Методический инструментарий отслеживания результатов опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии
материал (3 класс)

Тимофеева Дарья Павловна

Методический инструментарий отслеживания результатов

опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический инструментарий отслеживания результатов

опытно-экспериментальной работы с использованием кейс-технологии

Изучив теоретический аспект по проблеме формирования читательской грамотности у обучающихся младшего школьного возраста определены составляющие умения, которыми должен овладеть младший школьник. Эти умения введены в критериальную основу отслеживания результатов данной опытно-экспериментальной работы.

Критерии, показатели и уровни сформированности читательской грамотности представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Критерии, показатели и уровни сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса

Критерии

Показатели

Уровни

1.Умение ориентироваться в содержании текста

1. Способность находить информацию в тексте (поиск ответов на вопросы по тексту).

2. Способность извлекать информацию из текста (цитирование, частичный пересказ).

Высокий:

Обучающийся полностью ориентируется в тексте, может находить информацию и отвечать на вопросы по тесту. Может извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Ученик может воспроизводить частичный (выборочный) пересказ.

Средний:

Обучающийся эпизодически ориентируется в тексте. Не всегда может отвечать на вопросы и извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Младший школьник не всегда может воспроизвести частичный (выборочный) пересказ.

Низкий:

Обучающийся не ориентируется в тексте без помощи учителя. Не может отвечать на вопросы и извлекать нужную информацию из текста (цитировать). Младший школьник не может воспроизводить частичный(выборочный) пересказ.

Продолжение таблицы 3

Критерии

Показатели

Уровни

2.Умение интерпретировать текст и обобщать информацию

1. Понимание общего содержания текста.

2. Способность выделять главную мысль.

3. Способность рассказывать о прочитанном тексте.

Высокий:

Младший школьник понимает общее содержание прочитанного текста, может выделить главную мысль. Может рассказать о прочитанном тексте.

Средний:

Младший школьник частично понимает общее содержание прочитанного текста. Не всегда может выделить главную мысль и рассказать о прочитанном тексте.

Низкий:

Младший школьник не понимает общее содержание прочитанного текста. Не может выделить главную мысль и рассказать о прочитанном тексте без помощи учителя.

3. Умение анализировать форму и содержание текста

1.Размышляет о прочитанном тексте.

2.Дает свою оценку прочитанному тексту.

3.

Аргументирует свою точку зрения, опираясь на текст.

Высокий:

Ученик может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Может давать собственную оценку прочитанному тексту.

Средний:

Ученик не всегда может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Не всегда может давать собственную оценку прочитанному тексту.

Низкий:

Ученик не может размышлять о прочитанном тексте и аргументировать свою точку зрения. Не может давать собственную оценку прочитанному тексту.

Первичное исследование (констатирующий этап) обучающихся третьего класса было проведено 7 марта 2025 года. Для определения уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся третьего класса мы использовали методику «Диагностика сформированности читательской грамотности» (О.Б. Панкова). Диагностика представлена в приложении А.

Цель данной методики: выявление уровня сформированности читательской грамотности.

Возраст: 9-10 лет.

Метод оценивания: ответы на вопросы после текста.

Диагностика читательской грамотности О. Б. Панковой в 3 классе, которая является авторской разработкой и результатом многолетней практики преподавания литературного чтения в начальных классах. Данное учебное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Оно направлено на проверку техники чтения у обучающихся 3 класса и на выработку у младших школьников умений понимать прочитанное, находить нужную информацию, составлять и анализировать информацию, полученную в тексте [26].

Описание первичного исследования: обучающимся были выданы индивидуальные листы с текстом русского советского писателя Николая Ивановича Сладкова и заданиями к нему. После получения инструкции по работе с текстом, обучающиеся приступили к самостоятельной работе с текстом. Все выполняли работу на равных условиях. Каждый имел перед собой художественный текст и задания к нему. На уроке была создана спокойная и доброжелательная атмосфера.

Каждое задание соответствовало определенному критерию. Результаты тестирования мы оценили по критериям и уровням, представленным в таблице 3, которые были разработаны на основании определения уровня сформированности читательской грамотности обучающихся 3 класса и диагностики.

Уровни сформированности читательской грамотности: высокий уровень сформированности соответствует 8-9 баллам; средний 6-7 баллов; низкий 0-5 баллов.

        Контрольное исследование (контрольный этап) у обучающихся третьего класса было проведено 15 мая 2023 года. Для определения текущего уровня сформированности читательской грамотности мы использовали методику «Диагностика сформированности читательской грамотности» (О. Б. Панкова).

Цель данной методики: выявление уровня сформированности читательской грамотности.

Возраст: 9-10 лет.

Метод оценивания: ответы на вопросы после текста.

Описание контрольного исследования: младшие школьники получили индивидуальные рабочие листы. Обучающиеся работали над текстом М. Пришвина «Золотой луг». Время на выполнение заданий после текста было ограничено: 20 минут. В классе была создана благоприятная, спокойная атмосфера для выполнения заданий данного диагностического материала.

Полученные данные обрабатывались на основании критериев, качественных показателей, представленных в таблице 3.

Каждому обучающемуся был присвоен свой уровень сформированности читательской грамотности. Присвоение баллов за выполнение заданий идентично констатирующему этапу.

Все задания составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся начальной школы. Ко всем диагностическим материалам прилагалась инструкция по выполнению работы.