Программа внеурочной деятельности "Театр"(2 класс).
рабочая программа (2 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр"  для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti_teatr_2_klass.docx40.64 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Театр» для 2 класса

на 2023-2024 уч. год

Разработала учитель начальных классов

Позлевич Л.Н.

Вязьма 2023 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Театр» предназначена для обучающихся 2 класса и составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 № 217-ФЗ); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе АООП НОО СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цели и задачи Цель: Формирование творческой индивидуальности Задачи:

Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость

Формировать умения и навыки сценической культуры поведения

Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства

Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к

результатам своей работы и работы всего коллектива.

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.

К общим потребностям относятся:

•получение специальной помощи средствами образования;

•психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;

•психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

•максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:

•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

•целенаправленное руководство зрительным восприятием;

•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

  • упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;

•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

  • учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;
  • увеличение времени на выполнение практических работ;

•введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно- развивающих курсов;

•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;

•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:

  • учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;

•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;

•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)

Ценностные ориентиры содержания курса

"Театр" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной  деятельности   в  соответствии  с  Федеральным  государственным

образовательным стандартом        начального        общего образования. Рабочая программа

«Театр» составлена на основе программы Кузьминой Н.А., педагога-организатора по работе с детьми.

Актуальность                программы        обусловлена        потребностью        общества        в                развитии нравственных,                        эстетических                качеств        личности                человека.        Именно                средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными        особенностями:                разносторонними        интересами,                любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.

Общая характеристика курса

Занятия курса внеурочной деятельности "Театр" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Программа строится на следующих концептуальных принципах:

Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.

Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.

Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.

Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.

Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.

Результаты освоения курса

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными        результатами        изучения        курса        является        формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать        причины        успеха/неуспеха,        осваивать        с        помощью        учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • пользоваться        приѐмами        анализа        и        синтеза        при        чтении        и        просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
  • работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Ожидаемые результаты воспитания

Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива.

Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.

Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.

Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.

Выпускник        получит        возможность        научиться        устанавливать        взаимосвязи        и согласовывать свои действия с родителями, педагогами, обучающимися.

Предметные результаты

Предполагают приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать        впечатления        в        форме        рисунка. Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц,

рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.

Обучающиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Содержание курса 2 класс

Вводные занятия

Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)

Театральная игра

Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.

Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения

«Зеркало», «Зонтик», «Пальма».

Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.

Основы театральной культуры

Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.

Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.

Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.

Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.

Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчѐт, показ любимых инсценировок.

Место учебного курса в учебном плане

Программа курса во 2 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)

Календарно-тематическое планирование 2 класс

№ п/п

Тема

Характеристика        основной        деятельности обучающегося

Виды упражнений

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

2

Знакомство с театром.

Попробуем измениться

Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр»

Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа»

Пантомимические загадки и упражнения

2

02.09

09.09

Познакомить с понятиями «мимика», «жест».

3

Театральная игра.

Учить проявлять свою индивидуальность и

Игра «Театральная разминка»

2

16.09

4

Давайте поиграем

неповторимость. Развивать фантазию при

Конкурс на лучшую импровизацию

23.09

построении диалогов к сказке. Активизировать

использование в речи мимики и жестов.

5

Театральный этюд

Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с

.Игра-инсценировка

2

30.09

6

заданными обстоятельствами.

07.10

7

Культура и техника речи

Учимся говорить по разному

Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

  1. Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,

«Надуваем щѐки».

  1. Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка)
  2. Упражнения, игры на отработку интонационной выразительности

1

14.10

8

Учимся говорить четко

Отработать дикцию проговариванием

скороговорок, развивать ее.

Погружение в сказочную ситуацию.

Игра «Едем на паровозике»

1

21.10

9

Играем в рифмы

Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам.

Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с

помощью педагога

1

28.10

10

Рассказываем про любимые игры и сказки

Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в

передаче образа.

Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах

1

11.11

11

Ритмопластика

Развитие пластической выразительности

Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами

тела (выполняется стоя) Упражнения

1

18.11

«маятник», «дерево на ветру»,

«Петрушка» на расслабление мышц рук и другие

12

13

Сценическое движение

Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке.

Музыкальные пластические игры и

упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.

2

25.11

02.12

14

Пантомима

Развивать двигательные способности детей,

пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных

пластических движений.

Игры «Муравьи», «Кактус и ива»,

«Пальма»

1

09.12

15

Основы театральной культуры

Беседа по содержанию и представлению

обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре.

1

16.12

16

Виды театрального

искусства.

Рассказать в доступной форме о видах театрального

искусства.

Презентация «Виды театрального

искусства»

1

23.12

17

Кукольный театр. Виды кукол.

Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства

выразительности

Интонационные упражнения

1

30.12

18

19

Мини-спектакль с куклами.

Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета.

Совершенствовать навыки групповой работы.

Драматизация сказки

2

20.01

27.01

20

Наши эмоции

Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость.

Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли.

Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию»

1

03.02

21

Викторина по сказкам

Кругозор обучающихся по сказкам

Обзор книг-сказок

1

10.02

22

Выбор мультсказки,

знакомство с текстом, , распределение ролей,

диалоги героев.

Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию.

1

17.02

22

Настроение героев

Помочь понять и осмыслить настроение героев.

Беседа о настроении героев сказки

Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов

1

03.03

23

Творческий пересказ сказки

Помочь запомнить содержание сказки-спектакля.

Драматизация сказки

1

10.03

24

Репетиции диалогов

Упражнение в интонировании диалогов

2

17.03

26

24.03

27

Реквизит и костюмы

Подбор необходимых косюмов, декораций,

реквизита.

1

07.04

28

29

30

Репетиция спектакля

3

14.04

21.04

28.04

31

Показ спектакля

1

05.05

32

Анализ спектакля.

Самооценка.

1

12.05

33

Закрепление изученного

материала

1

19.05

34

1

26.05