдается загрязнение водоемов нашего края. Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности воды. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.
В связи с добычей нефти и газа, наблюдается загрязнение воды нефтяными отходами, что является губительным для обитателей водоемов.
Методическое и материальное обеспечение проекта
Реализация проекта предполагает наличие соответствующего материала, который систематически будет использоваться в разнообразных видах детской деятельности:
- Наглядный материал (картинки) о растениях, животных, пресмыкающихся, рыбах Югры;
- Наглядный материал (картинки) о неживых объектах: болотах, реках, озерах Югры;
- Наглядный материал (картинки) о природных богатствах (ягоды, грибы, нефть, газ);
- Гербарий с растениями родного края;
- Картинки с правилами и схемами поведения людей в природе, воздействии на природу;
- Памятки об охране природных объектов;
- Природный материал: шишки, мох, веточки, листья, ягоды, грибы;
- Фотографии;
- Атрибуты и предметы для опытно-экспериментальной работы.
Следует разработать кейс мультимедийных презентаций, которые будут раскрывать конкретные темы по знакомству с родным краем.
Подобрать видео фильмы, аудиозаписи голосов птиц, животных, населяющих наш край.
Для того, чтобы использовать данный материал в работе с детьми необходимо подобрать ряд научно-познавательной литературы о родном крае.
Формы работы с детьми по реализации проекта
Для реализации проекта будут использоваться разнообразные формы работы с детьми.
Организованная образовательная деятельность
- экскурсии - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе;
- опытно-экспериментальная деятельность-это формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
- экологические игры (дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера);
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач экологического характера;
- чтение и обсуждение произведений разных жанров о природе и природных объектах, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций экологических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми:
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление предметов для игр, познавательно- исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок творческих работ (по временам года, воздействию человека на природу, др.);
- викторины, сочинение загадок;
- инсценирование и драматизация отрывков из экологических сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам о природе, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.);
- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на экологические и природные темы ), рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к рассказам, ситуациям;
Рис. №1. Формы работы с детьми по формирование экологически воспитанной личности
Рис. №2. Совместная деятельность воспитателя с детьми
Все выше перечисленные формы работы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.
Перспективный план работы с детьми на 2020-2021г.г.
Старший дошкольный возраста (6-7г.)
м | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
«Мой любимый край».
рассказов о ХМАО- Югре. |
|
2 |
|
| |
3 |
«Песенки и стихи Югры».
«Пейзажи Югры» |
| |
4 |
|
| |
Но | 5 |
|
|
«Интересное-рядом».
| основными природными объектами края. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.
| ||
6 |
«Правила поведения в тайге». |
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
|
|
10 |
|
узнавать растения на картинках, гербарии. | |
11 |
|
растениями края-кедром, его роли в жизни птиц и зверей. | |
12 |
|
значением в природном сообществе.. |
Январь | 13 |
«Макет «Тайга»». |
|
14 |
|
| |
15 |
|
развивать познавательные процессы. | |
16 |
|
| |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
|
| |
20 |
|
| |
Февраль | 21 |
«Путешествие семечка» |
|
22 |
|
| |
23 |
|
|
гербария «Растения моего края». | |||
24 |
поведения на болоте» |
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
| |
28 |
«Книжка-малышка о нашем крае». |
| |
Апрель | 29 |
«Хочу все знать!» |
|
30 |
|
| |
31 |
«Луговые растения Югры». |
| |
32 |
«Растительность болота». |
| |
Май | 33 |
«Здравствуйте, перелетные птицы!». |
|
34 |
Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра». |
| |
35 |
|
|
«Путешествие в тайгу». | особенности. | ||
36 |
|
|
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2021-2022г.
Младший дошкольный возраста (3-4г.)
м | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
рассказов о Сургуте, крае. |
|
2 |
|
Формировать знания о природных богатствах нашего края. Формировать любовь к родному краю.
| |
3 |
|
| |
4 |
|
|
Ноябрь | 5 |
|
|
6 |
«Водоемы Югры». |
| |
7 |
|
| |
8 |
«Русскинские». |
| |
Декабрь | 9 |
|
растениях, растущих в лесу Югры. Расширить словарь детей.
|
10 |
|
красоте природы Югры. Расширить словарь детей.
| |
11 |
|
| |
12 |
|
| |
Январ | 13 |
г. Сургута. |
коренного народа хаты и манси. |
«Лесовичок». |
| ||
14 |
|
| |
15 |
|
следственные связи. | |
16 |
|
воздействием нефти на природу. | |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
участке?» |
| |
20 |
«Багульника». |
| |
Февраль | 21 |
«Путешествие в лес»
|
|
22 |
«Ягоды нашего края». |
животными, птицами. | |
23 |
«Зимующие птицы».
|
Закрепить умение узнавать деревья на картинках. |
24 |
|
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
тонуть. | |
28 |
«Лэп-бук: «Растения нашего края». |
| |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
«Луговые растения Югры». |
растениям. | |
32 |
«Растительность болота». |
| |
Май | 33 |
|
и зависимые связи. |
34 |
«Что я знаю о Югре?» |
| |
35 |
|
| |
36 |
поведения в природе- знать каждому!» |
|
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2022-2023г.
Средний дошкольный возраста (4-5л.)
м | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
рассказов о Сургуте, крае. |
достопримечательностями и особенностями родного края. Познакомить с особенностями природы, природных богатств нашего края, красоты.
|
2 |
«Путешествуем по Югре».
|
| |
3 |
«Люблю тебя мой край родной!».
«Кто живет в лесу?» |
крае, формировать любовь к родному краю.
| |
4 |
«Животный мир Югры».
|
| |
Ноябрь | 5 |
«Берегите птиц!». |
|
6 |
|
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
|
растениях, растущих в лесу Югры. Расширить словарь детей.
|
10 |
|
| |
11 |
«Что растет в лесу». |
| |
12 |
|
| |
Январь | 13 |
«Лесовичок». |
|
14 |
|
| |
15 |
|
|
несложные выводы. | |||
16 |
|
воздействием людей на природу. | |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
участке?» |
| |
20 |
«Багульника». |
| |
Февраль | 21 |
«Путешествие в лес»
|
|
22 |
«Знакомьтесь-болото!».
«Ягоды нашего края». |
использовании их человеком, животными, птицами. | |
23 |
«Зимующие птицы».
|
| |
24 |
|
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
|
животных в лесу». | питаются в лесу. | ||
28 |
|
| |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
участок. |
| |
32 |
«Воробушки и автомобиль» |
| |
Май | 33 |
|
устанавливать причинно-следственные и зависимые связи. |
34 |
«Моя Югра» |
| |
35 |
|
| |
36 |
|
|
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2023-2024г.
Старший дошкольный возраста (5-6л.)
№ | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
«Пресмыкающиеся нашего края» |
|
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
|
«Конструируем домик для птиц» | процессе аппликации и конструировании домиков для птиц. | ||
Ноябрь | 5 |
|
Познакомить с тем, кто живет в лесу. |
6 |
«Загадки о птицах». |
| |
7 |
|
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
Югра?».
|
|
10 |
«Пресмыкающиеся Югры ». |
| |
11 |
|
людьми в г. Сургуте. | |
12 |
|
| |
Январь | 13 |
«Рыбка». |
|
14 |
|
|
народах ХМАО-Югры и их деятельности». | особенностями и жизни коренного народа хаты и манси. | ||
15 |
«Бусы ханты и манси». |
| |
16 |
«Священные животные народов ханты и манси». |
| |
Январь | 17 |
занимаются сбором ягод и грибов». |
|
18 |
|
| |
19 |
«Перелетные и зимующие птицы». |
| |
20 |
«Кормушка». |
| |
Февраль | 21 |
|
|
22 |
|
| |
23 |
|
| |
24 |
фильма «Как играют детеныши животных» |
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
| |
27 |
|
|
28 |
|
представителями пресмыкающихся- лягушкой. | |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
|
| |
32 |
: «Песенки и стихи о Сургуте». |
| |
Май | 33 |
«Путешествия по лесу». |
|
34 |
|
достопримечательностях. | |
35 |
|
приемами. | |
36 |
творческой выставки «Люблю свой край!» |
|
Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2024-2025г.
Старший дошкольный возраста (6-7л.)
№ | № | Тема занятия | Цель занятия |
Октябрь | 1 |
|
|
2 |
|
| |
3 |
|
| |
4 |
|
| |
Ноябрь | 5 |
«Угадай растение». |
|
6 |
«Загадки о птицах». |
| |
7 |
шишками хвойных растений. |
| |
8 |
|
| |
Декабрь | 9 |
Югра?».
каждом мгновении - чудо». |
|
10 |
|
пресмыкающихся. | |
11 |
|
и фруктов и их использовании людьми в г. Сургуте. | |
12 |
|
|
растения тайги». | растениями тайги. | ||
Январь | 13 |
«Зимние зарисовки». |
|
14 |
|
| |
15 |
«Чум». |
| |
16 |
народов ханты и манси». |
| |
Январь | 17 |
|
|
18 |
|
| |
19 |
«Перелетные и зимующие птицы». |
| |
20 |
«Кормушка». |
| |
Февраль | 21 |
|
|
22 |
|
| |
23 |
|
узнавать растения. | |
24 |
|
| |
Март | 25 |
|
|
26 |
|
|
радует зима». | |||
27 |
|
| |
28 |
|
представителями пресмыкающихся- лягушкой. | |
Апрель | 29 |
|
|
30 |
|
| |
31 |
|
| |
32 |
: «Песенки и стихи о Сургуте». |
| |
Май | 33 |
«Путешествия по лесу». |
|
34 |
|
достопримечательностях. | |
35 |
|
приемами. | |
36 |
творческой выставки «Мой любимый!» |
|
План работы с родителями на 2020-2025г.
Важным в реализации проекта является работа с родителями детей. Поэтому разработан план работы.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2020- 2021г. |
| Сентябрь Октябрь |
| Ноябрь Январь Февраль Март | |
2021- 2022г. |
«Знатоки природы».
| Сентябрь Декабрь Январь Март Апрель |
2022- 2023г |
«Осенний калейдоскоп».
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Май |
2023- 2024г. |
| Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Апрель Май |
2024- 2025г. |
| Сентябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
План работы с воспитателями
Успех работы по формированию представлений о родном крае зависит от взаимодействия с воспитателями МБДОУ. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность педагогов в вопросе экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством формирования представлений природе родного края.
Период | Мероприятия | Дата проведения |
2020- 2021г. |
| Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль |
2021- 2022г. |
воспитанности».
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Апрель |
2022- 2023г |
«Осенние фантазии».
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Апрель |
2023- 2024г. |
| Сентябрь Октябрь Декабрь |
дошкольного возраста».
| Апрель Май | |
2024- 2025г. |
грамотности детей дошкольного возраста».
| Сентябрь Октябрь Декабрь Январь Март Апрель Май |
Перспективы дальнейшего развития проекта
Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление работы в следующих направлениях.
№ п/п | Направления в работе | Проводимые мероприятия |
1. | Работа с педагогами |
-организация мероприятий на базе других МБДОУ города. |
2. | Работа с родителями | - оказание консультативной помощи в вопросах экологического воспитания ребенка; -размещение консультативного материала на сайте МБДОУ, сайтах педагогических сообществ. |
3. | Работа с детьми | - создание условий для дальнейшей работы; -поиск использования новых форм, методов, средств работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению. |
4. | Распространение собственного педагогического опыта |
|
различных уровней; -участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города. |
Заключение
Сегодня очень важно сохранить природу нашего края. Это означает, что необходимо растить детей, в полной мере понимающих важность данной проблемы и желающих не только сохранить достояние природы родного края, но и преумножить.
Такую работу необходимо формировать начиная с дошкольного периода, так как он является важным периодом в жизни ребенка. В данном возрасте у детей закладываются основы экологической грамотности, позволяющие бережно относиться к природе.
Работа по проекту позволяет увидеть, как планомерная работа в данном направлении, меняет менталитет взрослых, формирует правильное отношение к природным объектам у детей дошкольного возраста. В ходе проекта использовались разные методы и формы работы с детьми, детская деятельность, в ходе которой решались задачи экологической направленности.
Формируя представления о природе родном крае, ребенок получает возможность осознать свою принадлежность родному краю, что в свою очередь, формирует любовь к Родине, краю, городу и характеризует его как патриота своей Родины.
Использованная литература
- http://dsalenka.ucoz.ru/index/sovremennye_formy_raboty_s_detmi/0-46. Современные формы работы с детьми
- http://www.novrosen.ru/Russia/regions/hant.htm ФЕДЕРАЛИЗМ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- http://geografiyahmao.blogspot.ru/2011/10/blog-post_06.htmlПолезные ископаемые Югры.
- https://xn 8sbiecm6bhdx8i.xn--
p1ai/%D0%AE%D0%B3%D1%80%D0%B0.html Природа, растения и животные Югры
- https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00125845_0.html
- http://fb.ru/article/191647/vliyanie-cheloveka-na-prirodu-polojitelnoe-i- otritsatelnoe-vliyanie-primeryi.Влияние человека на природу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях творческий
УровеньНазвание мероприятияГодМестоУчастники, призеры, победителиМуниципальныйКонкурс потначально-техническому моделированию и моделированию20162 местоШивит-Доржу АдельРегиональныйТаланты и поклоники2...

3.1, 3.2, 3.3 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно – спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно – спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соре...

Критерий 3: Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Учи.руКонкурс "Мастер письма"Творческий конкурс памяти Василия Ланового "Пробуждая сердца". https://photos.app.goo.gl/s8u1C8p6M6CsJsvR9Школьница из Томари стала победительнице...

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, физкультурно-спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемому предмету (направлению деятельности)...

Критерий 3. Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Критерий 3. Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.
3.1. Психологическое сопровождение подготовки и участия обучающихся, имеющих способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности3.2. - 3.3. Создание ус...




