Выступление на ШМО " Методы и приемы по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения
статья

Минеева Ольга Семёновна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo.docx35.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 с кадетскими классами»

Выступление на МО учителей начальных классов

Тема выступления:

«Методы и приемы по формированию читательской грамотности

на уроках литературного чтения».

подготовила:

учитель начальных классов

Минеева Ольга Семеновна

                                             Кстово, 2024 г.

Читать – это ещё ничего не значит:

 что читать и как понимать читаемое

 – вот в чём главное дело».

К. Д. Ушинский

В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала «падать». Дети предпочитают книге компьютер, телевидение, а результат, школьники не любят, не хотят читать и это отрицательно влияет на качество обучения …».

Учителя сталкиваются с проблемами:

  • многие дети имеют низкую скорость чтения;
  • зачастую они не понимают смысла, прочитанного из-за ошибок при чтении;
  • не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
  • затрудняются кратко пересказать содержание;

Возникает противоречие: с одной стороны, современный мир обрушивает на нас огромный объём информации, с другой стороны, наши дети мало читают, не обладают читательской грамотностью.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

Каковы же особенности формирования читательской грамотности:

1. Формирование навыка чтения (умение правильно прочитывать слова,

понимать смысл текста, выразительно читать).

2. Овладение техникой чтения.

3. Формирование читательских интересов.

Что же значит «уметь читать»?

В практике международного мониторинга читательской грамотности принято различать три основных читательских умения:

  1. Найти и извлечь (сообщение или информацию).
  2. Интегрировать и интерпретировать (сообщение), иначе говоря, связать и истолковать.
  3. Осмыслить и оценить (сообщение).

Формирование читательской грамотности у младшего школьника учитель выстраивает системную работу:

  1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста.

2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам.

3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.

Технологии и приёмы

по формированию читательской грамотности

Технология критического мышления (РКМЧП)

1.Приём «Шерлок».

Цель: увеличение угла обзора зрения и скорости чтения.

Описание: на листе бумаги напечатаны самые разные, не очень длинные слова. Они разрезаны на карточки и в произвольном порядке разложены перед ребёнком. Называется одно слово и предлагается его найти. Слова могут быть, например, такие: рама, кисель, стул, золото, мышь, ручка, рот, колено, лето, озеро, рак.
Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего.

2.Приём «Летом я поеду на море!»

Цель: развитие умения читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции.

Описание:

ученикам предлагается прочитать предложение «Летом я поеду на море!» с разной интонацией:

спокойно

с раздражением

радостно

со страхом

громко

тихо

грустно

весело

3.Приём «Прочитай поговорку правильно».

Цель: формирование осознанности чтения.

Описание: прочитать правильно, сосредоточиться на смысле поговорки

В гостях хорошо, а дома – хуже.

Ус хорошо, а два – лучше.

В темноте, да не в обиде.

Дыма без коня не бывает.

4.Приём «Реконструкция слова в составе предложения».

Цель: формирование умения осмыслить и оценить содержание предложений.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

Маша живёт недалеко от КОЛЫШ. Недалеко от школы... Маша.

Весна была АННЯЯР. Была ранняя...

Мороз сковал УЛИЖ. Лужи... мороз.

Птицы клевали НАРЁЗ. Клевали... зёрна.

5.Приём «Реконструкция двух слов в составе предложения».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: прочитай оба предложения. Определи недостающее второму предложению слово.

На опушке АСЕЛЦВЕРАСЛА ива. Ива расцвела на......

Фёдор ТАКАЕТ Аню на НАСКАХ. Аню на... катает...

6.Приём «Лови ошибку».

Цель: формирование умения правильно прочитывать слова.

Описание: в тексте в некоторых словах встречаются неправильные слова. Прочитай правильно.

Уходит ЕНЬОС. Часто идут ДИДОЖ. На ЦЕУЛИ дует сильный НЫЙЛОДХО ветер. ТИДЕ играют дома. Был КИЙЖАР день. Ярко светит НЫШСОЛКО. Папа, мама и я ХАПОЕЛИ к реке. РОШОХО летом возле воды. Несла девочка РОВЕД воды. Ведро ЛОБЫ худое. Вода ЛАТЕК на землю. А девочка была ДАРА. Ей нести стало ЧЕЛЕГ. Пришла она МОЙДО, а воды в ведре нет.

7.Приём «Письмо с дырками».

Цель: формирование читательского умения интегрировать и интерпретировать информацию текста.

Описание: вставь недостающие слова

(Ф.И.Тютчев «Зима недаром злится»)

Зима недаром злится,

Прошла ее ________ —

Весна _______ стучится

И ___________ со двора.

И все засуетилось,

Все ________ Зиму вон —

И ______________ в небе

Уж подняли ___________.

_________ еще хлопочет

И на ___________ ворчит.

Та ей в глаза ________

И пуще лишь шумит...

8.Приём «Синквейн»

Цель: развитие творческих способностей

Описание: Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Пишется оно по определенным правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль;

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;

4 строка – фраза, несущая определенный смысл;

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составление синквейна – это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля.

(В.А.Осеева "Почему"

Бум

Озорной, ласковый

Щекотал, обвинили, выгнали

В дверь скребётся, тоскует

Пёс.)

9.Приём «Работа с вопросником».

Цель: формирование умения самостоятельно работать с текстом.

Описание: детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

10.Приём «Тонкий и толстый вопрос».

Цель: закрепление навыка формулирования вопросов.

Описание: ребята сами задают вопросы

Кто … Что …

Как звали …

Правильно ли поступила…

Дайте объяснение, почему..

Оля съела... …

Предположите, что будет, если…

11.Приём: «Пол-арбуза».

Цель: увеличение темпа чтения.

Описание: прикрыть закладкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Необходимо прочитать текст, видя только верхушки букв или только нижнюю часть слов.

2 вариант игры. Изготовить карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрезать вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Далее данное упражнение усложняется, добавляется целые тексты.

12.Приём «Чтение в кружок».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Описание: озвучиваю задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

13.Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

Цель: развитие аналитического мышления.

Описание: применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

14.Приём «Уголки».

Цель: формирование умения вдумчиво читать, обнаруживать в тексте доводы.

Описание: можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

15.Приём «Написание творческих работ».

Цель: развитие творческих способностей.

Описание: детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение.

16.Приём «Чтение с остановками».

Цель: формирование вдумчивого чтения.

Описание: учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?".

Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте.

Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия.

Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.

17.Приём «Верите ли вы, что…».

Цель: систематизация имеющейся информации

Описание: учитель заранее подготавливает 10–15 вопросов, связанных с темой и содержанием домашней работы. Каждый вопрос должен начинаться с фразы: «Верите ли вы, что...». Некоторые вопросы должны содержать правильную информацию, некоторые — ошибочную.

18.Приём «Чтение с пометками»

Цель: формирование умения читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Описание: учитель предлагает обучающимся по ходу чтения текста на полях ставить значки:

«V» — знакомая информация;

«+» — новая информация;

«–» — я думал (думала) иначе;

«?» — это меня заинтересовало (удивило), хочу узнать больше.

                                              Технология продуктивного чтения.

Продуктивное чтение – это умение вычитывать все виды текстовой информации: фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде) концептуальной (основная идея текста, его главный смысл) подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»).

Технология включает в себя 3 этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения – (приём АНТИЦИПАЦИЯ - предвосхищение чтения, создание мотива для чтения.)

Виды антиципации: прогнозирование содержания текста:

  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
  • Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
  • Прогнозирование по начальным фразам абзацев позволяет определять характер заключённой в них информации, в определённой степени восстановить текст, из которого они взяты.
  • Прогнозирование по иллюстрации.
  • Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
  • Прогнозирование по ключевым словам.
  • Прогнозирование по выборочному чтению.
  • Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
  • Прогнозирование по первым строчкам абзацев. (Методика английского педагога Хамблина)
  • По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста

Использование приема антиципации на различных этапах работы с текстом может быть реализовано следующим образом.

II этап. Работа с текстом во время чтения  - изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором, вычитывание подтекста). Результат: интерпретация текста

  • Ищем скрытые вопросы
  • Задаём их автору
  • Сами прогнозируем ответы
  • Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
  • Включать воображение
  • Чем это можно объяснить?
  • Что из этого следует?
  • Что сейчас случится?
  • Почему именно так…?
  • Для чего…?

Задавая вопросы по ходу чтения, учитель вовлекает детей в процесс «вчитывания» в текст, учит вниманию к слову, показывает, что из себя представляет «диалог с автором» (постановка вопросов к тексту по ходу чтения и поиск ответов на них в тексте же).

      Во время чтения можно применять приемы прерывания чтения обучающихся: 

  • рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся;
  • «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?..», «Представили?..»;
  • формулировка максимально «свернутого», «сжатого» вопроса, не предполагающего дальнейшей беседы, например: «Догадались, почему?».

Памятка  Во время чтения

Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков подсказок:

  • В – найди, задай вопрос автору текста;
  • О – спрогнозируй ответ;
  • П – проверь себя по тексту.

III этап. Работа с текстом после чтения рефлексивное чтение

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Технология проблемного обучения

Она основана на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления.

Приведу примеры приемов создания проблемных ситуаций:

Тип

противоречия

Приемы создания проблемной ситуации

I. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”

Между двумя (или более) положениями

- Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

- «Столкнуть» разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания.

1) Проблемный вопрос перед чтением рассказа И. Соколова-Микитова «Листопадничек»:

- Как вы думаете, о ком пойдёт речь в рассказе?

2) Проблемное задание после работы над стихотворением А. Блока «Ветхая избушка»:

- Прочитайте стихотворение с грустью (1 вариант) и с радостью (2 вариант).

- Какое чтение правильно отражает настроение автора? Почему?

Между житейским представлением обучающихся и научным фактом

- Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". А затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности.

Ответить на вопрос заглавия к рассказу Л.Н. Толстого «Куда девается вода из моря?» до чтения текста. Затем сообщение учащегося о научном объяснении явления и вывод.

Для создания проблемных ситуаций используются также кроссворды, которые помогают определить тему урока или автора, а также выяснить уровень понимания произведения.

Проектная технология

Это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды

В своей работе по формированию читательской грамотности у младших школьников я использую приемы для отработки технической стороны чтения:

1. «Жужжащее чтение»

2. «Речевые разминки»

3. «Чтение вслух

4. «Чтение про себя»

5. «Хоровое чтение»

6. Чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу) или по-другому

7. «Буксир». Учитель начинает читать, затем продолжают дети.

8. «Чтение с остановками».

Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом является урок литературного чтения.

При использовании указанных приемов и методов работы у обучающихся я формирую навыки чтения (умение правильно прочитывать слова,

понимать смысл текста, выразительно читать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по теме "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода"

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения на основе коммуникативно-деятельностного подхода.Методические ...

"Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальных классах"

Что такое читательская грамотность? На этот вопрос можно найти ответ в данной презентации....

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе

Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения во 2-м классе...

Выступление ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. РАБОТА С БИОГРАФИЕЙ ПИСАТЕЛЯ НА ОСНОВЕ СДО

В данных методических рекомендациях представлен опыт работы  по формированию читательской грамотности на уроках литературного чтения над биографией писателя на  основе   СДО....

Использование современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения.

В статье раасказывается об использовании современных приемов для формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения....

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе" мастер - класс из опыта работы.

В презентации рассказывается о методах и приемах формирования читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения....

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Выступление на педагогических чтениях учителей муниципальных образовательных организаций города и района по теме "Функциональная грамотность как один из современных образовательных результатов&qu...