Рабочая программа учителя-дефектолога обучающихся с задержкой психического развития вида 7.1 на ступени начального общего образования
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию с 1 по 4 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 119.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей №7»
УТВЕРЖДЕНО
Директором МАОУ «Лицей №7»
Трубина Т.Д. __________
Рабочая программа
учителя-дефектолога
обучающихся с задержкой психического развития вида 7.1
на ступени начального общего образования
Составитель
учитель-дефектолог:
Демидова Ю.С.
г. Бердск
2026
Содержание:
Пояснительная записка
1. Целевой раздел программы
1.1. Цели и задачи
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
1.4. Психолого-педагогическая (индивидуальная) характеристика обучающегося
1.5. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
1.6. Этапы реализации коррекционной-развивающей программы
1.7. Планируемые результаты освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1. Перспективный (индивидуальный) план коррекционной работы учителя–дефектолога с обучающимся
2.2. Тематическое планирование
2.3. Календарно-тематическое планирование
2.4. Использование в коррекционно-развивающей работе интерактивных игр
2.5. Методическая работа учителя-дефектолога
2.6. Планирование работы с педагогами
2.7. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами
3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение
3.2. График организации образовательного процесса
3.3. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога. Планирование деятельности по направлениям
3.4. Циклограмма работы учителя-дефектолога
3.5. Описание форм, методов и средств реализации адаптированной рабочей программы
3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога
3.7. Методическое обеспечение адаптированной рабочей программы
Приложение 1-13
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на реализацию системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в развитии обучающихся, их дальнейшую социальную адаптацию с 1 по 4 класс.
Нормативно-правовое обеспечение:
Работа учителя-дефектолога организуется на основании:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г.№ 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № ВК-452/07 от 11.03.16.
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1598 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
- Положение о дефектологической службе общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа учителя-дефектолога является обязательным документом, обеспечивающим реализацию коррекционно-развивающей деятельности в рамках освоения адаптированной основной общеобразовательной программы, составленной для обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1)
В реализуемый комплекс коррекционной работы входят следующие блоки:
- диагностический блок (мониторинговые исследования);
- программа коррекционной работы;
- план работы учителя-дефектолога с педагогами;
- план консультативной работы учителя-дефектолога с родителями обучающихся с ОВЗ;
Данная программа выступает инструментом при планировании коррекционно-развивающей компетентности деятельности учителя-дефектолога.
1. Целевой раздел программы
1.1. Цель и задачи
Рабочая программа содержит цель, а также общие и специфические задачи.
Программа коррекционной работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель - реализация системы дефектологической помощи детям с нарушениями в развитии в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, а также на коррекцию недостатков в психическом (психоречевом) развитии обучающихся и их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательной школе.
1.2. Задачи коррекционно-развивающего сопровождения на период реализации программы
Общие задачи:
- Выявление особых образовательных потребностей обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии.
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи обучающемуся с задержкой психического развития (вариант 7.1) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
- Организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости).
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1).
- Оказание родителям (законным представителям) обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Специфические задачи коррекционно-развивающего дефектологического сопровождения данной нозологической группы, осваивающей АООП НОО (вариант 7.1):
- Формирование универсальных учебных действий.
1.3. Характеристика нозологической группы, описание особых образовательных потребностей
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК. Общие ориентиры для рекомендации обучения по ФОП НОО (вариант 7.1) могут быть представлены следующим образом.
ФОП НОО (вариант 7.1) адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Помимо перечисленных характеристик, у обучающихся могут отмечаться типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
1.4. Принципы и подходы проведения коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
Общие принципы представлены в ФГОС НОО ОВЗ, в Примерной адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 7.1), а также в вариативных коррекционно-развивающих дефектологических программах:
В данной рабочей программе учителя-дефектолога для обучающихся с ОВЗ, учитываются возрастные, типологические и индивидуальные особенности и следующие принципы коррекционно-развивающей работы:
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип комплексности методов логопедического, психолого-педагогического и коррекционного воздействия;
- принцип развивающего характера обучения, основывающегося на положении о ведущей роли обучения в развитии ребенка и формировании «зоны ближайшего развития»;
- принцип уровневой дифференциации задач, содержания и результатов образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
На основе данных принципов реализуются общедидактические и специфические подходы к профессиональной деятельности. Специфические подходы:
- системный подход к организации целостной системы коррекционно-педагогической работы;
- концентрический подход при изложении содержания программного материала;
- комплексный подход, который предполагает, что устранение нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов сопровождения;
- индивидуально-дифференцированный подход к реализации адаптированной образовательной программы;
При этом учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей с ОВЗ школьного возраста.
1.4. Этапы реализации коррекционно-развивающей программы начального общего образования учителя-дефектолога
Этапы | Результаты | Сроки |
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). |
| 01.09. – 12.09 |
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). |
| 15.09-26.05 текущего учебного года |
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). | Определение соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным потребностям ребёнка. | Январь Май |
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). | Внесение необходимых изменений в процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы. | В течение года |
1.5. Планируемые результаты освоения адаптированной коррекционной дефектологической программы с 1 по 4 класс
Освоение обучающимся коррекционно-развивающей дефектологической программы, которая создана на основе ФГОС для детей с ОВЗ, предполагает достижение ими трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Личностными результатами являются:
- овладение правилами поведения в обществе, семье, со сверстниками;
- овладение правилами игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению;
- умение анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;
- умение налаживать контакт с людьми;
- умение соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде;
- умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности;
- способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
- осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей;
- основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки;
- этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения;
- понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им;
- принятие установки на здоровый образ жизни;
- чувство прекрасного на основе знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры и традиций.
Метапредметными результатами являются:
- навыки учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
- умения учиться работать в паре и в группе;
- навыки выполнять различные роли;
- умения слушать и понимать речь других ребят;
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить еѐ до собеседника;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- допускать возможность существования различных точек зрения;
- учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умение задавать вопросы;
- умение контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате.
Предметными результатами являются:
- целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;
- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;
- пользоваться элементами расслабления;
- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;
- смешивать цвета, называть их;
- конструировать сложные формы из 6-8-элементов;
- находить нереальные элементы нелепых картинок;
- определять противоположные качества и свойства предметов;
- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;
- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;
- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
- определять возраст людей.
В результате реализации данной программы обучающиеся должны научиться:
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- работать в группе (при групповых формах работы).
Обучающийся, владеющий положительным развитием психических процессов: внимания, памяти (слухоречевой, зрительной), мыслительными операциями, владеющий приемами обобщения, классификациями, общим уровнем осведомленности не ниже среднего.
Положительным отношением к школе, адекватной самооценкой, умеющий справляться со своим эмоциональным состоянием, с навыками конструктивного взаимодействия с окружающими людьми и имеющий благоприятный статус в коллективе.
2. Содержательный раздел
2.1. Диагностическая работа начального общего образования
Мониторинг определения развития умений и навыков обучающегося с ОВЗ
Уровень развития определяется по следующим показателям:
- Исследование двигательных функций
- Исследование слухомоторных координаций
- Исследование состояния зрительного гнозиса
- Исследование речевых функций
- Исследование памяти
- Исследование мыслительных операций
- Исследование внимания
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов обучающихся проводится диагностика в начале, середине и в конце учебного года, а также в течение реализации всей программы. Данные исследования заносятся в таблицу. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» основные методики.
Сроки | Вид диагно стики | Задачи | Содержание | Формы |
Сентябрь | Входящая | Определить уровень сформированности познавательных процессов | Диагностика памяти:
| Тестирование, наблюдение |
Диагностика внимания: -методика «Корректурная проба» (изучение уровня распределения, концентрации, устойчивости внимания); - методика «Шифровка» (изучение уровня переключения внимания) | ||||
Диагностика мышления:
| ||||
Диагностика восприятия: - методика поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников | ||||
Диагностика зрительно-моторной координации: - гештальт-тест Бендер | ||||
Эмоционально-волевая сфера:
| ||||
Январь Февраль | Промеж уточная | Определить динамику развития познавательных процессов и при необходимости внести изменения в программу | Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года | Тестиров ание, наблюдние |
Май | Итоговая | Определить уровень сформированости познавательных процессов к концу учебного года | Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития познавательных процессов в течение года | Тестиров ание, наблюдение |
Модульный принцип коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога в школе:
Коррекционная работа ведется по пяти основным направлениям:
Диагностическое направление:
- выявление трудностей формирования знаний, умений и навыков;
- изучение уровня умственного развития ребенка;
- анализ письменных работ;
- наблюдение за учащимися в учебной деятельности;
- проверка соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;
Коррекционное направление:
- система коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка;
- определение содержания коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности;
- проведение мероприятий коррекционно-развивающей направленности;
- определение методов, приемов, средств проведения коррекционно-развивающих занятий;
- повышение уровня общего развития, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
- обеспечение успешности адаптации ребенка с ОВЗ в процессе коррекционно - развивающих занятий;
Аналитическое направление, профилактика:
- обеспечение взаимодействия всех специалистов;
- оценка эффективности коррекционного воздействия;
- коррекция программ;
- создание индивидуальных/групповых коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;
- обеспечение специализированного сопровождения в процессах обучения и воспитания;
- профилактика перегрузок обучающегося;
Консультативно-просветительское направление:
- оказание помощи педагогам и родителям в вопросах воспитания и обучения ребенка с ОВЗ;
- помощь в вопросах воспитания и обучения;
Организационно-методическое направление:
- подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам;
- подготовка и участие в заседаниях школьного консилиума;
- оформление документации;
- оформление необходимой соответствующей документации;
Содержание коррекционно-развивающей работы
2.2. Тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ 1
2.3. Календарно-тематическое планирование ПРИЛОЖЕНИЕ 2
2.4 Методическая работа учителя-дефектолога ПРИЛОЖЕНИЕ 3
2.5. Планирование работы с педагогами ПРИЛОЖЕНИЕ 4
2.6. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Раздел 3. Организационный раздел
3.1. Материально-технические условия: оснащение кабинета и документационное обеспечение
Кабинет специалиста зонирован. В нем можно выделить несколько основных зон:
- Учебная зона.
- Консультативная зона для педагогов, родителей и специалистов.
- Двигательная зона.
- Игровая зона.
- Диагностическая зона.
- Зона для индивидуальной коррекционной работы.
- Зона для подгрупповых занятий.
- Методическая зона.
С точки зрения оснащения кабинета и организации рабочего места специалиста в нем содержатся:
1. Документация:
- Нормативные документы (инструктивно-методические письма, законы, постановления, положения, концепции).
- Протоколы первичного обследования учащихся.
- Журнал учета обследуемых обучающихся.
- Карты динамического развития ребенка.
- Протоколы обследования.
- Дефектологические представления на учащихся.
- Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога.
- Журнал посещаемости занятий.
- Рабочие программы по коррекционному курсу.
- Рабочие программы индивидуальной работы.
- Расписание коррекционных занятий, утвержденное заместителем директора школы.
- График работы учителя-дефектолога.
- Журнал учёта консультаций.
- Планирование работы на учебный год.
- Годовой отчет учителя-дефектолога.
2. Диагностический материал (материал для обследования уровня развития обучающихся, систематизированный по годам обучения и разделам: альбомы, папки и т.д.).
3. Материал для проведения консультаций (материал по работе с родителями, специалистами коррекционно-развивающего сопровождения, педагогами: статьи, наглядность, планирование, материал из журналов, книг и т.д.).
4. Методический раздел:
- Методическая литература - библиотека.
- Пособия.
- Дидактический и наглядный материал.
- «Копилка учителя-дефектолога» (материал из опыта работы: доклады, конспекты занятий, лекций, сообщения, статьи, диагностические карты, рабочие программы, комплексы упражнений, игры и т.д.).
- Взаимосвязь с ПМПК.
5. Наглядно-дидактический материал.
Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы:
- Дидактические пособия по развитию всех психических функций.
- Пособия для развития графо-моторных функций.
- Развивающие игры по направлениям коррекционной работы учителя-дефектолога.
- Наборы геометрических фигур.
- Наборы для развития различения объемных форм, трафареты и обводки.
- Развивающие игры.
- Развивающие дидактические пособия.
- Демонстрационный материал. Плакаты.
- Наглядный материал.
- Опорные схемы.
Пособия для обследования и развития сенсорной сферы:
- Предметные картинки.
- Серии сюжетных картинок.
- Тактильные игровые пособия.
6. Оборудование:
- Компьютерные программы: "Мерсибо","
- Тренажеры.
- Пособия для развития психических процессов.
- Набор счетного материала.
- Счетные палочки.
- Наборы букв и цифр.
- Измерительные приборы (секундомер, метроном, песочные часы).
7. Мебель:
- Настенные часы.
- Стулья.
- Шкафы, стеллажи или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, дидактических игр и методической литературы.
- Классная доска, расположенная на уровне роста детей.
- Парты – столы и стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей.
3.2. График организации образовательного процесса
Сроки | Вид деятельности |
1-12 сентября | Диагностика психического и интеллектуального развития детей. Стартовый мониторинг. Заполнение диагностических карт, документации дефектологического кабинета. |
15 сентября – 15 мая | Фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия по расписанию. |
15 - 31 января | Промежуточный мониторинг развития детей с ОВЗ. |
15 мая – 31 мая | Мониторинг развития детей с ОВЗ. Заполнение документации. |
3.3. Направления коррекционной работы учителя-дефектолога.
Планирование деятельности по направлениям ПРИЛОЖЕНИЕ 6
3.4. Циклограмма работы учителя-дефектолога ПРИЛОЖЕНИЕ 7
3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей дефектологической программы ПРИЛОЖЕНИЕ 8
3.6. Общие и специальные методы и технологии организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-дефектолога
В работе учителя-дефектолога используются общие и специальные методы коррекционно-развивающей работы:
Общие методы:
- Наглядные.
- Словесные.
- Практические.
К основным направлениям коррекционно-развивающей работы относятся:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- формирование пространственно-временных отношений;
- умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты; формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления);
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;
- готовность к восприятию учебного материала;
- формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.
3.7. Методическое обеспечение рабочей программы
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей. / Под. ред. К.С. Лебединской. – М., 1982
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист. изд. центр ВЛАДОС, 1999 – 136с.
- Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. – М.: Изд-во УРАО, 1999
- Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984.
- Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С. Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2001
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.:изд. н/о Компенс-центр, 1993
- Костенкова Ю.А., Триггер Р.Д., Шевченко С.Г. Дети с ЗПР: особенности речи, письма, чтения. – М., 2004
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития Речь, 2007
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М: «Когито-Центр», 2009
- Дробинская О.А.Ребенок с задержкой психического развития: Понять, чтобы помочь М: Школьная Пресса, 2005
- Фишман М.Н. Нейрофизиологические механизмы отклонений в умственном развитии у детей М: Экзамен, 2006
- Дробинская О.А. Школьные трудности «нестандартных» детей М: «Школьная Пресса», 2006
- Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие / Н.В. Бабкина. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Для учащихся 1 класса
(1 час в неделю)
№ | Тема | Тематическое содержание | Дата | Виды учебной деятельности |
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия) | ||||
1. | Инструктаж по Т.Б. Осень. Обведение листьев по трафарету. | Знакомство с характерными признаками, осенними месяцами, погодой данного времени года | Формирование знаний с сезонных явлениях, развитие речи развитие наглядно-образного мышления | |
2. | «Четвертый лишний» Временные представления | Знакомство с частями суток, с их последовательностью | Знакомство с частями суток, с их последовательностью | |
3. | Кабинет дефектолога Упражнения на штриховку. | Знакомство с кабинетом. Развитие навыков каллиграфии. | Развитие навыков пространственной ориентировки Коррекция мелкой моторики. | |
4. | «Зрительный диктант» Количество предметов. | Определение количества предметов. | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия | |
5. | Моя семья | Формирование знаний и представлений о членах семьи | Развитие речи, развитие внимания к окружающим | |
6. | Геометрические фигуры Квадрат, круг. | Знакомство с геометрическими фигурами | Развитие зрительного восприятия, внимания, формирование элементарных математических представлений | |
7. | «Запомни цвета» Отношение порядка следования | Понятия: первый, последний, крайний, перед, после | Развитие речи, расширение математических представлений. | |
8. | Инструктаж по Т.Б. Рисование прямых линий | Вертикальные и горизонтальные прямые линии | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | |
9. | «Волшебный мешочек» Разгадывание предметов. | Формирование навыка тактильно узнавать предметы | Развитие мелкой моторики развитие тактильного восприятия | |
10. | Геометрические фигуры: прямоугольник, овал. | Знакомство с геометрической фигурой | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия, формирование элементарных математических представлений | |
11. | Части и целое | Формирование навыка узнавать предмет по части и собирать из частей целый предмет | Развитие целостного и дифференцированного восприятия, развитие зрительного внимания | |
12. | Запоминание предметов. Число и цифра | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
13. | «Порядок предметов» Число и цифра. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
14. | Написание элементов букв | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли | Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия развитие зрительно-моторной координации, формирование Пространственной ориентировки на листе бумаги | |
15. | Написание цифр. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
16. | Инструктаж по Т.Б. «Опиши предмет» Составление рассказа «Зимние забавы». | Формирование знаний о зимних видах спорта, о детских играх зимой | Развитие воображения развитие речи, расширение и уточнение словарного запаса | |
17. | Заглавная и строчная буква. | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли, | Развитие мелкой моторики рук, развитие координации движений | |
18. | Чтение слогов. | Формировать умение складывать звуки в слоги | Сенсорное развитие, развитие кругозора, развитие словаря, развитие наглядно-образного мышления | |
19. | Написание слогов. | Элементы строчных, заглавных букв: крючки, петли, соединение букв | Развитие зрительного внимания и зрительного восприятия развитие зрительно-моторной координации, формирование Пространственной ориентировки на листе бумаги | |
20. | Решение примеров на сложение и вычитание | Состав числа, порядок числа, сложение и вычитание. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
21. | «Что перепутал художник?» | Рассматривание картинок, анализ ошибок на рисунках. | Развитие мышления, речи. | |
22. | Решение задач в одно действие. | Выделение главной мысли в задаче. Определение вопроса. | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
23. | «Волшебный мешочек» | Отгадывание предметов не ощупь | Развитие тактильных ощущений, мышления, моторики | |
24. | Инструктаж по Т.Б. «Найди отличия». | Сравнение предметов по размеру, форме и цвету. | Развитие мышления пространственных представлений, речи. | |
25. | «Продолжи логический ряд». Геометрические фигуры. | Закрепление знаний о геометрических фигурах | Развитие зрительного внимания, развитие зрительного восприятия формирование элементарных математических представлений | |
26. | Прямой и обратный счет в пределах 10. | Состав числа, порядок числа, соотнесение с предметами, написание | Формирование математических представлений, развитие мыслительных операций | |
27. | «Исключи лишнее». | Исключение лишних предметов по различным признакам. | Социально-бытовая ориентировка, расширение знаний об окружающем мире, расширение словарного запаса, развитие памяти, развитие речи | |
28. | «Качественные признаки предметов». | Описание различных предметов. | Коррекция зрительного восприятия, сенсорное развитие, речи, мышления. | |
29. | Сходство и различие. | Сравнение предметов по назначению, форме, цвету величине | Расширение знаний развитие словаря, развитие мыслительных процессов, развитие памяти, речи. | |
30. | Повторение | |||
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 занятия) | ||||
Для учащихся 2 класса
(1 час в неделю)
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол-во часов | Виды учебной деятельности |
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа) | ||||
Развитие графических навыков (3 часа) | ||||
1. | Ориентирование на листе бумаги и в пространстве | Упражнение «Солнышко», упражнения на понимание сторон «право-лево», верх-низ», «центр», «Круг в круге» | Развитие пространственных представлений через умение ориентироваться на плоскости листа; посредством закрепления понятий: вверху, внизу, слева, справа, впереди, сзади. Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов (точечных). | |
2. | Рисование узоров, элементов букв и цифр | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий - вертикальных и наклонных. Графический диктант | ||
3. | Работа в прописях | Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | ||
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (14 часов) | ||||
4. | Звуки и буквы. Фонетический разбор. | Алфавит. «Буква и звук». Упражнения на изменение смысла слов (пруд-прут). | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке Формировать графические умения. Формировать умения простого фонематического анализа: выделять (узнавать) звук на фоне слова и выделять звук из слова (в начале и в конце слова). Формировать умение находить орфограммы. Развитие речи, слухового восприятия. Развитие зрительной памяти. Развивать умение анализировать зрительно воспринимаемые | |
5. | Упражнения в обозначении звуков буквами | Определение количества гласных звуков в слове. Составление слоговой схемы слова с обозначением гласных буквами | ||
6. | Упражнения в определении и проверке безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением | Слуховой диктант. «Найди и исправь ошибки». | ||
7. | Твердые и мягкие согласные звуки. Правописание парных согласных в корне слова | |||
8. | Упражнения в написании сочетаний ЧК, ЧН | Спишите, вставляя орфограммы ЧК, ЧН, НЧ. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧК, ЧН. | 1 | объекты, анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога. Корригировать и развивать: связную устную речь; зрительное восприятие при работе с карточкой; |
9. | Упражнения в написании сочетаний ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ | Спишите, вставляя орфограммы ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ. Измените, слова так, чтобы в них появилось сочетание ЧА, ЧУ, ЩА, ЩУ. | 1 | |
10. | Части речи. Существительное. Правописание собственных имен существительных | Разложи слова по группам, разбери слова по схемам | 1 | |
11. | Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных | Игра «Живое - неживое» | 1 | |
12. | Части речи. Прилагательное. Упражнения в определении прилагательных по вопросам | Разложи слова по группам, разбери слова по схемам | 1 | |
13. | Изменение существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе | Запишите слова в единственном числе. Укажи существительные, которые не употребляются в единственном числе: | 1 | |
14. | Изменение глагола по числам | Подчеркните глаголы во множественном числе. Запишите глаголы во множественном числе. Запишите глаголы в единственном числе. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. | 1 | |
15. | Правописание частицы НЕ с глаголами. | Спиши, раскрывая скобки «Третий лишний» | 1 | |
16. | Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи | Найти начальную форму каждого из данных местоимений, определить его разряд. С местоимениями составить предложения. | 1 | |
17. | Правописание предлогов с именами существительными | Запишите словосочетания и предложения, раскрывая скобки и графически выделяя приставки. | 1 | |
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (13 часов) | ||||
18. | Нумерация. Устный счет. Состав чисел | Устный счет. «Лишнее число» «Соотнеси число с картинкой» | 1 | Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10, 20, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры развивать умения проводить анализ и синтез числа, устанавливать отношения «часть - целое». Уметь обобщать. Развивать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ Развитие внимания, логического мышления |
19 | Сравнение выражений | Употребление слова в прямом и переносном значении. | 1 | |
20. | Решение примеров на сложение и вычитание вида «36+2, 36+20» | Устный счет. «Домино» | 1 | |
21. | Решение примеров на сложение и вычитание вида«26+7, 25+3, 25-3, 35-7» | Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого 100. | 1 | |
22. | Решения примеров изученных видов | «Реши цепочку», «Пройди лабиринт», «Поднимись на вершину» | 1 | |
23. | Порядок действий. Сравнение выражений | 1 | ||
24. | Устный счет: нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого | Устный счет: примеры «с окошечками» на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого и вычитаемого в пределах 100. | 1 | |
25. | Задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц | Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану | 1 | |
26. | Действия деление и умножение. | 1 | ||
27. | Умножение и деление на 2 и 3; простые задачи на сложение и вычитание | Работа с таблицей умножения. Решение задач и примеров | 1 | |
28. | Решение задач на умножение и деление с опорой на рисунок | Подчеркни главное в тексте, заполни таблицу, реши задачу, проверь по плану | 1 | |
29. | Решение задач на умножение иделение с опорой на рисунок | 1 | ||
30. | Геометрические фигуры | Танграм. «Составь рисунок из фигур» | 1 | |
Мониторинг развития высших психических функций (2 часа) | ||||
Для учащихся 3 класса
(1 час в неделю)
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол- во часов | Виды учебной деятельности |
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа) | ||||
Развитие графических навыков (3 часа) | ||||
1. | Манипуляции с мелкими предметами | Пальчиковая гимнастика Работа с пинцетом и крупами. Лепка. Мозаика. Работа с глиной. | 1 | Развитие мелкой моторики рук посредством тренировки пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). Развитие зрительной памяти посредством воспроизведения данных учителем узоров, элементов букв и цифр. Развитие памяти, слухового внимания посредством написания геометрических и знаковых диктантов. Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов. |
2. | Рисование узоров, элементов букв и цифр | «Одновременное рисование» Проведение параллельных линий - вертикальных и наклонных. Графический диктант | 1 | |
3. | Коррекция почерка | Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях. Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | 1 | |
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (14 часов) | ||||
4. | Определение количества слогов. Деление слов на слоги. | Составление слов и слогов. Игра «Пройди лабиринт» | 1 | Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. Развитие восприятия и фонематического слуха путём узнавания и выделения гласного и согласного звука. Развитие зрительной памяти посредством запоминания ряда букв и звуков, расположенных в определённом порядке. Формировать графические умения, Формировать умения простого фонематического анализа: выделять (узнавать) звук на фоне слова и выделять звук из слова (в начале и в конце слова). Формировать умение находить орфограммы. Развитие речи, слухового восприятия. Развитие зрительной памяти. Развивать умение анализировать зрительно воспринимаемые объекты, анализировать последовательность действий и совершать последовательно действия по инструкции педагога. Корригировать и развивать: связную устную речь; зрительное восприятие при работе с карточкой. |
5. | Составление слов по схемам | 1 | ||
6. | Текст и предложение | Добавь слово. Составление предложений, определить вид по цели высказывания и интонации. Составление текста. | 1 | |
7. | Составление словосочетаний и предложений | «Дополни предложение совами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст | 1 | |
8. | Деление текста на части | «Добавь слово» Составление предложений, составление текст | 1 | |
9. | Состав слова. Корень | Алфавит. Упражнения с глухими и звонкими согласными. Зрительно- орфографический диктант. | 1 | |
10. | Приставка и суффиксы. Упражнение в образовании слов | Игра «Собери слово», Игра «Подбери слово к схеме» Найди и исправь ошибки | 1 | |
11. | Упражнение в образовании слов с помощью суффиксов и приставок | 1 | ||
12. | Непроизносимые согласные | Непроизносимые согласные в корне слова | 1 | |
13. | Имя существительное. Число имени существительного | Определи число имён существительных. Имена существительные напиши во множественном числе. | 1 | |
14. | Изменение существительных по вопросам | Допишите словосочетания, изменяя слово | 1 | |
15. | Склонение имён прилагательных | Определи склонение существительных: | 1 | |
16. | Глагол как часть речи. Упражнение в нахождении глаголов в тексте | Упражнение в нахождении глаголов в тексте | 1 | |
17. | Изменение глаголов по временам | 1 | ||
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (13 часов) | ||||
18. | Устная и письменная нумерация чисел от 1 до 100 | Устный счет. «Домино». «Лишнее число», «Лабиринт» | 1 | Выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 100, опираясь на знание их состава из двух слагаемых. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа Развитие активности и внимания через устный счёт с элементами игры Развивать умения проводить анализ и синтез |
19. | Сложение в пределах 100 без перехода через разряд | Решение примеров. «Найди закономерность» | 1 | |
20. | Таблица умножения на 2-3 и соответствующие случаи деления | Работа с таблицей умножения. Работа с таблицей, решение задач и примеров, | 1 | |
21. | Таблица умножения на 4-5 и соответствующие случаи деления | найди ответ, реши. | 1 | числа, устанавливать отношения «часть - целое». Уметь обобщать. Развивать умение планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Внутренний план действия (алгоритм работы над задачей) найти вопрос- ответ. Развитие внимания, логического мышления Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа Развитие умения планировать ход деятельности и работать по алгоритму. Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия. |
22. | Таблица умножения на 6-7 и соответствующие случаи деления | 1 | ||
23. | Таблица умножения на 8-9 и соответствующие случаи деления | 1 | ||
24. | Решение задач. | Деление по содержанию и деление на равные части | 1 | |
25. | Умножение на 0 и на 1. Умножение 0 на любое число | Решение примеров. «Найди закономерность» | 1 | |
26. | Компоненты деления и умножения. Проверка деления умножением | Решение примеров | 1 | |
27. | Нахождение периметра Геометрических фигур | Найди периметр фигуры | 1 | |
28. | Упражнения на сложение и вычитание чисел в пределах 100 | Решение примеров | 1 | |
29. | Правила о порядке выполнения действий | Решение примеров. «Найди закономерность» | 1 | |
30. | Письменные приёмы сложения и вычитания в пределах 1000 | Реши не ошибись | 1 | |
Мониторинг развития высших психических функций (2 часа) | ||||
Для учащихся 4 класса
(1 час в неделю)
№ | Тема | Тематическое содержание | Кол -во часов | Виды учебной деятельности | |
Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. (2 часа) | |||||
Развитие графических навыков (3 часа) | |||||
1 | Коррекция почерка | Работа над формой букв. Графический диктант. Работа в прописях Рисование фигур, букв и цифр в воздухе. | 1 | Формирование каллиграфического навыка путем написания прописных и строчных букв и соединение их в слоги. Развитие зрительной памяти и внимания посредством написания графических диктантов. | |
2 | Коррекция почерка | 1 | |||
3 | Коррекция почерка | 1 | |||
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по русскому языку (12 часов) | |||||
4 | Текст и предложение | «Дополни предложение словами», «Закончи предложение», цепочки слов. Деформированный текст | 1 | Текст. Отличие текста от набора предложений. Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек слов. | |
5 | Однородные члены предложения. Связь однородных членов в предложении с помощью интонации перечисления и союзов. | «Распространи предложение», «Исправь ошибки», «Составь предложения» | 1 | Корригировать и развивать связную устную речь. Корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и причинно-следственных связей). Составлять предложения с однородными подлежащими и однородными сказуемыми, редактировать тексты. Разбирать по членам предложения распространённые и нераспространённые предложения с однородными членами и без них. Наблюдать, как соединяются однородные подлежащие и однородные сказуемые в предложении (с помощью союзов и, а, но или без союзов). | |
6 | Простые и сложные предложения | «От простого к сложному и наоборот» | 1 | ||
7 | Правописание гласных и согласных в корнях слов. | «Верно-неверно» | 1 | Развитие логического мышления посредством завершения логических цепочек. Корригировать и развивать связную устную речь. Корригировать и развивать мыслительную деятельность (установление логических и причинно - следственных связей). Устанавливать управляющее слово, включая предлог, от которого зависит падеж существительного, определять тип склонения и падеж существительных, выделять в предложениях существительные, прилагательные, в которых окончание является орфограммой. | |
8 | Упражнение в склонении имён существительных и в распознавании падежей | Вставь окончания -и- , -е- . Напиши склонение и падеж | 1 | ||
9 | Падежные окончания имен Существительных единственного числа 1, 2, 3 – го склонения. Способы проверки безударных Падежных окончаний имён существительных | Тренажер проверки имен существительных | 1 | ||
10 | Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах | Тренажер по правописанию падежных окончаний имен прилагательных | 1 | ||
11 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. | Определи склонение Грамматика: составление словосочетаний с Прилагательными во множественном числе | 1 | Применять на практике различные способы проверки правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных в форме мужского, среднего и женского рода единственного числа | |
12 | Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. | Карточки для индивидуальной работы с заданиями | 1 | Выделять личные местоимения в предложении (в тексте). Устанавливать лексическое значение личных местоимений по лексическому значению существительных, которые они заменяют. Наблюдать за личными местоимениями единственного и множественного числа при склонении (работать с таблицей) и устанавливать, как они изменяются. | |
13 | Неопределенная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме | Карточки для индивидуальной работы с заданиями | 1 | Выделять глаголы в неопределённой форме в предложении (в тексте). Строить алгоритм выделения основы глаголов в неопределённой форме. Наблюдать и сравнивать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё. Различать лексическое значение глаголов в неопределённой форме с частицей -ся и без неё. Составлять текст на заданную тему с использованием глаголов. Наблюдать (анализировать) и устанавливать, как по неопределённой форме глагола определить все его возможные формы времени. Устанавливать на практике по неопределённой форме данного глагола все его возможные формы времени. | |
14 | Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение) | Карточки для индивидуальной работы с заданиями | 1 | ||
15 | Упражнение в распознавании Спряжения глаголов по неопределенной форме | Карточки для индивидуальной работы с заданиями | 1 | ||
Развитие высших психических функций посредством изучения программного материала по математике (16 часов) | |||||
16 | Нумерация чисел в пределах 1000 | Устный счет. «Лишнее число», «Лабиринт» | 1 | Развитие умения дифференцировать разряды чисел. Развитие речи и мышления через умение сравнивать числа | |
17 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий. Сложение и вычитание | Решение примеров. «Найди закономерность» | 1 | Развивать активность мыслительной деятельности через решение примеров в два действия. | |
18 | Приемы письменного вычитания трехзначных чисел | «Найди дату» «математическая цепочка» | 1 | Развивать мышление через умение применять правило о переместительном свойстве сложения на практике. | |
19 | Приемы письменного умножения трехзначного числа на однозначное число | Соотнеси число с картинкой», «Шифровка» | 1 | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного умножения с элементами игры | |
20 | Приемы письменного деления трехзначного числа на однозначное число | «Соотнеси число с картинкой», «Шифровка» | 1 | ||
21 | Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100 и 1 000 раз | Задания на карточке | 1 | Развитие быстроты реакции и мыслительной деятельности через решение примеров на умножение и деление. | |
22 | Единицы площади | Задания на карточке | 1 | Умение работать с именованными числами времени, массы и площади Умение определять время по часам с точностью до часа, минуты. Умение анализировать части суток, времена года. | |
23 | Единицы массы | Задания на карточке | 1 | ||
24 | Единицы времени | Задания на карточке | 1 | ||
25 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | 1 | Развитие воображения, мышления посредством решения простых задач на сложение и вычитание. Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. | |
26 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме | «Обратная задача» Решение задач по таблице Составление схемы по смыслу задачи. | 1 | Развитие зрительного восприятия и мышления через заполнение пробелов в таблицах. Развитие логического мышления через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы учителя. | |
27 | Приемы письменного умножения многозначного числа на однозначное число | Задания на карточке | 1 | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного умножения с элементами игры | |
28 | Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число | Задания на карточке | 1 | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного деления с элементами игры | |
29 | Решение задач на движение | Задания на карточке | 1 | Развитие речи, воображения, мышления через составление задач по картинке и их решение. | |
30 | Письменное умножение и деление многозначного числа на двузначное, трёхзначное число | Задачи на внимательность. «Математическое лото» «Составь задачу по картинке» | 1 | Развитие умения дифференцировать примеры. Развитие активности и внимания через приёмы письменного деления с элементами игры | |
Мониторинг развития высших психических функций (2 недели) | |||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Использование в коррекционно-развивающей работе интерактивных игр
Название игры | Навык, формируемый в процессе игры |
Птенцы в беде | Развитие умения воспроизводить заданный звуковой и слоговой ряд. Коррекция психических функций. |
Бедный дракончик | Развитие умения соотносить заданный звук с соответствующей буквой. Коррекция психических функций. |
Волк и овцы | Развитие умения находить заданный звук в слове, соотнесение звука и буквы. Коррекция психических функций. |
Две Принцессы | Развитие умения выделять ударный гласный звук в слове, произносить заданное слово с ударением. Коррекция психических функций. |
Любовь-морковь | Развитие умения понимать рифму, развитие слухового внимания, восприятия. Коррекция психических функций. |
Находчивая буква | Развитие слухового восприятия, умения определять заданный звук в слове, его местоположение. Коррекция психических функций. |
Паровозики | Развитие слухового восприятия, умения выделять и правильно определять ударный гласный звук в слове. |
Перед концертом | Развитие умения воспроизводить заданный слог. Развитие слухового внимания. |
Правильный банан | Развитие умения слышать заданное слово, фразу. Развитие слухового восприятия, мышления. Коррекция психических функций. |
Помощь на пожаре | Развитие слухового и зрительного внимания, навыков звукового анализа и синтеза. |
Кто за кем? | Развитие навыка понимания и правильного употребления предлогов. |
Посиделки-постоялки | Развитие умения правильного употребления слов, обозначающих действия предметов. Коррекция психических функций. |
Рюкзак туриста | Развитие пространственных представлений, умения грамотного употребления предлогов. Коррекция психических функций. |
Ворона и лисица | Развитие грамматического строя речи, умения составлять из слов предложения. |
Богатый улов | Развитие навыка чтения. |
Интерактивное сопровождение программ (комплекс интерактивных игр Мерсибо)
- Занимательная фонематика
- ЛогоБлиц: Школа
- 3 в 1: Обучение чтению
- Лого Ассорти
- Читай-пиши без ошибок
- Генератор логопедических заданий
- Внимание, память, логика
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
2.8. Планирование работы учителя-дефектолога с семьей ребенка с ОВЗ. Взаимодействие со специалистами
Направления работы | Виды работы | Частота | Сроки проведения и ответственные |
Включение родителей (законных представителей) во взаимодействие с учителем-дефектологом и специалистами учреждения |
| Систематически с момента поступления ребенка в школу |
|
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| 2 раза в месяц |
|
Обеспечение участия семьи в реализации коррекционно-развивающей программы, соблюдения единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
| По мере необходимости |
|
Организация регулярного обмена информацией о развитии ребенка, о ходе реализации коррекционно-развивающей программы и результатах ее освоения |
| По мере необходимости |
|
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях | (названия мероприятий) | Согласно плану работы | |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
Циклограмма работы учителя-дефектолога
Циклограмма рабочего времени учителя-дефектолога построена из учета 6 часов рабочего времени, из которых 28 часов в неделю отводится на проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми, а также на методическую работу, и 3 часа в неделю – на консультативную работу.
День недели | Время |
Понедельник | 07.40-08.00 – подготовка к занятиям 08.00 – 14.00 – индивидуальные и подгрупповые дефектологические занятия |
Вторник | 08.00 – 09.00 – консультация 09.00 – 09.30 – работа с планом 09.30 – 12.40 – подгрупповые дефектологические занятия (математика) 12.40 – 13.20 – индивидуальные дефектологические занятия(математика п.гр.) 14.30 – 15.00 – подгрупповые дефектологические занятия (математика) |
Среда | 08.00 – 08.30 консультация 08.30 – 09.30 – индивидуальные дефектологические занятия (математика п.гр.) 09.50 – 14.00 – подгрупповые дефектологические занятия (Ок.м.) |
Четверг | 08.00 – 08.40 – индивидуальные дефектологические занятия(математика п.гр.) 09.50 – 15.30 – подгрупповые дефектологические занятия (ОМ подг. гр.) |
Пятница | 08.00 – 10.30 – индивидуальные дефектологические занятия(Ок.м.) 10.50 – 12.30 – подгрупповые дефектологические занятия (ОМ подг. гр.) 12.00-13.20 – индивидуальные дефектологические занятия(Ок.м.) 13.30-14.00 - работа с планом |
ПРИЛОЖЕНИЕ 12
3.5. Описание форм, методов и средств реализации рабочей дефектологической программы
Коррекционно-развивающая деятельность учителя-дефектолога | Связь с общеобразовательной деятельностью | Самостоятельная работа детей | Коррекционная работа в семье |
Подгрупповые и индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-дефектолога в течение рабочего дня и недели в целом. Они направлены на осуществление коррекции индивидуальных недостатков психофизического и интеллектуального развития обучающегося, создающие определённые трудности в овладении адаптированной основной общеобразовательной программы.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями ребенка с ОВЗ, продолжительность индивидуальных занятий 20-25 мин.
