Возрастные и психологические особенности формирования читательской грамотности у младших школьников
материал (3 класс)
Возрастные и психологические особенности формирования читательской грамотности у младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Возрастные и психологические особенности формирования читательской грамотности у младших школьников
В 3–4-м классах, когда у обучающихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы. Чтение как предмет и как средство обучения существует в начальных классах параллельно. Ученик младшего школьного возраста играет две роли: собственно читателя, мотивированного личным интересом, и читающего ученика – в процессе выполнения учебного задания, когда чтение выступает средством его реализации. Научить пользоваться чтением как средством обучения – важная задача, поскольку работа с учебными материалами требует не только владения технической стороной чтения, но и содержательной, т.е. понимания разных по форме, структуре и логике текстов.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. В этот период происходит интенсивное физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Младший школьный возраст характерен активным процессом формирования мировоззрения школьника, его переживаний, а также развития его интересов и способностей. Огромная роль в воспитании, образовании и развитии школьников отводится чтению. Чтение в начальный период обучения является одним из главных средств познания мира. В этот период обучения чтение становится мощным средством обогащения личного и социального опыта ребёнка, его самопознания и развития. Формирование грамотного читателя, умеющего читать и анализировать большой объем информации, является мировой проблемой [12].
Младший школьный возраст – время активного становления читателя, требующее внимания и кропотливой совместной работы учителей и родителей.
Как отмечает Т. С. Галактионова, взрослые, приобщая детей к чтению, должны учитывать ряд возрастных особенностей и тенденций в когнитивной сфере у детей данного возраста:
1) ухудшение возможности избирательного внимания;
2) снижения навыка оценки значимости информации;
3) уменьшение объема рабочей памяти.
Детям младшего школьного возраста присущи любознательность, высокая эмоциональная возбудимость, внушаемость, подражание. Кроме того, как отмечают ученые-практики, младший школьный возраст, как возрастной период, имеет важную особенность: в этот период ребенок чувствителен (Б. Ананьев, Н. Лейтес) к восприятию искусства, природы, отношений со взрослыми. Эти особенности авторами выделяются как своеобразная детская одаренность. Педагоги начальной школы, учитывая эти психофизиологические особенности, при грамотной организации воспитательно-образовательного процесса в школе и дома могут добиться значительных результатов в социально-нравственном развитии ребенка и развития читательской грамотности у обучающегося младшего школьного возраста. Именно поэтому роль взрослого в развитии интереса к чтению, в том числе и семейному, имеет большое значение для формирования читательской грамотности и читательской судьбы ребёнка [24].
Для детей младшего школьного возраста при восприятии искусства слова характерна такая особенность, которую научно обосновала исследователь восприятия литературного произведения детьми 8-9 лет Л. И. Беленькая. Эта особенность называется «наивный реализм». Для детей критерием качества произведения является «правдоподобие», «как на самом деле». В своей книге «Ребенок и книга» Л. И. Беленькая выделяет такие особенности детского восприятия произведений младшим школьником, как: умение в малом увидеть большое, определение собственного отношения к героям через конкретные образы.
В младшем школьном возрасте воспитание книгой чаще всего происходит через подражание. Ребенок подражает положительным героям, так как испытывает потребность быть хорошим. Эти важные особенности должны учитываться взрослыми при организации детского чтения и работы с книгой. По совету Я. Корчака, взрослый, отмечая способность младших школьников эмоционально реагировать на «правду» литературного произведения, должен «подниматься до их чувств» [24].
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую.
В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются основные характеристики познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи), необходимость которых связана с формированием читательской деятельности школьников. По Л. С. Выготскому, из «натуральных» эти процессы к концу младшего школьного возраста у обучающихся должны стать «культурными», то есть превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [6]. Этому способствуют основные виды деятельности, которыми большей частью занят ребёнок данного возраста в школе и дома: учение, общение, игра и труд. До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы. Продуктивные образы-представления появляются у детей 7-8 летнего возраста.
Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но ещё довольно долго сильным остаётся и непроизвольное внимание. Объём и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания к 4 классу школы у детей почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем у взрослых. Это связано с подвижностью процессов в центральной нервной системе ребёнка.
Младшие школьники могут переходить от одного вида деятельности к другому без особых затруднений или внутренних усилий. Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка. Поэтому очень важно именно в этом возрасте познакомить детей с книгой, как с источником интересного, занимательного и полезного Л. С. Выготский считал, что «основной формой проявления инстинкта в детском возрасте является интерес» [2].
Интерес – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, возникает на основе влечения к той или иной области в процессе своего развития и может перерасти в личностную потребность, при активном, деятельном отношении к предмету, в склонность. В этом возрасте идет чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, или, так называемого, чувственного интеллекта.
Подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребёнок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребёнка «видеть невидимое». Игнорируя литературные пристрастия обучающихся этого возраста, можно на долгие годы отбить у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению в целом. Тем самым не будет развиваться читательская грамотность младшего школьника.
Обучающиеся начальной школы реагируют на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, – ценность для начальной школы. О важности для ребенка возможности чувствовать, переживать писалось не раз. Вспомним известные слова В. Г. Белинского, считавшего, что главное в процессе чтения, чтобы дети как можно «больше чувствовали» [23].
Следует остановиться ещё на одном важном компоненте – мотивации, которая является исходной или включённой в процесс принятия учеником учебной задачи для себя и обеспечивающей эффективность всей системы действий и операций чтения. Мотивационный компонент включает в себя сложное взаимодействие и взаимовлияние мотивов. Познавательный интерес как мотив, а также другие разнообразные мотивы (внутренние и внешние, социальные и личные, первичные и вторичные, прямые и опосредованные, естественные и искусственные).
В результате взаимовлияния мотивов формируется самостоятельная читательская деятельность как совокупность действий и операций, складывается отношение обучающихся к выполнению заданий по чтению и к чтению в целом. Формируется читательская грамотность младшего школьника.
Познавательный интерес является ведущим мотивом – целью учебной и читательской деятельности младших школьников. В начале – это просто желание научиться читать, затем – больше узнать, найти в книге ответы на интересующие их вопросы, удовлетворить познавательный интерес, получить эстетическое удовольствие от общения с книгой.
Основная психологическая особенность младших школьников – слабое развитие произвольного внимания. Данная характеристика внимания позволяет сделать вывод о том, что при обучении следует делать упор на развитость непроизвольного внимания.
Все известные психологи сходятся во мнении, что главное в обучении чтению и формирования читательской грамотности – привлечение интереса.
Формирование читательской грамотности у младших школьников предполагает создание необходимых для этого условий, а также учет факторов на уровне школы, на уровне учителя и на уровне ученика. Педагоги для формирования читательской грамотности и воспитания в обучающихся гармонично-нравственной личности должны использовать самые передовые технологии, опираясь на литературный источник, применяя разнообразные формы урочной и внеурочной деятельности.
Большую роль в формировании читательской культуры младших школьников играют уроки литературного чтения, где дети учатся работать с текстом и получать для себя новую информацию. В качестве важнейшего условия формирования читательской грамотности младших школьников выделяют организацию работы с учебными заданиями на уроках литературного чтения [14].
Предварительный просмотр:
Анализ состояния исследуемой проблемы на современном этапе развития НОО
Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности.
Одним из главных путей решения проблемы формирования читательской грамотности у обучающихся является введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей. Литературное чтение является одной из основных учебных дисциплин. Оно влияет на развитие морального облика и нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ему отводится главная роль в эмоциональном, интеллектуальном, эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Особенность литературного чтения как учебной дисциплины характеризуется сущностью данного предмета как культурного феномена: оно эстетически развивает мир, описывает богатство и многообразие человеческой жизни в разных литературных образах. Литература владеет огромным потенциалом, способным воздействовать на юных читателей, она приобщает младших школьников их к духовно-нравственным ценностям нации и государства.
Однако в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Обучающиеся отдают предпочтение просмотру телевизора, игре в компьютер, планшет, телефон.
Данные статистики подтверждают тот факт, что формирование у младших школьников устойчивого интереса к чтению – первостепенная задача современного общества. Чтение способствует:
- личностному развитию ученика;
- умению адаптироваться в обществе;
- восприятию ответственного, инициативного и компетентного гражданина.
Хорошие читатели любят читать, уверены в своих силах и прекрасно чувствуют себя на уроках чтения. Во всех странах более высокие результаты по читательской грамотности показывают учащиеся, которые положительно относятся к чтению, высоко оценивают свою успешность в овладении чтением, чувствуют себя полноправными участниками учебного процесса на уроках чтения.
На Ежегодном совещании директоров библиотек РФ, обслуживающих детей, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения Валерий Федоров представил основные результаты Всероссийского опроса «Отношение российских детей и подростков к чтению», который ВЦИОМ провел по заказу Российской государственной детской библиотеки 29 сентября — 8 октября 2021 года.
Специалисты Российской государственной детской библиотеки сравнили данные опроса 2021 года с итогами аналогичного исследования, проведенного по той же методике в 2006 году. По итогам анализа был сделан вывод о том, что за прошедшие 15 лет ситуация с детским чтением значительно ухудшилась по целому ряду характеристик.
Итоги опроса 2021 года показывают, что при сохранении нынешней тенденции российские дети не только не смогут повторить результат исследования читательских компетенций детей (PISA) 2018 года (26-е место), но и могут оказаться на более низких позициях в этом рейтинге. Весьма вероятен риск уже в ближайшем будущем получить нечитающее поколение.
Нельзя не сказать о том, что подготовка учителей в области формирования читательской грамотности младших школьников началась относительно недавно, ощутим недостаток необходимых учебно-методических материалов, приемов и технологий для формирования читательской грамотности у младших школьников [11].
Г. С. Ковалева, анализируя проблемные зоны в подготовке выпускников начальной и основной школы, выявляет в качестве основной причины образовательных дефицитов особенности организации учебного процесса в российских школах, его ориентацию на овладение предметными знаниями и умениями, решение типичных (стандартных задач), как правило, входящих в демоверсии или банки заданий ВПР.
Традиционная передача знаний от учителя к обучающимся путем трансляции собственного опыта сегодня неактуальна. В процессе обучения младшие школьники должны формировать учебную самостоятельность, что предполагает наличие умения работать с текстовой информацией [21]. В младшем школьном возрасте основной является коммуникативная сфера развития личности ребенка. Ему жизненно необходимо позитивное общение со стороны окружающих.
В связи с этим становится актуальным коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий такую организацию учебного процесса, в которой на первый план выдвигается деятельностное общение учащихся с учителем и между собой, учебное сотрудничество всех участников урока.
Коммуникативно-деятельностный подход предполагает диалогичную форму освоения произведения на уроках литературного чтения. Коммуникативной основой урока становится диалог читателей с автором текста и учебный диалог читателей о произведении. Мастерство учителя состоит в том, чтобы обеспечить создание ситуации взаимодействия учащихся с автором и его произведением, не навязать детям единственно правильную трактовку, а побудить их высказать свои собственные суждения, организовать творческую деятельность на основе прочитанного. Планируя урок литературного чтения, учитель должен оценить все возможные факторы и выбрать такую логику урока, которая в большей степени способствует пробуждению творческой активности ребёнка читателя, воспитывает в нём непосредственный интерес к чтению и интерпретации прочитанного, способствует приобретению духовного опыта общения с автором и его произведением и в конечном итоге обогащает и расширяет нравственное сознание ребёнка, его способность к социализации. Делает урок литературного чтения уроком жизни [16].
Для внедрения кейс-технологии мы выбрали программу «Начальная школа XXI века». В программе не выделяются отдельно уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых комплексно решаются все задачи литературного образования младших школьников: формируются читательские умения, решаются задачи эмоционального, эстетического и литературного развития, а также нравственно-этического воспитания. При изучении произведений данной программы идет постоянное и непрерывное обучение работе с книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению.
Мы проанализировали учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, авторы: Л. А. Ефросина, М. И. Оморокова на предмет заданий, способствующих формированию читательской грамотности, и условий для использования кейс-технологии. У нас получились следующие выводы: основная работа состоит из литературного анализа не только классических, но и современных произведений. Внимание акцентирует на многообразии авторов, жанров и тематики, которые обучающиеся учатся сравнивать.
У детей формируется умение ориентироваться в содержании текста. Данный учебник учит детей находить информацию в тексте и отвечать на вопросы по тексту. Хочется отметить, что вопросы после текста можно внедрить в кейс-технологию. Заключительные вопросы можно отнести к методу дискуссии или кейс-стади (например, работа после текста М. М. Пришвина «Моя Родина», «Охранять природу – значит охранять Родину»). Учитель организует на уроке коллективный обмен мнениями обучающихся.
В настоящее время наблюдается ускоренное развитие информационных технологий и в этой связи ощутимое сокращение доли систематически читающей части общества и отсутствие грамотности в работе с текстовой информацией. Задача учителя – использовать современные технологии, которые помогут сформировать читательскую грамотность у младших школьников. Одной из таких технологий является кейс-технология.
