«Образовательная робототехника» (Конструирование и робототехника для обучающихся 1 – 4 классов)
рабочая программа
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей начальных классов средствами робототехники.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»
«Рассмотрено» на методическом объединении Протокол № 1 от 24.08.2024 г. | «Рассмотрено» на методическом совете Протокол № 1 от 25.08.2024 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР 28.08.2024 г. | «Утверждаю» Приказ № 333 от 28.08.2024 г. |
Рабочая программа
«Образовательная робототехника»
(Конструирование и робототехника для обучающихся 1 – 4 классов)
Составитель
Боревич С.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
п. Малиновский
2024год
Пояснительная записка.
Рабочая программа «Образовательная робототехника» разработана в соответствии с ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ п. Малиновский».
Адресована для обучающихся 1-4 классов на основе программы «Основы робототехники» (автор Каширин Д.М.) с учетом методических разработок Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику и Злаказова А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе».
Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода.
Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.
При разработке рабочей программы за основу взяты требования, предъявляемые на соревнованиях, творческих выставках по робототехнике всероссийского уровня.
Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей начальных классов средствами робототехники.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;
- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей
- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).
Сроки реализации программы 1 года.
1 класс – 4 класс |
34 часа (34 учебные недели) |
По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами. В конце года творческая лаборатория – демонстрация возможностей роботов между группами. В конце года воспитанники в группах или индивидуально создают творческий проект и подготавливают творческий отчет.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Форма текущего контроля | Форма итогового контроля | |
Основные и внутренние и внешние устройства компьютера, принципы работы компьютера. Клавиатура. | Устный опрос по внутренним и внешним устройствам ПК, назначению клавиш в клавиатуре. | |
Операционная система WINDOWS. | Умение работать в WINDOWS – с окнами; с файлами и папками | |
Конструктор Lego WeDo | Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе Lego WeDo | |
Модели конструктора Lego WeDo | Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов | Самостоятельная работа |
Устройство механизмов | Письменный опрос | Таблица данных |
Межпредметные связи | Таблица ЗУНов | Таблица ЗУНов |
Роботы для участия в соревнованиях | Устный разбор моделей и программ | Проведение соревнования среди учащихся группы |
Форма организации занятий
Группы формируются по 16 человек: количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (8 конструкторов и 8 компьютеров). Учитывая различный уровень подготовки и возрастные качества воспитанников, разделы данной программы, темы занятий и количество часов, отводимые на них – варьируются.
Формы организации деятельности школьников:
- занятия коллективные, индивидуально-групповые, межуровневые (занятия для воспитанников, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят воспитанники, освоившие более высокий уровень);
- индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач;
Логика взаимодействия воспитанников и педагога на занятиях независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диалога, предъявления разумных требований, свободы проявления творческой личности. Педагог использует различные формы занятий в зависимости от стратегических и тактических целей и задач. Разнообразные формы предъявления учебно-познавательного материала делают содержание доступным, интересным и привлекательным.
Ожидаемые предметные результаты реализации программы
У обучающихся будут сформированы:
основные понятия робототехники;
основы алгоритмизации;
умения подключать и задействовать датчики и двигатели;
навыки работы со схемами.
Обучающиеся получат возможность научиться:
собирать базовые модели роботов;
составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;
использовать датчики и двигатели в простых задачах;
проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы;
Будут знать:
основные компоненты конструкторов Lego;
общие положения и основные принципы механики;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
приемы конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);
Содержание учебного предмета «Роботехника»
«Мир робототехники»
Этапы развития современной робототехники. «От легодента до конструктора», «Роботы вокруг нас» - видео презентации. Организация и содержание работы объединения. Правила действующие на занятиях Lego-конструирования. Требования педагога к учащимся на период обучения. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе.
Тема №1: «Основы построения конструкций»
Понятие конструкция и её элементы. Основные свойства конструкции: жёсткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность. Виды и способы крепежа деталей конструкций. Силы, действующие на сжатие и растяжение элементов конструкции. Отработка общих понятий «выше», «ниже», «правее», «левее» и т.д. на конструкторах лего. Понятие конструирования (постановка задачи). Способы и принципы описания конструкции (рисунок, эскиз, чертёж) их достоинства и недостатки. Как работать с инструкцией. Выбор наиболее рационального способа описания. Условные обозначения деталей конструктора (символы, терминология).
Практическая работа. Изготовление простейших конструкций по схемам.
Тема №2: «Простые механизмы и их применение»
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Понятие рычаг. Два вида рычагов и их практическое применение. Выигрыш в силе или скорости. Правило равновесия рычага. Динамические уровни управления движением. Принципы конструирования рычагов и рычажных механизмов. Определение блоков и их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам. Наклонная плоскость. Клин. Винт. Основные принципы работы машин и механизмов. Простейшие механизмы. Конструирование на примере простых механизмов.
Практическая работа. Создание рычажных и блочных механизмов с использованием готовых схем, технологических карт. Построение моделей с использованием простых механизмов.
Тема№3: «Ремённые и зубчатые передачи»
Ременные передачи: характеристика, элементы, виды, назначение, практическое использование. Зубчатые передачи: характеристика, элементы, виды, назначение, практическое использование. Зубчатые передачи под углом 90, их виды. Реечная передача. Понятие «редуктор». Технические характеристики повышающих и понижающих редукторов. Последовательность описания построенной модели. Практическая работа. Создание ременных и зубчатых механизмов с использованием готовых схем. Построение подвижных моделей с использованием технологических карт. Проектирование, сборка подвижной модели с использованием понижающего (повышающего) редуктор. Анализ творческих работ.
Тема№4: «Программно-управляемые модели»
Понятие «Робот». Основы робототехники. Правила робототехники. Знакомство с деталями конструктора ПервоРобот WeDo. Названия и назначения деталей. Изучение свойств электромотора, датчиков (движения- расстояния, наклона), мультиплексора. Типовых соединения деталей. Программное обеспечение для управления создаваемых моделей.
Практическая работа. Ознакомление с конструктором ПервоРобот WeDo. Сборка, программирование программно-управляемых моделей по видео инструкциям. Самостоятельное конструирование и программирование программно-управляемых моделей (подъёмный кран).
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов | Всего часов | В том числе: | |
Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные работы | Контрольные работы | |||
1 | Мир робототехники. | 5 | ||
2 | Основы построения конструкций | 4 | 1 | |
3 | Простые механизмы и их применение | 4 | 1 | |
4 | Передаточные механизмы | 5 | 1 | |
5 | Программно-управляемые модели | 16 | 1 | |
Итого | 34 | 2 | 2 | |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | № урока в теме | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Планируемая дата | |
Раздел 1. Мир робототехники (5 часов) УУД Регулятивные УУД: - формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: - роль машин и техники в жизни людей; - правила безопасной работы; Коммуникативные УУД: - формировать умение слушать и понимать других; Внеурочная деятельность: Викторина «Знакомство с технической деятельностью человека». | ||||||
1 | 1 | Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы вокруг нас. | 1 | Открытие нового знания | ||
2 | 2 | Среда конструирования - знакомство с конструкторами ЛЕГО | 1 | Открытие нового знания | ||
3 | 3 | Что такое робот? Виды современных роботов. | 1 | Открытие нового знания | ||
4 | 4 | Идея создания роботов. | 1 | Открытие нового знания | ||
5 | 5 | Возникновение и развитие робототехники. | 1 | Систематизация полученных знаний | ||
Раздел 2 Основы построения конструкций (4часов) УУД Регулятивные УУД: - планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели; Познавательные УУД: - знакомство с основами конструирования Коммуникативные УУД: - умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности; Внеурочная деятельность: Презентация « Управления роботов» (проект) | ||||||
6 | 1 | Конструкции: понятие, элементы. | 1 | Открытие нового знания | ||
7 | 2 | Основные свойства конструкции | 1 | Открытие нового знания | ||
8 | 3 | Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций. | 1 | Открытие нового знания | ||
9 | 4 | Проверочная работа по теме «Конструкции». | 1 | Развивающего контроля | ||
Раздел 3 Простые механизмы и их применение (4часов) УУД Регулятивные УУД: -оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла; - адекватное восприятие оценки педагога. Познавательные УУД: - умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию; Коммуникативные УУД: - умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности; - умение выслушивать собеседника и вести диалог; Внеурочная деятельность: Проект «Присядем». | ||||||
10 | 1 | Рычаги: понятие, виды, применение. | 1 | Открытие нового знания | ||
11 | 2 | Блоки: понятие, виды, применение. | 1 | Открытие нового знания | ||
12 | 3 | Конструирование сложных моделей. | 1 | Открытие нового знания | ||
13 | 4 | Самостоятельная творческая работа. | 1 | Отработки умений и рефлексия | ||
Раздел 4 Передаточные механизмы (5часов) УУД Регулятивные УУД: -оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла; - адекватное восприятие оценки педагога. Познавательные УУД: - умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию; Коммуникативные УУД: - умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности; - понимание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. - Внеурочная деятельность: Проект «Все смешаем». | ||||||
14 | Ременные передачи: виды, применение. | 1 | Открытие нового знания | |||
15 | Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. | 2 | Открытие нового знания | |||
16 | Реечные передачи. Передачи под прямым углом. | 3 | Открытие нового знания | |||
17 | Свободное занятие по теме «Ремённые и зубчатые передачи». | 4 | Отработки умений и рефлексия | |||
18 | Самостоятельная творческая работа. | 5 | Отработки умений и рефлексия | |||
Раздел 5 Программно-управляемые модели (16часов) УУД Регулятивные УУД: - формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя; - формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными. Познавательные УУД: -умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию; - знакомство с основами конструирования, моделирования и программирования; - использование средств ИКТ для решения творческих задач. - Коммуникативные УУД: - умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности; - умение представлять модель, рассказывать о ее возможностях; Внеурочная деятельность: Сковород на тему: «Детали конструктора LEGO». | ||||||
19 | 1 | Ведение в курс Робототехника. Закрепление знаний о механизмах. Инструктаж по ТБ и ПБ. | 1 | Отработки умений и рефлексия | ||
20 | 2 | Ознакомление с конструктором: ПервоРобот Lego WeDo. | 1 | Открытие нового знания | ||
21 | 3 | Ознакомление с визуальной средой программирования. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. | 1 | Открытие нового знания | ||
22 | 4 | Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка. | 1 | Открытие нового знания | ||
23 | 5 | Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник. | 1 | Открытие нового знания | ||
24 | 6 | Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики. | 1 | Открытие нового знания | ||
25 | 7 | Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий. | 1 | Открытие нового знания | ||
26 | 8 | Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта. | 1 | Открытие нового знания | ||
27 | 9 | Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана. | 1 | Открытие нового знания | ||
28 | 10 | Проектирование программно-управляемой модели: Вратарь. | 1 | Открытие нового знания | ||
29 | 11 | Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица. | 1 | Открытие нового знания | ||
30 | 12 | Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы. | 1 | Открытие нового знания | ||
31 | 13 | Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор. | 1 | Открытие нового знания | ||
32 | 14 | Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица. | 1 | Открытие нового знания | ||
33 | 15 | Проектирование и программно-управляемой модели: Рычащий лев. | 1 | Открытие нового знания | ||
34 | 16 | Проверочная работа по теме «Программно- управляемые модели». Защита проектов. | 1 | Развивающего контроля | ||
Список литературы
Для учителя | Для обучающихся |
Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™ (LEGO Education WeDo | |
«Уроки лего – констрирования в школе» А.С.Злаказов, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2016. – 119 с. | Интернет – ресурсы: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Мир лего», объединение образовательной робототехники «Андроид»
Лего-педагогика - одна из самых известных и распространенных ныне педагогиче-ских систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. На...

Образовательная робототехника
Для достижения результатов начального образования в учебном процессе нельзя обойтись без использования новых технологий, основывающихся на применении современных средств обучения. Одной из таких техно...
«Робототехника: конструирование и программирование»
Данная статья будет полезна учителям и родителям....

Консультация для родителей "Конструирование и робототехника в саду"
Консультация для родителей "Конструирование и робототехника в саду"В настоящее время во многих детских садах большую популярность приобретает такое направление дополнительного образован...

ФИЗИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Физический эксперимент является не столько средством наглядности, сколько необходимой базой и инструментом развития способностей обучающихся.Изучение физических законов и явлений на основе постановки ...

Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»
Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...
