Отчёт по самообразованию на тему "Решение задач на уроках математике как возможность развития логического мышления ученика"
статья

Попова Татьяна Сергеевна

Статья посвящена значимости развития логического мышления у школьников посредством уроков математики. Рассматриваются традиционные подходы к обучению, отмечая недостаток систематизированных методов и заданий, направленных на развитие логики. Предлагается использование различных активных методик, включая нестандартные задачи, интеллектуальные игры и творческие задания, позволяющие эффективно формировать навыки анализа, синтеза, дедукции и критического мышления. Подчеркивается необходимость интеграции этих подходов в учебный процесс для повышения эффективности образовательного результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчёт по самообразованию

учителя начальных классов МБОУ СОШ №55

Поповой Татьяны Сергеевны

на тему:

«Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика»

Цель: Повышение уровня развития логического мышления учащихся начальной школы посредством решения математических задач на уроках математики.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования логического мышления младших школьников.
  2. Подобрать и систематизировать разнообразные типы задач и головоломок, способствующих развитию мыслительных операций и критического мышления учеников.
  3. Сделать вывод об использовании задач на уроках математики.

«Главная задача обучения математике, причём с самого начала, с первого класса, – учить рассуждать, учить мыслить».

А. А. Столяр

В современном мире часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, ясно излагать свои мысли и логически рассуждать. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного курса обучения. Задача учителя математики – не просто давать знания, предусмотренные школьной программой, а способствовать формированию высокого уровня логического мышления школьников.

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса [1, ]. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы.

Математика, как ни одна другая наука даёт возможность глубокого и осмысленного перехода от наглядно-действенного к образному, а потом и к логическому мышлению. Объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения обосновывать суждения, развивать логическую интуицию.

Однако, конкретной программы логических приемов мышления, которые должны быть сформулированы при изучении данного предмета, нет. В результате работа над развитием логического мышления идёт без знания системы необходимых приёмов, без знания их содержания и последовательности формирования.

Используя в обучении математике различные методы, учитель применяет их так, чтобы они содействовали активизации мышления учащихся и, тем самым, способствовали его развитию [2, ]. Учитель должен владеть методикой работы над текстовой задачей, уметь заинтересовать учеников.

Наиболее эффективными средствами развития логического мышления являются дидактические игры, интеллектуальные разминки, логически–поисковые задания, тесты и другие упражнения занимательного характера, разнообразная подача которого эмоционально воздействует на детей. Дополнительные сведения активизируют учащихся, так как в них заложена смена деятельности детей: они слушают, думают, отвечают на вопросы, считают, составляют выражения, находят их значения и записывают результаты, узнают интересные факты; что не только способствует взаимосвязи изучаемых в школе предметов, но и расширяет кругозор и побуждает к самостоятельному познанию нового.

Традиционная программа по математике в основном включает стандартные задания: задачи, решаемые по определённому алгоритму, и примеры, для решения которых необходимо знание определённых приёмов вычислений. Совсем мало в учебниках упражнений и заданий на развитие логического мышления. При этом задания не выстроены в систему, даются, как правило, со “звёздочкой” специальная методическая работа с ними отсутствует. В результате при обучении математике по традиционным учебникам запас заученных знаний быстро кончается, и несформированность умения продуктивно мыслить неизбежно ведёт к появлению проблем.

Обучение на основе интегративной технологии деятельностного подхода способствует формированию познавательных интересов, глубоких и прочных знаний, личностных качеств.

Организация различных форм работы с логическими задачами

Основная работа для развития логического мышления должна вестись с задачей. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ:

- отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа;

- намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия);

- в результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи.

Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.

Наибольший эффект при этом может быть достигнут в результате применения различных форм работы над задачей:

1. Объяснение готового решения задачи (повторный анализ - это путь к выработке твердых знаний по математике).
2. Представление ситуации, описанной в задаче и ее моделирование:

а) с помощью отрезков. Например:

IMG_256

Бом выше Бима, Бим выше Бама. Кто из гномов выше всех?

б) с помощью рисунка. Например:

На грядке сидели 6 мышек. К ним подбежали ещё 3. Кот подкрался и схватил одну. Сколько мышек осталось на грядке?

IMG_257

в) с помощью чертежа. Например,

IMG_258

3. Решение задач с помощью таблицы.
4. Построение дерева возможностей.

От Бабы –Яги До Кощея ведут 3 дороги, а от Кощея до Кикиморы – 4 дороги. Сколькими способами можно дойти от Бабы- Яги до Кикиморы, если надо зайти к Кощею.

Кощей

IMG_259

Кикимора

  1. Самостоятельное составление задач учащимися.
  2. Решение задач с недостающими или лишними данными.

Работа над задачей с недостающими и лишними данными воспитывает у детей привычку лучше осмысливать связи между искомым и данными.

В первом букете ромашки. Это на 12 ромашек больше, чем во втором букете. Сколько ромашек в двух букетах

Заключение

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отличать гипотезу от факта, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию.

Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Основной целью математического образования должно быть развитие умения математически, а значит, логически и осознанно исследовать явления реального мира. Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1. Петухова, Л. И. О решении текстовых задач по математике
    Л. И. Петухова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Москва: Первое сентября, 2004. - С. 34.
  2. Василевский, А. Б. Обучение решению задач по математике / А. Б. Василевский. - Минск, 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация на тему: "Задачи с пропорциональными величинами как средство развития логического мышления на уроках математики в 4 классе.

В данной работе проведен анализ заданий  с  пропорциональными величинами в учебнике математики 4 класса ( авторы : Т.Е. Демидова ,С.А.Козлова, А.П.Тонких  ; УМК  "Школа 2100")...

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников

Решение текстовых задач на уроке математики как средство развития логического мышления младших школьников...

Сообщение по теме "Решение задач на уроках математика как возможность развития логического мышления ученика"

Сообщение по теме "Решение задач на уроках математика как возможность развития логического мышления ученика"...

Выступление на тему «Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика»

Выступление на тему:«Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика»...

Выступление на тему: "Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика"

Выступление по теме: "Решение задач на уроках математики как возможность развития логического мышления ученика". Расчитано на начальную школу....