Мастер-класс "Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников".
материал (1, 2, 3, 4 класс)
В ходе мастер-класса педагоги знакомятся с разными приёмами по формированию креативного мышления у младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на моем мастер – классе. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать своё мнение.
- Назовите пожалуйста 10 способов использования обычного листа А4!
(Называют)
- Сейчас мы выполняли это задание коллективно – 10 способов использования обычного листа, и нам всем было легко и просто, потому что мы действовали сообща.
Подобных вопросов можно придумать немало. Ещё один из вариантов:10 способов использования губки для мытья посуды!
- Скажите пожалуйста, какие мы сейчас использовали с вами собственные качества для выполнения этого задания?
(смекалка, фантазия, креативность)
- Да,это всё составляющие креативного мышления. И тема моего мастер-класса (2 сл.)«Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников».
(3 сл.)-Все вы знаете, что основными компонентами функциональной грамотности являются: математическая грамотность, читательская грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Интересный факт, с 2021 года в качестве одного из ведущих компонентов вводится оценка креативного мышления.
(4 сл.)Существует множество определений понятия креативность:
креативность - это способность к преодолению шаблонного мышления, умение обойти стереотипы, способность решать задачи нестандартным способом;способность создавать новое на основе уже существующих знаний.
А что же такое креативное мышление?(называют)
(5 сл.) Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.
Показатели креативного мышления: (6 сл.)
1. Беглость (беглость идей)
2. Гибкость – способность с одной идеи переключаться на другую
3. Оригинальность – представление идеи каким-то необычным образом
4. Точность – исполнение, детализация идеи.
Существует множество заданий, с помощью которых можно развивать креативность у учеников начальной школы.Теперь мы с вами выполнимнекоторые упражнения, которые будут способствовать развитию креативного мышления.
Итак, первое упражнение:(7 сл.)
1. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго. Например, обы(чай)ка. (слайд8-ответ)
- ме(шок )олад; у(гол )ова;
- фор( ум)ник; гор(шок )олад;
- жел( ток)син; на( род)ня;
- вам(пир )амида; за(кон )ец;
- Молодцы, все справились с заданием
(9 сл.)Второе упражнение. Прочитайте внимательно и найдите в этом рассказе девять животных и птиц.
Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! (10 сл. Проверка)
- Кто нашел все 9 слов-ваше воображение очень развито.
-Кто нашел 5 и больше слов-вы бесспорно умеете нестандартно мыслить, но иногда вы неполностью раскрываете свой потенциал.
- А кто меньше 5 слов-ваша креативность не очень велика,может дело в том, что вы себя просто недооцениваете.
3 упражнение
(11 сл.)Пофантазируйте. Представьте, что при помощи волшебной палочки можно увеличить или уменьшить какую-либо часть тела у человека. Что хорошего или плохого будет, если:
Удлинить у человека руки?
Хорошо: можно достать нужную вещь, не вставая с места или дотянуться до мяча, закинутого на крышу, или поздороваться с другом через форточку.
Плохо: слишком длинные руки неудобно класть в карманы.
Удлинить нос?
Хорошо: можно узнать, что у соседей на ужин; можно понюхать цветы на клумбе, не наклоняясь к ним.
Плохо: такой нос будет мешать общению людей; будет мешать в общественном транспорте, будет слишком мёрзнуть зимой.
Можно взять любое утверждение и придумать доводы «за» и «против». Например: «Инопланетян нет».«Человек произошёл от обезьяны».
Доводы «за»: никто из присутствующих их не видел; другие планеты непригодны для жизни
Доводы «против»: некоторые люди утверждают, что видели их; некоторые учёные считают, что есть планеты, где могут быть условия для возникновения жизни
Выполняя данное упражнение у учащихся развивается оригинальность и гибкость мышления, воображение и речь.
- Упражнение
Креативное мышление подразумевает переход от слов к образам, а затем к действиям, и наоборот. Для того, чтобы визуализировать понятие, полезно прибегнуть к иллюстрациям.
1. Изобразите пословицу «Делу – время, потехе – час» в виде рисунка.
2. 4 класс ОРКСЭ
Задание: Нарисовать душу человека.
3. На что похоже это пятно?
4. Придумать пословицу с помощью рисунка.
5 Упражнение
Игра – самый эффективный способ развития креативного мышления у детей.
Придумайте и расскажите историю на основе картинки, которая вам выпадает.
- Упражнение
Головоломки и ребусы также способствуют развитию креативного мышления. Но здесь важно быть готовым прийти ребёнку на помощь, подвести его к решению, чтобы не создать ситуацию неуспеха для него.
- Упражнение
Подбирать ассоциации
Ассоциативность — или способность видеть связь между совершенно разными предметами и явлениями — придает мышлению ребенка гибкость, оригинальность и продуктивность, позволяет быстро найти нужную информацию.
- Найдите общее и различное между огурцом и бананом.
Ассоциативное мышление также развивается при составлении интеллект-карт: схем, раскрывающих понятие или явление с разных сторон.
- Составьте схему «Имя существительное».
8 Упражнение
Использовать задачи ТРИЗ
- ТРИЗ расшифровывается как «теория решения изобретательских задач». Это комплекс приемов мышления, которые помогают человеку находить самое эффективное и нестандартное решение для проблемы, с которой он не имел дела раньше.
-Придумайте кастрюлю, из которой не будет сбегать молоко.
- Придумайте фантастическое животное.
Есть теория, что левое полушарие мозга отвечает за логику, правое — за креативность. А значит, склонности и способности человека зависят от того, какое полушарие у него ведущее.
Как Вы наверняка знаете или догадываетесь, существует ряд типологий и классификаций личности. Меня заинтересовал психогеометрический тест Сьюзан Деллингер – доктора философских наук, известного американского психолога, специалиста по социальной психологии и тренера личностного роста. Она является основателем психогеометрии. Свои теории познания человека она выдвинула ещё в конце 70-х годов. Сегодня мы вместе с Вами пройдем психогеометрический тест, который определит Ваш тип личности. От Вас на самом деле потребуется лишь выбирать из представленных ниже на картинке фигур. Выберите фигуру, которая Вам больше остальных нравится. Сразу говорю, что лучше выберите ту фигуру, которая пришла Вам первой в голову и не думайте о том, что она может значить по результатам теста. Я попрошу это сделать всем кто присутствует в зале. (19 сл.)
Я вам раскрою тайну, каждая форма символизирует определённые ваши характеристики.
Например, люди, которые выбрали КРУГ, обычно являются душой компании. Это правило те люди, которые приносят пользу для всех. Они замечают, когда вы расстроены. Одной отличительной особенностью таких людей является добродушие.
- Люди, которые выбрали КВАДРАТ, более внимательны к деталям. Организованность, трудолюбие, пунктуальность - все об этом типе людей. Такие люди, возможно не самые креативные в своем окружении, но они умеют организовать себя и других людей
- Что же по поводу ТРЕУГОЛЬНИКОВ? Эти люди ориентированы на результат. Они энергичны внутри и снаружи. Треугольник - это ярко выраженный лидер.
- Люди, выбирающие ПРЯМОУГОЛЬНИК, как правило находятся в постоянном выборе между чем-то и чем-то. У них существует неопределенность и неуверенность внутри и это заметно по поведению таких людей. Но зато такие люди готовы к переменам, открыты ко всему новому, они готовы и хотят обучаться.
ЗИГЗАГИ – это креативные люди. Такие люди всегда создают что-то новое, они всегда находятся в процессе творчества.
- В конце хочу сказать, что данный тест, конечно, не дает 100% гарантию на результат. Но данный тест действительно показывает свою работоспособность.
Вот и подходит к концу мой мастер-класс. И пора проводить рефлексию.
На стикерах нарисуйте, пожалуйста, с чем у вас ассоциируется сегодняшний мастер-класс. Почему?
-Коллеги, спасибо вам за работу!Вы все креативные люди, так как в нашей профессии, без креативного подхода в обучении школьников, не будет результата.
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
| Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
|
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
| Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
|
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
| Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
|
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
| Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
|
Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
| Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова
|
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
Девять животных Вечер. Сижу как-то я на крылечке, только марь над лесом поднимается, туман густой, сыро. Скучно. Вижу – люстра у соседа только зажглась. Пойду его проведаю. А соседа моего зовут Капитоном Поликарповичем, он повар, любит пироги печь. Ох уж обрадовался он мне! | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приём технологии критического мышления как средство развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе
Прием технологии критического мышления "корзина идей" позволяет:быстро подготовить ребят к восприятию нового материала;научить видеть ошибки и исправлять их самостоятельно;научить видеть ...
Развитие функциональной грамотности у младших школьников в условиях реализации ФГОС.
Обучение ребёнка в школе в рамках действующей педагогической системы предполагает овладение и развитие им функциональной грамотности....

Креативное мышление как условие формирования функционально грамотной личности
Понятие "функциональная грамотность", креативное мышление, задания и упражнение на развитие...

Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»
Мастер-класс «Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у младших школьников»...

Статья "Креативное мышление как важный компонент функциональной грамотности."
В век бурного роста научно-технического прогресса, быстрых изменений обществу необходимы люди, способные креативно мыслить в сложных жизненных ситуациях, видеть мир принципиально в другом свете, прини...
Развитие функциональной грамотности у младших школьников на уроках математики и во внеурочное время
Развитие функциональной грамотности младших школьников определяется как одна из приоритетных целей образования. Инновации в обучении математики связаны с актуализацией математической грамотности как с...
Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности младших школьников
Мастер-класс посвящен актуальной теме. Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и соверше...
