Выявление и развитие способностей, обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях
материал

Дипломы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx885.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинка» п.г.т. Барсово

ПРОЕКТ: «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Picture background

Автор: Терентьева Ирина Александровна

г.Сургут

Проект на тему: «Югра - мой край родной»

Тема: «Юный эколог»

По срокам: долгосрочный: 5 лет (2020-2025г.).

По видам деятельности: творческий, практико-ориентированный.

Актуальность проекта

Дошкольное детство является важным периодом в формировании основ экологического образования, так как именно в это время ребёнок проявляет огромный интерес к миру природы. Эмоционально-чувственная восприимчивость детей делает этот период основополагающим, так как способствует тому, что закладываются нормы отношения к природе формируется мотив гуманистического отношения к миру.

Зачастую отношение к природным объектам создается под влиянием взрослых, поэтому важно именно в этом возрасте заложить основы правильного отношения к природе, которые научат ребенка бережно относиться к объектам природы и земле в целом. Поэтому цель ДОУ- формирование экологической воспитанности у детей дошкольного возраста, направленной на развития экологически грамотной личности

Цель и задачи проекта

Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе через разные виды детской деятельности.

Задачи:

  • Изучить методическую литературу по данной теме;
  • Создать материальную среду для работы по проекту:

-Создать природный Центр «Край-Югра»;

-Найти наиболее эффективные формы работы с детьми, определить формы совместной деятельности с детьми;

-Подобрать материал для Центра: картинки, игры, природные объекты (шишки, мох, ягоды и т.д.)

  • Разработать кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
  • Оформить гербарий с растениями нашего края;

Задачи по работе с детьми:

  • Познакомить с разнообразием природного мира края Югра (живыми и неживыми природными объектами»;
  • Учить узнавать растения по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Учить узнавать животных по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Учить узнавать птиц по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Учить узнавать насекомых и пресмыкающихся по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Познакомить с влиянием человека на природные объекты;
  • Формировать знания о правилах поведения в природе, негативном и положительном воздействии;
  • Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
  • Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе родного края;

Формировать экологическую грамотность у детей необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного поведения в природе, нравственные качества, которые в дальнейшем сопровождают личность на протяжении всей ее жизни и характеризуют ее как экологически воспитанного и грамотного человека.

Данный проект рассчитан на пять лет.

Этапы работы по проекту:

Подготовительный этап: подготовительный с 01.09.2020г. по 30.09.

2020г.

  • Изучение методической литературы по данному вопросу;
  • Изучение взглядов ведущих психологов и педагогов;
  • Определение видов деятельности, наиболее эффективных для знакомства детей с родным краем, природой;
  • Создание предметно-развивающей среды (создание Центра и насыщение его наглядным, практическим, художественным материалом);
  • Разработка        перспективного        плана        для        работы        с        детьми,        родителями, воспитателями.

Основной этап: деятельностный: с 01.10.2020г. по 31.05.2025г.

  • Реализация        перспективного        плана        для        работы        с        детьми,        родителями, воспитателями.
  • Накопление материала по проекту: конспектов мероприятий, создание дидактических игр, творческих альбомов;
  • Оформление выставок.
  • Реализация плана работы со всеми участниками проекта.

Заключительный: итоговый с 01.06. 2025г. по 31.07.2025г.

  • Подведение итогов по реализации проекту;
  • Представление опыта педагогической общественности;
  • Публикация материалов;
  • Участие в конкурсах;
  • Выступление на методических мероприятиях, проводимых в МБДОУ

Ожидаемые результаты

Относительно детей:

  • Сформируются знания о разнообразии природного мира края Югра (живыми и неживыми природными объектами»;
  • Сформируются знания о растениях нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного

сообщества;

  • Сформируются знания о животных нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного

сообщества;

  • Сформируются знания о птицах нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Сформируются знания о насекомых и пресмыкающихся нашего края, дети смогут узнавать их по внешнему виду, понимать их значимость в жизни природного сообщества;
  • Дети будут понимать и оценивать влияние человека на природные объекты;
  • Дети будут знать и выполнять правила поведения в природе, избегать негативного воздействия, будут стремиться положительно влиять на природу;
  • Будут развиты: связная речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы
  • Будут любить родной край, бережно относиться к природе родного края;

Прочие результаты:

  • Создан природный Центр «Край-Югра»;

- Найти наиболее эффективные формы работы с детьми, определить формы совместной деятельности с детьми;

-Пополнен Центр материалом для: картинками, играми, природными объектами (шишки, мох, ягоды и т.д.)

  • Создан кейс методических разработок: НОД, бесед, дидактических игр;
  • Оформлен гербарий с растениями нашего края;

Условия реализации проекта

Успех работы по формированию представлений у детей дошкольного возраста о родном крае проходит успешнее вследствие педагогически грамотного организованного процесса. Следовательно, специально созданная модель организации данной работы позволит реализовать поставленные задачи.

  1. Создание развивающей предметно-пространственной среды;
  2. Выбор эффективных технологий и методов работы с детьми;
  3. Выбор видов деятельности.

Создание предметно-пространственной среды.

Немаловажную роль играет и организация предметно-развивающей среды. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, «развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной». Предметно- развивающая среда, выступая одним из важных факторов в организации адаптационного периода, должна обеспечивать духовно-нравственное, интеллектуальное развитие детей, гарантировать укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, создавать эмоционально- положительную атмосферу в группе.

Построение развивающей среды с учетом перечисленных выше принципов помогает формированию личности, развитию способностей, овладению разными способами деятельности. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.

Для формирования представлений о родном крае необходимо создать познавательный Центр «Мой край», в котором должен содержаться наглядный и дидактический материал с изображением животных, птиц, растений, насекомых нашего края. Целесообразно иметь природный материал: гербарий, шишки, мох, образцы веток разных деревьев. Должны быть фотоальбомы с изображением культурных сторон нашего края: национальных праздников, достопримечательных мест; сборники стихов поэтов нашего края, художественных произведений (современных авторов, хантыйское творчество).

Созданная такая развивающая предметно-пространственная среда позволит наиболее эффективно сформировать представления детей о родном крае.

Выбор эффективных технологий и методов работы с детьми.

Работа с детьми по данному направлению будет зависеть и от выбранных технологий, методов и приемов работы с детьми. Основными технологиями, будут являться:

  1. Использование ИКТ;
  2. Использование игровых технологий;
  3. Использование проектного метода;
  4. Использование развивающих методов.

Технология обучения-это точное знание того, как надо обучать, и какой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение.

В настоящее время для формирования знаний о родном крае, эффективными являются информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств.

Использование мультимедийных презентаций является эффективным методом  в  образовательном  процессе,  так  как  позволяют  знакомить  с

разными сторонами родного края: природой, деятельностью людей, коренными жителями и многим другим. Информационные компьютерные технологии помогают педагогу представить материал в ярком, образном и красочном свете.

Игровые технологии – используются в процессе знакомства, систематизации и закрепления знаний о родном крае. В процессе игры у воспитанников вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, воспитанник не замечает, что он учится: познает, запоминает новое, ориентируется в необычных ситуациях, развивает навыки, фантазию.

Проектные технологии -это формы обучения, позволяющий строить образовательный процесс исходя из интересов воспитанников, дающий возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации познавательной деятельности, результаты которой должны быть

«осязаемыми».

Метод проектной деятельности позволяет не только поддержать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурного образца (нормы). При этом наблюдаются позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности

Проектная деятельность выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду. Выделяют три основных вида проектной деятельности:

-творческую,

  • исследовательскую,
  • нормативную.

Проектная деятельность предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы организованной непосредственно образовательной деятельности.

Для нее характерно:

  • Выполняется в течение определённого отрезка времени.
  • Разворачивается в проблемной ситуации.
  • Мотивация участников на участие в проектной деятельности
  • Имеет конечный продукт.

Большую роль играют методы и приемы, используемые в работе с детьми.

Метод - это система последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего, с помощью определенных средств, практическую

и познавательную деятельность воспитанников по усвоению социального опыта.

Прием – это часть метода, система действий, направленная на решение учебной задачи (или задач) (сообщение, описание, объяснение, инструкции, постановка вопроса, задания, показ (демонстрация) опыта, показ практического дей¬ствия, наглядного объекта и т. д.) Приемы обучения предусматривают;

-открытость (перед воспитанником тавятся проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала;

  • деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
  • высокую продуктивность (максимальное использование знаний, возможности воспитываемых, учитывая их интересы);

Таким образом, использование технологий, методов и приемов будет способствовать:

  • Формированию целостной картины о родном крае дошкольника;
  • Развитию познавательных процессов (воображения внимания, памяти, мышления);
  • Вовлечению        каждого        ребенка        в        активную        работу,        что        будет способствовать творческому развитию;
  • Повышению мотивации, познавательного интереса;
  • Снятию напряжения;

Выбор видов деятельности.

Эффективность решения задач зависит и от выбора детской деятельности. В ходе реализации проекта будет использованы виды деятельности, характерные для детей старшего дошкольного возраста.

-Игровая: с\р игра; игры с правилами)

-Коммуникативная (взаимодействие со сверстниками, общение);

-Познавательно-исследовательская        (исследование        объектов        окр.мира        и экспериментирование с ними);

-Восприятие художественной литературы;

-Конструирование (из бумаги, природного материала);

-Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация);

-Музыкальная (слушание, пение, МРД)

-Двигательная.

Таким образом, созданные условия для знакомства детей с родным краем могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи нравственного воспитания, формирования всесторонне развитой, обладающей высокой степенью чувства патриотизма.

Основное содержание проекта

Сегодня большое внимание уделяется формированию культурно- нравственной личности, способной проявлять любовь, уважение, чувство

сопричастности к родному краю. Важно с раннего возраста воспитывать эти качества у детей. Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Согласно проекта основные направления –знакомство с растительным миром, знакомство с животным миром, знакомство с поведением человека в природе.

Направления работы по формированию представлений о родном крае

Решению поставленных задач в немалой степени способствуют формы работы с детьми по формирования представлений о родном крае:

  • непосредственно образовательная деятельность;
  • образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах: утренний прием, самостоятельная деятельность, прогулка и т.д.
  • самостоятельная деятельность;
  • взаимодействие с родителями.

Форма организации образовательного процесса

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)


Непосредственно образовательная деятельность

(режимные моменты)

Самостоятельная деятельность


Форма организации работы с детьми


Взаимодействие с родителями

Созданные        условия        будут        формировать        всесторонне        развитую личность.

Влияние условий на развитие ребенка

Социально- личностное развитие


Коммуникати вное

развитие

Познавательно е развитие


Созданные условия для формировани я

представлени й о родном


Физическое развитие

Основные сведения о природе Ханты-Мансийского автономном округе- Югра

На сегодняшний день найти места, которые бы сравнились с величием и природной красотой живописных комплексов Сибири, наверное, невозможно. И явным доказательством этому является Ханты – Мансийский автономный округ – Югра. Именно это регион объединяет в себе уникальные памятники природы, заказники, парки, заповедники и непревзойденные пейзажи Полярного Урала. Многообразие представителей фауны, которые научились мирно уживаться на одной территории , делают Югру - островком умиротворения и нетронутой человеком природной красоты.

На территории округа произрастают свыше 800 видов различных представителей  флоры. В  северной  подзоне  таёжно-болотистой  части Югры преобладают кедр, ель и лиственница. Нередко в этой местности можно встретить так же сосну и березу. Особенностями территории является чередование болотистых участков и торфяников с лесными массивами.

Что касается второй, средней подзоны Ханты – Мансийского автономного округа, то его растительность более разнообразна. Здесь болота встречаются чаще, а участки суши занимают хвойные леса и березовые рощи. Причем в последних, не редко можно встретить осину и лиственницу. Подлески в свою очередь состоят из зарослей шиповника, ив и рябин.

Нижний ярус растительности образуют такие представители флоры как плавун, хвощ и другие травы.

Среди зеленых красок тайги можно найти множество грибов и ягод : здесь растет брусника, клюква, смородина, морошка, княженика и голубика. Однако все эти дары природы практически не используются местные жители, поэтому они становятся повседневным лакомством диких животных.

Фауну млекопитающих округа можно вправе назвать типичным таёжным комплексом. Здесь можно встретить представителей более 60 различных видов, 16 из которых хищники. На всей территории тайги благополучно уживаются лоси, олени, лисицы, горностаи, белки, куницы и многие другие животные. Самым крупным и свирепым жителем округа является бурый медведь, которого многие называют «хозяином» тайги.

Немало в Югре и животных, занесенных в Красную книгу России. Так, находятся под охраной государства росомаха, европейская норка и западноевропейский  речной  бобр,  численность  которых,  в  дикой природе, постоянно уменьшается.

Изучая многообразие животного мира Югры, стоит заметить что, данная территория богата животными, представляющими определенную хозяйственную ценность. К ним относятся: белка, соболь, песец, лисица, заяц, выдра, ласка и много других пушных зверьков.

Орнитофауна округа тоже удивляет многообразием, ведь её составляют более 250 различных видов птиц. Для многих из них тайга является постоянным местом обитания, где они выводят и воспитывают потомство. Глухари, куропатки, тетерева, кулики, рябчики и гуси не только хорошо приспособились к условиям таёжного климата, но и стали основой охотничьей фауны Югры.

Экологические факторы среды обитания ХМАО-Югра Атмосферный воздух

По данным ГУ Ханты-Мансийский ЦГМС загрязнение атмосферного воздуха за последние годы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в основном характеризовалось повышенными значениями концентраций формальдегида, фенола и диоксида азота.

Источники поступления бенз(а)пирена, формальдегида, диоксида азота - сгорание топлива, природный источник - пожары, биохимические процессы в почве, формальдегида - дополнительно эмиссия метана из болот и образование из него формальдегида путем фотохимических реакций в атмосфере. Источниками повышенных концентраций формальдегида в городах автономного округа могут быть, помимо выбросов автотранспорта и котельных - факела, расположенные вблизи населенных пунктов, свечи рассеивания на газопроводах.

Состояние почв

Почвы и почвенный покров автономного округа отличаются высокой обводненностью и сильной заболоченностью. Характерными свойствами почв являются повышенная кислотность, преобладание восстановительных условий в профиле, широкое распространение оторфованных и торфяных горизонтов.

Результаты мониторинга свидетельствуют, что наибольший вклад в загрязнение почв на протяжении последних лет вносят углеводороды (нефть и нефтепродукты), хлориды и сульфаты. Концентрации нефтепродуктов обычно соответствуют допустимому уровню загрязнения, но в отдельные годы содержание достигало II "низкого уровня загрязнения" в диапазоне 1000-2000 мг/кг.

При анализе данных и выявлении степени техногенного загрязнения почв нефтепродуктами, необходимо учитывать тип почв (органогенные, минеральные) и содержание органического вещества в каждом конкретном случае, так как присутствие детрита (растительных остатков) или торфа приводит к повышению значения содержания углеводородов, даже в случае полного отсутствия нефтяного загрязнения.

Растительность и животный мир

Фауна млекопитающих округа насчитывает около 60 видов. Неопределенность её разнообразия вызвана тем, что у целого ряда видов здесь пролегают границы их ареалов, которые, как известно, подвижны и в течение некоторого периода времени в зависимости от изменения условий обитания (в том числе антропогенного) могут смещаться на десятки и сотни километров в ту или иную сторону.

Птицы - самые яркие и заметные представители фауны любой местности. На территории автономного округа видовое разнообразие птиц (250 видов) обусловлено наличием здесь крупных водных артерий, огромных пойм и множества болот и озер. 230 видов птиц обитает в пойме Оби и Иртыша, основная часть которой располагается на особо охраняемых природных территориях - водно-болотные угодья международного значения Верхнее и Нижнее Двуобье.

Среди многочисленных представителей наземной фауны позвоночных особое место занимают животные двух классов - земноводных (амфибий) и пресмыкающихся (рептилий). Видовое разнообразие данных представителей фауны уникально ввиду суровых климатических условий округа: 6 видов амфибий и 1 вид рептилий.

Ихтиофауна округа представлена 33 видами рыб, из которых 2 - эндемики, нуждающиеся в тех или иных мерах охраны - от занесения в Красную книгу (осётр, таймень) до организации специализированных заказников и запрета промысла.

Фауна беспозвоночных в округе, как и на всей территории России, является наиболее представительной. Исследований по её оценке на территории округа практически не проводилось, но можно сказать, что общая биомасса всех животных здесь составляет 100-150 кг, при этом на долю позвоночных приходится всего 200-500 гр.

Влияние человека на природу ХМАО

Есть и плюсы, и минусы влияния человека на природу. Для начала рассмотрим негативные примеры пагубного влияния человека на окружающую среду:

  • Вырубки лесов, связанные со строительством магистралей и проч.
  • Загрязнение почвы происходит в связи с использованием удобрений и химикатов.
  • Сокращение численности популяций из-за расширения площадей для полей с помощью вырубки лесов (животные, лишаясь нормальной среды обитания, погибают).
  • Уничтожение растений и животных в связи со сложностями их адаптации к новой жизни, сильно изменённой человеком, или же просто истребление их людьми.
  • Загрязнение атмосферы и воды разнообразными отходами производства и самими людьми.

В настоящее время наблюдается загрязнение водоемов нашего края. Как правило, лёгкий мусор остаётся на поверхности воды. В связи с этим затрудняется доступ воздуха (кислорода) и света к обитателям этих территорий. Многочисленные виды живностей пытаются искать новые места для своего обитания, что, к сожалению, удаётся не всем. Ежедневно в реки попадают тысячами кубометров стоки канализационных или промышленных отходов.

В связи с добычей нефти и газа, наблюдается загрязнение воды нефтяными отходами, что является губительным для обитателей водоемов.

Методическое и материальное обеспечение проекта

Реализация проекта предполагает наличие соответствующего материала, который систематически будет использоваться в разнообразных видах детской деятельности:

  • Наглядный материал (картинки) о растениях, животных, пресмыкающихся, рыбах Югры;
  • Наглядный материал (картинки) о неживых объектах: болотах, реках, озерах Югры;
  • Наглядный материал (картинки) о природных богатствах (ягоды, грибы, нефть, газ);
  • Гербарий с растениями родного края;
  • Картинки с правилами и схемами поведения людей в природе, воздействии на природу;
  • Памятки об охране природных объектов;
  • Природный материал: шишки, мох, веточки, листья, ягоды, грибы;
  • Фотографии;
  • Атрибуты и предметы для опытно-экспериментальной работы.

Следует разработать кейс мультимедийных презентаций, которые будут раскрывать конкретные темы по знакомству с родным краем.

Подобрать        видео        фильмы,        аудиозаписи        голосов        птиц,        животных, населяющих наш край.

Для        того,        чтобы        использовать        данный        материал        в        работе        с        детьми необходимо подобрать ряд научно-познавательной литературы о родном крае.

Формы работы с детьми по реализации проекта

Для реализации проекта будут использоваться разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность

  • экскурсии - это занятие, которое проводится не в группе, а в природе;
  • опытно-экспериментальная деятельность-это формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
  • экологические игры (дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно - ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера);
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач экологического характера;
  • чтение и обсуждение произведений разных жанров о природе и природных объектах, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций экологических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, ситуативные разговоры с детьми:
  • наблюдения за  трудом  взрослых,  за  природой,  на  прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов        для        игр,        познавательно- исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;
  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок творческих работ (по временам года, воздействию человека на природу, др.);
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из экологических сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам о природе, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.);
  • продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на экологические и природные темы ), рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к рассказам, ситуациям;

Рис. №1. Формы работы с детьми по формирование экологически воспитанной личности

Рис. №2. Совместная деятельность воспитателя с детьми

Все выше перечисленные формы работы позволят наиболее эффективно решить поставленные задачи.

Перспективный план работы с детьми на 2020-2021г.г.

Старший дошкольный возраста (6-7г.)

м

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

1

  • НОД: «Мой край– Югра»
  • Выставка рисунков

«Мой любимый край».

  • Чтение стихов и

рассказов о ХМАО- Югре.

  • Формирование у детей знаний о родном крае. Познакомить с особенностями природы и климата.
  • Учить рисовать природу родного края. Развивать творчество детей, учить передавать красоту края. Активизировать словарь детей за счет новых слов.
  • Развивать речь детей посредством художественных произведений.

2

  • Рассматривание картинок: «Жители тайги (животные)».
  • Мультимедийная презентация «Что мы знаем о животных тайги?»
  • Расширить представление о жителях тайги ХМАО-Югры. Познакомить с тем, что животные-это часть природного сообщества, определить их рол в природе. Формировать любовь к родному краю.
  • Формирование у детей знаний о животных тайги.

3

  • Литературная гостиная :

«Песенки и стихи Югры».

  • Конкурс чтецов «Тебя мой край я восхваляю!».
  • Оформление фотовыставки

«Пейзажи Югры»

  • Познакомить с фольклором жителей Севера, знаменитыми поэтами и авторами книг ХМАО-Югры.
  • Развивать речевую активность детей, формировать любовь к родному краю.
  • Развивать творчество детей. Воспитывать любовь к родному краю.

4

  • Викторина: «Животный мир Югры».
  • Аппликация «Животные Югры».
  • Формирование представлений о животных обитающие территорию Югры. Учить узнавать и описывать обитателей, понимать значение животных в природе края.
  • Развивать творческие способности в процессе аппликации».

Но

5

  • Мультимедийная презентация
  • Сформировать представление о родном крае. Познакомить с

«Интересное-рядом».

  • Оформление фотовыставки «За грибами мы пойдем».

основными природными объектами края. Воспитывать интерес и любовь к родному краю.

  • Продолжать воспитывать любовь к природным богатствам края: грибам..

6

  • Мультимедийная презентация «Ягоды тайги-матушки».
  • Создание книги

«Правила поведения в тайге».

  • Сформировать представление о ягодах, их разнообразии.
  • Формировать знания о правилах поведения в лесу.

7

  • Мультимедийная презентация «История гриба».
  • Оформление памяток- правил «В гармонии с природой!».
  • Сформировать представление о разнообразии грибов, их рои в природе.
  • Формировать знания о правилах положительного воздействия на природу Югры.

8

  • Мультимедийная презентация «Жизнь птиц в лесу».
  • Экскурсия в парк Сайма».
  • День добра.
  • Познакомить детей с жизнью птиц в лесу. Расширить словарь за счет новых слов. Воспитывать бережное отношение к птицам.
  • Продолжать знакомить с природным и животным миром родного края.
  • Учить проявлять желание совершать добрые поступки в природе.

Декабрь

9

  • Мультимедийная презентация «Грибы Югры».
  • Фотовыставка «Эй, грибок, полезай в кузовок».
  • Продолжать формировать представления о грибах, растущих в Югре. Расширить словарь детей.
  • Воспитывать интерес к грибам, растущим в нашем крае.

10

  • Мультимедийная презентация «Растения Югры».
  • Сформировать представления о растениях, растущих в Югре. Расширить словарь детей. Учить

узнавать растения на картинках, гербарии.

11

  • Беседа «Кедр- батюшка».
  • Продолжить знакомить детей с

растениями края-кедром, его роли в жизни птиц и зверей.

12

  • Беседа «В лесу береза стояла».
  • Познакомить детей с березой, растущей в лесах Севера, ее

значением в природном сообществе..

Январь

13

  • Экскурсия на водоем.
  • Творческая мастерская

«Макет «Тайга»».

  • Сформировать представление о водоеме, развивать умение делать выводы и устанавливать причинно- следственные связи..
  • Развивать творчество детей, закреплять технические навыки.

14

  • Аппликация: «Гриб».
  • Рассматривание картинок о болотах ХМАО-Югры.
  • Учить наклеивать гриб, используя прием обрывания (мозаики)
  • Продолжать знакомить с болотами Югры, их особенностями..

15

  • Опыт «Загрязнение водоема»
  • Познакомить детей с негативным воздействием человека на водоем,

развивать познавательные процессы.

16

  • Мультимедийная презентация «Обереги».
  • Изучение возникновения оберегов коренных жителей. Знакомство и сравнение с современными оберегами.

Январь

17

  • Беседа «Кто живет в реке?».
  • Дать представление о том, какие рыбы живут в реке, развивать речь, познавательные процессы..

18

  • Чтение рассказов о Югре.
  • Знакомство с рассказами известных писателей о Югре.

19

  • Мультимедийная презентация «Мох».
  • Сформировать представления мохе, как природном объекте Югры, его роди в жизни животных.

20

  • Рассматривание фотографий о реках Югры.
  • Знакомство с реками Югры.

Февраль

21

  • Мультимедийная презентация

«Путешествие семечка»

  • Познакомить детей с с тем, что все деревья размножаются семенами.

22

  • Мультимедийная презентация «В гостях у болота».
  • Рассматривание фотографий «Ягоды нашего края».
  • Сформировать представления о том, кто живет на болоте, что растет на болоте. Как человек использует в быту.

23

  • Мультимедийная презентация «Деревья Югры».
  • Рассматривание
  • Продолжать формировать представления о деревьях, растущих в Югре. Расширить словарь детей. Учить узнавать деревья на картинках.

гербария «Растения

моего края».

24

  • Беседа «Правила

поведения на болоте»

  • Познакомить детей с правилами поведения на болоте.

Март

25

  • Аппликация «Ягодка морошка»
  • Расширять представления детей о ягодах, растущих в наших лесах.

26

  • Мультимедийная презентация «В гостях у Оби».
  • Оформление фотовыставки «Всей семьей-на рыбалку».
  • Познакомить детей с обитателям р. Обь, развивать словарь детей, воспитывать интерес к рыбам.
  • Развивать интерес к ловле рыбы, активному отдыху всей семьей на рыбалке.

27

  • Развлечение: «Мы- юные экологи!».
  • Закреплять знания о правилах поведения в природе..

28

  • Рисование «Ягоды нашего края».
  • Творческая мастерская

«Книжка-малышка о нашем крае».

  • Учить детей передавать красоту ягод, развивать знания о разнообразии ягод нашего края.

Апрель

29

  • Экологическая игра

«Хочу все знать!»

  • Дать представление о празднике.

30

  • НОД: «Птицы нашего края».
  • Сформировать представления о птицах нашего края.

31

  • Мультимедийная презентация «

«Луговые растения Югры».

  • Сформировать представления о луговых растениях нашего края.

32

  • Мультимедийная презентация «

«Растительность болота».

  • Сформировать представления о растительности болота нашего края.

Май

33

  • Праздник

«Здравствуйте, перелетные птицы!».

  • Дать представление о перелетных птицах

34

  • Чтение художественных произведений- Стих Курбановой Лилии Рафаиловны «Есть на карте у меня

Вся в болотах, вся в тайге - моя Югра».

  • Вызвать интерес к родному краю посредством художественных произведений.

35

  • Рисование
  • Учить рисовать тайгу, передавать

«Путешествие в

тайгу».

особенности.

36

  • НОД: «Речные богатства».
  • Сформировать представления о речных богатствах нашего края.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2021-2022г.

Младший дошкольный возраста (3-4г.)

м

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

1

  • Мультимедийная презентация: «Тебя люблю, мой край– Югра»
  • Выставка творческих работ: Моя Югра – заветный край России»
  • Чтение стихов и

рассказов о Сургуте, крае.

  • Систематизация знаний о родном крае. Познакомить с особенностями природы, природных богатств нашего края, красоты.
  • Развивать творчество детей, учить передавать красоту края. Активизировать словарь детей за счет новых слов.
  • Развивать речь детей посредством художественных произведений.

2

  • Рассматривание картинок: «Мы- маленькие жители Югры».
  • Мультимедийная презентация «Что мы знаем о Сургуте?»
  • Расширить представление о жизни детей в ХМАО-Югре. Познакомить с тем, что дети-это часть народа края.

Формировать знания о природных богатствах нашего края. Формировать любовь к родному краю.

  • Формирование у детей знаний о родном городе, его природных достопримечательностях.

3

  • Конкурс чтецов : «Моя Югра, тебя я восхваляю! ».
  • Оформление фотовыставки «Вода Югры»
  • Учить выразительно рассказывать стихи о ХМАО-Югре.
  • Развивать речевую активность детей, формировать любовь к родному краю.
  • Развивать творчество детей. Воспитывать любовь к родному краю, водному пространству.

4

  • КВН: «Животный мир Югры».
  • Аппликация «Один день из жизни белки».
  • Закреплять знания и представления о животных обитающих на территории Югры. Развивать мыслительные процессы, смекалку, находчивость.
  • Развивать творческие способности в процессе аппликации».

Ноябрь

5

  • Мультимедийная презентация «Что мы знаем о нефти?».
  • Оформление фотовыставки «Сургут- город нефти и газа».
  • Сформировать представление о нефти, ее положительном и отрицательном воздействии в природе. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Продолжать воспитывать любовь и уважение к родному городу.

6

  • Мультимедийная презентация «В гостях у озера».
  • Создание книги

«Водоемы Югры».

  • Сформировать представление об озере, его роли в природе.
  • Закреплять знания о водоемах Югры.

7

  • Опыт «Загрязнение воздуха»
  • Наблюдение за мхом.
  • Сформировать представление о воздействии людей на воздух, способах его загрязнения.
  • Продолжать знакомить с мхом и его ролью в природе.

8

  • Мультимедийная презентация «Рыбы севера».
  • Экскурсия в поселок

«Русскинские».

  • Познакомить детей с рыбами, обитающими в водоемах Севера.. Расширить словарь за счет новых слов. Воспитывать бережное отношение к рыбам.
  • Познакомить с природным и животным миром края.

Декабрь

9

  • Мультимедийная презентация «Растения леса Югры».
  • Фотовыставка «Мы в лесок ходили».
  • Сформировать представления о

растениях, растущих в лесу Югры. Расширить словарь детей.

  • Воспитывать интерес к грибам, ягодам, растущим в нашем крае.

10

  • Мультимедийная презентация «Красота Югры».
  • Рассматривание гербария.
  • Сформировать представления о

красоте природы Югры. Расширить словарь детей.

  • Учить узнавать растения на картинках, гербария.

11

  • Дидактическая игра «Во саду, на лугу, в лесу».
  • Продолжить знакомить детей с растениями леса, луга, сада.

12

  • Выставка «Домашний погребок».
  • Сформировать представления, как люди используют плоды на севере.

Январ

13

  • Экскурсия в культурно- исторический комплекс

г. Сургута.

  • Продолжать знакомить с особенностями и традициями

коренного народа хаты и манси.

  • Творческая мастерская

«Лесовичок».

  • Развивать творчество детей, закреплять технические навыки, знакомить лесовичком.

14

  • Аппликация: «На болоте».
  • Рассматривание картинок о природных объектах ХМАО-Югры.
  • Развивать знания о ягодах, растущих на болоте.
  • Продолжать знакомить с природными объектами Югры.

15

  • Опыт: «Загрязнение почвы».
  • Познакомить детей с тем, как люди загрязняют почву. Учить устанавливать причинно-

следственные связи.

16

  • Мультимедийная презентация «Нефть-это опасность!».
  • Познакомить с отрицательным

воздействием нефти на природу.

Январь

17

  • Беседа «На рыбалку».
  • Закрепить известных рыб нашего края, учить правилам поведения на водоеме.

18

  • День подвижных игр.
  • Развивать двигательную активность.

19

  • Мультимедийная презентация «Что растет у нас на

участке?»

  • Сформировать представления том, какие растения растут на участке.

20

  • Рассматривание

«Багульника».

  • Знакомство с багульником, растением тайги.

Февраль

21

  • Мультимедийная презентация

«Путешествие в лес»

  • Рисование «Мой край».
  • Познакомить детей как животные приспосабливаются к жизни в лесу, какие беды ждут их в лесу.
  • Развивать творчество детей, воспитывать любовь к краю.

22

  • Мультимедийная презентация «Снова в гостях у болота».
  • Рассматривание

«Ягоды нашего края».

  • Закрепить представления о том, кто живет на болоте, что растет на болоте.
  • Закрепить знания о ягодах, использовании их человеком,

животными, птицами.

23

  • Мультимедийная презентация

«Зимующие птицы».

  • Рассматривание гербария «Растения моего края».
  • Сформировать представления о зимующих птицах, обитающих в Югре. Расширить словарь детей.

Закрепить умение узнавать деревья на картинках.

24

  • Беседа «Зачем нужны шишки?»
  • Познакомить детей с тем, что все хвойные деревья имеют шишки.

Март

25

  • Наблюдение за шишками.
  • Аппликация «Шишки»
  • Расширять представления детей о шишках.

26

  • Игра «Собери рыбку».
  • Оформление фотовыставки «Обь».
  • Закрепить знания детей о рыбах, развивать словарь детей, воспитывать интерес к рыбам.
  • Развивать творчество в процессе создания работы.

27

  • НОД: «Почему птицы не тонут?».
  • Дать представление о том, что птицы имеют специальное строение и оперение, которое им не позволяет

тонуть.

28

  • Коллаж «Ягоды и грибы нашего края».
  • Творческая мастерская

«Лэп-бук: «Растения нашего края».

  • Развивать умения детей передавать красоту ягод, развивать знания о разнообразии ягод нашего края.

Апрель

29

  • Развлечение «Наш край- Югра»
  • Закрепить знания о Югре.

30

  • Викторина: «Птицы нашего края».
  • Закрепить представления о птицах нашего края.

31

  • Выставка рисунков

«Луговые растения Югры».

  • Закрепить представления о луговых растениях нашего края. Развивать творчество, фантазию, любовь к

растениям.

32

  • Игра «Что? Где? Когда?»

«Растительность болота».

  • Закрепить представления о растительности болота нашего края.

Май

33

  • Опыт «Загрязнение водоема»
  • Сформировать представление, как люди загрязняют водоемы, учить устанавливать причинно-следственные

и зависимые связи.

34

  • Выставка рисунков

«Что я знаю о Югре?»

  • Развивать творчество, фантазию, любовь к родному краю.

35

  • Викторина «В тайге».
  • Закрепить знания о природе тайги.

36

  • КВН «Правила

поведения в природе- знать каждому!»

  • Закрепить знания о правилах поведения в природе.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2022-2023г.

Средний дошкольный возраста (4-5л.)

м

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

1

  • НОД: «Тебя люблю, мой край– Югра»
  • Выставка рисунков «Я люблю Югру».
  • Чтение стихов и

рассказов о Сургуте, крае.

  • Познакомить с

достопримечательностями и особенностями родного края.

Познакомить с особенностями природы, природных богатств нашего края, красоты.

  • Развивать творчество детей, учить передавать красоту края. Активизировать словарь детей за счет новых слов.
  • Развивать речь детей посредством художественных произведений.

2

  • Рассматривание картинок:

«Путешествуем по Югре».

  • Мультимедийная презентация «Один день в Сургуте»
  • Сформировать знания о природных богатствах нашего края. Формировать любовь к родному краю.
  • Формирование у детей знаний о родном городе, его природных достопримечательностях.

3

  • Литературная гостиная:

«Люблю тебя мой край родной!».

  • Дидактическая игра

«Кто живет в лесу?»

  • Познакомить с произведениями о

крае, формировать любовь к родному краю.

  • Познакомить детей с лесными жителями-животными. Воспитывать любовь к родному краю.

4

  • Мультимедийная презентация:

«Животный мир Югры».

  • НОД «Белка в гостях уребят».
  • Познакомить с животными, обитающими на территории Югры. Развивать память, мышление.
  • Познакомить с белкой, ее особенностями внешнего вида, способах передвиженя.

Ноябрь

5

  • Мультимедийная презентация «Что мы знаем о птицах нашего края?».
  • Оформление фотовыставки

«Берегите птиц!».

  • Сформировать представление о птицах, живущих в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Учить бережно относиться к птицам.

6

  • Мультимедийная презентация «В гостях у озера».
  • Опыт: «Что такое воздух?»
  • Сформировать представление об озере, его роли в природе.
  • Познакомить с воздухом.

7

  • Опыт «Загрязнение воздуха»
  • Наблюдение за мхом.
  • Сформировать представление о воздействии людей на воздух, способах его загрязнения.
  • Познакомить с мхом и его ролью в природе.

8

  • Мультимедийная презентация «Рыбы севера».
  • Познакомить детей с рыбами, обитающими в водоемах Севера.. Расширить словарь за счет новых слов. Воспитывать бережное отношение к рыбам.

Декабрь

9

  • Мультимедийная презентация «Растения леса Югры».
  • Фотовыставка «Мы в лесок ходили».
  • Сформировать представления о

растениях, растущих в лесу Югры. Расширить словарь детей.

  • Воспитывать интерес к грибам, ягодам, растущим в нашем крае.

10

  • Рассматривание гербария.
  • Учить узнавать растения на картинках, гербария.

11

  • Дидактическая игра

«Что растет в лесу».

  • Познакомить с растениями леса.

12

  • Выставка «Домашний погребок».
  • Сформировать представления, как люди используют плоды на севере.

Январь

13

  • Рассматривание картинок о коренных жителях.
  • Творческая мастерская

«Лесовичок».

  • Продолжать знакомить с особенностями и традициями коренного народа хаты и манси.
  • Развивать творчество детей, закреплять технические навыки, знакомить лесовичком.

14

  • Аппликация: «На болоте».
  • Рассматривание картинок о природных объектах ХМАО-Югры.
  • Развивать знания о ягодах, растущих на болоте. Учить наклеивать круглые формы.
  • Продолжать знакомить с природными объектами Югры.

15

  • Опыт: «Загрязнение почвы».
  • Познакомить детей с тем, как люди загрязняют почву. Учить делать

несложные выводы.

16

  • Мультимедийная презентация «Правила поведения в природе».
  • Познакомить с отрицательным

воздействием людей на природу.

Январь

17

  • Беседа «Грибы-ягоды».
  • Познакомить с грибами и ягодами леса, учить правилам поведения в лесу.

18

  • День подвижных игр.
  • Развивать двигательную активность.

19

  • Мультимедийная презентация «Что растет у нас на

участке?»

  • Сформировать представления том, какие растения растут на участке.

20

  • Рассматривание

«Багульника».

  • Знакомство с багульником, растением тайги.

Февраль

21

  • Мультимедийная презентация

«Путешествие в лес»

  • Рисование «Мой край».
  • Познакомить детей как животные приспосабливаются к жизни в лесу, какие беды ждут их в лесу.
  • Развивать творчество детей, воспитывать любовь к краю.

22

  • Мультимедийная презентация

«Знакомьтесь-болото!».

  • Рассматривание

«Ягоды нашего края».

  • Сформировать представления о том, что такое болото, кто живет на болоте, что растет на болоте.
  • Закрепить знания о ягодах,

использовании их человеком, животными, птицами.

23

  • Мультимедийная презентация

«Зимующие птицы».

  • Рассматривание гербария «Растения моего края».
  • Сформировать представления о зимующих птицах, обитающих в Югре. Расширить словарь детей. Продолжать учить детей узнавать и правильно называть растения на картинках.

24

  • Беседа «Зачем нужны шишки?»
  • Познакомить детей с тем, что все хвойные деревья имеют шишки.

Март

25

  • Наблюдение за шишками.
  • Аппликация «Шишки»
  • Расширять представления детей о шишках.
  • Учить наклеивать готовые силуэты, дополнят деталями.

26

  • Игра «Найди рыбку».
  • Оформление фотовыставки «У реки».
  • Сформировать знания детей о рыбах, развивать словарь детей, воспитывать интерес к рыбам.
  • Развивать творчество в процессе создания работы.

27

  • НОД: «Питание
  • Дать представление о том, чем и как

животных в лесу».

питаются в лесу.

28

  • Коллаж «Ягоды и грибы нашего края».
  • Развивать умения детей передавать красоту ягод, развивать знания о разнообразии ягод нашего края.

Апрель

29

  • Развлечение «Наш край- Югра»
  • Закрепить знания о Югре.

30

  • Лепка: «Птицы нашего края».
  • Закрепить представления о птицах нашего края.

31

  • Наблюдение за птицами, прилетающими на

участок.

  • Познакомить с птицами нашего края, учить узнавать и называть птиц.

32

  • Дидактическая игра

«Воробушки и автомобиль»

  • Развивать двигательную активность.

Май

33

  • Опыт «Загрязнение водоема»
  • Сформировать представление, как люди загрязняют водоемы, учить

устанавливать причинно-следственные и зависимые связи.

34

  • Выставка рисунков

«Моя Югра»

  • Развивать творчество, фантазию, любовь к родному краю.

35

  • Наблюдение за шиповником.
  • Познакомить с шиповником.

36

  • НОД «Берегите природу!»
  • Закрепить знания о правилах поведения в природе.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2023-2024г.

Старший дошкольный возраста (5-6л.)

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

1

  • НОД

«Пресмыкающиеся нашего края»

  • Сформировать представление о пресмыкающихся нашего края.

2

  • Рассматривание картинок: «Насекомые нашего края ».
  • Расширить представление о жизни детей разнообразии насекомых. Формировать любовь к родному краю.

3

  • Экскурсия по участку.
  • Сформировать представление о том, что растет на участке.

4

  • Мастерская
  • Развивать творческие способности в

«Конструируем домик для птиц»

процессе аппликации и конструировании домиков для птиц.

Ноябрь

5

  • Беседа «Кто живет в лесу?»».
  • Продолжать воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Познакомить с тем, кто живет в лесу.

6

  • Мультимедийная презентация «Птицы нашего леса».
  • Создание книги

«Загадки о птицах».

  • Сформировать представление о птицах.
  • Развивать знания о птицах, живущих в нашем крае.

7

  • Рассматривание фотографий о родном крае.
  • Наблюдение за нефтью.
  • Сформировать представление о разнообразии нашего крае, его природном богатстве.
  • Сформировать представление о нефти.

8

  • Мультимедийная презентация «Как может погубить природу нефть».
  • Познакомить детей с тем, как пагубно может повлиять нефть на жизнь живой природы.

Декабрь

9

  • Мультимедийная презентация «Чем нас радует

Югра?».

  • Фотовыставка «Чудо- чудное».
  • Сформировать представления о Югре. Расширить словарь детей.
  • Воспитывать интерес к тайге.

10

  • Мультимедийная презентация

«Пресмыкающиеся Югры ».

  • Сформировать представления о пресмыкающихся, обитающих в Югре. Расширить словарь детей. Учить узнавать пресмыкающихся.

11

  • Бабушкин погребок.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощей и фруктов и их использовании

людьми в г. Сургуте.

12

  • Беседа «Что такое хвойные деревья».
  • Познакомить детей с хвойными деревьями Севера.

Январь

13

  • Творческая мастерская

«Рыбка».

  • Развивать творчество детей, закреплять технические навыки, учить с листиков делать аппликацию- рыбку.

14

  • Рассматривание картинок о коренных
  • Продолжать знакомить с

народах ХМАО-Югры и их деятельности».

особенностями и жизни коренного народа хаты и манси.

15

  • Творческая мастерская

«Бусы ханты и манси».

  • Познакомить детей с куклами- оберегами. Учить изготавливать куклу-оберег.

16

  • Мультимедийная презентация

«Священные животные народов ханты и манси».

  • Изучение возникновения поклонений священным животным коренными жителями .

Январь

17

  • Беседа «Как люди

занимаются сбором ягод и грибов».

  • Дать представление о том, как люди и манси занимаются рыболовством.

18

  • Праздник подвижных игр.
  • Развивать двигательную активность детей.

19

  • Мультимедийная презентация

«Перелетные и зимующие птицы».

  • Сформировать представления зимующих и перелетных птицах.

20

  • Рассматривание

«Кормушка».

  • Знакомство с кормушкой для птиц народных инструментов.

Февраль

21

  • Рисование «Ягоды и грибы моего края
  • Развивать творчество детей, воспитывать любовь к городу.

22

  • Мультимедийная презентация «В гостях у зимнего леса».
  • Рассматривание картинок «Рыбы».
  • Расширить представление детей о том, как животные переносят зиму.
  • Сформировать представления о том, какие рыбы обитают в водоемах.

23

  • Рассматривание гербария «Растения нашего участка».
  • Сформировать представления о растениях, растущих на участке. Расширить словарь детей. Учить узнавать растения.

24

  • Просмотр отрывка

фильма «Как играют детеныши животных»

  • Познакомить детей с тем, как играют детеныши животных

Март

25

  • Аппликация «В тайге»
  • Расширять представления детей о тайге, развить технические навыки.

26

  • Оформление фотовыставки «Мы гуляем на Сайме».
  • Уточнить представление детей о парке, его назначении.

27

  • Экскурсия в парк Сайма.
  • Расширять представления детей о крае.

28

  • Беседа: «Лягушка».
  • Продолжать знакомить с

представителями пресмыкающихся- лягушкой.

Апрель

29

  • НОД: «Птицы наших лесов».
  • Формирование представлений о птицах обитающих в лесах Югры. Учить узнавать и описывать обитателей, понимать значение птиц в природе края.

30

  • Развлечение: «Мой край– Югра»
  • Систематизировать у детей знаний о родном крае.

31

  • Аппликация «Пернатые друзья».
  • Продолжать знакомить с птицам края.

32

  • Литературная гостиная

: «Песенки и стихи о Сургуте».

  • Познакомить с фольклором жителей Севера, знаменитыми поэтами и авторами книг г. Сургута.

Май

33

  • Мультимедийная презентация

«Путешествия по лесу».

  • Сформировать представление о родном крае. Воспитывать интерес городу.

34

  • Беседа «Что мы знаем о парке реки Сайма?»
  • Формирование у детей знаний о родном городе, его

достопримечательностях.

35

  • Рисование «Лес»
  • Развивать творчество, воображение, развивать технические навыки рисования нетрадиционными

приемами.

36

  • Оформление

творческой выставки

«Люблю свой край!»

  • Развивать творчество детей. Воспитывать любовь к родному Сургуту.

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста на 2024-2025г.

Старший дошкольный возраста (6-7л.)

Тема занятия

Цель занятия

Октябрь

1

  • НОД «Хвойные деревья нашего края».
  • Сформировать представление о хвойных растениях нашего края.

2

  • Рассматривание картинок: «В тайге ».
  • Расширить представление о жизни разнообразии животных в тайге Формировать любовь к родному краю.

3

  • Экскурсия по участку.
  • Сформировать представление о том, что растет на участке.

4

  • Опыт «Свойства мха»
  • Развивать логическое мышление.

Ноябрь

5

  • Дидактические игры

«Угадай растение».

  • Закрепить знания о хвойных растениях нашего края.

6

  • Мультимедийная презентация «Птицы нашего леса».
  • Создание книги

«Загадки о птицах».

  • Сформировать представление о птицах.
  • Развивать знания о птицах, живущих в нашем крае.

7

  • Рассматривание фотографий о родном крае.
  • Наблюдение за

шишками хвойных растений.

  • Сформировать представление о шишках хвойных деревьев.

8

  • Мультимедийная презентация «Правила поведения в лесу.
  • Познакомить детей правилами поведения в лесу.

Декабрь

9

  • Мультимедийная презентация «Чем нас радует

Югра?».

  • Фотовыставка «В

каждом мгновении - чудо».

  • Сформировать представления о Югре. Расширить словарь детей.
  • Воспитывать интерес к тайге.

10

  • Мультимедийная презентация «Северные олени ».
  • Сформировать представления о северных оленях. Расширить словарь детей. Учить узнавать

пресмыкающихся.

11

  • Урожай года.
  • Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания овощей

и фруктов и их использовании людьми в г. Сургуте.

12

  • Беседа «Лекарственные
  • Познакомить детей с лекарственными

растения тайги».

растениями тайги.

Январь

13

  • Творческая мастерская

«Зимние зарисовки».

  • Развивать творчество детей, закреплять технические навыки, учить с листиков делать аппликацию.

14

  • Рассматривание картинок о коренных народах ХМАО-Югры и их деятельности».
  • Продолжать знакомить с особенностями и жизни коренного народа хаты и манси.

15

  • Творческая мастерская

«Чум».

  • Познакомить детей с чумом.

16

  • Мультимедийная презентация «Жизнь

народов ханты и манси».

  • Изучение жизни коренных народов.

Январь

17

  • Беседа «Как люди занимаются рыболовством».
  • Дать представление о том, как люди и манси занимаются рыболовством.

18

  • Праздник подвижных игр.
  • Развивать двигательную активность детей.

19

  • Мультимедийная презентация

«Перелетные и зимующие птицы».

  • Систематизировать представления зимующих и перелетных птицах.

20

  • Мастерская

«Кормушка».

  • Учить изготавливать кормушку

Февраль

21

  • Рисование «Ягоды и грибы моего края
  • Развивать творчество детей, воспитывать любовь к городу.

22

  • Мультимедийная презентация «Красота зимнего леса».
  • Рассматривание картинок «Рыбы Оби».
  • Расширить представление детей о красоте зимнего леса.
  • Сформировать представления о том, какие рыбы обитают в водоемах.

23

  • Рассматривание гербария «Растения нашего участка».
  • Сформировать представления о растениях, растущих на участке. Расширить словарь детей. Учить

узнавать растения.

24

  • Д/и « Детеныши животных»
  • Закрепить детенышей животных

Март

25

  • Аппликация «Северный олень»
  • Расширять представления детей о северном олене.

26

  • Оформление фотовыставки «Чем нас
  • Уточнить представление детей о парке, его назначении.

радует зима».

27

  • Экскурсия в парк Сайма.
  • Расширять представления детей о крае.

28

  • Беседа: «Лягушка».
  • Продолжать знакомить с

представителями пресмыкающихся- лягушкой.

Апрель

29

  • НОД: ««Из жизни норки»».
  • Формирование представлений о жизни норки.

30

  • Развлечение: «Я люблю Югру»
  • Систематизировать у детей знаний о родном крае.

31

  • Аппликация «Пернатые друзья».
  • Продолжать знакомить с птицам края.

32

  • Литературная гостиная

: «Песенки и стихи о Сургуте».

  • Познакомить с фольклором жителей Севера, знаменитыми поэтами и авторами книг г. Сургута.

Май

33

  • Мультимедийная презентация

«Путешествия по лесу».

  • Сформировать представление о родном крае. Воспитывать интерес городу.

34

  • Беседа «Что мы знаем о парке реки Сайма?»
  • Формирование у детей знаний о родном городе, его

достопримечательностях.

35

  • Рисование «Водоемы Югры»
  • Развивать творчество, воображение, развивать технические навыки рисования нетрадиционными

приемами.

36

  • Оформление

творческой выставки

«Мой любимый!»

  • Развивать творчество детей. Воспитывать любовь к родному Сургуту.

План работы с родителями на 2020-2025г.

Важным в реализации проекта является работа с родителями детей. Поэтому разработан план работы.

Период

Мероприятия

Дата проведения

2020-

2021г.

  • Деловая игра «Экологическая азбука».
  • Конкурс чтецов «Тебя мой край я восхваляю!».

Сентябрь Октябрь

  • Оформление фотовыставки «Пейзажи Югры»
  • Открытая НОД: «Югра - мой край родной»
  • Мастер-класс «Осенние фантазии»;
  • Беседа «Как соблюдать правила поведения в природе»

Ноябрь Январь Февраль Март

2021-

2022г.

  • Открытая НОД «Экологическая викторина

«Знатоки природы».

  • Открытая НОД «Поможем Лесовичку».
  • КВН «Правила поведения в природе-знать каждому!»
  • Экологический час: Мультимедийная презентация «Знакомьтесь-болото!».
  • Выставка рисунков «Ягоды нашего края».

Сентябрь

Декабрь Январь

Март Апрель

2022-

2023г

  • Совместный выход в парк реки Сайма.
  • Выставка поделок из природного материала

«Осенний калейдоскоп».

  • Экологический час: «Мультимедийная презентация: «Животный мир Югры».
  • НОД «Белка в гостях у ребят».
  • Творческая мастерская «Лесовичок».

Сентябрь Октябрь

Ноябрь

Декабрь Май

2023-

2024г.

  • Конкурс чтецов : «Моя Югра, тебя я восхваляю! ».
  • Оформление фотовыставки «Вода Югры».
  • Круглый стол «Путешествие в загадочную страну Природа»;
  • Выставка «Домашний погребок».
  • Экскурсия в культурно-исторический комплекс г. Сургута.
  • Клуб знатоков природы.

Сентябрь

Ноябрь Декабрь Январь Апрель Май

2024-

2025г.

  • Открытая НОД «Путешествие волшебников».
  • Экологический час: Мультимедийная презентация «Правила поведения в природе».
  • Буклет: «Перелетные и зимующие птицы».
  • Открытая НОД «Прогулка в зимний лес».
  • Экологический час: Мультимедийная презентация «Священные животные народов ханты и манси».
  • Смотр «Огород на окне».
  • Выставка «Люблю свой край!»

Сентябрь Ноябрь

Декабрь Январь Февраль Март

Апрель Май

План работы с воспитателями

Успех работы по формированию представлений о родном крае зависит от взаимодействия с воспитателями МБДОУ. Цель этой работы: развивать педагогическую компетентность педагогов в вопросе экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста посредством формирования представлений природе родного края.

Период

Мероприятия

Дата проведения

2020-

2021г.

  • Мастер-класс «Прощай, осень!».
  • Экологический час «Как животные живут зимой».
  • Выставка дидактических игр по экологии.
  • Мастер-класс «Лесовичок»

Сентябрь Октябрь Ноябрь Январь Февраль

2021-

2022г.

  • Консультация: «Особенности работы с детьми по формированию экологической

воспитанности».

  • Викторина: «Как вести себя в природе?»
  • Выставка книжек-малышек «Юный эколог».
  • Мастер-класс: «Лэп-бук в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Огород на окне

Сентябрь

Октябрь Декабрь Январь

Апрель

2022-

2023г

  • Буклет «Воспитываем юного эколога».
  • Выставка поделок из природного материала

«Осенние фантазии».

  • Мастер-класс: «Организация опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста».
  • Мастер-класс «Зимний лес».

  • Выставка книжек-малышек «Юный эколог».

Сентябрь Октябрь Декабрь Январь

Апрель

2023-

2024г.

  • Открытая НОД: «Мой край-Югра».
  • Открытая НОД: «Лес, как экологическая система».
  • Мастер-класс «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми

Сентябрь Октябрь

Декабрь

дошкольного возраста».

  • Открытая НОД : Рисование «Лес».

Апрель

Май

2024-

2025г.

  • Творческая мастерская «Осенний калейдоскоп».
  • Консультация «использование дидактических игр по экологии».
  • Мастер-класс «Создание мини-лабораториипо организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста».
  • Консультация «Художественные произведения в работе по формированию экологической

грамотности детей дошкольного возраста».

  • Смотр «Огород на окне».
  • Открытая НОД :Рисование «Тайга».

Сентябрь Октябрь Декабрь

Январь

Март Апрель Май

Перспективы дальнейшего развития проекта

Результаты реализации данного проекта, актуальность выбранной темы позволяют говорить о перспективах дальнейшего развития проекта и осуществление работы в следующих направлениях.

№ п/п

Направления в работе

Проводимые мероприятия

1.

Работа с

педагогами

  • ознакомление с особенностями работы по данному проекту;
  • ознакомление с методическими разработками по данному проекту;

-организация мероприятий на базе других

МБДОУ города.

2.

Работа с родителями

- оказание консультативной помощи в вопросах экологического воспитания ребенка;

-размещение консультативного материала на сайте МБДОУ, сайтах педагогических сообществ.

3.

Работа с детьми

- создание условий для дальнейшей работы;

-поиск использования новых форм, методов,

средств работы с детьми дошкольного возраста по данному направлению.

4.

Распространение собственного

педагогического опыта

  • публикация материалов по данной теме на сайтах ДОУ и педагогических работников;
  • участие в конкурсах и фестивалях

различных уровней;

-участие в мероприятиях, проводимых дошкольными учреждениями города.

Заключение

Сегодня очень важно сохранить природу нашего края. Это означает, что необходимо растить детей, в полной мере понимающих важность данной проблемы и желающих не только сохранить достояние природы родного края, но и преумножить.

Такую работу необходимо формировать начиная с дошкольного периода, так как он является важным периодом в жизни ребенка. В данном возрасте у детей закладываются основы экологической грамотности, позволяющие бережно относиться к природе.

Работа по проекту позволяет увидеть, как планомерная работа в данном направлении, меняет менталитет взрослых, формирует правильное отношение к природным объектам у детей дошкольного возраста. В ходе проекта использовались разные методы и формы работы с детьми, детская деятельность, в ходе которой решались задачи экологической направленности.

Формируя представления о природе родном крае, ребенок получает возможность осознать свою принадлежность родному краю, что в свою очередь, формирует любовь к Родине, краю, городу и характеризует его как патриота своей Родины.

Использованная литература

  1. http://dsalenka.ucoz.ru/index/sovremennye_formy_raboty_s_detmi/0-46. Современные формы работы с детьми
  2. http://www.novrosen.ru/Russia/regions/hant.htm        ФЕДЕРАЛИЗМ. РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. http://geografiyahmao.blogspot.ru/2011/10/blog-post_06.htmlПолезные ископаемые Югры.
  4. https://xn        8sbiecm6bhdx8i.xn--

p1ai/%D0%AE%D0%B3%D1%80%D0%B0.html        Природа,        растения        и животные Югры

  1. https://otherreferats.allbest.ru/ecology/00125845_0.html
  2. http://fb.ru/article/191647/vliyanie-cheloveka-na-prirodu-polojitelnoe-i- otritsatelnoe-vliyanie-primeryi.Влияние человека на природу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2.2. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях творческий

УровеньНазвание мероприятияГодМестоУчастники, призеры, победителиМуниципальныйКонкурс потначально-техническому моделированию и моделированию20162 местоШивит-Доржу АдельРегиональныйТаланты и поклоники2...

3.1, 3.2, 3.3 ДОКУМЕНТЫ К АТТЕСТАЦИИ. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно – спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно – спортивной деятельности, а также  их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соре...

Критерий 3: Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

3. Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Учи.руКонкурс "Мастер письма"Творческий конкурс памяти Василия Ланового "Пробуждая сердца". https://photos.app.goo.gl/s8u1C8p6M6CsJsvR9Школьница из Томари стала победительнице...

Выявление и развитие способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях

Наличие победителей, призеров, лауреатов олимпиад, конкурсов, фестивалей, смотров, физкультурно-спортивных соревнований, выставок творческих работ по преподаваемому предмету (направлению деятельности)...

Критерий 3. Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях....

Критерий 3. Выявление и развития способностей обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях.

3.1. Психологическое сопровождение подготовки и участия обучающихся, имеющих способности к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности3.2. - 3.3. Создание ус...