Анализ состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития НОО
материал (3 класс)
Анализ состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития НОО
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития НОО
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Одним из главных путей решения проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся является введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Литературное чтение является одной из основных учебных дисциплин. Оно влияет на развитие морального облика и нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ему отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особенность литературного чтения как учебной дисциплины характеризуется сущностью данного предмета как культурного феномена: оно эстетически развивает мир, описывает богатство и многообразие человеческой жизни в разных литературных образах. Литература владеет огромным потенциалом, способным воздействовать на юных читателей, она приобщает младших школьников их к духовно-нравственным ценностям нации и государства.
Однако в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Обучающиеся отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон.
Данные статистики подтверждают тот факт, что формирование у младших школьников устойчивого интереса к чтению – первостепенная задача современного общества. Чтение способствует:
- личностному развитию ученика;
- умению адаптироваться в обществе;
- восприятию ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Хорошие читатели любят читать, уверены в своих силах и прекрасно чувствуют себя на уроках чтения. Во всех странах более высокие результаты по читательской грамотности показывают учащиеся, которые положительно относятся к чтению, высоко оценивают свою успешность в овладении чтением, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса на уроках чтения.
На Ежегодном совещании директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров представил основные результаты Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября — 8 октября 2021 года.
Специалисты Российской государственной детской библиотеки сравнили данные опроса 2021 года с итогами аналогичного исследования, проведенного по той же методике в 2006 году. По итогам анализа был сделан вывод о том, что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик.
Итоги опроса 2021 года показывают, что при сохранении нынешней тенденции российские дети не только не смогут повторить результат исследования читательских компетенций детей (PISA) 2018 года (26-е место), но и могут оказаться на более низких позициях в этом рейтинге. Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение.
Нельзя не сказать о том, что подготовка учителей в области формирования читательской грамотности младших школьников началась относительно недавно, ощутим недостаток необходимых учебно-методических материалов, приемов и технологий для формирования читательской грамотности у младших школьников [11].
Г. С. Ковалева, анализируя проблемные зоны в подготовке выпускников начальной и основной школы, выявляет в качестве основной причины образовательных дефицитов особенности организации учебного процесса в российских школах, его ориентацию на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ВПР.
Традиционная передача знаний от учителя к обучающимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. В процессе обучения младшие школьники должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией [21]. В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих.
В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках литературного чтения. Коммуникативной основой урока становится диалог читателей с автором текста и учебный диалог читателей о произведении. Мастерство учителя состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с автором и его произведением, не навязать детям единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного. Планируя урок литературного чтения, учитель должен оценить все возможные факторы и выбрать такую логику урока, которая в большей степени способствует пробуждению творческой активности ребёнка читателя, воспитывает в нём непосредственный интерес к чтению и интерпретации прочитанного, способствует приобретению духовного опыта общения с автором и его произведением и в конечном итоге обогащает и расширяет нравственное сознание ребёнка, его способность к социализации. Делает урок литературного чтения уроком жизни [16].
Для внедрения кейс-технологии мы выбрали программу «Начальная школа XXI века». В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания. При изучении произведений данной программы идет постоянное и непрерывное обучение работе с книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
Мы проанализировали учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, авторы: Л. А. Ефросина, М. И. Оморокова на предмет заданий, способствующих формированию читательской грамотности, и условий для использования кейс-технологии. У нас получились следующие выводы: основная работа состоит из литературного анализа не только классических, но и современных произведений. Внимание акцентирует на многообразии авторов, жанров и тематики, которые обучающиеся учатся сравнивать.
У детей формируется умение ориентироваться в содержании текста. Данный учебник учит детей находить информацию в тексте и отвечать на вопросы по тексту. Хочется отметить, что вопросы после текста можно внедрить в кейс-технологию. Заключительные вопросы можно отнести к методу дискуссии или кейс-стади (например, работа после текста М. М. Пришвина «Моя Родина», «Охранять природу – значит охранять Родину»). Учитель организует на уроке коллективный обмен мнениями обучающихся.
В настоящее время наблюдается ускоренное развитие информационных технологий и в этой связи ощутимое сокращение доли систематически читающей части общества и отсутствие грамотности в работе с текстовой информацией. Задача учителя – использовать современные технологии, которые помогут сформировать читательскую грамотность у младших школьников. Одной из таких технологий является кейс-технология.
