Методический инструментарий отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
материал (3 класс)
Методический инструментарий отслеживания результатов
опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методический инструментарий отслеживания результатов
опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
Изучив теоретический аспект по проблеме формирования читательской грамотности у обучающихся младшего школьного возраста определены составляющие умения, которыми должен овладеть младший школьник. Эти умения введены в критериальную основу отслеживания результатов данной опытно-экспериментальной работы.
Критерии, показатели и уровни сформированности читательской грамотности представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Критерии, показатели и уровни сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса
Критерии | Показатели | Уровни |
1.Умение ориентироваться в содержании текста | 1. Способность находить информацию в тексте (поиск ответов на вопросы по тексту). 2. Способность извлекать информацию из текста (цитирование, частичный пересказ). | Высокий: Обучающийся полностью ориентируется в тексте, может находить информацию и отвечать на вопросы по тесту. Может извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Ученик может воспроизводить частичный (выборочный) пересказ. |
Средний: Обучающийся эпизодически ориентируется в тексте. Не всегда может отвечать на вопросы и извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Младший школьник не всегда может воспроизвести частичный (выборочный) пересказ. | ||
Низкий: Обучающийся не ориентируется в тексте без помощи учителя. Не может отвечать на вопросы и извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Младший школьник не может воспроизводить частичный(выборочный) пересказ. |
Продолжение таблицы 3
Критерии | Показатели | Уровни |
2.Умение интерпретировать текст и обобщать информацию | 1. Понимание общего содержания текста. 2. Способность выделять главную мысль. 3. Способность рассказывать о прочитанном тексте. | Высокий: Младший школьник понимает общее содержание прочитанного текста, может выделить главную мысль. Может рассказать о прочитанном тексте. |
Средний: Младший школьник частично понимает общее содержание прочитанного текста. Не всегда может выделить главную мысль и рассказать о прочитанном тексте. | ||
Низкий: Младший школьник не понимает общее содержание прочитанного текста. Не может выделить главную мысль и рассказать о прочитанном тексте без помощи учителя. |
3. Умение анализировать форму и содержание текста | 1.Размышляет о прочитанном тексте. 2.Дает свою оценку прочитанному тексту. 3. Аргументирует свою точку зрения, опираясь на текст. | Высокий: Ученик может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Может давать собственную оценку прочитанному тексту. |
Средний: Ученик не всегда может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Не всегда может давать собственную оценку прочитанному тексту. | ||
Низкий: Ученик не может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Не может давать собственную оценку прочитанному тексту. |
Первичное исследование (констатирующий этап) обучающихся третьего класса было проведено 7 марта 2025 года. Для определения уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса мы использовали методику «Диагностика сформированности читательской грамотности» (О.Б. Панкова). Диагностика представлена в приложении А.
Цель данной методики: выявление уровня сформированности читательской грамотности.
Возраст: 9-10 лет.
Метод оценивания: ответы на вопросы после текста.
Диагностика читательской грамотности О. Б. Панковой в 3 классе, которая является авторской разработкой и результатом многолетней практики преподавания литературного чтения в начальных классах. Данное учебное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Оно направлено на проверку техники чтения у обучающихся 3 класса и на выработку у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, составлять и анализировать информацию, полученную в тексте [26].
Описание первичного исследования: обучающимся были выданы индивидуальные листы с текстом русского советского писателя Николая Ивановича Сладкова и заданиями к нему. После получения инструкции по работе с текстом, обучающиеся приступили к самостоятельной работе с текстом. Все выполняли работу на равных условиях. Каждый имел перед собой художественный текст и задания к нему. На уроке была создана спокойная и доброжелательная атмосфера.
Каждое задание соответствовало определенному критерию. Результаты тестирования мы оценили по критериям и уровням, представленным в таблице 3, которые были разработаны на основании определения уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 3 класса и диагностики.
Уровни сформированности читательской грамотности: высокий уровень сформированности соответствует 8-9 баллам; средний 6-7 баллов; низкий 0-5 баллов.
Контрольное исследование (контрольный этап) у обучающихся третьего класса было проведено 15 мая 2023 года. Для определения текущего уровня сформированности читательской грамотности мы использовали методику «Диагностика сформированности читательской грамотности» (О. Б. Панкова).
Цель данной методики: выявление уровня сформированности читательской грамотности.
Возраст: 9-10 лет.
Метод оценивания: ответы на вопросы после текста.
Описание контрольного исследования: младшие школьники получили индивидуальные рабочие листы. Обучающиеся работали над текстом М. Пришвина «Золотой луг». Время на выполнение заданий после текста было ограничено: 20 минут. В классе была создана благоприятная, спокойная атмосфера для выполнения заданий данного диагностического материала.
Полученные данные обрабатывались на основании критериев, качественных показателей, представленных в таблице 3.
Каждому обучающемуся был присвоен свой уровень сформированности читательской грамотности. Присвоение баллов за выполнение заданий идентично констатирующему этапу.
Все задания составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся начальной школы. Ко всем диагностическим материалам прилагалась инструкция по выполнению работы.
