Рабочая программа по внеурочной деятельности. Экономика. 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Экономика. 1 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам. директора по ВР Директор МБОУ «СШ №25»
Протокол №1 от 31.08.22г. ______ М.В.Коя ______ Н.Ф. Белавина
Руководитель МО 31.08.2022г. Приказ № 502 от 31.08.22г.
_____ Л.Я. Байрамгулова
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Экономика»
общеинтеллектуальное направление
1 «А» класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Соловьёва Алёна Александровна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск,
2022 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Экономика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» и на основе Программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов общеобразовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы- чл. Корр. РАО И.А. Сасова. – Москва, Издательство «ВИТА- ПРЕСС», 2008, которая скорректирована в соответствии с ФГОС НОО.
Исходя из общей цели образования, направленной на достижение оптимального общего развития каждого школьника, курс «Экономика» в начальных классах решает следующие задачи:
- содействовать с помощью экономических категорий и понятий целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
- способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
- формировать знания, умения и навыки по экономике, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения курса в следующем звене школы;
- развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.
В связи с тем, что курс экономики ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.
С учётом специфики младшего школьного возраста основной целью обучения экономике учащихся младших классов является формирование начальных представлений об окружающих экономических условиях жизни и деятельности людей.
Задачи курса «Экономика»:
- формировать у учащихся представление об экономике как сфере деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения его потребностей;
- обеспечивать осознание младшими школьниками взаимосвязи труда человека с его результатами, приложенных усилий с успешностью деятельности;
- развивать основы потребительской культуры;
- расширять активный словарь учащихся, включая в него экономические термины;
- способствовать освоению на информационном и эмпирическом уровне новых социальных ролей — «покупатель», «потребитель» — и функций, их характеризующих;
- формировать бережливость, экономность, трудолюбие, щедрость;
- показать необходимость человеческих знаний и образования для формирования нового информационного общества и создания инновационной экономики.
Основные принципы, на которых построена программа:
1.Учёт наглядно-образного характера мышления младших школьников. В содержание программы по экономике вошли те явления, с которыми учащиеся уже встречались в жизни. Это позволяет решить задачу актуализации их жизненного опыта.
2. Ориентация на потребности ребёнка младшего школьного возраста и его интерес к разным сферам социальной жизни. В связи с этим одной из важных задач программы является развитие ценностных ориентаций в экономической сфере.
3. Преемственность и перспективность. В процессе изучения программы по экономике у младших школьников закладываются предпосылки для развития экономического мышления, необходимого для ориентации в современных рыночных условиях жизни, создаются условия для приобретения ими элементарных экономических представлений, на базе которых в основной и старшей школе формируются экономические понятия.
Общая характеристика курса
Начальное экономическое образование является одним из факторов, оказывающим влияние на становление личности ребенка в его отношениях к материальным и духовным ценностям. Реальность нашего времени требует, чтобы уже младший школьник знал, что такое потребности и ограниченность возможностей их удовлетворения, умел делать осознанный (экономически рациональный) выбор, представлял назначение денег, понимал, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, как создается богатство, как им возможно распорядиться. Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной жизни.
Курс «Экономика» в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществознание», «География», «Технология», «История», «Экономика» в основной школе.
Логика программы данного курса представляет собой систему содержательных линий. Она построена таким образом, что каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих. Программа раскрывает содержание курса «Экономика: первые шаги».
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения потребностей от уровня образования, от качества труда. Кроме того, они познают значение для человека природных богатств, вырабатывают бережное отношением к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.
При изучении курса «Экономика» ученики получают знания о семье как экономической единице общества, о важности взаимопомощи, поддержки между членами семьи при решении экономических вопросов. Обучающиеся узнают, что представляют собой такие качества личности как экономность, бережливость. Изучая тему «Труд», школьники осознают, как важно бережно относиться к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей. Таким образом, актуализируются их представления о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду. Тема «Богатство и бедность» поднимает вопросы этики: отношение к богатству и милосердию. Обучающиеся понимают, как важно заботиться не только о себе, но и о своих близких (и о членах своей семьи, и о тех, кто рядом, но нуждается в помощи).
Исходные положения программы:
- Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни.
- Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность.
- Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.
- Социально-экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Технологии организации внеурочной деятельности
- Уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающая технология.
Основные формы работы
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой, практической и исследовательской деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания, создание проектов.
Методы
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания).
- Объяснительно-иллюстративный.
Программой предусмотрено проведение занятий по экономике во внеурочной деятельности в 1 классе 1 ч в неделю, всего 33 ч. В 2–4 классах — 1 час в неделю, всего 34 ч.
Формы представления результатов.
- Анкетирование.
- Тестировании.
- Выполнении творческих заданий.
- Оформление фотовыставок.
- Оформление выставок работ.
- Портфолио.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Экономика».
Первый уровень результатов – школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень результатов – школьник ценит общественную жизнь, формируются позитивные отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов – школьник самостоятельно действует в общественной жизни, получение опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий.
Метапредметными результатами изучения курса «Экономика» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД.
- Бережное отношение к ресурсам, осознание необходимости экономии, рационального распределения времени, соблюдения режима дня.
- Формирование интереса и уважительного отношения к труду и людям труда.
- Бережное отношение к вещам, так как они представляют собой продукт труда многих людей, актуализация представлений о бережливости, аккуратности, уважении к человеческому труду.
- Понимание важности взаимопомощи, поддержки при решении экономических вопросов.
Регулятивные УУД.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Выпускник получит возможность научиться:
- работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, осуществлять обоснованный выбор и отвечать за последствия этого выбора;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Проектировать и выполнять проект, предусматриваемый удовлетворение определённой потребности, рациональное использование ресурсов, необходимость выбора.
Познавательные УУД.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД.
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Промежуточная аттестация осуществляется на основе безотметочного обучения по системе «Зачет/незачет».
Межпредметные связи:
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки «Введение в экономику» тесно связаны с русским языком, математикой, изобразительным искусством, окружающим миром. Решение задач и проблемных ситуаций с экономическим содержанием показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Математика: Построение и чтение столбчатых и круговых графиков. Решение математических задач с экономическим содержанием. Сравнение нескольких величин. Нахождение части от числа и числа по его части. Решение задач на сообразительность.
Русский язык: Написание сочинений. Подготовка сообщений. Обогащение словарного запаса детей. Ведение словаря экономических терминов. Разгадывание ребусов, шарад и другие занимательные задания. Решение проблемных ситуаций.
Изобразительное искусство: Выполнение творческих заданий в рисунке и чертеже.
Раскраска. Конкурсные задания по рисунку на экономические темы. Эстетичное оформление творческих работ и сообщений.
Окружающий мир: Экология родного края. Природные ресурсы. Потребности, необходимые для поддержания здоровья человека. Обычаи и жизнь народов разных стран. Города и страны.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В процессе экономического образования учащиеся получают представления о богатстве окружающего мира, воплощенном в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшие школьники начинают осознавать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов, подходят к пониманию роли денег как оценке результата труда людей.
1 класс
1. Необходимость изучения экономики (5 ч)
Основные понятия: экономика, хозяйство, наука, выбор.
Что такое экономика. Зачем надо изучать экономику. Связь экономики и ведения хозяйства (человека, семьи, предприятия, государства).
Экономика помогает понять, какие из желаний человека необходимо удовлетворять в первую очередь, предусматривает анализ выбора при ограниченных ресурсах для удовлетворения потребностей. Изучение экономики помогает людям лучше распорядиться свободным временем, деньгами, пищей, одеждой, жильем и т. п. Экономика научит, как зарабатывать себе на жизнь, почему необходимо помогать другим людям.
2. Потребности (15 ч)
Основные понятия: потребность, нужда, выбор, возможности, экономические блага, даровые блага, потребитель, безопасность, здоровье, образование, общение, уважение, интересы.
Разнообразие потребностей. Что нужно человеку для жизни. История неудовлетворенных потребностей. Потребности и возможности их удовлетворения. Классификация потребностей: физиологические потребности (пища, вода, воздух, одежда, жилье и др.), потребности в безопасности (защита от преступников, от стихийных бедствий, пожаров, помощь при несчастных случаях и болезнях, служба безопасности и др.), социальные потребности (любовь, дружба, общение, труд, образование и др.), потребность в уважении (отношения с людьми, потребность в знаниях, умениях, информации (необходимо образования для достижения поставленных целей), потребность в проявлении своих возможностей, интересов.
Итоговое занятие предусматривает проверку усвоения детьми основных экономических понятий (экономика, потребности и их классификация, выбор) и умения приводить примеры различных потребностей.
3. Источники удовлетворения потребностей (13 ч)
Основные понятия: ресурсы, экономические ресурсы, природные ресурсы, трудовые ресурсы, товары, услуги, торговля, производитель, потребитель, покупатель.
Ресурсы как ценности, запасы, источники для удовлетворения потребностей людей. Природные ресурсы: земля, воздух, вода, растительный и животный мир, полезные ископаемые. Трудовые ресурсы. Экономические ресурсы. Производство товаров. Оказание услуг. Обеспечение безопасности. Охрана здоровья, служба спасения. Обеспечение общения людей. Образование как необходимое условие удовлетворения потребностей. Условия для обеспечения уважения и проявления интересов человека.
Итоговое занятие. (1 ч)
Представления о понятиях: экономика, потребности (их классификация), ресурсы (их ограниченность), выбор.
Привести примеры: природных, экономических, трудовых ресурсов.
Проанализировать: за счет каких ресурсов могут быть удовлетворены те или иные потребности человека.
Материально – техническое обеспечение курса
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
Цифровые образовательные ресурсы:
Интернет- ресурсы.
1. Газета «1 сентября». – https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/04/26/festival-pedagogicheskih-idey-1-sentyabrya-metodicheskie
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school-collection.edu.ru/
3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – http://nachalka.info/
4. Образовательный портал «Учеба». http://uroki.ru/
5. http://www.openclass.ru
6. Методическая библиотека для преподавателей экономики http://econsib.narod.ru/urok.htm
7. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/
8. Учительский портал. Уроки – Экономика. http://www.uchportal.ru/load/136-1-2
Учебно – методическая литература.
- Сасова И.А., Нагуманова И.И. «Экономика». Для младших школьников. Методическое пособие для учителя. 1 класс. Изд. Вита. Москва, 2018.
- Сасова И.А. Экономика. Тетрадь творческих заданий. 1 класс. – М.:Вита-Пресс, 2018.
- Экономика для младших школьников 1 класс: Пособие для учителя. Авторы: Сасова И.А., Землянская Е.Н. – Москва: Вита – Пресс, 2010.
- Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. Сайт «Экономика в школе»
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Экономика»
(33 часа, 1 ч. в неделю) 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы проведения | Дата проведения | Причина корректировки | |
по плану | по факту | |||||
1. Необходимость изучения экономики. 5ч. | ||||||
1. | Вводный урок. | 1 | беседа | |||
2. | Что мы будем изучать? | 1 | диалог | |||
3. | Зачем изучать экономику? | 1 | беседа | |||
4. | Творческая игра «Введение в экономику» | 1 | игра | |||
5. | Практическая работа. | 1 | диалог | |||
2. Потребности. 15 ч. | ||||||
6. | Разнообразие потребностей. | 1 | беседа | |||
7. | Потребности в пище, воде, воздухе и тепле. | 1 | дискуссия | |||
8. | Потребность в безопасности и сохранении здоровья. | 1 | дискуссия | |||
9. | Практическая работа. | 1 | игра | |||
10. | Потребность в образовании. | 1 | дискуссия | |||
11. | Потребность в образовании. | 1 | диалог | |||
12. | Творческие зарисовки. | 1 | беседа | |||
13. | Потребность в общении и уважении. | 1 | беседа | |||
14. | Практическая работа. | 1 | викторина | |||
15. | Потребность в проявлении интересов. | 1 | игра | |||
16. | Потребность в проявлении интересов. | 1 | дискуссия | |||
17. | Творческие зарисовки. | 1 | игра | |||
18. | Игра «Я и мои потребности» | 1 | игра | |||
19. | Практическая работа. | 1 | викторина | |||
20. | Проверочная работа по теме «Потребности» | 1 | тест | |||
3. Источники удовлетворения потребностей. 13 ч. | ||||||
21. | Ресурсы. | 1 | беседа | |||
22. | Природные ресурсы. | 1 | беседа | |||
23. | Экономические ресурсы. | 1 | дискуссия | |||
24. | Творческие зарисовки. | 1 | игра | |||
25. | Практическая работа. | 1 | викторина | |||
26. | Трудовые ресурсы. | 1 | беседа | |||
27. | Производство товаров. | 1 | экскурсия | |||
28. | Производство товаров. | 1 | беседа | |||
29. | Оказание услуг. | 1 | дискуссия | |||
30. | Творческие зарисовки. | 1 | дискуссия | |||
31. | Практическая работа. | 1 | игра | |||
32. | Проверочная работа по теме «Источники удовлетворения потребностей» | 1 | тест | |||
33. | Итоговое занятие. | 1 | викторина | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)
Рабочие программы по внеурочной деятельности 4 класс ( Мир геометрии. Занимательная математика. Экономика.)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика" 3-4 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, содержание курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика" для 4 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика" для 4 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика"
Рабочая программа по внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика -первые шаги" 4 класс.
Курс экономики в начальной школе носит пропедевтический характер и подготавливает младших школьников к изучению экономического компонента предметов «Обществозна...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги", 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги", 4 класс2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги", 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экономика - первые шаги", 4 класс2021/2022 учебный год...