«Образовательная робототехника» (Конструирование и робототехника для обучающихся 1 – 4 классов)
рабочая программа

Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей начальных классов средствами робототехники.

   Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:

- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;

- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;

- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Малиновский»

«Рассмотрено»

 на методическом объединении

Протокол № 1  

от  24.08.2024 г.

«Рассмотрено»

 на методическом совете

Протокол № 1

от  25.08.2024 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР 28.08.2024 г.

«Утверждаю»

    Приказ №  333

 от  28.08.2024 г.

Рабочая программа

 «Образовательная робототехника»

(Конструирование и робототехника для обучающихся 1 – 4 классов)

Составитель

                                                                                                                            Боревич С.В.

                                                                                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                                                                                    высшей   квалификационной

                                                                                                                     категории

п. Малиновский

2024год

Пояснительная записка.

Рабочая программа «Образовательная робототехника» разработана в соответствии с ФГОС НОО и основной образовательной программой начального общего образования МАОУ «СОШ п. Малиновский».

        Адресована для обучающихся 1-4 классов на основе программы «Основы робототехники» (автор Каширин Д.М.) с учетом методических разработок Копосова Д.Г. «Первый шаг в робототехнику и Злаказова А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе».

       

       Стремительное развитие робототехники в мире является закономерным процессом, который вызван принципиально новыми требованиями рынка к показателям качества технологических машин и движущихся систем.

      Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем они рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода. 

      Такую стратегию обучения легко реализовать в образовательной среде LEGO, которая объединяет в себе специально скомпонованные для занятий в группе комплекты LEGO, тщательно продуманную систему заданий для детей и четко сформулированную образовательную концепцию.

     При разработке рабочей программы за основу взяты требования, предъявляемые на соревнованиях, творческих выставках по робототехнике всероссийского уровня.

      Цель программы – развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей начальных классов средствами робототехники.

   Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих практических задач:

- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях связанных с изобретением и производством технических средств;

- приобщать к научно – техническому творчеству: развивать умение постановки технической задачи, сбирать и изучать нужную информацию, находить конкретное решение задачи и материально осуществлять свой творческий замысел;

- развивать продуктивную (конструирование) деятельность: обеспечить освоение детьми основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств, составлять таблицы для отображения и анализа данных;

- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей

- воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

 

    Сроки реализации программы 1 года.

1 класс – 4 класс

34 часа (34 учебные недели)

      По мере освоения проектов проводятся соревнования роботов, созданных группами. В конце года творческая лаборатория – демонстрация возможностей роботов между группами. В конце года  воспитанники в группах или индивидуально создают творческий проект и подготавливают творческий отчет.

      Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы    

Форма текущего контроля

Форма итогового контроля

Основные и внутренние и внешние устройства компьютера, принципы работы компьютера.

Клавиатура.

Устный опрос по внутренним и внешним устройствам ПК, назначению клавиш в клавиатуре.

Операционная система WINDOWS.

Умение работать в WINDOWS  – с окнами;

с файлами и папками

Конструктор Lego WeDo

Устный опрос назначение основных деталей в конструкторе Lego WeDo

Модели конструктора Lego WeDo

Устный опрос об устройстве моделей, их возможностях и способах программирования роботов

Самостоятельная работа

Устройство механизмов

Письменный опрос

Таблица данных

Межпредметные связи

Таблица ЗУНов

Таблица ЗУНов

Роботы для участия в соревнованиях

Устный разбор моделей и программ

Проведение соревнования среди учащихся группы

    Форма организации занятий

Группы формируются по 16 человек: количество воспитанников ограничивается техническими возможностями (8 конструкторов и 8 компьютеров). Учитывая различный уровень подготовки и возрастные качества воспитанников, разделы данной программы, темы занятий и количество часов, отводимые на них – варьируются.

         Формы организации деятельности школьников:

  • занятия коллективные, индивидуально-групповые, межуровневые (занятия для воспитанников, освоивших или осваивающих начальные уровни программы, проводят воспитанники, освоившие более высокий уровень);
  • индивидуальная работа детей, предполагающая самостоятельный поиск различных ресурсов для решения задач;

Логика взаимодействия воспитанников и педагога на занятиях независимо от избранной формы занятия строится на принципах: диалога, предъявления разумных требований, свободы проявления творческой личности. Педагог использует различные формы занятий в зависимости от стратегических и тактических целей и задач. Разнообразные формы предъявления учебно-познавательного материала делают содержание доступным, интересным и привлекательным.

   Ожидаемые предметные результаты реализации программы

У обучающихся будут сформированы:

основные понятия робототехники;

основы алгоритмизации;

умения подключать и задействовать датчики и двигатели;

навыки работы со схемами.

Обучающиеся получат возможность научиться:

собирать базовые модели роботов;

составлять алгоритмические блок-схемы для решения задач;

использовать датчики и двигатели в простых задачах;

проходить все этапы проектной деятельности, создавать творческие работы;

 Будут знать:

     основные компоненты конструкторов Lego;

     общие положения и основные принципы механики;

     конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов;

     виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

     приемы конструирования с использованием специальных элементов, и других объектов и т.д.);

Содержание учебного предмета «Роботехника»

 «Мир робототехники» 

    Этапы развития современной робототехники. «От легодента до конструктора», «Роботы вокруг нас» - видео презентации. Организация и содержание работы объединения. Правила действующие на занятиях Lego-конструирования. Требования педагога к учащимся на период обучения. Вводный инструктаж по соблюдению техники безопасности и пожарной безопасности при работе.

Тема №1: «Основы построения конструкций»

   Понятие конструкция и её элементы. Основные свойства конструкции: жёсткость, устойчивость, прочность, функциональность и законченность. Виды и способы крепежа деталей конструкций. Силы, действующие на сжатие и растяжение элементов конструкции. Отработка общих понятий «выше», «ниже», «правее», «левее» и т.д. на конструкторах лего. Понятие конструирования (постановка задачи). Способы и принципы описания конструкции (рисунок, эскиз, чертёж) их достоинства и недостатки. Как работать с инструкцией. Выбор наиболее рационального способа описания. Условные обозначения деталей конструктора (символы, терминология).

Практическая работа. Изготовление простейших конструкций по схемам.

Тема №2: «Простые механизмы и их применение»

   Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Понятие рычаг. Два вида рычагов и их практическое применение. Выигрыш в силе или скорости. Правило равновесия рычага. Динамические уровни управления движением. Принципы конструирования рычагов и рычажных механизмов. Определение блоков и их виды. Применение блоков в технике. Применение правила рычага к блокам. Наклонная плоскость. Клин. Винт. Основные принципы работы машин и механизмов. Простейшие механизмы. Конструирование на примере простых механизмов.

Практическая работа. Создание рычажных и блочных механизмов с использованием готовых схем, технологических карт. Построение моделей с использованием простых механизмов.

Тема№3: «Ремённые и зубчатые передачи»

  Ременные передачи: характеристика, элементы, виды, назначение, практическое использование. Зубчатые передачи: характеристика, элементы, виды, назначение, практическое использование. Зубчатые передачи под углом 90, их виды. Реечная передача. Понятие «редуктор». Технические характеристики повышающих и понижающих редукторов. Последовательность описания построенной модели. Практическая работа. Создание ременных и зубчатых механизмов с использованием готовых схем. Построение подвижных моделей с использованием технологических карт. Проектирование, сборка подвижной модели с использованием понижающего (повышающего) редуктор. Анализ творческих работ.

Тема№4: «Программно-управляемые модели»

  Понятие «Робот». Основы робототехники. Правила робототехники. Знакомство с деталями конструктора ПервоРобот WeDo. Названия и назначения деталей. Изучение свойств электромотора, датчиков (движения- расстояния, наклона), мультиплексора. Типовых соединения деталей. Программное обеспечение для управления создаваемых моделей.

Практическая работа. Ознакомление с конструктором ПервоРобот WeDo. Сборка, программирование программно-управляемых моделей по видео инструкциям. Самостоятельное конструирование и программирование программно-управляемых моделей (подъёмный кран).

Тематическое планирование

Наименование разделов

Всего часов

В том числе:

Практические, лабораторные, творческие, самостоятельные

работы

Контрольные

работы

1

Мир робототехники.

5

2

Основы построения конструкций

4

1

3

Простые механизмы и их применение

4

1

4

Передаточные механизмы

5

1

5

Программно-управляемые модели

16

1

Итого

34

2

2

Календарно-тематическое планирование

№п/п

№ урока в теме

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Планируемая дата

Раздел 1.  Мир робототехники (5 часов)

УУД

Регулятивные УУД:

- формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные УУД:

- роль машин и техники в жизни людей;

- правила безопасной работы;

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

Внеурочная деятельность: Викторина «Знакомство с технической деятельностью человека».

1

1

Организация работы кружка. Инструктаж по ТБ и ПБ. Роботы вокруг нас.

1

Открытие нового знания

2

2

Среда конструирования - знакомство с конструкторами ЛЕГО

1

Открытие нового знания

3

3

Что такое робот? Виды современных роботов.

1

Открытие нового знания

4

4

Идея создания роботов.

1

Открытие нового знания

5

5

Возникновение и развитие робототехники.

1

Систематизация полученных знаний

Раздел 2  Основы построения конструкций (4часов)

УУД

Регулятивные УУД:

-   планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;

Познавательные УУД:

-   знакомство с основами конструирования

Коммуникативные УУД:

-  умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;

Внеурочная деятельность:

Презентация « Управления роботов» (проект)

6

1

Конструкции: понятие, элементы.

1

Открытие нового знания

7

2

Основные свойства конструкции

1

Открытие нового знания

8

3

Готовые схемы-шаблоны сборки конструкций.

1

Открытие нового знания

9

4

Проверочная работа по теме «Конструкции».

1

Развивающего контроля

Раздел 3   Простые механизмы и их применение (4часов)

УУД

Регулятивные УУД:

-оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

- адекватное восприятие оценки педагога.

Познавательные УУД:

- умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;

Коммуникативные УУД:

-  умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;

 - умение выслушивать собеседника и вести диалог;

Внеурочная деятельность:

Проект «Присядем».

10

1

Рычаги: понятие, виды, применение.

1

Открытие нового знания

11

2

Блоки: понятие, виды, применение.

1

Открытие нового знания

12

3

Конструирование сложных моделей.

1

Открытие нового знания

13

4

Самостоятельная творческая работа.

1

Отработки умений и рефлексия

Раздел 4   Передаточные механизмы  (5часов)

УУД

Регулятивные УУД:

-оценивание творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла;

- адекватное восприятие оценки педагога.

Познавательные УУД:

- умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;

Коммуникативные УУД:

-  умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;

 -  понимание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

 - Внеурочная деятельность: Проект «Все смешаем».

14

Ременные передачи: виды, применение.

1

Открытие нового знания

15

Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике.

2

Открытие нового знания

16

Реечные передачи. Передачи под прямым углом.

3

Открытие нового знания

17

Свободное занятие по теме «Ремённые и зубчатые передачи».

4

Отработки умений и рефлексия

18

Самостоятельная творческая работа.

5

Отработки умений и рефлексия

Раздел 5  Программно-управляемые модели   (16часов)

УУД

Регулятивные УУД:

- формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя;

- формировать умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными данными.

Познавательные УУД:

 -умение использовать детали LEGO-конструктора в соответствии с их назначением, различать детали по внешнему виду и названию;

- знакомство с основами конструирования, моделирования и программирования;

- использование средств ИКТ для решения творческих задач.

- Коммуникативные УУД:

-  умение работать в паре и группе, эффективно распределяя обязанности;

 - умение представлять модель, рассказывать о ее возможностях;

Внеурочная деятельность: Сковород на тему: «Детали конструктора LEGO».  

19

1

Ведение в курс Робототехника. Закрепление знаний о механизмах. Инструктаж по ТБ и ПБ.

1

Отработки умений и рефлексия

20

2

Ознакомление с конструктором: ПервоРобот Lego WeDo.

1

Открытие нового знания

21

3

Ознакомление с визуальной средой программирования. Управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo.

1

Открытие нового знания

22

4

Проектирование программно-управляемой модели: Умная вертушка.

1

Открытие нового знания

23

5

Проектирование программно-управляемой модели: Непотопляемый парусник.

1

Открытие нового знания

24

6

Проектирование программно-управляемой модели: Ликующие болельщики.

1

Открытие нового знания

25

7

Проектирование программно-управляемой модели: Нападающий.

1

Открытие нового знания

26

8

Проектирование программно-управляемой модели: Спасение самолёта.

1

Открытие нового знания

27

9

Проектирование программно-управляемой модели: Спасение от великана.

1

Открытие нового знания

28

10

Проектирование программно-управляемой

модели: Вратарь.

1

Открытие нового знания

29

11

Проектирование программно-управляемой модели: Порхающая птица.

1

Открытие нового знания

30

12

Проектирование программно-управляемой модели: Танцующие птицы.

1

Открытие нового знания

31

13

Проектирование программно-управляемой модели: Голодный аллигатор.

1

Открытие нового знания

32

14

Проектирование программно-управляемой модели: Обезьянка-барабанщица.

1

Открытие нового знания

33

15

Проектирование и программно-управляемой модели: Рычащий лев.

1

Открытие нового знания

34

16

Проверочная работа по теме «Программно- управляемые модели». Защита проектов.

1

Развивающего контроля

Список литературы

Для учителя

Для обучающихся

Книга для учителя по работе с конструктором Перворобот LEGO ® WeDo™ (LEGO Education WeDo

«Уроки лего – констрирования в школе» А.С.Злаказов, Москва БИНОМ. Лаборатория знаний 2016. – 119 с.

Интернет – ресурсы:

http://legoengineering.com

http://robosport.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Мир лего», объединение образовательной робототехники «Андроид»

Лего-педагогика - одна из самых известных и распространенных ныне педагогиче-ских систем, широко использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка. На...

Образовательная робототехника

Для достижения результатов начального образования в учебном процессе нельзя обойтись без использования новых технологий, основывающихся на применении современных средств обучения. Одной из таких техно...

«Робототехника: конструирование и программирование»

Данная статья будет полезна учителям и родителям....

Консультация для родителей "Конструирование и робототехника в саду"

Консультация для родителей "Конструирование и робототехника в саду"В настоящее время во многих детских садах большую популярность приобретает такое направление дополнительного образован...

ФИЗИКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЮ И РОБОТОТЕХНИКЕ ДЛЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Физический эксперимент является не столько средством наглядности, сколько необходимой базой и инструментом развития способностей обучающихся.Изучение физических законов и явлений на основе постановки ...

Тема: «Возможности использования элементов технологий образовательной робототехники и легоконструирования в образовательном пространстве начальной школы»

Представляю работу робототехники.С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизирован...