Программа внеурочной деятельности "Театр"(2 класс).
рабочая программа (2 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр" для 2 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театр» для 2 класса
на 2023-2024 уч. год
Разработала учитель начальных классов
Позлевич Л.Н.
Вязьма 2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Театр» предназначена для обучающихся 2 класса и составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в редакции от 03.08.2018 № 217-ФЗ); Приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе АООП НОО СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»; в соответствии с учебным планом СОГБОУ «Вяземская начальная школа - детский сад «Сказка» для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Цели и задачи Цель: Формирование творческой индивидуальности Задачи:
Создавать благоприятную эмоциональную атмосферу общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
Формировать умения и навыки сценической культуры поведения
Прививать любовь к театру как многомерному и многоликому жанру искусства
Развивать интерес к сценическому искусству, зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление, чувство ритма и координацию движения, речевое дыхание и дикцию
Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками, навыки коллективной творческой деятельности, ответственное отношение к
результатам своей работы и работы всего коллектива.
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) В структуру особых образовательных потребностей обучающихся с нарушением зрения входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для конкретной категории обучающихся.
К общим потребностям относятся:
•получение специальной помощи средствами образования;
•психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие слепых обучающихся с педагогами и сверстниками;
•психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;
•использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;
•индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучения сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;
•обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
•максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.
К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:
•целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;
•целенаправленное руководство зрительным восприятием;
•расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;
•целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;
- упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;
•развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений имеющихся у данной группы обучающихся;
•использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);
•систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;
•обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;
•строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;
•преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;
- учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом зрительной нагрузки;
- увеличение времени на выполнение практических работ;
•введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов; введение в содержание образования коррекционно- развивающих курсов;
•постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;
•активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений; развитие и коррекция коммуникативной деятельности;
•целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;
•целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
•физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях;
•целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований
Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся включают необходимость:
- учета в организации обучения и воспитания слабовидящего определенных факторов: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени жизнедеятельности в условиях нарушенного зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, рекомендуемой оптической коррекции и приборов для улучшения зрения, режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузки;
•целенаправленного обогащения (коррекции) чувственного опыта за счет развития сохранных анализаторов и формирования компенсаторных способов деятельности;
•широкого использования специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции и др.)
Ценностные ориентиры содержания курса
"Театр" реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования. Рабочая программа
«Театр» составлена на основе программы Кузьминой Н.А., педагога-организатора по работе с детьми.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству. Педагогическая целесообразность данного курса для обучающихся обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал обучающегося, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства.
Общая характеристика курса
Занятия курса внеурочной деятельности "Театр" состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребѐнку возможность активного поиска и освоения объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на предстоящий учебный год.
Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных возможностей обучающихся, без интеллектуальных, физических и моральных перегрузок.
Принцип наглядности. Используются разнообразные иллюстрации, видеокассеты, аудиокассеты, грамзаписи.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной работе обучающихся. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших результатов.
Результаты освоения курса
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
- целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всѐ получится», «Я ещѐ многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
- пользоваться приѐмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнѐров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Ожидаемые результаты воспитания
Выпускник получит возможность приобретения социального опыта и повышения социальной активности, самостоятельности и ответственности в организации личной жизни и жизни коллектива.
Выпускник получит возможность формирования активной жизненной позиции, нацеленности на успех, заботы о своей жизни и здоровье.
Выпускник получит возможность научиться равноправному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса в ОУ.
Выпускник получит возможность повышения уровня своей культуры.
Выпускник получит возможность научиться устанавливать взаимосвязи и согласовывать свои действия с родителями, педагогами, обучающимися.
Предметные результаты
Предполагают приобретение обучающимися новых знаний о принятых в обществе нормах поведения в театре, у них будут сформированы навыки зрительской культуры; будет развит художественный вкус, расширен общий кругозор, пополнится словарный запас; умением переходить из позиции зрителя в позицию исполнителя и наоборот. Предполагает приобретение знаний по овладению практическими навыками одновременного и последовательного включения в коллективную работу. На практических занятиях с помощью слов, мимики и жестов выражают благодарность, сочувствие, обращаются за помощью. Итогом первого года посещения кружка можно считать овладение азами актерского мастерства, выступления перед одноклассниками, выражать впечатления в форме рисунка. Умения выполнять упражнения актерского тренинга в присутствии посторонних лиц,
рассказать или показать свои наблюдения за миром людей, природы, предметов. Через пластику тела передать пластическую форму живой природы, выполнять этюды в ритме, заданном педагогом. Умение распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж.
Обучающиеся научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- различать произведения по жанру;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актѐрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Содержание курса 2 класс
Вводные занятия
Знакомство с коллективом, правилами поведения на кружке. Игра на сплочение. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомство с театрами (презентация)
Театральная игра
Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Сценический этюд «Уж эти профессии театра…» Оформление и технические средства сцены.
Научить ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения
«Зеркало», «Зонтик», «Пальма».
Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры
Особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя.
Познакомить с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Заключительное занятие. Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого обучающегося. Отчѐт, показ любимых инсценировок.
Место учебного курса в учебном плане
Программа курса во 2 классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п/п | Тема | Характеристика основной деятельности обучающегося | Виды упражнений | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 2 | Знакомство с театром. Попробуем измениться | Знакомство друг с другом, с учителем. Способствовать возникновению дружеских взаимоотношений. Способствовать объединению детей в совместной деятельности. Понятие «Театр» | Игра «Назови свое имя ласково» Игра «Назови ласково соседа» Пантомимические загадки и упражнения | 2 | 02.09 09.09 | |
Познакомить с понятиями «мимика», «жест». | ||||||
3 | Театральная игра. | Учить проявлять свою индивидуальность и | Игра «Театральная разминка» | 2 | 16.09 | |
4 | Давайте поиграем | неповторимость. Развивать фантазию при | Конкурс на лучшую импровизацию | 23.09 | ||
построении диалогов к сказке. Активизировать | ||||||
использование в речи мимики и жестов. | ||||||
5 | Театральный этюд | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с | .Игра-инсценировка | 2 | 30.09 | |
6 | заданными обстоятельствами. | 07.10 | ||||
7 | Культура и техника речи Учимся говорить по разному | Развивать интонационный строй речи у детей. Упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией. Упражнения на постановку дыхания Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. |
«Надуваем щѐки».
| 1 | 14.10 | |
8 | Учимся говорить четко | Отработать дикцию проговариванием скороговорок, развивать ее. | Погружение в сказочную ситуацию. Игра «Едем на паровозике» | 1 | 21.10 | |
9 | Играем в рифмы | Развивать у детей дикцию. Упражнять в придумывании рифмы к словам. | Дидактическая игра «Придумай рифму» Придумывание стихотворения с детьми с помощью педагога | 1 | 28.10 | |
10 | Рассказываем про любимые игры и сказки | Учить связно и логично передавать мысли. Совершенствовать средства выразительности в передаче образа. | Рассказы детей по ассоциациям Чтение стихов в лицах | 1 | 11.11 | |
11 | Ритмопластика | Развитие пластической выразительности | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения | 1 | 18.11 |
«маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и другие | ||||||
12 13 | Сценическое движение | Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | 2 | 25.11 02.12 | |
14 | Пантомима | Развивать двигательные способности детей, пластическую выразительность. Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Игры «Муравьи», «Кактус и ива», «Пальма» | 1 | 09.12 | |
15 | Основы театральной культуры | Беседа по содержанию и представлению обучающихся об игре актеров (видеопросмотр). Правила поведения в театре. | 1 | 16.12 | ||
16 | Виды театрального искусства. | Рассказать в доступной форме о видах театрального искусства. | Презентация «Виды театрального искусства» | 1 | 23.12 | |
17 | Кукольный театр. Виды кукол. | Совершенствовать умение детей передавать образы персонажей сказки, используя разные средства выразительности | Интонационные упражнения | 1 | 30.12 | |
18 19 | Мини-спектакль с куклами. | Совершенствовать умение детей драматизировать сказку. Учить последовательно излагать мысли по ходу сюжета. Совершенствовать навыки групповой работы. | Драматизация сказки | 2 | 20.01 27.01 | |
20 | Наши эмоции | Учить распознавать эмоциональные состояния по мимике: радость, грусть, страх, злость. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. | Подбор графической карточки с эмоциями к конкретной ситуации. Упражнение «Изобрази эмоцию» | 1 | 03.02 | |
21 | Викторина по сказкам | Кругозор обучающихся по сказкам | Обзор книг-сказок | 1 | 10.02 | |
22 | Выбор мультсказки, знакомство с текстом, , распределение ролей, диалоги героев. | Активизировать внимание детей при знакомстве с сказкой. Совершенствовать выразительность движений, развивать фантазию. | 1 | 17.02 | ||
22 | Настроение героев | Помочь понять и осмыслить настроение героев. | Беседа о настроении героев сказки Упражнения-этюды, отражающие образы персонажей сказки и предметов | 1 | 03.03 | |
23 | Творческий пересказ сказки | Помочь запомнить содержание сказки-спектакля. | Драматизация сказки | 1 | 10.03 | |
24 | Репетиции диалогов | Упражнение в интонировании диалогов | 2 | 17.03 |
26 | 24.03 | |||||
27 | Реквизит и костюмы | Подбор необходимых косюмов, декораций, реквизита. | 1 | 07.04 | ||
28 29 30 | Репетиция спектакля | 3 | 14.04 21.04 28.04 | |||
31 | Показ спектакля | 1 | 05.05 | |||
32 | Анализ спектакля. Самооценка. | 1 | 12.05 | |||
33 | Закрепление изученного материала | 1 | 19.05 | |||
34 | 1 | 26.05 |