Рабочая программа учителя-дефектолога обучающихся с задержкой психического развития вида 7.1 на ступени начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Юлия Сергеевна Демидова

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию с 1 по 4 класс.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7.1.docx119.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Лицей №7»

УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                                                                        Директором МАОУ «Лицей №7»
                                                                                                                 

Трубина Т.Д. __________

Рабочая программа

учителя-дефектолога

обучающихся с задержкой психического развития вида 7.1

на ступени начального общего образования

Составитель

учитель-дефектолог:

Демидова Ю.С.

г. Бердск

2026

Содержание:

Пояснительная записка

1. Целевой раздел программы

1.1. Цели и задачи

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося

1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

1.6. Этапы реализации коррекционной-развивающей программы

1.7. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–дефектолога с обучающимся

2.2. Тематическое планирование

2.3. Календарно-тематическое планирование

2.4. Использование в коррекционно-развивающей работе интерактивных игр

2.5. Методическая работа учителя-дефектолога

2.6. Планирование работы с педагогами

2.7. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами

3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

3.2. График организации образовательного процесса

3.3. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога. Планирование деятельности по направлениям

3.4. Циклограмма работы учителя-дефектолога

3.5. Описание форм, методов и средств реализации адаптированной рабочей программы

3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

3.7. Методическое обеспечение адаптированной рабочей программы

Приложение 1-13

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию с 1 по 4 класс.

Нормативно-правовое обеспечение:

Работа учителя-дефектолога организуется на основании:

  • Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  • Положение о дефектологической службе общеобразовательного учреждения.

Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1)

В реализуемый комплекс коррекционной работы входят следующие блоки:

  • диагностический блок (мониторинговые исследования);
  • программа коррекционной работы;
  • план работы учителя-дефектолога с педагогами;
  • план консультативной работы учителя-дефектолога с родителями обучающихся с ОВЗ;

Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентности деятельности учителя-дефектолога.

1. Целевой раздел программы

1.1. Цель и задачи

Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.

Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.

1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы

Общие задачи:

  1. Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
  2. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
  3. Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
  4. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1).
  5. Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП НОО (вариант 7.1):

  • Формирование универсальных учебных действий.

1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по ФОП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.

ФОП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

1.4. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), а также в вариативных коррекционно-развивающих дефектологических программах:

В данной рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:

  • принцип единства диагностики и коррекции;
  • принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;
  • принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
  • принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:

  • системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
  • концентрический подход при изложении содержания программного материала;
  • комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
  • индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;

При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.

1.4. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы начального общего образования учителя-дефектолога

Этапы

Результаты

Сроки

Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность).

  • Определение специфики и их особых образовательных потребностей.

01.09. – 12.09

Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность).

  • Помощь детям с ОВЗ в освоении данного варианта ФАОП.

15.09-26.05 текущего учебного года

Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка.

Январь

Май

Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность).

Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

В течение года

1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы с 1 по 4 класс

Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Личностными результатами являются:

  • овладение правилами поведения в обществе, семье, со сверстниками;
  • овладение правилами игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
  • умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
  • умение налаживать контакт с людьми;
  • умение соблюдать правила игры и дисциплину;
  • правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
  • умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
  • способность к саморазвитию;
  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
  • основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
  • этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
  • понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
  • принятие установки на здоровый образ жизни;
  • чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.

Метапредметными результатами являются:

  • навыки учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
  • умения учиться работать в паре и в группе;
  • навыки выполнять различные роли;
  • умения слушать и понимать речь других ребят;
  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить еѐ до собеседника;
  • понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • допускать возможность существования различных точек зрения;
  • учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение задавать вопросы;
  • умение контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.

Предметными результатами являются:

  • целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
  • выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
  • пользоваться элементами расслабления;
  • группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
  • смешивать цвета, называть их;
  • конструировать сложные формы из 6-8-элементов;
  • находить нереальные элементы нелепых картинок;
  • определять противоположные качества и свойства предметов;
  • самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
  • распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
  • определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
  • моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
  • определять возраст людей.

В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов;
  • сравнивать предметы, понятия;
  • обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
  • определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
  • концентрировать, переключать своё внимание;
  • развивать свою память;
  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
  • уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
  • самостоятельно выполнить задания;
  • осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
  • работать в группе (при групповых формах работы).

Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.

Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.

2. Содержательный раздел

2.1. Диагностическая работа начального общего образования

Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ

Уровень развития определяется по следующим показателям:

  • Исследование двигательных функций
  • Исследование слухомоторных координаций
  • Исследование состояния зрительного гнозиса
  • Исследование речевых функций
  • Исследование памяти
  • Исследование мыслительных операций
  • Исследование внимания

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале, середине и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» основные методики.

Сроки

Вид диагно

стики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определить уровень сформированности познавательных

процессов

Диагностика памяти:

  • методика «Определение типа памяти»;
  • методика «Определение коэффициента логической и механической памяти»;
  • методика «Логическая память» (изучение уровня опосредованного запоминания)

Тестирование, наблюдение

Диагностика внимания:

-методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания)

Диагностика мышления:

  • Тест Равена (изучение уровня интеллектуального развития);
  • методика «Сравнение понятий» (изучение процессов анализа и синтеза);
  • методика «Исключение понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);
  • исследование вербально-логического мышления

Диагностика восприятия:

- методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Эмоционально-волевая сфера:

  • цветовой тест Люшера
  • методика «Несуществующее животное»
  • методика «Лесенка»

Январь Февраль

Промеж уточная

Определить динамику развития познавательных процессов и при

необходимости внести изменения в программу

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года

Тестиров ание,

наблюдние

Май

Итоговая

Определить уровень сформированости познавательных процессов к концу

учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года

Тестиров ание, наблюдение

Модульный принцип коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в школе:

Коррекционная работа ведется по пяти основным направлениям:

Диагностическое направление:

  • выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков;
  • изучение уровня умственного развития ребенка;
  • анализ письменных работ;
  • наблюдение за учащимися в учебной деятельности;
  • проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

Коррекционное направление:

  • система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка;
  • определение содержания коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности;
  • проведение мероприятий коррекционно-развивающей направленности;
  • определение методов, приемов, средств проведения коррекционно-развивающих занятий;
  • повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
  • обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно - развивающих занятий;

Аналитическое направление, профилактика:

  • обеспечение взаимодействия всех специалистов;
  • оценка эффективности коррекционного воздействия;
  • коррекция программ;
  • создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
  • обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания;
  • профилактика перегрузок обучающегося;

Консультативно-просветительское направление:

  • оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
  • помощь в вопросах воспитания и обучения;

Организационно-методическое направление:

  • подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
  • подготовка и участие в заседаниях школьного консилиума;
  • оформление документации;
  • оформление необходимой соответствующей документации;

Содержание коррекционно-развивающей работы

2.2. Тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ 1

2.3. Календарно-тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ 2

2.4 Методическая работа учителя-дефектолога ПРИЛОЖЕНИЕ 3

2.5. Планирование работы с педагогами ПРИЛОЖЕНИЕ 4

2.6. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

Раздел 3. Организационный раздел

3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение

Кабинет специалиста зонирован. В нем можно выделить несколько основных зон:

  1. Учебная зона.
  2. Консультативная зона для педагогов, родителей и специалистов.
  3. Двигательная зона.
  4. Игровая зона.
  5. Диагностическая зона.
  6. Зона для индивидуальной коррекционной работы.
  7. Зона для подгрупповых занятий.
  8. Методическая зона.

С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:

1. Документация:

  • Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения, концепции).
  • Протоколы первичного обследования учащихся.
  • Журнал учета обследуемых обучающихся.
  • Карты динамического развития ребенка.
  • Протоколы обследования.
  • Дефектологические представления на учащихся.
  • Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога.
  • Журнал посещаемости занятий.
  • Рабочие программы по коррекционному курсу.
  • Рабочие программы индивидуальной работы.
  • Расписание коррекционных занятий, утвержденное заместителем директора школы.
  • График работы учителя-дефектолога.
  • Журнал учёта консультаций.
  • Планирование работы на учебный год.
  • Годовой отчет учителя-дефектолога.

2. Диагностический материал (материал для обследования уровня развития обучающихся, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).

3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).

4. Методический раздел:

  • Методическая литература - библиотека.
  • Пособия.
  • Дидактический и наглядный материал.
  • «Копилка учителя-дефектолога» (материал из опыта работы: доклады, конспекты занятий, лекций, сообщения, статьи, диагностические карты, рабочие программы, комплексы упражнений, игры и т.д.).
  • Взаимосвязь с ПМПК.

5. Наглядно-дидактический материал.

Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:

  • Дидактические пособия по развитию всех психических функций.
  • Пособия для развития графо-моторных функций.
  • Развивающие игры по направлениям коррекционной работы учителя-дефектолога.
  • Наборы геометрических фигур.
  • Наборы для развития различения объемных форм, трафареты и обводки.
  • Развивающие игры.
  • Развивающие дидактические пособия.
  • Демонстрационный материал. Плакаты.
  • Наглядный материал.
  • Опорные схемы.

Пособия для обследования и развития сенсорной сферы:

  • Предметные картинки.
  • Серии сюжетных картинок.
  • Тактильные игровые пособия.

6. Оборудование:

  • Компьютерные программы: "Мерсибо","
  • Тренажеры.
  • Пособия для развития психических процессов.
  • Набор счетного материала.
  • Счетные палочки.
  • Наборы букв и цифр.
  • Измерительные приборы (секундомер, метроном, песочные часы).

7. Мебель:

  • Настенные часы.
  • Стулья.
  • Шкафы, стеллажи или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
  • Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
  • Парты – столы и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей.

3.2. График организации образовательного процесса

Сроки

Вид деятельности

1-12 сентября

Диагностика психического и интеллектуального развития детей. Стартовый мониторинг.

Заполнение диагностических карт, документации дефектологического кабинета.

15 сентября – 15 мая

Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по расписанию.

15 - 31 января

Промежуточный мониторинг развития детей с ОВЗ.

15 мая – 31 мая

Мониторинг развития детей с ОВЗ. Заполнение документации.

3.3. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога.

Планирование деятельности по направлениям ПРИЛОЖЕНИЕ 6

3.4. Циклограмма работы учителя-дефектолога ПРИЛОЖЕНИЕ 7

3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей дефектологической программы ПРИЛОЖЕНИЕ 8

3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога

В работе учителя-дефектолога используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы:

Общие методы:

  • Наглядные.
  • Словесные.
  • Практические.

К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:

  • сенсорное и сенсомоторное развитие;
  • формирование пространственно-временных отношений;
  • умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
  • формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
  • формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
  • готовность к восприятию учебного материала;
  • формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

3.7. Методическое обеспечение рабочей программы

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
  3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
  4. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
  6. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
  7. Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
  8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
  9. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
  10. Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
  11. Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
  12. Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
  13. Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Для учащихся 1 класса

(1 час в неделю)

Тема

Тематическое содержание

Дата

Виды учебной деятельности

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций.

(2 занятия)

1.

Инструктаж по Т.Б.

Осень. Обведение листьев по трафарету.

Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года

Формирование знаний с сезонных явлениях, развитие речи развитие наглядно-образного мышления

2.

«Четвертый лишний» Временные представления

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

Знакомство с частями суток, с их последовательностью

3.

Кабинет дефектолога Упражнения на штриховку.

Знакомство с кабинетом. Развитие навыков каллиграфии.

Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики.

4.

«Зрительный диктант» Количество предметов.

Определение количества предметов.

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия

5.

Моя семья

Формирование знаний и представлений о членах семьи

Развитие речи, развитие внимания к окружающим

6.

Геометрические фигуры Квадрат, круг.

Знакомство с геометрическими фигурами

Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование элементарных математических представлений

7.

«Запомни цвета»

Отношение порядка следования

Понятия: первый, последний, крайний, перед, после

Развитие речи, расширение математических представлений.

8.

Инструктаж по Т.Б.

Рисование прямых линий

Вертикальные и горизонтальные прямые линии

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений

9.

«Волшебный мешочек» Разгадывание предметов.

Формирование навыка тактильно узнавать предметы

Развитие мелкой моторики развитие тактильного восприятия

10.

Геометрические фигуры: прямоугольник, овал.

Знакомство с геометрической фигурой

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических

представлений

11.

Части и целое

Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет

Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания

12.

Запоминание предметов. Число и цифра

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

13.

«Порядок предметов» Число и цифра.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

14.

Написание элементов букв

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия развитие зрительно-моторной координации, формирование Пространственной ориентировки на листе бумаги

15.

Написание цифр.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами,

написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

16.

 Инструктаж по Т.Б.

«Опиши предмет»

Составление рассказа «Зимние забавы».

Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх

зимой

Развитие воображения развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса

17.

Заглавная и строчная буква.

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли,

Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений

18.

Чтение слогов.

Формировать умение складывать звуки в слоги

Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления

19.

Написание слогов.

Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли, соединение букв

Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия развитие зрительно-моторной координации, формирование Пространственной ориентировки на листе бумаги

20.

Решение примеров на сложение и вычитание

Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

21.

«Что перепутал художник?»

Рассматривание картинок, анализ ошибок на рисунках.

Развитие мышления, речи.

22.

Решение задач в одно действие.

Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса.

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

23.

«Волшебный мешочек»

Отгадывание предметов не ощупь

Развитие тактильных ощущений, мышления, моторики

24.

Инструктаж по Т.Б.

«Найди отличия».

Сравнение предметов по размеру, форме и цвету.

Развитие мышления пространственных представлений, речи.

25.

«Продолжи логический ряд». Геометрические фигуры.

Закрепление знаний о геометрических фигурах

Развитие зрительного внимания, развитие зрительного

восприятия формирование элементарных математических представлений

26.

Прямой и обратный счет в пределах 10.

Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание

Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций

27.

«Исключи лишнее».

Исключение лишних предметов по различным признакам.

Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи

28.

«Качественные признаки предметов».

Описание различных предметов.

Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие, речи, мышления.

29.

Сходство и различие.

Сравнение предметов по назначению, форме, цвету величине

Расширение знаний развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, речи.

30.

Повторение

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия)

Для учащихся 2 класса

(1 час в неделю)

Тема

Тематическое содержание

Кол-во часов

Виды учебной деятельности

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа)

Развитие графических навыков (3 часа)

1.

Ориентирование на листе бумаги и в пространстве

Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», верх-низ»,

«центр», «Круг в круге»

Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади.

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов

(точечных).

2.

Рисование узоров, элементов букв и цифр

«Одновременное рисование»

Проведение параллельных линий - вертикальных и наклонных. Графический диктант

3.

Работа в прописях

Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (14 часов)

4.

Звуки и буквы. Фонетический

разбор.

Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на

изменение смысла слов (пруд-прут).

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке Формировать графические умения. Формировать умения простого фонематического анализа: выделять (узнавать) звук на фоне слова и выделять звук из слова (в начале и в конце слова).

Формировать умение находить орфограммы. Развитие речи, слухового восприятия.

Развитие зрительной памяти. Развивать умение анализировать зрительно воспринимаемые

5.

Упражнения в обозначении звуков

буквами

Определение количества гласных звуков в слове. Составление слоговой схемы слова с обозначением гласных буквами

6.

Упражнения в определении и проверке безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением

Слуховой диктант.

«Найди и исправь ошибки».

7.

Твердые и мягкие согласные звуки. Правописание парных  согласных в корне слова

8.

Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН

Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НЧ.

   Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН.

1

объекты, анализировать последовательность действий и совершать

последовательно действия по инструкции педагога. Корригировать и развивать: связную устную речь; зрительное восприятие при работе с карточкой;

9.

Упражнения в написании сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ

Спишите, вставляя орфограммы ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ.  

Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ.  

1

10.

Части речи. Существительное. Правописание собственных

имен существительных

Разложи слова по группам, разбери слова по схемам

1

11.

Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных

Игра «Живое - неживое»

1

12.

Части речи. Прилагательное. Упражнения в определении прилагательных по вопросам

Разложи слова по группам, разбери слова по схемам

1

13.

Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе

Запишите слова в единственном числе. 

Укажи существительные, которые не употребляются в единственном числе:

1

14.

Изменение глагола по числам

Подчеркните глаголы во множественном числе.

Запишите глаголы во множественном числе.

Запишите глаголы в единственном числе.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

1

15.

Правописание частицы НЕ с

глаголами.

Спиши, раскрывая скобки

«Третий лишний»

1

16.

Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи

Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд.

С местоимениями составить предложения.

1

17.

Правописание предлогов с именами существительными

Запишите словосочетания и предложения, раскрывая скобки и графически выделяя приставки.

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (13 часов)

18.

Нумерация. Устный счет. Состав чисел

Устный счет. «Лишнее число»

«Соотнеси число с картинкой»

1

Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры развивать умения проводить анализ и синтез числа, устанавливать отношения «часть - целое».

Уметь обобщать.

Развивать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ Развитие внимания, логического мышления

19

Сравнение выражений

Употребление слова в прямом и переносном значении.

1

20.

Решение примеров на сложение и вычитание       вида «36+2, 36+20»

Устный счет. «Домино»

1

21.

Решение примеров на сложение и вычитание вида«26+7, 25+3, 25-3, 35-7»

Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого,

уменьшаемого и вычитаемого 100.

1

22.

Решения примеров изученных

видов

«Реши цепочку», «Пройди лабиринт»,

«Поднимись на вершину»

1

23.

Порядок действий.

Сравнение выражений

1

24.

Устный счет: нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого

Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого в пределах 100.

1

25.

Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц

Подчеркни главное в тексте, заполни

таблицу, реши задачу, проверь по плану

1

26.

Действия деление и умножение.

1

27.

Умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание

Работа с таблицей умножения. Решение задач и примеров

1

28.

Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок

Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану

1

29.

Решение задач на умножение иделение с опорой на рисунок

1

30.

Геометрические фигуры

Танграм. «Составь рисунок из фигур»

1

Мониторинг развития высших психических функций (2 часа)

Для учащихся 3 класса

(1 час в неделю)

Тема

Тематическое содержание

Кол- во

часов

Виды учебной деятельности

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа)

Развитие графических навыков (3 часа)

1.

Манипуляции с мелкими предметами

Пальчиковая гимнастика

Работа с пинцетом и крупами. Лепка. Мозаика. Работа с глиной.

1

Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки

пальцев рук.

Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).

Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр.

Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов.

Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов.

2.

Рисование узоров, элементов букв и цифр

«Одновременное рисование» Проведение параллельных линий - вертикальных и наклонных. Графический диктант

1

3.

Коррекция почерка

Работа над формой букв. Графический диктант.

Работа в прописях.

Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (14 часов)

4.

Определение количества слогов.

Деление слов на слоги.

Составление слов и слогов. Игра «Пройди лабиринт»

1

Развитие зрительной памяти

посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов.

Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука.

Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке.

Формировать графические умения, Формировать умения простого фонематического анализа:

выделять (узнавать) звук на фоне слова и выделять звук из слова (в начале и в конце слова).

Формировать умение находить орфограммы. Развитие речи, слухового восприятия.

Развитие зрительной памяти.

Развивать умение анализировать зрительно воспринимаемые объекты, анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога.

Корригировать и развивать: связную устную речь; зрительное восприятие при работе с карточкой.

5.

Составление слов по схемам

1

6.

Текст и предложение

Добавь слово. Составление предложений, определить вид по цели высказывания и интонации. Составление текста.

1

7.

Составление словосочетаний и предложений

«Дополни предложение совами», «Закончи предложение», цепочки слов.

Деформированный текст

1

8.

Деление текста на части

«Добавь слово»

Составление предложений, составление текст

1

9.

Состав слова. Корень

Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно- орфографический диктант.

1

10.

Приставка и суффиксы.

Упражнение в образовании слов

Игра «Собери слово»,

Игра «Подбери слово к схеме» Найди и исправь ошибки

1

11.

Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов и приставок

1

12.

Непроизносимые согласные

Непроизносимые согласные в корне слова

1

13.

Имя существительное.

Число имени существительного

Определи число имён существительных.

Имена существительные напиши во множественном числе.

1

14.

Изменение существительных

по вопросам

Допишите словосочетания, изменяя слово

1

15.

Склонение имён прилагательных

Определи склонение существительных:

1

16.

Глагол как часть речи. Упражнение в нахождении

глаголов в тексте

Упражнение в нахождении

глаголов в тексте

1

17.

Изменение глаголов по временам

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (13 часов)

18.

Устная и письменная нумерация чисел

от 1 до 100

Устный счет. «Домино».

«Лишнее число»,

«Лабиринт»

1

Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 100, опираясь на знание их состава из двух слагаемых.

Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры

Развивать умения проводить анализ и синтез

19.

Сложение в пределах 100 без

перехода через разряд

Решение примеров.

«Найди закономерность»

1

20.

Таблица умножения на 2-3 и соответствующие

случаи деления

Работа с таблицей умножения. Работа с таблицей, решение задач и

примеров,

1

21.

Таблица умножения на 4-5 и соответствующие случаи деления

найди ответ, реши.

1

числа, устанавливать отношения «часть - целое». Уметь обобщать.

Развивать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму.

Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ.

Развитие внимания, логического мышления Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

Развитие умения планировать ход деятельности и работать по алгоритму.

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия.

22.

Таблица умножения на 6-7 и соответствующие случаи деления

1

23.

Таблица умножения на 8-9 и соответствующие случаи деления

1

24.

Решение задач.

Деление по содержанию и деление на равные части

1

25.

Умножение на 0 и на 1.

Умножение 0 на любое число

Решение примеров.

«Найди закономерность»

1

26.

Компоненты деления и умножения.

Проверка деления умножением

Решение примеров

1

27.

Нахождение периметра Геометрических фигур

Найди периметр фигуры

1

28.

Упражнения на сложение и вычитание чисел в пределах 100

Решение примеров

1

29.

Правила о порядке выполнения действий

Решение примеров.

«Найди закономерность»

1

30.

Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000

Реши не ошибись

1

Мониторинг развития высших психических функций (2 часа)

Для учащихся 4 класса

(1 час в неделю)

Тема

Тематическое содержание

Кол

-во часов

Виды учебной деятельности

Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа)

Развитие графических навыков (3 часа)

1

Коррекция почерка

Работа над формой букв. Графический диктант.

Работа в прописях

Рисование фигур, букв и цифр в воздухе.

1

Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги.

Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов.

2

Коррекция почерка

1

3

Коррекция почерка

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (12 часов)

4

Текст и предложение

«Дополни предложение словами»,

«Закончи предложение», цепочки слов.

Деформированный текст

1

Текст. Отличие текста от набора предложений.

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов.

5

Однородные члены предложения.

Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов.

«Распространи предложение», «Исправь ошибки», «Составь

предложения»

1

Корригировать и развивать связную устную речь. Корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и

причинно-следственных связей).

Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты.

Разбирать по членам предложения распространённые и нераспространённые предложения с однородными членами и без них. Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные сказуемые в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов).

6

Простые и сложные предложения

«От простого к сложному и наоборот»

1

7

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

«Верно-неверно»

1

Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек.

Корригировать и развивать связную устную речь. Корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и причинно - следственных связей).

Устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного, определять тип склонения и падеж существительных, выделять в предложениях существительные, прилагательные, в которых окончание является орфограммой.

8

Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей

Вставь окончания -и- , -е- . Напиши склонение и падеж

1

9

Падежные окончания имен Существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения.

Способы проверки безударных Падежных окончаний имён существительных

Тренажер проверки имен существительных

1

10

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и

предложном падежах

Тренажер по правописанию падежных окончаний имен прилагательных

1

11

Склонение имён прилагательных во множественном числе.

Определи склонение

Грамматика: составление словосочетаний с

Прилагательными во множественном числе

1

Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода единственного числа

12

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи.

Карточки для индивидуальной работы с заданиями

1

Выделять личные местоимения в предложении (в тексте). Устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению

существительных, которые они заменяют. Наблюдать за личными местоимениями единственного и множественного числа при склонении (работать с таблицей) и устанавливать, как они изменяются.

13

Неопределенная форма глагола.

Образование временных форм

от глагола в неопределенной форме

Карточки для индивидуальной работы с заданиями

1

Выделять глаголы в неопределённой форме в предложении (в тексте).

Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределённой форме.

Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё.

Различать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё.

Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как по неопределённой форме глагола определить все его возможные

формы времени.

Устанавливать на практике по неопределённой форме данного глагола все его возможные формы времени.

14

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

(спряжение)

Карточки для индивидуальной работы с заданиями

1

15

Упражнение в распознавании Спряжения глаголов по неопределенной форме

Карточки для индивидуальной работы с заданиями

1

Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (16 часов)

16

Нумерация чисел в пределах 1000

Устный счет. «Лишнее

число», «Лабиринт»

1

Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа

17

Числовые выражения.

Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание

Решение примеров.

«Найди закономерность»

1

Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия.

18

Приемы письменного вычитания трехзначных чисел

«Найди дату»

«математическая цепочка»

1

Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике.

19

Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное число

Соотнеси число с картинкой», «Шифровка»

1

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через приёмы письменного умножения с элементами игры

20

Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное число

«Соотнеси число с

картинкой», «Шифровка»

1

21

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100

и 1 000 раз

Задания на карточке

1

Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление.

22

Единицы площади

Задания на карточке

1

Умение работать с именованными числами времени, массы и площади

Умение определять время по часам с точностью до часа, минуты.

Умение анализировать части суток, времена года.

23

Единицы массы

Задания на карточке

1

24

Единицы времени

Задания на карточке

1

25

Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

1

Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание.

Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

26

Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме

«Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи.

1

Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно

отвечать на вопросы учителя.

27

Приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное число

Задания на карточке

1

Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного умножения с элементами игры

28

Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число

Задания на карточке

1

Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного деления с элементами игры

29

Решение задач на движение

Задания на карточке

1

Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение.

30

Письменное умножение и деление многозначного числа на двузначное, трёхзначное число

Задачи на внимательность.

«Математическое лото»

«Составь задачу по картинке»

1

Развитие умения дифференцировать примеры.

Развитие активности и внимания через приёмы письменного деления с элементами игры

Мониторинг развития высших психических функций (2 недели)

ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Использование в коррекционно-развивающей работе интерактивных игр

Название игры

Навык, формируемый в процессе игры

Птенцы в беде

Развитие умения воспроизводить заданный звуковой и слоговой ряд. Коррекция психических функций.

Бедный дракончик

Развитие умения соотносить заданный звук с соответствующей буквой. Коррекция психических функций.

Волк и овцы

Развитие умения находить заданный звук в слове, соотнесение звука и буквы. Коррекция психических функций.

Две Принцессы

Развитие умения выделять ударный гласный звук в слове, произносить заданное слово с ударением. Коррекция психических функций.

Любовь-морковь

Развитие умения понимать рифму, развитие слухового внимания, восприятия. Коррекция психических функций.

Находчивая буква

Развитие слухового восприятия, умения определять заданный звук в слове, его местоположение. Коррекция психических функций.

Паровозики

Развитие слухового восприятия, умения выделять и правильно определять ударный гласный звук в слове.

Перед концертом

Развитие умения воспроизводить заданный слог. Развитие слухового внимания.

Правильный банан

Развитие умения слышать заданное слово, фразу. Развитие слухового восприятия, мышления. Коррекция психических функций.

Помощь на пожаре

Развитие слухового и зрительного внимания, навыков звукового анализа и синтеза.

Кто за кем?

Развитие навыка понимания и правильного употребления предлогов.

Посиделки-постоялки

Развитие умения правильного употребления слов, обозначающих действия предметов. Коррекция психических функций.

Рюкзак туриста

Развитие пространственных представлений, умения грамотного употребления предлогов. Коррекция психических функций.

Ворона и лисица

Развитие грамматического строя речи, умения составлять из слов предложения.

Богатый улов

Развитие навыка чтения.

        

Интерактивное сопровождение программ (комплекс интерактивных игр Мерсибо)

ПРИЛОЖЕНИЕ 10

2.8. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами

Направления работы

Виды работы

Частота

Сроки проведения и ответственные

Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-дефектологом и специалистами учреждения

  • индивидуальные беседы;

Систематически с момента поступления ребенка в школу

  • Учитель-дефектолог

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

  • индивидуальные консультирование;

2 раза в месяц

  • Педагог-психолог

Обеспечение участия семьи в реализации коррекционно-развивающей программы, соблюдения единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

  • индивидуальное консультирование;

По мере необходимости

  • Учитель

Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения

  • беседа;

По мере необходимости

  • Учитель-дефектолог

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

(названия мероприятий)

Согласно плану работы

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 11

Циклограмма работы учителя-дефектолога

Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога построена из учета 6 часов рабочего времени, из которых 28 часов в неделю отводится на проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, а также на методическую работу, и 3 часа в неделю – на консультативную работу.

День недели

Время

Понедельник

07.40-08.00 – подготовка к занятиям

08.00 – 14.00 – индивидуальные и подгрупповые дефектологические занятия

Вторник

08.00 – 09.00 – консультация

09.00 – 09.30 – работа с планом

09.30 – 12.40 – подгрупповые дефектологические занятия (математика)

12.40 – 13.20 – индивидуальные дефектологические занятия(математика п.гр.)

14.30 – 15.00 – подгрупповые дефектологические занятия (математика)

Среда

08.00 – 08.30 консультация

08.30 – 09.30 – индивидуальные дефектологические занятия (математика п.гр.)

09.50 – 14.00 – подгрупповые дефектологические занятия (Ок.м.)

Четверг

08.00 – 08.40 – индивидуальные дефектологические занятия(математика п.гр.)

09.50 – 15.30 – подгрупповые дефектологические занятия (ОМ подг. гр.)

Пятница

08.00 – 10.30 – индивидуальные дефектологические занятия(Ок.м.)

10.50 – 12.30 – подгрупповые дефектологические занятия (ОМ подг. гр.)

12.00-13.20 – индивидуальные дефектологические занятия(Ок.м.)

13.30-14.00 - работа с планом

ПРИЛОЖЕНИЕ 12

3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей дефектологической программы

Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога

Связь с общеобразовательной деятельностью

Самостоятельная работа детей

Коррекционная работа в семье

Подгрупповые и индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-дефектолога в течение рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического и интеллектуального развития обучающегося, создающие определённые трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность индивидуальных занятий 20-25 мин.