Рабочая программа по внеурочной деятельности. Социокультурные истоки. 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности. Социокультурные истоки. 1 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №25»
Рассмотрено «Согласовано» «Утверждено»
на заседании МО Зам. директора по ВР Директор МБОУ «СШ №25»
Протокол №1 от 31.08.22г. ______ М.В.Коя ______ Н.Ф. Белавина
Руководитель МО 31.08.2022г. Приказ № 502 от 31.08.22г.
_____ Л.Я. Байрамгулова
Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу
«Социокультурные истоки»
социальное направление
1 «А» класс
на 2022-2023 учебный год
Составитель:
Соловьёва Алёна Александровна,
учитель начальных классов
г. Нижневартовск
2022 год
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Социокультурные истоки» составлена в соответствии с Федеральным государственным компонентом государственного образовательного стандарта, авторских программ начального общего образования. Программа «Социокультурные истоки»разработана на основе авторской программы. «Истоки» И. А. Кузьмина, А.В. Камкина. Предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.
Изучение курса «Социокультурные истоки» в начальной школе направлено на достижение следующей цели: развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни.
В соответствии с целью курса выдвигаются следующие задачи:
- освоение социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга;
- развитие системы духовно-нравственных ценностей жизни;
- развитие целостного восприятия мира внешнего (социокультурная среда развития) и мира внутреннего (духовно-нравственного), способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу.
- раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни;
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки;
- развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их.
- посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке;
- продолжать формирование в ребенке ощущения этнического и социокультурного родства с окружающим социумом; уверенности в том, что это родство создает возможность самореализации.
Основные принципы, на которых построена программа:
- принцип доступности. Учет возрастных и индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей младшего школьного возраста.
- принципнаглядности. Иллюстративность, наличие дидактических материалов.
- принцип научности. Обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы.
Общая характеристика курса.
Введение курса «Истоки» дает возможность обогатить, вывести на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в образовании подходы по достижению учащимися социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и сфере культуры здоровья. Стандарт относит эти компетентности к ключевым, направленным на формирование основ самоопределения и социализации обучающегося. Социальная компетентность, связывая воедино знания, ценности и поведение человека, выступает конкретной формой духовно-нравственной направленности личности.
Методологическую основу данной программы составляет социокультурный системный подход в образовании. Он позволяет:
- развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
- осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней;
- создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
- обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
- В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется:
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
Программа направлена на развитие социокультурных ценностей личности с приоритетом духовной основы, формирование элементов управленческой культуры, эффективное общение на основе принципа диалогизма. Учебный курс сочетается с системой воспитания на социокультурной основе во внеучебной деятельности. Образовательный процесс основан на системно – деятельностном подходе, что соответствует основным идеям Стандарта.
Особенностью данного курса является его интегративный межпредметный характер, что отвечает требованиям Стандарта начального общего образования. Образование призвано обеспечивать и отражать становление системы личностных смыслов учащихся, что возможно на основе взаимодействия их с глубинными основами мира и личностного осознания этого взаимодействия. Узловыми точками данного процесса являются базовые социокультурные ценности, выступающие в качестве фундаментальных образовательных объектов.
Существенной характеристикой предлагаемой программы является направленность на реализацию принципов природо-, социо- и культуросообразности образования. С данных позиций образование и воспитание тем эффективнее, чем в большей степени оно вписано в контекст культуры, а ребенок активно овладевает и творчески развивает лучшие образцы культуры региона, нации, страны, мировой цивилизации.
В основе преподавания учебного курса «Истоки» лежит идея активного образования – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения.
В каждом активном занятии выделяются пять аспектов:
- Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки»;
- Коммуникативный – развитие способности эффективного общения;
- Управленческий – развитие управленческих способностей;
- Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов;
- Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Это позволяет выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, а также мотивации к обучению и социокультурного опыта. Именно о таком образовании идет речь в Стандарте начального общего образования.
Технологии организации внеурочной деятельности:
- уровневая дифференциация
- проблемное обучение
- моделирующая деятельность
- поисковая деятельность
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающая технология
Основные формы работы:
занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
- игра;
- беседа;
- диалог;
- дискуссия;
- тренинги;
- диагностика;
- викторины;
- работа над проектами;
- работа с литературой;
- работа в библиотеке;
- защита проектов;
- онлайн экскурсии.
Методы:
- Репродуктивный – (беседа, вопросы, тесты, анкетирование).
- Проблемный
- Частично-поисковый – (творческие задания).
- Объяснительно-иллюстративный.
Программа данного курса представляет систему занятий по общеинтеллектуальному направлению для учащихся начальных классов. Рассчитана на проведение 1 часа в неделю четыре года обучения (135 часов): 1 класс — 33 часа в год, 2-4 классы - 34 часа в год.
Формы представления результатов.
- Анкетирование.
- Тестировании.
- Выполнении творческих заданий.
- Оформление фотовыставок.
- Оформление выставок работ.
- Портфолио.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Социокультурные истоки».
Первый уровень результатов – школьник знает и понимает общественную жизнь, приобретает социальные знания, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом.
Второй уровень результатов – школьник ценит общественную жизнь, формируются позитивные отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов – школьник самостоятельно действует в общественной жизни, получение опыта самостоятельного социального действия. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий:
Метапредметными результатами изучения курса «Истоки» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД.
1. Реализовать свою потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности, направить ее на достижение творческой самореализации.
2. Учиться умению уважительно относиться к духовно-нравственным ценностям.
3. Учиться умению закреплять действия, способствующие восприятию, осмыслению и прочувствованию материала.
Регулятивные УУД.
1. Учиться умению отбирать эффективные способы решения задач при выполнении тренингов.
2. Уметь самостоятельно оценивать результаты работы путем сравнения его с результатами деятельности своих одноклассников в парах, группах.
3. Учиться проводить анализ и самоанализ деятельности при рефлексии.
Познавательные УУД.
1. Учиться осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Уметь сохранять информацию на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Учиться анализировать полученную информацию и использовать ее в организации работы на занятии.
4. Уметь участвовать в выполнении активных форм обучения.
5. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
6. Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы
7. Находить необходимую информацию в Интернете.
Коммуникативные УУД.
1. Учитывать позиции собеседника (соседа по парте).
2. Уметь договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении тренингов.
3. Уметь задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
Обучающиеся получат возможность:ценить духовно-нравственные категории, относиться к ним с уважением, осознавать их значение в формировании собственной культуры и мировоззрении;
- приобретать социокультурный опыт общения, управления собственной деятельностью и деятельностью группы.
- осознавать и понимать смысл духовно-нравственных категорий курса;
- формировать первый опыт мировосприятия и мироощущения через присоединение к духовно-нравственным ценностям;
- выражать свои впечатления от услышанной или прочитанной информации;
- преобразовывать полученную информацию при выполнении активных форм обучения;
- анализировать задания, планировать процесс работы, осуществлять поэтапный контроль за ходом работы;
- принимать совместное решение;
- анализировать свою работу, работу пары, группы.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Структурирование учебного материала органично осуществляется в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и здоровьесберегающей составляющих.
Тематика первого класса, в основном, сосредоточена на освоении ребенком средств и специфических источников ценностного познания, в качестве которых выступают «Слово», «Образ», «Книга», что наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию курса, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение как ценность и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении - слово, образ, книга, информация, путь, метод учения. Изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и по культурно-исторической, социально-правовой и другими надпредметным содержательным линиям. Обращение к содержательному обобщению «Мир» дает возможность опереться на расширение познавательных возможностей детей и раскрыть все содержательные линии образовательного стандарта, обеспечивая его достижение.
Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.
Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.
Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.
Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».
Книга традиционно является основным средством образования в школе. Четвертая тема позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. При необходимости учитель может дополнительно обратиться к тем великим книгам человечества, на которые опираются традиции семьи учащихся. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Социокультурные ценности-категории «Слово», «Образ», «Книга» выступают особо значимыми средствами духовно-нравственного и шире социокультурного познания ребенка, что отвечает информационно-методологической и культурно-исторической содержательным линиям в единстве и целостности их взаимосвязей с другими линиями.
Главными целями курса в 1-м классе являются:
- освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
- развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Результатом освоения курса будет развитие системы гуманистических отношений на различных уровнях:
межличностные отношения (ребенок - ребенок, ребенок – учитель, ребенок – родитель);
ценностные отношения (ребенок – культура, ребенок – природа, ребенок – социум);
Данная система отношений проявляется на вербальном и поведенческом уровнях, а также на уровне переживаний:
изменения в речи (диалогичность, доброжелательность, расширение лексических и психологических средств общения);
изменения в поведении – соответствие принятым нормам культуры;
обогащение мира переживаний – способность и готовность к сопереживанию, к сочувствию.
Таблица прохождения практической части программы
Тема | Всего часов | |
1 | Мир | 10 |
2 | Слово | 10 |
3 | Образ | 7 |
4 | Книга | 6 |
Всего: | 33 |
Материально – техническое обеспечение курса
- Компьютерная техника.
- Аудиотехника.
- Мультимедийная система.
- Цифровые образовательные ресурсы:
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
2. Сайт Рособразования
3. Федеральный портал «Российское образование»
4. Российский образовательный портал
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
6. Школьный портал
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
8. Российский портал открытого образования
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
10. Образовательный портал «Инфоурок»
11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»
- Интернет-ресурсы:
- https://nsportal.ru/user/897736/page/realizatsiya-programmy-sotsiokulturnye-istoki
- https://pritchi.ru/part_47
- https://mishka-knizhka.ru/pouchitelnye-rasskazy-dlya-detej/
- https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Социокультурные истоки»
(33часа, 1 ч. в неделю) 1 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» для 1 класса рассчитана на 32 часа. В реализации данной программы участвуют младшие школьни...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 3 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки" 3 класс
Духовно-нравственное направление...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 4 класс2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки", 4 класс2021/2022 учебный год...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социокультурные истоки"4 класс
Рабочая программа внеурочной деятельности " Социокультурные истоки" 4 класс...
