Знакомство и сплочение детского коллектива в период адаптации к школе.
статья (1 класс)

Никитина  Елена  Викторовна

Знакомство и сплочение детского коллектива в период адаптации к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) школа-интернат №3» города Магнитогорска

Статья

Знакомство и сплочение детского коллектива

в период адаптации к школе

       Завершив период дошкольного образования, первоклассник сталкивается с проблемой смены социальной позиции. Он должен принять и освоить новую социальную роль «ученик». Этот процесс «принятия и освоения» с психологической точки зрения для многих детей протекает довольно болезненно,  а  у  детей  с  ОВЗ  тем  более.

    Для первоклассника наступает период адаптации к школьному обучению.

     Главной задачей педагога в  этот  период   становится правильное знакомство и сплочение детского коллектива. Необходимо создать благоприятную для образовательного процесса атмосферу в классе, сформировать дружную детскую команду, настроенную на дальнейшую совместную деятельность. Это довольно сложная и кропотливая работа,   в  которой высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива в начальной школе,  так  как  для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой.          

       Ребенок через игру может  примерить на себя разные  социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом примечательно, что главным мотивом таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение детей друг с другом, их взаимодействие.

     Игра - это процесс, в котором ребёнок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки, учится выполнять определённые роли. По мнению К.Д. Ушинского, игра - это развитие души.

     Главным условием, предъявляемым к проведению игр на знакомство и сплочение, является активное участие детей и возможность вовлечь в игру их всех.

     Огромное значение при проведении данных игр имеет поведение педагога. Центральную роль играют его внутренние качества. Педагог  должен быть доброжелательным  и  гибким,  быстро  оценивать ситуацию  и находить выход из возникающих неловких ситуаций и исправлять положение,  если  потребуется.  Также он не должен давать критическую оценку ответам и поведению детей в ходе игры.

     Для реализации игр следует создать благоприятную для детей атмосферу: исключить фактор стеснения и страха, раскрепостить учащихся. Необходимо избегать насмешек, оскорбительных комментариев, злобы и грубости по отношению ребят друг к другу. Правила игры должны быть даны в доступной для детей форме. Если требуется, педагог обязан показывать образец правильного ответа или действия, помочь детям точно сформулировать свою мысль.

     Используя дидактические игры для сплочения детского коллектива необходимо учитывать, что сплочение происходит постепенно и проходит разные стадии. Поэтому  на  каждой  стадии   цели и задания, реализуемые в ходе работы над сплочением коллектива,  будут значительно отличатся друг от друга. Педагогу важно это учитывать при выборе игры, ориентируясь на те результаты, которые он планирует получить после ее проведения.

     Стадии  сплочения коллектива детей в начальной школе

     Стадия   зарождения  коллектива. Дети мало знают друг о друге, не имеют налаженных коммуникативных связей между собой. Учитель может предлагать им игры, которые помогут ближе познакомиться, установить приятельские отношения и даже объединиться в микрогруппы (на принципах интуитивной симпатии).

     Самая простая игра, в ходе которой дети могут познакомиться друг с другом — «Мячик». Суть ее в том, что дети стают в круг и один ребенок получает в руки мяч. Он должен назвать свое имя и передать мячик соседу, а тот тоже представляется и отдает мяч дальше. Так продолжается до тех пор, пока каждый первоклассник не назовет свое имя.  Эту игру можно проводить несколько раз на протяжении первых двух месяцев, предлагая для детей другие задания:

- назвать имя и фамилию;

- назвать имя и свое любимое занятие (игрушку, животное, цвет);

- сказать свое имя и имена родителей и т.д.

    Чтобы помочь детям быстрее запомнить имена одноклассников, рекомендуется провести игру «Мы идем в поход», в которой используется прием ассоциации. Детям сообщается, что нужно собраться в поход и взять с собой много вещей. Каждому следует произнести фразу «Меня зовут…, и я беру с собой…». При этом ребенок должен указать такой предмет, название которого начинается с той же буквы, что и его имя. Такую игру можно проводить несколько раз, предлагая детям собраться в библиотеку, поездку на море, в школу и т.д.

    Игра «Моё имя, твоё имя»

     Учащиеся делятся на 2 команды и встают друг напротив друга на расстоянии 2-3 метра. Первому ребёнку первой команды в руки даётся мягкий волейбольный мяч. Задача первого игрока бросить мяч стоящему напротив первому игроку, назвав при этом своё имя. Затем другой игрок опять должен кинуть мяч на противоположную сторону и сказать своё имя.

Когда мяч побывает у всех детей, он должен пойти в обратную сторону по такому же маршруту. Только теперь задача игрока, кидающего мяч, назвать не своё имя, а имя того, кто должен этот мяч поймать.

      Получить больше информации об одноклассниках, выявить ребят со схожими интересами или способностями может помочь игра на сплочение «Граница». Правила проведения просты: дети выстраиваются в шеренгу, учитель на расстоянии 2-3 метров от них проводит границу. Далее он оглашает задание: у кого есть брат; кому 7 лет;  кто недавно ходил в кино; кто любит рисовать;  у кого есть дома кошка и т.д.

     Стадия  формирования основ коллектива. Именно на этом этапе наиболее часто возникают межличностные конфликты на основе разных ценностных ориентиров у детей, могут появиться «изолированные» школьники. Еще одной проблемой является проявление психологических барьеров: если на  первой  стадии  школьники  ведут себя искренне и открыто, то на  второй  стадии  у детей может возникнуть замкнутость, страхи, истеричность.

     На  этом  этапе  нужно    учить   детей   говорить  о  своих  чувствах и уметь понимать настроение и эмоции других.

       Можно  провести  игру  «На  что  похоже  настроение».  Каждый из учеников должен сравнить своё настроение на сегодняшний день с каким-либо природным явлением, временем года или суток. Это действие поможет преодолеть замкнутость и раскрыться коллективу.

         Ответ может быть такой «Моё настроение похоже на яркое летнее солнышко, согревающее всех вокруг. А какое настроение у тебя?»   В конце игры учитель  вместе с детьми обобщает все ответы и определяет общее настроение класса: грустное, весёлое, злое, смешное и т.д.

     Если дети в классе еще не могут или стесняются выразить свое настроение словами, можно предложить использовать для этого мимику, позы, жесты.

    Например,  в игре «По грибы» нужно выбрать грибника, а остальным ученикам предложить изобразить любой гриб, но так, чтобы по его виду было понятно съедобный он или нет. Грибник, рассматривая замерших детей, должен их разделить на две группы. Если грибник заметил хороший гриб, он говорит: «Съедобный грибок, залезай в кузовок», и уводит игрока в одну  сторону. Если грибник почувствовал, что перед ним плохой гриб, он говорит: «Несъедобный грибок, уходи в уголок», - и уводит игрока в другую  сторону.  После этого можно предложить детям высказаться, почему они захотели изображать именно такой гриб.

    Для выработки первичных навыков взаимодействия подходит игра «Корабли и скалы». Школьников нужно разделить на две группы. Одни будут «скалами» — им следует расположиться по комнате и присесть. Участники другой группы — это «корабли», они должны закрыть глаза и начать двигаться по классу в хаотичном порядке. Если такой «кораблик» будет приближаться к какой-то «скале», то ребенку, который ее изображает, нужно зашипеть, имитируя звук морского прибоя. Всем участникам необходимо постараться избежать кораблекрушения.  После игры важно обсудить случаи столкновения и поговорить о товарищеской поддержке, которая помогает избежать неприятностей. Отдельно нужно указать на поведение ребят, которые специально не издавали никаких звуков, чтобы «корабль» натолкнулся на них (если такое было). В ходе обсуждения могут быть выработаны некоторые правила поведения в коллективе: не создавать неприятностей друг другу, оказывать помощь и т.д.

     Стадия   сплочения   коллектива. Дети готовы выполнять общественные поручения в классе, проявляют заинтересованность в совместной деятельности. Вместе с тем именно в этот период наиболее полно раскрываются личностные качества каждого ребенка, дети осознают свою индивидуальность.

     Помочь ребенку выразить свою индивидуальность, проявить свои склонности поможет игра «Автопортрет». Детям дается задание нарисовать себя в необычной форме: вместо глаз изобразить то, чем нравится любоваться, вместо рта — любимую пищу, вместо волос — то, о чем любит думать и т.д. После выполнения задания можно устроить выставку картин.

          Еще одной игрой такой направленности является игра «Визитная карточка». Детям предлагается взять в руки микрофон и назвать свое имя. Когда все по кругу это сделают, начинают сначала, но уже к имени добавляют информацию о том, сколько им лет. Потом еще раз, но уже говорят и том, что лучше всего умеют делать. Игру можно продолжать сколько угодно, давая ребятам все новые задания: какую музыку любят  слушать, какую книгу читают и т.д.

    При выборе дидактических игр для данного этапа необходимо отдавать предпочтение тем, которые будут давать возможность ребенку чувствовать себя частью коллектива, показывать значимость его деятельности для всего класса, подталкивать детей к объединению в группы для достижения поставленных целей, проявлять поддержку друг другу.

     Дидактические игры, проводимые на  данной  стадии, должны быть направлены на формирование общих правил поведения в коллективе, выработку навыков взаимодействия, решение и предупреждение конфликтных ситуаций, преодоление психологических проблем.

     Наглядно увидеть, что результат общего дела зависит от вклада, который делает каждый из участников коллектива, дети смогут во время игры «Волшебные картинки». Детей разделить на команды. Каждый получает лист бумаги и цветные фломастеры. Дается задание нарисовать семью инопланетян (или волков, зайцев и т.д.). Сначала нужно изобразить маму. После этого дети обмениваются листочками и рисуют папу, потом снова меняются и продолжают рисовать других членов семьи. Так продолжается до тех пор, пока листочки с рисунками не вернутся к своим хозяевам. После этого все рисунки рассматриваются и выделяются самые лучшие. Авторы этих работ называют, кого именно они рисовали.  

     4 стадию   можно  охарактеризовать как сформировавшийся коллектив, члены которого проявляют заинтересованность в социально значимой деятельности и могут давать оценку поведения своих одноклассников, нести общую ответственность. В таком коллективе есть актив, который руководит жизнью класса, выделяются дети с лидерскими запросами.

     В дидактических играх, проводимых на  данной  стадии, нужно предлагать детям выступать в качестве организатора, учить их взаимопониманию и умению координировать свои поступки с одноклассниками, согласовывать общее поведение. Рекомендуются игры, в которых школьники должны придумать способ реализации поставленного задания, иметь возможность выбрать свой вариант действий. Стоит обратить внимание на сюжет игр и перейти от детских сценариев к ситуациям практической направленности.

     Проявить организаторские способности, умение руководить действиями других, скоординированность дети могут во время игры «Строим цифры». Все ученики в хаотическом порядке движутся по классу. После команды ведущего: «Строим цифру …», дети должны выстроить в фигуру, изображающую указанную цифру. При выполнении этого задания некоторым ребятам придется покомандовать остальными, чтобы все стали правильно и не толкали друг друга.  

      Выразить свои творческие способности, свой вариант действий при совместной деятельности — такая возможность предоставляется ученикам во время игры «Живая скульптура». Учитель предлагает первому участнику выйти в центр класса и принять любую позу по его желанию. Потом просит следующего участника присоединиться к нему, тоже выбрав при этом свою позу. Так продолжается, пока все не займут место в общей композиции. После этого можно сделать фотографию скульптуры и предложить детям придумать ей название.

     Игра «Общая история».  Ученики по очереди выходят к доске. Первый ребёнок рисует какой-либо предмет, задача второго – дорисовать этот предмет, превратить его во что-то другое или перенести предмет в иные условия. Так по очереди из одного рисунка, может получиться целая увлекательная история с множеством сюжетных поворотов.   А авторами данной истории станут дети.

        Навыки самооценивания и оценивания одноклассников, выражение своего мнения, коллективная сплоченность — все эти качества развиваются во время игры «Цветная паутинка». Детям нужно встать в круг. Первый участник получает клубок ниток. Он должен несколько раз обмотать ниткой палец на руке и называть свои черты характера «Я…». После этого он продолжает: «Мне нравится…, потому что он(а)…» и перекатывает клубок ниток к тому, кого он назвал. Следующий игрок делает то же самое. Игра продолжается, пока все дети не окажутся связанными в одну паутинку. Допускается, чтобы один ребенок был выбран несколько раз. При этом надо следить, чтобы не осталось детей, не включенных в общую паутину. После игры рекомендуется обсудить, что в каждом человеке есть что-то хорошее, надо уметь это подмечать. И, конечно же, стоит обратить внимание на то, что эти нити символизируют дружеские отношения, коллективные связи между детьми.

    Большинство из перечисленных игр можно проводить в течение учебного года на  уроках,  в  качестве физминуток, дети будут рады возможности сменить   вид  деятельности и немного поиграть  с  пользой.