Искусственный интеллект. Рабочие программы 1-2 класс.
рабочая программа
Искусственный интеллект. Рабочие программы 1-2 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 63.62 КБ | |
| 62.62 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОД ДЕСНОГОРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
216400 Смоленская область г. Десногорск, тел./факс (48153) 7-17-95 E-mail: dssh4@yandex.ru
«Рассмотрено» ________/Шубина О.С./ Протокол № | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _________/Косенкова В.А./ «___»_____________ 2025 г. |
«Утверждаю» Директор ___________/Антошина О.В./ Приказ № ____ от «___»____________2025 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Искусственный интеллект»
Возраст учащихся: 7 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шубина Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Десногорск
2025 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусственный интеллект» (далее - Программа «Искусственный интеллект») имеет социальную направленность.
Программа составлена в соответствии:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 27.07.2022. № 629)
- Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
- Устав МБОУ «СШ №4» г. Десногорска.
Актуальность программы
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что предназначен для подготовки школьников к систематизации знаний в сложноорганизованной, но одной из наиболее перспективных областей научного и технологического знания. Это - стратегически важное направление, которое обозначено в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве одной из сквозных цифровых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Принятая в 2019 г. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта ставит задачи разработки и внедрения модулей по искусственному интеллекту в рамках образовательных программ всех уровней, включая начальное общее образование, а также совершенствования системы подготовки кадров в этом направлении. На решение данной задачи и направлен настоящий курс.
Отличительная особенность программы
Содержание несколько аспектов представления области искусственного интеллекта, которые связаны с пониманием ИИ как научной области и технологии. Во-первых, фокус на приложениях ИИ в рамках целостной картины мира школьника, которая формируется на уроках. Школьники должны получить представление о том, насколько глубоко современные технологии искусственного интеллекта проникли в жизнь человека и общества, насколько широки возможности его применения. Вместе с тем внимание учащихся обращается на то, что эта взаимосвязь порождает множество вопросов этического и правового характера, а также вопросов, связанных с безопасностью. Школьники должны усвоить, что технологии искусственного интеллекта используют как инструмент достижения различных целей — экономических и социальных, но при этом могут быть затронуты интересы разных сторон. Это может быть, как вопрос непосредственного применения технологий, так и ситуации, когда принятие решения остается за алгоритмом. Важно представление о ситуациях небрежного и даже неправомерного применения технологий.
Второй аспект — это отдельные сферы прикладного использования технологий искусственного интеллекта. На кружке школьники узнают о машинном обучении, обработке естественного языка и голосовых помощниках, компьютерном зрении и способах применения искусственного интеллекта в науке, искусстве, спорте и играх. В ходе освоения этого материала у школьников формируется интерес к изучению отдельных областей искусственного интеллекта.
Доступность программы для различных категорий детей
По программе могут заниматься все желающие. Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей свободный.
Педагогическая целесообразность программа направлена на системное и целенаправленное знакомство обучающихся с понятием искусственного интеллекта и связанными с ним технологиями, методами, инструментами.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 7лет.
Срок освоения программы и режим занятий. Программа «Искусственный интеллект» рассчитана на 1 год обучения.
Программа рассчитана на 33 часа в год для обучающихся 1 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час (размер академического часа 40 минут).
Формы организации образовательного процесса: очная.
Занятия проводятся в группе численностью 10-15 человек.
Посещать данное объединение может каждый желающий.
Виды занятий:
- лекция;
- практикум;
- занятие;
- проект;
- индивидуальные консультации в рамках занятия.
Цель программы - становление у обучающегося устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих.
Задачи программы
Обучающие:
- развитие творческих способностей и логического мышления;
- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;
- развитие умения работать с программами по искусственному интеллекту и применять полученные теоретические знания на практике;
- введение основ точных наук, применяемых в реализуемой прикладной деятельности;
- расширение кругозора, с помощью дополняющих исторических справок и различных тематических отступлений;
- способствовать профессиональной ориентированности учеников, через понимание основ профессиональной деятельности в сферах, связанных с прикладным программированием.
- привить ученикам понимание того, что вышеуказанная интеллектуальная деятельность является принципиально познаваемой, а также того, что это познание обосновано фундаментальными принципами;
Развивающие:
- формирование умения самостоятельно принимать решения, влияющие на конечный результат деятельности;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- формирование культуры трудовой деятельности;
- формирование понятия социальной ответственности по отношению к результатам интеллектуальной деятельности.
Воспитательные:
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие социализации через решение прикладных задач в командах.
Планируемые результаты:
Образовательные:
-Иметь общее представление об искусственном интеллекте как о научной области и о направлениях прикладного применения технологии, его значении для человека;
- Иметь представление об областях применения искусственного интеллекта и решаемых с его помощью задачах;
- Иметь представление об этических вопросах применения искусственного интеллекта и связанных с ними социальных и экономических аспектах и последствиях;
- Иметь представление об области компьютерного зрения и задачах, которые она решает;
- Иметь представление об области обработки естественного языка, работе голосовых помощников и задачах, которые они решают.
Развивающие:
- Умение обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая и логику;
- Умение планировать необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- Умение описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- Умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели в ходе исследовательской 10 деятельности;
Воспитательные:
- Формирование у учащегося мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общества;
- Формирование у учащегося интереса к достижениям науки и технологий в области искусственного интеллекта;
- Формирование у учащегося установки на осмысленное и безопасное взаимодействие с приложениями искусственного интеллекта —различными устройствами и интеллектуальными системами, реализованными методами ИИ;
- Приобретение опыта творческой художественной деятельности, опирающейся на использование 9 современных информационных технологий, в том числе искусственного интеллекта;
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для успешного освоения программы «Искусственный интеллект» необходимо:
- рабочие места для учителя и учеников, оборудованные ноутбуками;
- средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).
Формы аттестации и контроля:
- практические задания;
- индивидуальный проект.
Оценочные материалы и методическое обеспечение программы – ПРИЛОЖЕНИЕ.
Учебный план
первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
11 | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Беседа |
22 | Информация вокруг нас | 5 | 3 | 2 | Практическая работа |
33 | Графический редактор PAINT | 9 | 5 | 4 | Практическая работа |
44 | Программа «Калькулятор» | 3 | 2 | 1 | Практическая работа |
55 | Текстовый редактор WORD | 14 | 7 | 7 | Практическая работа |
66 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Защита проекта |
Итого: | 33 | 18 | 15 | ||
Содержание учебного плана
Первый год обучения
- Вводное занятие.
Теория. Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Практика. Беседа по содержанию. Просмотр водеоролика «Техника безопасности при работе на компьютере»
2.Информация вокруг нас
Теория. Изучают основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов.
Практика. Учатся правильно подключать и выключать компьютер; отличать компоненты системного блока друг от друга. Изучают способы хранения информации, места хранения информации; как создавать и удалять файлы и папки.
3. Графический редактор PAINT
Теория. Беседа по содержанию. Знакомство с графическим редактором PAINT. Изучают способы создания, хранения и считывания документа.
Практика. Выполняют рисунок с помощью графических примитивов. Выполняют рисунок используя цвет в графике. Изменяют рисунок (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.).
Изобретают узоры. Работают на заданную или выбранную тему.
Выполняют рисунок по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый».
4. Программа «Калькулятор»
Теория. Беседа по содержанию. Знакомятся с программой «Калькулятор» Изучают виды калькулятора.
Практика. Выполняют задания с простейшими арифметическими действиями.
5. Текстовый редактор WORD
Беседа по содержанию. Знакомятся с работой в текстовом редакторе WORD. Узнают назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Изучают основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац).
Практика. Учатся создавать, хранить и считывать документ. Учатся выполнять
основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Учатся форматировать текст (изменять шрифт, оформлять абзац). Сохраняют файлы на дискету и загружают с дискеты. Знакомятся с режимом вставки (символов, рисунков). Учатся строить таблицы, копировать и перемещать текст.
6. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов за год.
Итоговый контроль: Защита проекта.
Календарный учебный график 1 год обучения
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Форма организации учебного процесса | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Беседа | «Вводное занятие» Беседа по содержанию. Просмотр водеоролика «Техника безопасности при работе на компьютере» | 1 | 1 | - | Беседа | |||
2 | Практическая работа | «Информация вокруг нас» Изучают основные элементы современного компьютера; принципы работы каждого элемента; рабочие характеристики элементов. Учатся правильно подключать и выключать компьютер; отличать компоненты системного блока друг от друга. Изучают способы хранения информации, места хранения информации; как создавать и удалять файлы и папки. | 5 | 3 | 2 | Практическая работа | |||
3 | Практическая работа | «Графический редактор PAINT» Беседа по содержанию. Знакомство с графическим редактором PAINT. Изучают способы создания, хранения и считывания документа. Выполняют рисунок с помощью графических примитивов. Выполняют рисунок используя цвет в графике. Изменяют рисунок (перенос, растяжение / сжатие, удаление и т.д.). Изобретают узоры. Работают на заданную или выбранную тему. Выполняют рисунок по стихотворению «У лукоморья дуб зеленый». | 9 | 5 | 4 | Практическая работа | |||
4 | Практическая работа | Программа «Калькулятор» Теория. Беседа по содержанию. Знакомятся с программой «Калькулятор» Изучают виды калькулятора. Выполняют задания с простейшими арифметическими действиями. | 3 | 2 | 1 | Практическая работа | |||
5 | Практическая работа | «Текстовый редактор WORD» Беседа по содержанию. Знакомятся с работой в текстовом редакторе WORD Узнают назначение, запуск/ закрытие, структура окна. Изучают основные объекты редактора (символ, слово, строка, предложение, абзац). Учатся создавать, хранить и считывать документ. Учатся выполнять основные операции с текстом. Внесение исправлений в текст. Учатся форматировать текст (изменять шрифт, оформлять абзац). Сохраняют файлы на дискету и загружают с дискеты. Знакомятся с режимом вставки (символов, рисунков). Учатся строить таблицы, копировать и перемещать текст. | 14 | 7 | 7 | Практическая работа | |||
6 | Защита проекта | «Итоговое занятие» Подведение итогов за год. Защита проекта | 1 | - | 1 | Защита проекта | |||
Итого | 33 | 18 | 15 | ||||||
Методическое обеспечение программы
Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:
Технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
Event-технология представляет собой такую форму организации совместной деятельности, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму со-бытийность. Именно эта технология поддерживает детскую индивидуальность, инициативу и самостоятельность.
Event - технология состоит из 6 этапов.
- Инициация – привлечение внимания коллектива
- Старт – эмоциональный отклик обучающихся, проявление желания принять участие в коллективной игровой деятельности.
- Подготовка - планирование этапов совместной деятельности, выполнение тренировочных мероприятий (репетиции, работы в мастерских и т. д)
- Пуск – яркий ритуал, запускающий деятельность.
- Действие - непосредственная деятельность обучающихся. (театрализация, проведение соревнования, мероприятия, квеста, проведение исследовательской деятельности и многое другое)
- Последействие – любое событие отличается от мероприятия наличием обязательной рефлексии.
Технология краутсорсинга. В настоящее время эта технология активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, перед обучающимися. В рамках парадигмы Краудсорсинга - решение задачи передается распределенной и многочисленной группе людей, за счет чего время достижения результата радикально снижается.
Технология картирования как эффективный инструмент для формирования компетенции ответственного выбора обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной и коллективной деятельности, потому что карта – это наилучший способ обозначить цель, определить средства достижения и предполагаемый результат. Технология является эффективной, потому что имеет естественную психологическую основу и превращает обучающегося в активного создателя собственного знания. Обучающийся выступает как субъект, сам выбирает главную тему, которая располагается в центре листа, и задает направления размышлению, связанные с ней причины, следствия, возможные действия, предполагаемый или возможный результат располагает вокруг.
В зависимости от образовательных задач мы используем разные виды карт, которые позволяют обучающимся визуально зафиксировать, увидеть и понять свои ресурсы и возможности, личные качества; вычленить качества личности, которые позволяют одним людям быть успешными, а другим создают проблемы в обществе. Карта – это удобный и наглядный способ конструирования мыслей в процессе становления ответственного выбора за свое дальнейшее действие.
Сократовский развивающее - вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос.
Репродуктивный метод обучения. Используется для закрепления знаний, умений и навыков путем точного воспроизведения по образцу.
Метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации.
Игровой метод. Используется как ведущий метод познания.
Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.
Методическое обеспечение:
- отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир;
- формирование пакета диагностических методик;
- комплектование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям деятельности детского объединения;
- использование технического оснащения занятий: проектор, экран, ноутбук;
- отслеживание и анализ результатов реализации программы;
- подготовка отчётной документации;
- формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям организации воспитательного процесса.
Перспективы развития программы «Искусственный интеллект»
- В результате работы «Искусственный интеллект» возрастает её популярность среди детей и подростков, общественности.
- В перспективе:
- изучение государственного и социального заказа в дополнительном образовании: разработка и реализация инновационных проектов, авторских форм работы;
- отбор и апробирование эффективных социально педагогических и психологических методик, ориентированных на развитие личности подростка, оценка достижений обучающихся;
- укрепление материально технической базы;
- обобщение опыта работы через методические семинары, издание сборников методических материалов из опыта работы, публикации педагогического опыта.
Список литературы
Для обучающихся:
- Философия сознания: Китайская комната// https://youtu.be/YNra6jb4qRg
- Сервисы для создания видеолекций:
- Сбер.Виспер – https://visper.tech/
- Synthesia - https://www.synthesia.io/ Elai – https://elai.io/
- Сервисы для обработки изображений:
- Сервис для рисования по наброскам – https://www.autodraw.com/ Раскрашивание фотографий/изображений – https://colorize.cc/ Увеличение изображений – https://letsenhance.io/
- Удаление фона – https://pixlr.com/ru/remove-background/
- Перенос стиля – https://reiinakano.com/arbitrary-image-stylization-tfjs/
- Генерация несуществующих людей, животных и объектов https://thispersondoesnotexist.com/
- Сервисы для работы с текстами:
- Яндекс.Рефераты – https://yandex.ru/referats/
- Яндекс.Криэйтор – https://yandex.ru/referats/creator
- Языковая модель от Сбер ruGPT – https://russiannlp.github.io/rugpt-demo/
- Сервис для автоматического создания учебных заданий (на англ. яз.) – https://www.canopy.study
- Сервис помощи в создании интернет-публикаций – https://writesonic.com/
Для педагога дополнительного образования:
- Гусейнова Г.Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4А. С. 190-195. DOI: 10.34670/AR.2022.15.34.021
- Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 84
- ГУУ адаптирует искусственный интеллект для российского образования. URL: https://guu.ru
- Лавренов А.Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. М., 2019. С. 660-666.
- Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы // Научный Татарстан. 2020. № 4. С. 84-89.
- Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 65-72.
- Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3/42. С. 117-118.
- Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 3-7.
- Садыкова А.Р., Левченко И.В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. № 3. С. 201-209.
Для родителей:
- Алан Тьюринг. Вычислительные машины и разум. М., 2018 (впервые опубликована в 1950).
- Гэри Маркус, Эрнест Дэвис. Искусственный интеллект: перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять. М., 2021. 328 с.
- Роджер Бутл. Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин. М., 2020. 432 с.
- Ян Лекун. Как учится машина. Революция в области нейронных сетей и глубокого обучения. М., 2021. 348 с.
- Эрик Тополь. Искусственный интеллект в медицине. Как умные технологии меняют подход к лечению. М., 2021. 440 с.
- Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения. М., 2022. 303 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусственный интеллект»
(диагностический инструмент для проведения промежуточной и итоговой аттестации)
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей, интеллектуальных умений | Беседа, опрос |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Проявления творческих способностей Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Практическое задание |
Промежуточная аттестация | ||
По окончании полугодия, года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Выяснение уровня самооценки обучающихся, осознание обучающимися значимости занятий. | Практическое задание |
Итоговый контроль | ||
В конце курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Определение уровня освоения обучающимися образовательной программы. | Защита индивидуальных проектов, тестирование |
Оценочные материалы
Согласно Положения о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СШ №4» проводится промежуточный и итоговый мониторинг обучающихся по освоению дополнительной общеразвивающей программы «Искусственный интеллект».
Диагностический материал | Цель | Форма фиксации результатов | Система оценки | Оценка результатов |
Промежуточная аттестация | Проверка знаний, умений и навыков | Результаты освоения программы | Шкала от 0 до 3 | Низкий уровень – 0 – 1 баллов Средний уровень – 2 балла Высокий уровень – 3 (за каждую практическую по баллу) |
Итоговый тест | Проверка знаний, умений и навыков | Результаты освоения программы | Шкала от 0 до 10 | Низкий уровень – 1 – 4 баллов Средний уровень – 5 –7 баллов Высокий уровень – 8 – 10 |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ДЕСНОГОРСК»
СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета МБОУ «СШ №4» г. Десногорска Протокол № 1 от «29» августа 2025 г. | УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ «СШ №4» г. Десногорска № 526 от «01» сентября 2025 г. ______________О.В. Антошина |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Искусственный интеллект»
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Шубина Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
г. Десногорск
2025 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусственный интеллект» (далее - Программа «Искусственный интеллект») имеет социальную направленность.
Программа составлена в соответствии:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- письмо Министерства просвещения РФ от 31.01.2022 г. № ДГ-245/06 «О направлении методических рекомендаций» Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 27.07.2022. № 629)
- Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
- Устав МБОУ «СШ №4» г. Десногорска.
Актуальность программы
Актуальность данной образовательной программы обусловлена тем, что предназначен для подготовки школьников к систематизации знаний в сложноорганизованной, но одной из наиболее перспективных областей научного и технологического знания. Это - стратегически важное направление, которое обозначено в Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве одной из сквозных цифровых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие приоритетных отраслей экономики и социальной сферы. Принятая в 2019 г. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта ставит задачи разработки и внедрения модулей по искусственному интеллекту в рамках образовательных программ всех уровней, включая начальное общее образование, а также совершенствования системы подготовки кадров в этом направлении. На решение данной задачи и направлен настоящий курс.
Отличительная особенность программы
Содержание несколько аспектов представления области искусственного интеллекта, которые связаны с пониманием ИИ как научной области и технологии. Во-первых, фокус на приложениях ИИ в рамках целостной картины мира школьника, которая формируется на уроках. Школьники должны получить представление о том, насколько глубоко современные технологии искусственного интеллекта проникли в жизнь человека и общества, насколько широки возможности его применения. Вместе с тем внимание учащихся обращается на то, что эта взаимосвязь порождает множество вопросов этического и правового характера, а также вопросов, связанных с безопасностью. Школьники должны усвоить, что технологии искусственного интеллекта используют как инструмент достижения различных целей — экономических и социальных, но при этом могут быть затронуты интересы разных сторон. Это может быть, как вопрос непосредственного применения технологий, так и ситуации, когда принятие решения остается за алгоритмом. Важно представление о ситуациях небрежного и даже неправомерного применения технологий.
Второй аспект — это отдельные сферы прикладного использования технологий искусственного интеллекта. На кружке школьники узнают о машинном обучении, обработке естественного языка и голосовых помощниках, компьютерном зрении и способах применения искусственного интеллекта в науке, искусстве, спорте и играх. В ходе освоения этого материала у школьников формируется интерес к изучению отдельных областей искусственного интеллекта.
Доступность программы для различных категорий детей
По программе могут заниматься все желающие. Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей свободный.
Педагогическая целесообразность программа направлена на системное и целенаправленное знакомство обучающихся с понятием искусственного интеллекта и связанными с ним технологиями, методами, инструментами.
Адресат программы: программа рассчитана на детей 8 лет.
Срок освоения программы и режим занятий. Программа «Искусственный интеллект» рассчитана на 1 год обучения.
Программа рассчитана на 34 часа в год для обучающихся 2 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 1 академический час (размер академического часа 40 минут).
Формы организации образовательного процесса: очная.
Занятия проводятся в группе численностью 10-15 человек.
Посещать данное объединение может каждый желающий.
Виды занятий:
- лекция;
- практикум;
- занятие;
- проект;
- индивидуальные консультации в рамках занятия.
Цель программы - становление у обучающегося устойчивого интереса к освоению данной области знания и формирование у него базовых представлений о возможностях взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта для решения прикладных задач, продуктивного использования на благо себе и окружающих.
Задачи программы
Обучающие:
- развитие творческих способностей и логического мышления;
- развитие образного, технического мышления и умения выразить свой замысел;
- развитие умения работать с программами по искусственному интеллекту и применять полученные теоретические знания на практике;
- введение основ точных наук, применяемых в реализуемой прикладной деятельности;
- расширение кругозора, с помощью дополняющих исторических справок и различных тематических отступлений;
- способствовать профессиональной ориентированности учеников, через понимание основ профессиональной деятельности в сферах, связанных с прикладным программированием.
- привить ученикам понимание того, что вышеуказанная интеллектуальная деятельность является принципиально познаваемой, а также того, что это познание обосновано фундаментальными принципами;
Развивающие:
- формирование умения самостоятельно принимать решения, влияющие на конечный результат деятельности;
- формирование эстетического отношения к действительности;
- формирование культуры трудовой деятельности;
- формирование понятия социальной ответственности по отношению к результатам интеллектуальной деятельности.
Воспитательные:
- развитие умения творчески подходить к решению задачи;
- развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
- развитие социализации через решение прикладных задач в командах.
Планируемые результаты:
Образовательные:
- Применять освоенные знания и практические умения в самостоятельной интеллектуальной и практической деятельности;
- Иметь общее представление об искусственном интеллекте как о научной области и о направлениях прикладного применения технологии, его значении для человека;
- Иметь общее представление об областях применения искусственного интеллекта и решаемых с его помощью задачах;
- Иметь общее представление об области компьютерного зрения и задачах, которые она решает;
- Иметь общее представление об области обработки естественного языка, работе голосовых помощников и задачах, которые они решают.
- Проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
- Формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях. Работа с информацией: 1) использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
- Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки;
- Находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию;
- Читать и интерпретировать графически представленную информацию: схему, таблицу, иллюстрацию;
- Соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (с помощью учителя);
- Анализировать и создавать текстовую, видео-графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- Фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма).
Развивающие:
- Осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития;
- Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств;
- В диалоге задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников;
- Признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты;
- Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- Конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами;
- Находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни.
Воспитательные:
- Планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи;
- Выстраивать последовательность выбранных действий и операций;
- Осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;
- Находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
- Корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
- Объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя;
- Оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.
- Понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи;
- Активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности;
- Коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- Выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при возникновении мирно разрешать их без участия взрослого;
- Ответственно выполнять свою часть работы.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Для успешного освоения программы «Искусственный интеллект» необходимо:
- рабочие места для учителя и учеников, оборудованные ноутбуками;
- средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).
Формы аттестации и контроля:
- практические задания;
- индивидуальный проект.
Оценочные материалы и методическое обеспечение программы – ПРИЛОЖЕНИЕ.
Учебный план
первого года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
11 | Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Информация и информационные процессы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа |
22 | Основные понятия искусственного интеллекта. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Освоение понятий «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта. Направления работы с искусственным интеллектом. | 10 | 5 | 5 | Беседа, практическая работа |
33 | Применение искусственного интеллекта. Голосовые помощники. Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Работа с голосовыми помощниками. Создание образов с искусственным интеллектом. Знакомство с возможностями графических программ, использующих в своих алгоритмах искусственный интеллект. Создание графических образов с использованием программ искусственного интеллекта. Совместно с учителем разработка творческого проекта с применением технологий искусственного интеллекта. | 19 | 10 | 9 | Беседа, практическая работа |
66 | Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Защита проекта |
Итого: | 34 | 17 | 17 | ||
Содержание учебного плана
Второй год обучения
1.Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Информация и информационные процессы.
Теория. Инструктаж по технике безопасности, противопожарной безопасности.
Практика. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с электронными техническими средствами. Правила поведения в компьютерном классе. Знакомство с правилами техники безопасности при работе с применением технологий искусственного интеллекта. Освоение понятий «информация», «способы получения информации», «хранение», «передача» и «обработка информации». Достоверность информации. Средства, необходимые для осуществления информационных процессов.
2. Основные понятия искусственного интеллекта.
Теория. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Освоение понятий «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект.
Практика. Основные изобретения в области искусственного интеллекта. Направления работы с искусственным интеллектом.
3. Применение искусственного интеллекта.
Теория. Голосовые помощники. Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Работа с голосовыми помощниками.
Практика. Создание образов с искусственным интеллектом. Знакомство с возможностями графических программ, использующих в своих алгоритмах искусственный интеллект. Создание графических образов с использованием программ искусственного интеллекта. Совместно с учителем разработка творческого проекта с применением технологий искусственного интеллекта.
4. Итоговое занятие.
Практика. Подведение итогов за год.
Итоговый контроль: Защита проекта.
Календарный учебный график 2 год обучения
№ п/п | Дата проведения | Время проведения | Форма организации учебного процесса | Тема занятия | Кол-во часов | Форма контроля | Примечание | ||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | Беседа, практическая работа | Введение. Техника безопасности при работе с компьютером. Информация и информационные процессы. | 4 | 2 | 2 | Беседа, практическая работа | |||
Беседа, практическая работа | Основные понятия искусственного интеллекта. Понятие «интеллект» и «искусственный интеллект». Освоение понятий «интеллект», «признаки интеллекта», естественный и искусственный интеллект. Основные изобретения в области искусственного интеллекта. Направления работы с искусственным интеллектом. | 10 | 5 | 5 | Беседа, практическая работа | ||||
2 | Беседа, практическая работа | Применение искусственного интеллекта. Голосовые помощники. Основные виды голосовых помощников. Возможности голосовых помощников. Работа с голосовыми помощниками. Создание образов с искусственным интеллектом. Знакомство с возможностями графических программ, использующих в своих алгоритмах искусственный интеллект. Создание графических образов с использованием программ искусственного интеллекта. Совместно с учителем разработка творческого проекта с применением технологий искусственного интеллекта. | 19 | 10 | 9 | Беседа, практическая работа | |||
6 | Защита проекта | «Итоговое занятие» Подведение итогов за год. Защита проекта | 1 | - | 1 | Защита проекта | |||
Итого | 34 | 11 | 17 | ||||||
Методическое обеспечение программы
Для создания оптимальных условий реализации данной программы, а также с целью активизации познавательного интереса воспитанника к изучаемому предмету, используются такие современные методы и педагогические технологии, как:
Технология личностно-ориентированного подхода. Ее использование позволяет педагогу ставить во главу угла личность воспитанника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности. В связи с этим своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации предполагают диагностику индивидуального развития, воспитанности и применение методов и средств воспитания, соответствующих этим особенностям. Особая роль здесь принадлежит ситуации успеха, созданию условий для самореализации личности, значимости её вклада в решение общих задач.
Event-технология представляет собой такую форму организации совместной деятельности, в рамках которой все участники личностно развиваются и тем самым развивают саму со-бытийность. Именно эта технология поддерживает детскую индивидуальность, инициативу и самостоятельность.
Event - технология состоит из 6 этапов.
- Инициация – привлечение внимания коллектива
- Старт – эмоциональный отклик обучающихся, проявление желания принять участие в коллективной игровой деятельности.
- Подготовка - планирование этапов совместной деятельности, выполнение тренировочных мероприятий (репетиции, работы в мастерских и т. д)
- Пуск – яркий ритуал, запускающий деятельность.
- Действие - непосредственная деятельность обучающихся. (театрализация, проведение соревнования, мероприятия, квеста, проведение исследовательской деятельности и многое другое)
- Последействие – любое событие отличается от мероприятия наличием обязательной рефлексии.
Технология краутсорсинга. В настоящее время эта технология активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, перед обучающимися. В рамках парадигмы Краудсорсинга - решение задачи передается распределенной и многочисленной группе людей, за счет чего время достижения результата радикально снижается.
Технология картирования как эффективный инструмент для формирования компетенции ответственного выбора обучающихся в процессе проектирования и реализации индивидуальной и коллективной деятельности, потому что карта – это наилучший способ обозначить цель, определить средства достижения и предполагаемый результат. Технология является эффективной, потому что имеет естественную психологическую основу и превращает обучающегося в активного создателя собственного знания. Обучающийся выступает как субъект, сам выбирает главную тему, которая располагается в центре листа, и задает направления размышлению, связанные с ней причины, следствия, возможные действия, предполагаемый или возможный результат располагает вокруг.
В зависимости от образовательных задач мы используем разные виды карт, которые позволяют обучающимся визуально зафиксировать, увидеть и понять свои ресурсы и возможности, личные качества; вычленить качества личности, которые позволяют одним людям быть успешными, а другим создают проблемы в обществе. Карта – это удобный и наглядный способ конструирования мыслей в процессе становления ответственного выбора за свое дальнейшее действие.
Сократовский развивающее - вопросный метод обучения. Одним из главнейших приемом Сократа было шутливое притворство, будто бы он сам, не зная решения той или иной проблемы, выстраивал мнение собеседника и незаметно подводил его самого к правильному ответу на поставленный вопрос.
Репродуктивный метод обучения. Используется для закрепления знаний, умений и навыков путем точного воспроизведения по образцу.
Метод проблемного обучения. Использование данного метода позволяет педагогу выдвигать перед воспитанником познавательные задачи, разрешая которые ребенок усваивает новые знания и учится использовать приобретенные ранее знания в новой ситуации.
Игровой метод. Используется как ведущий метод познания.
Практический метод обучения. Он создает условия для творческой самостоятельной деятельности воспитанников.
Методическое обеспечение:
- отбор педагогически целесообразных форм и методов работы с детьми и подростками: игра, беседа, конкурс, турнир;
- формирование пакета диагностических методик;
- комплектование методической копилки, специальной литературы по различным направлениям деятельности детского объединения;
- использование технического оснащения занятий: проектор, экран, ноутбук;
- отслеживание и анализ результатов реализации программы;
- подготовка отчётной документации;
- формирование и пополнение банка методической информации: разработки игр, шуток, миниатюр, песен-импровизаций по различным направлениям организации воспитательного процесса.
Перспективы развития программы «Искусственный интеллект»
- В результате работы «Искусственный интеллект» возрастает её популярность среди детей и подростков, общественности.
- В перспективе:
- изучение государственного и социального заказа в дополнительном образовании: разработка и реализация инновационных проектов, авторских форм работы;
- отбор и апробирование эффективных социально педагогических и психологических методик, ориентированных на развитие личности подростка, оценка достижений обучающихся;
- укрепление материально технической базы;
- обобщение опыта работы через методические семинары, издание сборников методических материалов из опыта работы, публикации педагогического опыта.
Список литературы
Для обучающихся:
- Философия сознания: Китайская комната// https://youtu.be/YNra6jb4qRg
- Сервисы для создания видеолекций:
- Сбер.Виспер – https://visper.tech/
- Synthesia - https://www.synthesia.io/ Elai – https://elai.io/
- Сервисы для обработки изображений:
- Сервис для рисования по наброскам – https://www.autodraw.com/ Раскрашивание фотографий/изображений – https://colorize.cc/ Увеличение изображений – https://letsenhance.io/
- Удаление фона – https://pixlr.com/ru/remove-background/
- Перенос стиля – https://reiinakano.com/arbitrary-image-stylization-tfjs/
- Генерация несуществующих людей, животных и объектов https://thispersondoesnotexist.com/
- Сервисы для работы с текстами:
- Яндекс.Рефераты – https://yandex.ru/referats/
- Яндекс.Криэйтор – https://yandex.ru/referats/creator
- Языковая модель от Сбер ruGPT – https://russiannlp.github.io/rugpt-demo/
- Сервис для автоматического создания учебных заданий (на англ. яз.) – https://www.canopy.study
- Сервис помощи в создании интернет-публикаций – https://writesonic.com/
Для педагога дополнительного образования:
- Гусейнова Г.Ф. Искусственный интеллект в педагогическом процессе: современный взгляд // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 4А. С. 190-195. DOI: 10.34670/AR.2022.15.34.021
- Амиров Р.А., Билалова У.М. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования // Управленческое консультирование. 2020. № 3. С. 84
- ГУУ адаптирует искусственный интеллект для российского образования. URL: https://guu.ru
- Лавренов А.Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе. М., 2019. С. 660-666.
- Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы // Научный Татарстан. 2020. № 4. С. 84-89.
- Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 65-72.
- Паскова А.А. Технологии искусственного интеллекта в персонализации электронного обучения // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 3/42. С. 117-118.
- Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. 2018. № 6. С. 3-7.
- Садыкова А.Р., Левченко И.В. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2020. № 3. С. 201-209.
Для родителей:
- Алан Тьюринг. Вычислительные машины и разум. М., 2018 (впервые опубликована в 1950).
- Гэри Маркус, Эрнест Дэвис. Искусственный интеллект: перезагрузка. Как создать машинный разум, которому действительно можно доверять. М., 2021. 328 с.
- Роджер Бутл. Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин. М., 2020. 432 с.
- Ян Лекун. Как учится машина. Революция в области нейронных сетей и глубокого обучения. М., 2021. 348 с.
- Эрик Тополь. Искусственный интеллект в медицине. Как умные технологии меняют подход к лечению. М., 2021. 440 с.
- Уэйн Холмс, Майя Бялик, Чарльз Фейдл. Искусственный интеллект в образовании. Перспективы и проблемы для преподавания и обучения. М., 2022. 303 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Оценочный материал к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусственный интеллект»
(диагностический инструмент для проведения промежуточной и итоговой аттестации)
Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Начальный или входной контроль | ||
В начале учебного года | Определение уровня развития детей, их творческих способностей, интеллектуальных умений | Беседа, опрос |
Текущий контроль | ||
В течение всего учебного года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Проявления творческих способностей Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Практическое задание |
Промежуточная аттестация | ||
По окончании полугодия, года | Определение степени усвоения обучающимися учебного материала. Определение результатов обучения. Выяснение уровня самооценки обучающихся, осознание обучающимися значимости занятий. | Практическое задание |
Итоговый контроль | ||
В конце курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование обучающихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. Определение уровня освоения обучающимися образовательной программы. | Защита индивидуальных проектов, тестирование |
Оценочные материалы
Согласно Положения о формах, периодичности, порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ «СШ №4» проводится промежуточный и итоговый мониторинг обучающихся по освоению дополнительной общеразвивающей программы «Искусственный интеллект».
Диагностический материал | Цель | Форма фиксации результатов | Система оценки | Оценка результатов |
Промежуточная аттестация | Проверка знаний, умений и навыков | Результаты освоения программы | Шкала от 0 до 3 | Низкий уровень – 0 – 1 баллов Средний уровень – 2 балла Высокий уровень – 3 (за каждую практическую по баллу) |
Итоговый тест | Проверка знаний, умений и навыков | Результаты освоения программы | Шкала от 0 до 10 | Низкий уровень – 1 – 4 баллов Средний уровень – 5 –7 баллов Высокий уровень – 8 – 10 |