Модель формирования функциональной грамотности младших школьников
статья
Актуальные вопросы формирования функциональной грамотности младших школьников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Карпова Любовь Сергеевна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ пгт.Атамановка»
Аннотация:
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования функциональной грамотности младших школьников. Автором рассмотрены и проанализированы подходы к определению понятия и структуры функциональной грамотности. Значительное внимание уделяется характеристике данной категории, предложенной Н.Ф. Виноградовой. В статье описывается разработанная модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. В заключение высказано предположение, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Ключевые слова: международные исследования оценки качества образования, проблемы современного школьного образования, функциональная грамотность, структура функциональной грамотности, модель формирования функциональной грамотности младших школьников.
MODEL OF FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN.
Karpova L.S.
Primary school teacher
MOU «SOSH pgt.Atamanovka»
Annotation:
The article studies a current problem of forming functional literacy of primary school students. The authors consider and analyze approaches to the definition of the concept and structure of functional literacy. Considerable attention is paid to the characteristics of this category proposed by N.F. Vinogradova. The article describes the model developed by the authors for the formation of functional literacy of primary school children, which is indicative in nature. In the process of its application, the content of individual blocks can be specified or supplemented. In conclusion, the authors suggest that the result of the implementation of the presented model will be an increase in the level of formation of functional literacy of primary school students. The authors conclude that the process of developing functional literacy for junior schoolchildren will be effective, if functional literacy components and their basic characteristics are identified.
Key words: international studies of assessment of quality of education, problems of modern school education, functional literacy, structure of function- al literacy, model of formation of functional literacy of primary school students.
Сегодня одной из приоритетных целей развития нашей страны в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года является повышение конкурентоспособности и качества российского образования. Многими педагогами отмечено, что по результатам международных и национальных исследований оценки качества образования у российских школьников на достаточно высоком уровне сформированы предметные знания. При этом задания, предполагающие применение предметных знаний в условиях, связанных с реальными жизненными ситуациями, вызывают затруднения обучающихся. Среди основных направлений совершенствования общего образования РФ выделяют формирование и развитие функциональной грамотности школьников [1 – 7].
Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин включают в содержание понятия «функциональная грамотность» знания, умения, навыки, которые дадут возможность человеку адаптироваться во внешней среде и функционировать в ней [1, с. 342].
А.А. Леонтьев в определении функциональной грамотности делает акцент на постоянности процесса приобретения человеком знаний, умений, навыков и на способности использовать их в реальных жизненных ситуациях [7, с. 35].
Н.Ф. Виноградова представляет функциональную грамотность младшего школьника совокупностью определенных показателей. В качестве основных автор выделяет готовность успешно взаимодействовать с постоянно изменяющимся окружающим миром; возможность решать нестандартные задачи, как учебные, так и жизненные; способность строить социальные отношения в соответствии с нормами и правилами; сформированность рефлексивных умений [2, с. 16 – 17].
Основной вопрос международного исследования PISA позволяет определить функциональную грамотность как совокупность ЗУН (в настоящий момент – компетенций), которые дают возможность человеку полноценно функционировать в современном мире.
Анализируя различные подходы к определению понятия «функциональная грамотность», Г.С. Ковалева одной из основных ее составляющих выделяет умение человека использовать знания, умения и компетенции при решении различных задач. По мнению автора, функциональная грамотность, прежде всего,проявляется в решении нетиповых проблемных задач, которые выходят за пределы учебных ситуаций. Таким образом, с целью оценки уровня функциональной грамотности учителю целесообразно предлагать обучающимся нетипичные задания, связанные с реальными жизненными ситуациями [4, с. 33].
Среди недостатков российского образования на современном этапе Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [2, с. 11] выделяют:
- несформированность у обучающихся умения осуществлять смысловое чтение;
- затруднения при решении задач, предполагающих интерпретацию ин- формации;
- недостаточная сформированность умения осуществлять знаково-сим- волическое моделирование;
- затруднения в решении задач, требующих анализа, обобщения;
- неумение обучающихся высказывать предположения, строить доказательства.
Изучение обозначенной выше проблемы определило для необходимость разработки модели, целью которой является формирование функциональной грамотности младших школьников (рис. 1).
Рис. 1. Модель формирования функциональной грамотности младших школьников
Методологический блок модели включает цель и основные подходы: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и аксиологический.
Содержательно-операциональный блок представлен следующими компонентами:
- структура функциональной грамотности младших школьников;
- методы, формы организации обучения, виды заданий;
- обновление учебных и методических материалов;
- повышение квалификации педагогов.
Рефлексивно-оценочный блок включает процедуры контрольно-оценочной деятельности как учителя, так и обучающихся.
В процессе разработки модели сочтено необходимым более подробно остановиться на характеристике функциональной грамотности, предложенной Н.Ф. Виноградовой. Автор выделяет предметные компоненты, сответствующие основным учебным предметам НОО, и интегративные компоненты: языковая, математическая, естественнонаучная, литературная грамотность.
При проектировании процесса формирования функциональной грамотности младших школьников Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова[2] предлагают в качестве приоритетного вида деятельности обучающихся
рассматривать поисково-исследовательскую деятельность. Этот вид деятельности обучающихся должен быть направлен на формирование умений: выдвигать гипотезы, строить доказательства, оценивать возможность преодоления интеллектуального препятствия при его возникновении, работать с информацией (поиск, анализ, обобщение, интерпретация).
Особую роль в формировании функциональной грамотности младших школьников играет совместная деятельность обучающихся. Данная форма организации обучения способствует формированию познавательных и регулятивных учебных действий. Выявлению и минимизации трудностей в процессе формирования функциональной грамотности способствует учебный диалог.
Процесс формирования функциональной грамотности младших школьников будет эффективным при использовании специально сконструированной системы заданий:
– ситуационные задачи или задания, содержание которых приближено к реальной действительности и связано с различными сферами человеческой деятельности;
- задачи метапредметного содержания, которые могут быть решены при использовании предметных ЗУНов (информационные, поисково-исследовательские, творческие).
При этом задания должны соответствовать следующим критериям:
- контекст заданий предполагает решение проблемных ситуаций, связанных с повседневной жизнью;
- разнообразие заданий по типу (стандартные или интерактивные) и форме (с открытым ответом, с закрытым ответом, с развернутым ответом);
- представление заданий в различных информационных форматах (текст, таблица, график, схема, диаграмма и т.д.).
Можно выделить две основные цели использования специально сконструированной системы заданий: диагностическая (включая текущую оценку) – оценка достижения планируемых результатов и выявление реальных возможностей обучающихся, их индивидуальных затруднений; формирующая – достижение планируемых результатов на каждом этапе урока.
Формированию математической грамотности младших школьников способствует решение нестандартных задач, погружение обучающихся в ситуации, близкие к реальным. В качестве приоритетных стратегий и приемов работы с текстом можно выделить следующие: мозговой штурм, чтение про себя с вопросами, чтение про себя с остановками, чтение про себя с пометками, фишбон, дерево предсказаний, вопросы после текста, синквейн, кубик Блума, инсерт, двойной дневник, сюжетная таблица, кластер, интеллект-карта.
Одним из направлений повышения эффективности процесса образования, в частности формирования функциональной грамотности, мы определяем обновление учебно-методического обеспечения. Как показывает практика, несмотря на достаточно широкий выбор вариативных программ для начального образования, предлагаемое содержание не дает возможности в полной мере формировать функциональную грамотность младших школьников. Актуальным сегодня становится обновление учебных и методических материалов.
Одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики является решение вопроса по обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами. Сегодня необходимы механизмы, моти- вирующие учителей к совершенствованию профессиональных компетенций с учетом требований профессионального стандарта педагога, позволяющие осознать необходимость непрерывного профессионального развития. С целью совершенствования профессиональных компетенций учителей начальных классов в вопросах формирования функциональной грамотности младших школьников необходимо разработать и реализовывать обязательную программа КПК «Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы» трудоемкостью 72 часа. Содержание программы необходимо спроектировать с учетом профессиональных затруднений и дефицитов педагогов Забайкальского края. Также хотелось, чтобы кафедрой начального образования проводились методические мероприятия по вопросам формирования как функциональной грамотности в целом, так и отдельных ее компонентов.
Особую актуальность в процессе формирования функциональной грамотности имеет контроль динамики развития отдельных ее компонентов, как предметных, так и интегративных. Этим обусловлено выделение в модели рефлексивно-оценочного блока. Проектируя содержание данного компонента модели, мы опирались на основные виды контрольно-оценочной деятельности педагога и младших школьников, определенные М.И. Кузнецовой [5]. Ключевым видом контрольно-оценочной деятельности современного педагога автор определяет педагогическую диагностику. Данный вид диагностики дает возможность учителю получить полную объективную оценку учебных возможностей ребенка.
Одним из условий совершенствования качества образования является мониторинг образовательных достижений обучающихся. Уровень сформированности функциональной грамотности младших школьников оценивается в рамках международных (TIMSS, PIRLS) и национальных исследований (НИКО).
Таким образом, процесс формирования функциональной грамотности младших школьников будет эффективным, если:
- определены компоненты функциональной грамотности и их основные характеристики;
- спроектирована и реализуется специальная система задач и заданий, соответствующая критериям, описанным выше;
- организована поисково-исследовательская деятельность обучающихся;
- осуществляется контроль динамики отдельных компонентов функциональной грамотности.
В рамках данной статьи рассмотрена разработанная модель формирования функциональной грамотности младших школьников, которая носит ориентировочный характер. В процессе ее применения содержание отдельных блоков может быть конкретизировано или дополнено. Мы предполагаем, что результатом реализации представленной модели будет повышение уровня сформированности функциональной грамотности младших школьников.
Список литературы
- Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва, 2009.
- Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Москва, 2018.
- Ковалева Г.С. На пути решения стратегических задач. Вестник образования России. 2019; № 14: 49 – 52.
- Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности. Вестник образования России. 2019; №16: 32 – 36.
- Кузнецова М.И. Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников: пособие для учителя. Москва, 2014.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018).
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Под научной редакцией А.А. Леонтьева. Москва, 2003.
References
- Azimov `E.G., Schukin A.N. Novyj slovar’ metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam). Moskva, 2009.
- Vinogradova N.F., Kochurova E.`E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional’naya gramotnost’ mladshego shkol’nika: kniga dlya uchitelya. Moskva, 2018.
- Kovaleva G.S. Na puti resheniya strategicheskih zadach. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019; № 14: 49 – 52.
- Kovaleva G.S. Chto neobhodimo znat’ kazhdomu uchitelyu o funkcional’noj gramotnosti. Vestnik obrazovaniya Rossii. 2019; №16: 32 – 36.
- Kuznecova M.I. Sovremennaya sistema kontrolya i ocenki obrazovatel’nyh dostizhenij mladshih shkol’nikov: posobie dlya uchitelya. Moskva, 2014.
- O nacional’nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018). Available at: https://base.garant.ru/71937200
- Obrazovatel’naya sistema «Shkola 2100». Pedagogika zdravogo smysla. Pod nauchnoj redakciej A.A. Leont’eva. Moskva, 2003.











